Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами( http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационные_технологии).
Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов. Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.
В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к ним относится компьютерная техника и средства связи, и программные средства (ПС), которые могут быть различного назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс.
Педагогические цели использования ИТ:
1. Развитие личности (мышление, эстетическое воспитание, развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности, формирование информационной культуры).
2. Выполнение социального заказа (общая информационная подготовка пользователя, так называемая «компьютерная грамотность», подготовка специалиста в определенной области).
3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества обучения, беспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки).
Информационные технологии включают: программированное обучение; интеллектуальное обучение; экспертные системы; ипертекст и мультимедиа; микромиры; имитационное обучение; демонстрации.
Методические возможности средств ИТ
· Визуализация знаний;
· Индивидуализация, дифференциация обучения;
· Возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации);
· Моделирование объектов, процессов и явлений;
· Создание и использование информационных баз данных;
· Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа;
· Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками;
· Осуществление самоконтроля;
· Осуществление тренировки и самоподготовки;
· Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа);
· Формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации;
· Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного);
· Формирование культуры учебной деятельности;
· Формирование информационной культуры;
· Высвобождение учебного времени.
Направления использования ИТ
· Электронные учебники;
· Диагностические (тестовые) системы;
· Тренажеры и имитационные программы;
· Лабораторные комплексы;
· Экспертные системы;
· Базы данных и базы знаний по различным областям;
· Прикладные и инструментальные программные средства;
· Системы на базе мульти-медиа технологии;
· Интеллектуальные экспертные обучающие системы;
· Телекоммуникационные системы;
· Электронные библиотеки;
· Геоинформационные системы и др
Использованы материалы: http://www.mediaedu.ru/modules.php?name=Pages&go=page&pid=18
Использование ЦОР И ЭОР
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР).
Главной целью использования ЦОР и ЭОР является повышение качества математического образования и увеличение степени его доступности. В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов.
Федеральными коллекциями ресурсов являются:
· Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru);
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru).
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Применение ЦОР и ЭОР
1. Подготовка учителя к уроку (компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете; эффективный поиск информации; подготовка контрольных и самостоятельных работ; подготовка творческих заданий; подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами).
2. Проведение урока (демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор; использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ; тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний; индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке).
3. Помощь учащимся (повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала; автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время; большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.; возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера; помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия; приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними; развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде).
Следствия использования ЦОР
• переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному
• поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения
• выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся
• стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся
• реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.