Skip Navigation Linkstrening_form_ocenka_informatika

​​​Дистанционный тренинг "Электронные инструменты для создания моделей формирующего оценивания"

 

Цель тренинга: совершенствование профессиональных компетенций учителя информатики в области формирующего оценивания, формирование методической копилки инструментов оценивания.

Ведущие тренинга: Николаева Татьяна Викторовна, декан факультета повышения квалификации ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования", к.п.н.

 

Инструкция для участников тренинга

Как будет выстроено наше обучение? Вам будут предложены авторские материалы по формирующему оцениванию и инструкции по созданию дидактических материалов с использованием сетевых сервисов.

Мы будем вести коллективный on-line дневник в формате Google-документов. Это позволит нам не только фиксировать идеи, предложения, но и организовать коллективные дискуссии, рефлексию, обмен опытом… 

Результаты вашей работы будут фиксироваться в таблице образовательных достижений участников тренинга:

Выполнив задание, Вы закрашиваете ячейку таблицы зеленым цветом САМОСТОЯТЕЛЬНО   ;)))
Предпочтительнее синхронная форма работы. Это повысит эффективность нашего взаимодействия ;))) 
 

 

Ход тренинга

1.  Введение. Роль формирующего оценивания. 

 Учитель современной школы поставлен перед необходимостью научиться оценивать не конечный результат, а способы деятельности учащегося.

Оценивание  - это не единичное событие, а постоянный процесс. Оценивание, включенное в учебную тему, позволяет получать больше информации о потребностях обучающихся и корректировать процесс обучения для повышения их успеваемости. Такое постоянное текущее оценивание называется формирующим.
Формирующее оценивание (внутреннее) - это оценивание, которое проводится до начала и во время обучения. Используется для того чтобы оценивать потребности учеников, стимулировать самостоятельность и сотрудничество, отслеживать прогресс, проверять и демонстрировать понимание. 
Формирующее оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.​
Итоговое оценивание, проводится в конце изучения темы или по завершению обучения на определённом этапе (уровне).
Учителя используют как формирующее, так и итоговое оценивание. Существуют различные стратегии оценивания и каждая имеет свой арсенал методов и инструментов. Формирование оценки учащегося_Волкова_ЛА.pdf

​В ходе тренинга Вы познакомитесь с целями формирующего оценивания, методами и средствами достижения каждой цели. 
Рассмотрим на примере, какие методы и средства можно использовать оценивая ход проектной деятельности "К вопросу о формирующем оценивании".

 

Для справки:

Система оценивания, в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на результативное обучение, а критерием успешности в освоении образовательных программ является достижение учащимися трех групп планируемых результатов: предметных (Информатика 7-9 классы.docx, Информатика 10-11 классы Базовый уровень.docx, Информатика 10-11 классы Углублённый уровень.docx), метапредметных (Метапредметные результаты ФГОС ООО.pdf) и личностных (Личностные результаты ФГОС ООО.pdf).

Отличительной особенностью школьного курса информатики является его метапредметная направленность. Как это влияет на оценку метапредметных результатов в рамках учебного предмета информатика? Важно понимать, что многие метапредметные умения в курсе информатики являются предметом изучения, поэтому различие предметных и метапредметных образовательных результатов при изучении курса информатики лежит на уровне смысла учебных заданий и задается при их проектировании, а нормы оценивания в значительной степени будут различаться по видам контроля.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий ( далее - УУД). 

Задание:

  • Запишите в таблицу методы оценивания, которые Вы используете в настоящее время, и то, как Вы бы хотели их изменить. Какие метапредметные результаты вызывают  у Вас трудности в оценивании?

!!! После выполнения заданий Модуля не забудьте поставить отметку в Таблице достижений участников тренинга. 

2. Методы оценивания

Как многомерное понятие метод обучения имеет много сторон, в соответствии с чем методы можно группировать в системы. В связи с этим существует множество классификаций методов.  

В классификации методов учебно-познавательной деятельности Ю.К. Бабанского к методам контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности отнесены: методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.​​Методы и приёмы обучения.pdf

 

Сравнительный анализ методов обучения позволяет дополнить предлагаемые выше классификации методами оценивания, которые обеспечивают комплексную оценку результатов обучения. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Иными словами, не отдельные отметки по отдельным учебным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Оценки и отметки нужны не сами по себе, а для принятия решений по оказанию педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.​

Стратегии оценивания — это методы, которые учитель использует для сбора информации об учебных достижениях учащихся​.

Задания:

 

Результативность процесса развития любых умений, в том числе и познавательных универсальных учебных действий, зависит от организации системы оценивания реального уровня сформированности диагностируемых результатов обучения.

  • Познакомьтесь с презентацией "Оценка уровня сформированности познавательных УУД на уроках информатики", в которой представлены некоторые шаблоны диагностических заданий с примерами (шаблон является универсальным конструктором, предназначенным для наполнения содержанием по любой теме школьного курса информатики). Оценка уровня сформированности познавательных УУД на уроках информатики.pdf
    Примеры диагностических заданий можно взять в Банке заданий Национальных исследований качества образования (Информатика и ИКТ, 8-9 классы).

 

  • Посмотрите примерный план диагностики сформированности познавательных УУД на уроках информатики в основной школе План диагностики сформированности познавательных УУД.xlsx (шаблон можно использовать в качестве инструмента диагностики для учащихся определённого класса, набор тем корректируется в зависимости от тематического планирования учебного материала на учебный год).

В плане, представленном в виде таблицы, отражены результаты диагностики каждой операции познавательного умения. На основании этой таблицы может быть определен не только список познавательных УУД, которыми владеет/не владеет конкретный
обучающийся, но и освоенный/не освоенный этим обучающимся набор операций, входящих в определенное умение, а также процентное соотношение обучающихся как по уровню сформированности определенного умения, так и по освоению определенных операций.

По результатам диагностики учитель может построить индивидуальный маршрут коррекции.
  • Приведите примеры заданий, которые используются для оценки уровня сформированности познавательных УУД на уроках информатики. Ответы разместите на форуме (файлы с примерами прикрепите как вложение).

!!! После выполнения заданий Модуля не забудьте поставить отметку в Таблице достижений участников тренинга.

 

3. Инструменты оценивания

Общее представление об инструментах оценивания. 

Введение критериального оценивания делает возможным переход к формирующему оцениванию, которое ориентировано на развитие компетенций ученика. Оценка, которая складывается из понятных ученику критериев, стимулирует и мотивирует его и делает процесс обучения осмысленным.

Критерии оценивания - перечень критериев для оценивания работы учеников или процессов, которое производится путем определения соответствия уровня достижения каждому критерию.
На основе критериев разрабатываются другие инструменты оценивания. Критерии оценивания состоят из компонентов, которые позволяют определять ожидание от обучения и направлять учеников в процессе самооценивания и взаимооценивания.

В методической копилке каждого педагога есть примеры учебных заданий, в которых четко сформулированы критерии оценивания. На форуме вы можете описать такой пример или дать ссылку на документ в сети. 

Кроме того, у Вас есть возможность разместить в библиотеке методических материалов Оценивание (ФГОС ООО) и Оценивание (ФГОС СОО) любой документ (текст, презентацию, таблицу и т.п.), содержащий вами разработанные критерии. 

В название файла включите, пожалуйста, фамилию_ИО. Спасибо! 

Задание:

 !!! После выполнения заданий Модуля не забудьте поставить отметку в Таблице достижений участников тренинга.

4.  Электронные средства для создания диагностических заданий

Формирующее оценивание может быть реализовано с помощью широко используемых в педагогической практике средств:
- табличный процессор MS Excel;
- облачные сервисы Google и Microsoft;​
- сетевые сервисы для создания дидактических материалов.

Примеры использования сетевых сервисов в практике работы учителя информатики

​Заполнение форм и совместная работа с документами google-таблица, google-документ, создание интеллект-карты на сервисах http://bubbl.us/, http://www.spiderscribe.net/

В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить форму, созданную на Диск Google (документ или таблица). Предварительно учащимся открывается доступ к документу для совместной работы.

Например, домашнее задание для учащихся 9 класса № 51 (рабочая тетрадь Босова Л.Л.). В задании предлагается привести примеры истинных и ложных высказываний. Учащиеся совместно заполняют форму, предлагая свои варианты ответов. Такой способ работы исключает дублирование вариантов ответа и даёт возможность быстро проверить результаты работы на уроке.

​Демонстрация видеоинструкции, созданной с использованием сетевых сервисов.

Образовательные видеофайлы с сайта http://www.youtube.com

На основе идей учащихся можно создавать облако слов, в котором размер слова соответствует частоте использования слова учащимися (например, "Цифровые носители информации").

Носители информации.png 

 Задание «Найди пару. Базы данных»

 Задание найди пару.png

 

​Использование таблиц для совместного заполнения http://www.classtools.net/  во время урока.

Например, «Заполнить таблицу понятия и формулы» (Торопова И.В., учитель информатики МОУ СОШ № 9 города Буй Костромской области).

​​Использование виртуальной интерактивной доски http://www.stixy.com при решении задач.

Например, «Учимся измерять информацию. Содержательный подход. 8 класс» (Торопова И.В., учитель информатики МОУ СОШ № 9 города Буй Костромской области).

​Тестирование проводится за компьютером (индивидуальная форма работы).

Например, тест (создан в Google форме) «Виды внешней памяти» (Кокарева Н.А., учитель информатики город Шарья Костромской области).

Тест «Устройство компьютера» (создан с использованием ресурса http://simpoll.ru/)

​Создание интеллект-карты на сервисах http://bubbl.us/, http://www.spiderscribe.net/.

На уроке может быть организована работа в группах по созданию интеллект-карт, которые являются эффективным инструментом для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Интеллект-карты помогают ученикам установить и исследовать связи между понятиями или темами в пределах одной большой темы или раздела. Это способствует глубокому изучению материала и помогает ученикам соединить новую информацию с существующими знаниями.

Google Документ - используется для написания совместных текстовых работ, проведения проверочных работ.

Кроссворд, созданный на сетевом сервисе http://puzzlecup.com  Например, по теме «Измерение информации» (Торопова И.В., учитель информатики МОУ СОШ № 9 города Буй Костромской области); по теме «Устройство компьютера» (Кокарева Н.А., учитель информатики город Шарья Костромской области)

При решении кроссвордов могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Рефлексивный этап можно организовать с использованием заранее подготовленных форм (google-документ, например, анкета по итогам урока​), в специально созданном блоге (например, сервис Blogger https://www.blogger.com), в подготовленной анкете.

Примеры организации рефлексии:

1.    Рефлексия деятельности. Используется прием «лестницы успеха», графического организатора «рыбья кость». Примеры вопросов:

  • У меня получилось…
  • Я научился…
  • Сегодня на уроке я смог…
  • Урок дал мне для жизни…
  • За урок я…

2.    Рефлексия содержания учебного материала. Прием незаконченного предложения (можно использовать блог или google-документы). Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка:

Примеры вопросов:

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял что…
  • Теперь я могу…
  • Я приобрёл…
  • Я научился…
  • Урок для меня показался…
  • Для меня было открытием то, что…
  • Мне показалось важным…

Материал урока был мне…

​Организация совместной работы учащихся на уроке с использованием облачных технологий Раздатка.pdf (Из опыта работы учителя истории и обществознания Посысаев О.Б.
Совместная работа с готовыми определениями посредством заполнения google-таблицы, например, определение операционной системы​ (учащимся необходимо найти в Интернете разные определения операционной системы, записать их в совместную таблицу, обязательно указав ссылку на источник и проследить за тем, чтобы найденные определения по возможности были разными)​.​
​Самооценка ​с использованием заранее подготовленных бланков на сервисе google (google-документы, google-формы и т.п.), например, бланк самооценки ученика после работы над проектом​.

 

 

Задания:

Познакомьтесь с презентацией Облачные технологии для совместной работы на уроках информатики.pptx

Познакомьтесь с инструкциями по работе с сетевыми сервисами, которые могут быть полезны для создания диагностических заданий, используемых при формирующем оценивании.

 

Разработайте 1-2 примера диагностических заданий с использованием предложенных сетевых сервисов и разместите результат в таблице.

 

Дополнительные материалы, полезные для учителя информатики

Познакомьтесь с дистанционными мастер-классами по освоению инструментальных возможностей сетевых сервисов и обмену опытом.

  1. Мастер-класс «Социальные сервисы для организации игровой деятельности на уроке» (Организатор Макарушина И.А., учитель математики-информатики МКОУ Горчухинская СОШ Макарьевского муниципального района Костромской области)
  2. Мастер-класс по освоению сервиса Cacoo (Организаторы: Иванова Ю.Ю., Шмакова С.А., г. Шарья Костромской области).

  3. Мастер-класс «Использование конструктора интерактивных упражнений LearningApps.org в деятельности педагога» (Организатор Осокина О.К., учитель иностранного языка МОУСОШ № 9 городского округа город Буй Костромской области)

  4. Мастер-класс «Сервис REaltimeBoard (групповая виртуальная доска)» (Организатор Охлопкова Е.В., преподаватель ИТ в профессиональной деятельности ОГБОУ СПО «Галичский аграрный техникум Костромской области»)

  5. Мастер-класс «Знания и умения требуют оценки» (Организаторы Хлябинова Т.Ю., Соколова О.Е., г. Мантурово Костромской области)

 !!! После выполнения заданий Модуля не забудьте поставить отметку в Таблице достижений участников тренинга​.