Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
«Меня оценят в XXI веке»
        Правильнее было бы сказать: «Мой труд оценят в XXI веке». Труд настоящего учителя сравним с работой «скульптора, тщательно обтесывающего и шлифующего умы и души людей, или архитектора, заботливо застраивающего знаниями все уголки человеческого существа" (Я.Коменский). Как оценить результат учительского труда, ведь его нельзя увидеть, измерить? Кто может оценить то, что скрыто в душе ребенка? Мой труд – это уроки музыки, а ценность МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА неоспорима и уникальна. Не случайно Фридрих Шиллер говорил: «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
       В чем ценность уроков музыки? В наше время я все чаще слышу вопросы: «А зачем нашим детям этот предмет? Нужно ли в наш век компьютерных и нанотехнологий заниматься музыкой? Зачем тратить такое дорогое и скоротечное время на музыку?» И если ответить: «Чтобы дети были эстетически развиты, имели хороший художественный вкус и музыкальный слух», - многих взрослых такой ответ не устроит. Современным родителям эти качества не кажутся важными и необходимыми. Это в 19 веке дворяне могли позволить себе заниматься искусством для удовлетворения своих высоких эстетических потребностей и вкусов. В 21 веке другие приоритеты. И тут мы, учителя музыки, должны доказать, что занятия музыкой нужны каждому ребенку не только для эстетического развития (хотя это тоже очень ценно), но и для формирования таких личностных качеств ребенка, как мобильность, конструктивность, креативность и коммуникабельность, которые будут необходимы ему в дальнейшей профессиональной деятельности. «Учить музыке не только для того, чтобы воспитать музыканта, а для того, чтобы ученик мог стать лучшим в любой профессии!» (Д.К. Кирнарская).
       О пользе музыки и ее положительном влиянии на психику и интеллект известно с древнейших времен. В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис («душевное очищение») снимает тяжелые психические переживания.
       Начиная с XIX века, наука накопила немало важных сведений о воздействии музыки на человека. Доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, уменьшает физическую усталость и боль. В начале XX века было экспериментально установлено, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма и воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно появляется и широко распространяется музыкотерапия. И в будущем, я думаю, ценность музыки будет только возрастать.
       Об удивительных свойствах музыки говорили многие прогрессивные педагоги-новаторы: Б.Барток, Ш.Сузуки, Д.Кабалевский. Они считали, что нужно всех детей учить музыке, независимо от их природных способностей. В настоящее время в Англии, Канаде, Японии музыкальное искусство является обязательным предметом не только в общеобразовательной школе, но и в высших учебных заведениях.
       Восприятие или слушание музыки (а это непосредственно касается учебных задач моего предмета) обеспечивается обоими полушариями, следовательно, вызывает интеграцию работы полушарий мозга. Поэтому использование музыки чрезвычайно актуально при обучении детей чтению, письму, математике, иностранным языкам. Пение тоже развивает двухканальное восприятие, ведь поющий ребенок одновременно выполняет два вида деятельности: произносит слова и интонирует мелодию. Такой навык двухканального восприятия очень пригодится в любой профессиональной деятельности.
       Музыка постоянно заставляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным. Музыка - это чрезвычайно важное, а главное ничем другим незаменимое средство для воспитания современного человека XXI века, умеющего применять свои знания в жизни, готового к быстрому решению проблем и не боящегося перемен. Музыка – прекрасный воспитатель стрессоустойчивости и «гигантский ускорителеь общего развития ребенка, действующий всесторонне" (Д.К.Кирнарская). Особенно велика ценность музыки в воспитании духовного и нравственного облика детей. Надеюсь, что мне своим трудом удалось сделать так, чтобы мои ученики стали добрее, мудрее, научились видеть прекрасное вокруг и заразились моей любовью к классической и хорошей современной музыке. Очень надеюсь, что и спустя много лет, мы будем встречаться с ними на симфонических концертах в филармонии, в театре. Верю, что мои уроки помогут раскрыть в душах детей истинную МУЗЫКАЛЬНОСТЬ, не только в смысле хорошего слуха и правильного интонирования, а в смысле музыкальности души: тонкой восприимчивости ко всему происходящему, эмоциональной отзывчивости, чуткости к чужим проблемам, искренности и открытости в своих чувствах.
       Хочется верить, что мои ученики внесут свой вклад в процесс формирования культурного, интеллигентного, неравнодушного поколения 21 века. Это и является самым важным и ценным в моей работе.  А Вы, как думаете?
 
1.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995. - С. 248-284. 2.Так утверждает Д. К. Кирнарская, проректор Российской музыкальной академии им. Гнесиных, доктор психологии.