Skip Navigation LinksDO_d_n

​​​​​​​​​​​​Дистанционное обучение

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

      ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!

На нашей странице ДМО «Духовно-нравственное образование» мы покажем примеры организации и проведения уроков с использованием разных моделей обучения. На сегодняшний день таких моделей три: электронное обучение (с использованием цифровых образовательных платформ, систем дистанционного обучения), обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (видеотрансляция или запись учебных занятий, on-line инструменты, электронная почта, образовательные интернет-форумы, социальные сети, мессенджеры и т.п), кейс-технология: обучение без прямого подключения к сети Интернет (кейсы с учебными материалами, инструкциями, рекомендациями, подсказками на USB-флеш-накопителях, CD / DVD, печатных носителях выданные обучающимся с указанием времени выполнения). Наиболее подробно об этих технологиях Вы узнаете из презентации «Модели дистанционного обучения» Николаевой Т.В., проректора ОГБОУ ДПО «КОИРО».

В этой памятке мы постараемся создать алгоритм проведения цикла занятий педагогом с использованием разных моделей обучения. Также представим опыт коллег по дистанционному обучению по предметам духовно-нравственного цикла.

1. Подготовьтесь

В первую очередь необходимо настроить себя и своих учеников на то, что дистанционное обучение такое же серьезное, как и в классе, но между вами будет расстояние. Ученики должны проявить больше старательности в самостоятельном изучении материала, а контроль будет осуществляться с помощью оценки выполнения ими заданий различными способами (эл.. дневник, эл. почту, отсроченную проверку домашних заданий и т.п.).

Необходимо выбрать платформу взаимодействия с учениками. Именно здесь вы будете присылать им материалы для изучения и формы для выполнения заданий.

Четко определите для учеников временные рамки, отведенные на освоение материала и выполнение заданий. Не забывайте о том, что помимо вас, онлайн-обучение реализуют и другие ваши коллеги, поэтому старайтесь не перегружать детей обилием материала для прочтения. Идеально – освоение материала и выполнение заданий одного урока должно занять у ребенка не более 45 минут – 1 часа. (Методические рекомендации  Роспотребнадзор: как организовать рабочее место школьника на дистанционном обучении).

2. Выберите платформу обучения

Очень важный момент. От платформы, содержащей образовательный контент, зависит качество освоения материала. Разумеется, вы можете просто «набросать» детям ссылки разных ресурсов Интернета для прочтения и выполнения тестов и онлайн-упражнений. Также вы можете создать сами тексты и формы тестов с помощью открытых документов (Google, MS Office-365, файлообменникиGoogleDrive, Yandexdisk, облако Mail.ru и т.д.). 

Так, например, по курсу ОРКСЭ и ОДНКНР (модуль «Основы православной культуры) можно использовать странички тетради «Основы православной культуры» Негановой Галины Николаевны, учителя ОРКСЭ, истории МОУ СОШ №7  г. Мантурова (тетради для учащегося и учителя (с ответами) размещена ниже), а также задания в тетрадях на печатной основе или электронной по предметам ОДНКНР, Истоки. Это также может быть выполнение учащимися кроссвордов, написание творческих работ, мини-сочинений, эссе, исследовательских работ, презентаций и т.д. 

Напоминаем, вам, уважаемые коллеги, что важно использовать и региональный компонент при выполнении исследовательских работ (навигатор по Истокам и ОРКСЭ также размещен ниже). Но нельзя перегружать обучающихся домашними заданиями!

Необходимо определиться с формой дистанционного обучения. Если вы хотите проводить занятия в режиме онлайн, собирая детей к экранам, вы можете воспользоваться бесплатными системами вебинаров или функцией электронного журнала по проведению онлайн-занятий с демонстрацией рабочего стола (функция доступна с января 2020 года). Если же вы выбираете асинхронный режим обучения, при котором вы и ваши ученики работают с ресурсами в свободном друг от друга режиме, необходимо выбрать соответствующую платформу с онлайн-уроками. Массово доступна Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/), Фоксфорд (https://foxford.ru/) и Учи.ру (https://uchi.ru/); другие популярные разработчики контента сделали свои ресурсы также бесплатными на период карантина.

Если же вы хотите построить урок с использованием собственных материалов, вам необходимо выбрать платформу для их размещения. Самое простое – загрузить материалы на файлообменник и разместить в электронном журнале на них ссылку.

 3. Обратная связь

          Контакт с учениками в дистанционном обучении – самое важное. Необходимо постоянно контролировать, понятна ли поставленная задача, обеспечен ли полноценный доступ к материалам обучения и т.д. Мы рекомендуем использовать групповые рассылки в электронном дневнике. Также вы вправе пользоваться для этих целей мессенджерами (Viber, Whatsapp и т.д.) и даже ресурсами социальных сетей, столь популярных среди наших школьников.

Не забывайте о том, что график проведения занятий должен соблюдаться, и к моменту начала обучения все материалы должны быть размещены и доведены до детей. Не забывайте также и о том, что задания с открытым ответом и присланные на проверку вам материалы должны быть оценены не позднее, чем за 3 часа до начала нового занятия, иначе дети потеряют мотивацию и ощущение серьезности дистанционного урока.

4. Урок

Мы должны помнить о том, что дистанционный урок практически идентичен очному занятию по своей структуре (дидактическому срезу), а именно:

  1. Организационный момент и построение задач и цели – определены четкие задачи для учащихся, обозначено время освоения материала, расписание занятий т.д.
  2. Проверка домашнего задания – общий обзор успехов и неудач учеников при его выполнении, разъяснение сложных моментов и т.д.
  3. Актуализация знаний – используются различные методы повышения мотивации к изучению нового материала – видеоролики, учебная задача. Если данный этап вы предпочитаете реализовывать в виде фронтальной работы с классом – не беда, можно просто разместить список вопросов, не требуя ответа, так как они сами собой уже подготовят ребенка к новой учебной задаче.
  4. Первичное усвоение новых знаний – использование ресурсов образовательных порталов или разработок учителя, размещенных на общедоступных ресурсах. Однако, перед прочтением материала ученики должны четко знать, что от них требуется, необходимо указать, на что обратить особое внимание, какие знания и практические навыки будут проверяться; в общем, достаточно четко должны быть поставлены задачи непосредственно перед самостоятельным изучением нового для ученика материала.
  5. Первичная проверка понимания и закрепление – идеальный вариант реализовать данный этап непосредственно при изучении нового материала, перемежая образовательный контент заданиями, интерактивными моделями и вопросами для самопроверки. На мощных образовательных порталах все так и сделано, а в среде дистанционного обучения (Moodle) для этих целей есть интерактивная лекция. Если же материал осваивается на основе размещенных вами файлов, то прямо в текстовых файлах или презентациях постарайтесь разместить эти элементы.
  6. Контроль освоения, анализ допущенных ошибок и их коррекция – реализуются с помощью тестов, интегрированных интерактивных моделей и форм сбора ответов. Не забывайте своевременно проверять задания и публично/частно информировать учеников об их достижениях и допущенных ошибках.
  7. Домашнее задание и инструкция по его выполнению.
  8. Рефлексия и обратная связь.

    Теперь немного об образовательном контенте – тех материалах, с помощью которых вы будете организовывать изучение нового материала. Поставьте себя на место ученика и представьте себе, какой объем необработанной информации на него будет скинут в случае массового перехода всех учителей на обучение в режиме онлайн. В этой связи мы просим критически подойти к качеству материалов, которые вы используете в своей работе, их освоение (чтение, осмысление, выполнение заданий первичной проверки понимания и закрепления) не должно занимать более 45 минут – 1 часа:
  1. Избегайте лонгридов (длинных текстов). Оставьте в тексте самое важное, сделав пометки о наличии дополнительного материала в случае, если тема ребенка заинтересовала.
  2. Структурируйте текст, он должен быть разбит на части. Желательно краткое подведение итогов в конце.
  3. Используйте тексты с инфографикой – схемы и прочая визуализация позволяют более качественно понять материал и запомнить его.
  4. Задания и учебные блоки должны быть сбалансированными по объему и сложности.

5. Интерактивность

Ошибочно полагать, что обучение в удаленном режиме полностью исключает интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. В некоторых случаях оно даже более эффективно, так как позволяет учесть возможности каждого без исключений. Мы свободно можем организовывать обсуждение в группах, общаться как на этапе изучения нового материала, так и выполнения заданий. Для этих целей необходимо правильно подобрать образовательный портал, либо создать качественную обратную связь с использованием мессенджера или чата. Постарайтесь создать некоторые задания для выполнения в группе – общий проект, комплексная задача с распределением ролей и т.д. Все это можно реализовать с помощью современных технологий открытых документов, вебинаров, сетевых ресурсов.

6. Нет Интернета!

Нередко нам предстоит столкнуться с ситуацией отсутствия Интернета на дому у наших учеников. Это достаточно серьезная проблема, решать которую в удаленном режиме приходится с помощью физических носителей информации. Придется организовывать работу по изучению материала с использованием обычного учебника, распечатанных материалов и творческих заданий (см. варианты домашних заданий ниже). Не забываем о том, что перед каждым уроком ребенок должен получить четкую инструкцию по работе с этими носителями информации. А также предусмотреть все варианты обеспечения контроля освоения материала и своевременной доставки до ученика результатов вашей проверки. В этом случае необходимо очень четко отработать систему доставки материалов от учителя до ученика и обратно. Может быть, это будет обычая коробочка или почтовый ящик в холле вашей школы или индивидуальные консультации с учениками, все зависит от вашей фантазии и степени ограничений в общении с учениками и их родителями.

Реализация образовательных программ с применением дистанционного обучения на уроках духовно-нравственного цикла ОРКСЭ, Истоки, ОДНКНР

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

1.Модели дистанционного обучения. Николаева Т.В., проректор КОИРО.

2.Модели ДО по ДНВ. Логинова Н.В. Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением дистанционного обучения на уроках духовно-нравственного цикла ОРКСЭ, Истоки, ОДНКНР.

3. Яндекс учебник дистанционное обучение.

4. Методические рекомендации  МИНПРСВЕЩЕНИЯ РФ. Дистанционное обучение 2020.pdf

5. Методические рекомендации  Роспотребнадзор: как организовать рабочее место школьника на дистанционном обучении. (Источник: официальный сайт Роспотребнадзора)
6.  Основы православной культуры. Тетрадь для учащегося. Неганова Г.Н.
7.  Рабочая тетрадь для учителя Основы православной культуры (ответы к заданиям). Неганова Г.Н.
8. Варианты общения в рамках дистанционного обучения. Лебедева О.В.
9.  Домашние задания по курсу ОРКСЭ, ОДНКНР. Логинова Н.В. Кейс-заданий по курсу ОРКСЭ, ОДНКНР
10. Творческие задания по курсу ОРКСЭ, модуль Основы православной культуры. Протоиерей Сергий Евсеев
11. Кроссворды по ОДНКНР, 5 класс, ОРКСЭ 4 класс. Степанова Т.В., Кубашина И.А.
12. Навигатор по курсу ОРКСЭ (региональный компонент). Логинова Н.В.

13. Навигатор по "Истокам" (региональный компонент).  Логинова Н.В.



 

Министерство просвещения РФ о дистанционном обучении​

 


 
Департамент образования и науки
 Костромской области 
(нормативные документы)

 

 

ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" 

Методические рекомендации по организации учебного процесса по ОРКСЭ, ОДНКНР, Истокам с использованием дистанционных образовательных технологий.

 Организация и проведение урока, обратная связь, оценивание, домашнее задание​.

Методические рекомендации по дистанционному обучению по ОРКСЭ, ОДНКНР, Истоки. Домашние задания и оценивание. Логинова Н.В.

Методические рекомендации по дистанционному обучению (ОГБОУ ДПО "КОИРО", от 23.04.2020г.)

Алгоритм действий для учителя при подготовке и проведении учебного занятия​ 

(из методических рекомендаций ОГБОУ ДПО "КОИРО" от 23.04.2020г.)

" Дистанционный урок идентичен очному занятию по своей структуре. Учебное время обучающегося расходуется на все виды деятельности, предусмотренные учебным занятием, независимо от того, как проводится урок в режиме онлайн, или используется кейс-технология и работа ведется асинхронно, а значит и обязательный объём учебного материала должен быть минимально необходимым для освоения изучаемой темы.

   Чтобы правильно спланировать урок и определить объём учебного материала учителю необходимо ответить на вопросы:

  • Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)?
  • Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
  • Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?
  • При подготовке учебного материала важно помнить, что между учителем и обучающимся будет расстояние, которое потребует отученика самоорганизованности, старательности в самостоятельном изучении материала. Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого учителю необходимо подготовить учебные материалы и задания, которые направлены на освоение нового материала, закрепление ранее изученного, повторение.
  • Помните, что для дистанционного урока минимизируется объём текста и по максимуму используются возможности инструментов для совместной работы, инфографика. К учебным материалам обязательно добавляются инструкции по работе (так, как если бы учитель объяснял в классе), указывается время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки. Старайтесь не перегружать детей обилием материала для прочтения, помните, что освоение учебного материала не должно занимать более 30 минут (чтение, осмысление, выполнение заданий первичной проверки понимания и закрепления).
  • Не используйте привычные формулировки заданий в электронном журнале “учебник, стр.54-57, рабочая тетрадь задание 14" в дистанционном обучении они становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции.
    Определите обязательный минимум материала, который нужно успеть отработать в течение учебного занятия, и дополнительный объем, который можно предложить для выполнения обучающимися по желанию. Обучающимся могут быть предложены задания различного уровня сложности на выбор.
  • Не пытайтесь успеть все, попробовать сразу много инструментов — сосредоточьтесь на обязательном минимальном наборе
  • Продумайте чередование активности для обучающихся во время учебного занятия.
  • Ставьте четкие рамки, в которые обучающимся нужно выполнить самостоятельную работу. Временные рамки для выполнения задач зависят от ваших целей и могут быть разными, например: 
  • сделать в течение часа — и через час вы возвращаетесь к заданию;  
  • сделать до завтра, и к заданию вы вернетесь на следующем уроке; 
  • сделать в течение недели или другого периода — с такими сроками можно выдавать проектные задания и т. п. 
  • Снизьте жесткость критериев оценивания. Принимайте во внимание, что дистанционный формат является новым для обучающихся.
  • Разделяйте контроль и оценивание. Достаточным будет контроля за самим фактом участия детей в дистанционном обучении. Главный критерий в этом случае — соблюдение сроков. Если работа не была выполнена в обозначенный вами срок, обсудите это с обучающимся.
  • Необходимо продумать работу, которую обучающиеся будут выполнять на отметку. Выставлять отметку необходимо не за процесс обучения, а за итог. Когда обучающийся изучает учебный материал, работает с тестами для самопроверки, задает вопросы, ошибается — он учится. Этот процесс поддерживается обратной связью с учителем. Проводить работу на отметку необходимо тогда, когда обучающийся научился и это является итогом той работы, которую он проделал в течение определённого времени. По возможности рекомендуется использовать электронные модели тестирования, предполагающие автоматическую обработку полученных результатов. В ходе организации учебных занятий должен учитываться низкий темп работы обучающихся и возможные проблемы с доступом к федеральным и региональным образовательным платформам, которые возникают из-за перегрузки каналов передачи данных.