Skip Navigation LinksДомашняя

​​​​​​​​​​​​​Реализация требований ФГОС основного общего образования в рамках учебного предмета "География"

Семинар-практикум 

Перед началом работы зарегистрируйтесь, пожалуйста, в журнале регистрации​

Ушинский.PNG

Участники семинара ознакомятся с нормативными документами и методическими материалами, необходимыми для разработки рабочих программ, конспектов уроков в форме технологической карты и контрольно-оценочных материалов для реализации требований ФГОС в рамках учебного предмета "География", получат возможность практического применения полученных знаний. 



1. Документы, с кото​​рыми н​еобходим​о ознакомиться, прежде чем начинать планировать свою работу
1. ​Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
В этом документе особенно внимательно изучить раздел II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ​ (п. 9 - Личностные результаты освоения ООП ООО; п. 10 - Метапредметные результаты освоения ООП ООО; п. 11 - Предметные результаты освоения ООП ООО; п/п 11.2. Общественно-научные предметы. География). Эти результаты необходимо внести в рабочую программу по географии.

2. Приказ МОН РФ от 31.12.2015г. № 1577 "Об изменениях в ФГОС ООО...".
В этом документе важен п. 10 (о внесении изменений в п. ФГОС  18.2.2.- о структуре рабочих программ по учебным предметам). В документе перечислены обязательные разделы рабочей программы по предмету.

3. Федеральный перечень учебников
Географиия- ООО. География - СОО (базовый уровень). География - СОО (углубленный уровень).​ Можно использовать в учебном процессе только те учебники, которые включены в этот перечень.

4. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования
Этот документ -  неотъемлемая часть ФГОС, базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Здесь  представлена СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ​ (см. блок "География").

5. Концепция развития географического образования в РФ 
В документе представлены базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации.​


6. Примерная основная образовательная программа ООО_2015 
Раздел 2.2.2.7. География. Здесь приведено предметное содержание курса географии основной школы. Дано содержание тем, изучаемых на базовом уровне, и тем, изучаемых на повышенном уровне (даны курсивом).  Это содержание используется при составлении рабочих программ по предмету.  В п. 1.2.5.7. География приведены предметные планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ООО. 

7. Примерная основная образовательная программа ОУ_2011 (изд. Просвещение)
В п. 1.2.3. "Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ" необходимо изучить содержание п\п 1.2.3.1. "Формирование универсальных учебных действий​" и  п/п. 2.2.2. "Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования" (География).​ В разделе 1.2. "Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования", п/п 1.2.1. "Общие положения​", изучите обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые нужно включать в урок для формирования планируемых результатов. ​

8. Программа по географии
В документе приведены  содержание изучаемых тем на базовом и повышенном уровнях и результаты изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования​.​

2. Коструирование рабочей прог​раммы по географии​​​​​​
Рабочая программа по географии должна быть составлена на уровень образования: основного общего или среднего общего образования. Она должна соответствовать требованиям документов, перечисленных в первой части страницы семинара.
За основу конструирования рабочей программы можно взять примерную программу по географии (см. п.8 предыдущего раздела). Можно воспользоваться примерными программами или авторскими программами к УМК, используемыми школой в учебном процессе. 
Важно! Учебник НЕ является основой для проектирования рабочей программы (это компонент УМК, который учащиеся используют как источник знаний).
В рабочую программу должны быть включены планируемые результаты освоения учебного предмета "География", содержание учебного предмета,  тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 
Задание. Воспользуйтесь методическими рекомендациями и образцами рабочих программ учителей географии Костромской области для конструирования собственной рабочей программы.​ При конструировании рабочей программы по предмету предварительно ознакомьтесь с основной образовательной программой основного общего образования школы, в которой предстоит работать. Изучите данный документ  с позиций локальных требований к рабочим программам по предмету.

Методические рекомендации по разработке рабочих программ по географии

Рабочая программа по географии для основной школы. Автор_Смирнова_Е.В.​

3. Конструирование урока в соответствии с системно-деятельностным подходом
​Урок географии должен соответствовать современным требованиям - конструировать его необходимо с позиций системно-деятельностного подхода. В урок включаются учебно-познавательные и учебно-практические задачи, выполняя которые учащиеся будут осваивать новые знания и новые учебные действия. Необходимо запланировать деятельность учителя по реализации образовательных задач урока и деятельность учащихся в соответствии с учебными задачами.
Задание. Определите тему  урока географии в соответствии с учебно-тематическим планированием рабочей программы.
В зависимости от целей урока, определите тип урока. При подготовке урока воспользуйтесь методическими рекомендациями по составлению урока, структурой технологической карты урока.
Познакомьтесь с опытом учителей географии Костромской области по конструированию урока.​
Сконструируйте собственный урок в форме технологической карты, планируя деятельность учащихся в соответствии с учебно-познавательными и учебно-практическими задачами.

Методические рекомендации по организации современного урока
Технологическая карта урока

Осипова Т.П. 1_Географическая широта_Географическая долгота_ Географические координаты_6 кл.
Осипова Т.П. 2_Маршрутный лист к уроку_Географическая широта_Географическая долгота_Географические координаты_6 кл.​

​4. Оценка результатов освоения основной образовательной программы ​ 
​Оценка результатов освоения содержания урока/темы осуществляется в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля. Для контрольных процедур учитель разрабатывает контрольно-оценочные средства (КОС) в соответствии с методическими рекомендациями департамента образования и науки Костромской области. КОС должны проверять уровень освоения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.
Количество и вид контрольных процедур по предмету определяется рабочей программой и подлежит согласованию/утверждению в образовательном учреждении. 
Задание. Изучите рекомендации ДОН по составлению КОС. Воспользуйтесь макетом КОС и материалами учителя географии МБОУ СОШ № 13 г.о.г. Буй Смирновой Л.В. для составления контрольной работы.

Методические рекомендации ДОН Костромской области по составлению контрольно-оценочных средств (КОС)
Макет КОС для заполнения
Смирнова Л.В. Оценка предметных и метапредметных результатов обучения в основной школе​
Контрольно-оценочные материалы по географии для 5кл. Автор_Смирнова_Л.В.
​​















Снимок6.PNG



Снимок5.PNG
Если после работы с материалами семинара у вас появились новые вопросы по проектированию  учебного процесса и конструированию​ рабочих программ курсов, в т.ч. элективных, конспектов уроков в форме технологических карт, контрольно-оценочных средств по ФГОС​ и пр., запишитесь на  дистанционные курсы повышения квалификации (36 час.) по теме "Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредмет​ных и личностных результатов в рамках учебного предмета "География" с учетом требований ФГОС​​". 

Подробная информация по ссылке.

Руководитель курсов будет сопровождать вас во время обучения: все рабочие программы, конспекты уроков и контрольно-оценочные средства, разработанные вами в рамках курсовой подготовки, будут прочитаны,  прокомментированы, ​будут даны рекомендации по корректировке структуры, содержания  документов и их использования. 


​​​Эти книги  полезно изучить и применять в работе​​​
Асмолов А.Г. Пособие для учителя_Формирование УУД в основной школе








"Школа не должна научить на всю жизнь,
она должна научить учиться всю жизнь".

Древнегреческий афоризм