Современный урок: моделирование учебного процесса
«…Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше русское. У нас сейчас все внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самодеятельной деятельности, даже в том, чтобы ясно и отчетливо передать, хоть в словах, то, что они выучили или прочли; они рано делаются какими-то только мечтающими существами, все собириющимися жить и никогда не живущими, все готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтателями… Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность все понимать и обо всем мечтать (я не могу даже сказать думать) и неспособность что-нибудь делать – вот плоды такого воспитания». Эти слова написаны почти 100-лет назад и принадлежат К.Д.Ушинскому, но лучше не скажешь. Как далеко шагнула педагогическая наука с тех пор, однако все равно «я ложусь в 12 спать, силы нет раздеться. Вот бы сразу взрослым стать, отдохнуть от детства».
Стихотворные строки учителя-новатора Д.Г. Левитеса:
Я – скульптор,
Моя мастерская – класс,
щёки горят и чёлки отброшены…
Десятками пар ушей и глаз
уставились на меня сейчас
будущие Энштейны и Ломоносовы.
Язык, инструмент мой, легок и прост, -
сначала строю доверия мост,
на ударения не налегая.
Потом «на ноготь» легонько возьму
самые острые… Не затупились?
Пальцы – слова, что в безделье застыли,
в себе согрею и разомну.
И, словно ваятель на влажной глине,
ошиблась рука – и вместо линии,
правильной и незаменимой –
уродливый шрам на много лет.
Вот мрамор – холоден, хрупок, твёрд…
Удары легкие, как прикосновение.
Но вот
упало
слово
молот
и – надвое все, надежды, сомненья…
Но как ни старайся, как ни трудись,
вряд ли достигнешь цели конечной –
необожженными входят в жизнь
глиняные мои человечки…