«Похвальное слово Островскому – драматургу и гражданину»
Александр Николаевич Островский – великий русский драматург и литературный деятель. Он написал более пятидесяти замечательных пьес. Островский – писатель-реалист. Известность ему принесла комедия «Свои люди – сочтемся», показывающая мир во всем ищущих выгоды замоскворецких купцов. Не зря его назвали «Колумбом Замоскворечья».
Служба в судах позволила Островскому ближе познакомиться с народной средой, увидеть проблемы человека, узнать больше о его быте, психологии, услышать исконно русскую речь. Островский совершил в 1857-1858 годах литературную экспедицию по Волге, увидел удивительную красоту природы, жизнь русского человека.
Пьесы его имеют глубоко народный характер, недаром Юрьев сказал: «Грозу» не Островский написал, «Грозу» Волга написала».
Драматург внес большой вклад в деятельность журналов «Москвитянин» и «Современник».
По многим произведениям его были поставлены спектакли. Малый театр в Москве назван Домом Островского. По пьесам сняты фильмы, такие как «Жестокий романс», «Бесприданница», «Весенняя сказка» и другие.
Островский активно проявил себя как гражданин и литературный деятель. Он впервые создавал репертуар для русского национального театра.
«Островский столь же мало обличитель, как он мало и идеализатор… Великий народный поэт, первый и единственный выразитель нашей народной сущности в её многообразных проявлениях», - писал критик Ап. Григорьев.
Кожаева Софья,«11»Б» класс, МБОУ СОШ №6
«Памятник героям Островского А.Н.»
В Москве, на площади, где обычно ставят главную ёлку страны, я бы поставила памятник Деду Морозу и Весне, главным героям Весенней сказки А.Н. Островского, ведь без них не существовала бы Снегурочка.
Дед Мороз в серебряной шубе, длинная борода, засыпанная снегом, посох с золотыми и серебряными снежинками и острой звездой на конце. Взгляд его, задумчивый, но решительный, устремлён вдаль.
Весна – молодая женщина, с длинными русыми волосами, нежным лицом, в длинном нежно – зелёном платье. В руках она держит короткий жезл, обвитый весенними цветами. Всех прохожих Весна озаряет улыбкой и нежным взглядом, полным надежд.
Именно такие образы я вижу, когда читаю сказку «Снегурочка». Я считаю, что эта пьеса является одним из главных произведений Александра Николаевича Островского.
Оборотова Мария, 7 «Г» класс, МБОУ СОШ №6
«Похвальное слово Островскому – драматургу и гражданину»
«Островский одарил всех возможностью мыслить и чувствовать возвышенно»,-так писал в своей статье критик А. Салынский.
В одной и своих ранних статей А.Н. Островский писал, что «обличение – характерная русская черта». Эта острая гражданская позиция во многом определила творческую направленность писателя-драматурга. Защита интересов народа, боль и тревога за его судьбу – главные принципы творчества Александра Николаевича Островского. Писатель поразительно сильно изобразил персонажей «темного царства», он создал живые портреты героев. Добролюбов называл произведения Островского «письмами жизни». Жизнь бесконечна, пьесы вливаются в нее, как реки в океаны, они по-прежнему актуальны.
Говоря об Островском, нельзя не отметить его заслуги перед театром, начинания драматурга продолжит в последующие годы Станиславский. Идеи театра Островского основывались на том, что зритель приходит «смотреть не пьесу, а актерскую игру», именно поэтому драматург тщательно подходил к выбору актеров на роли. Благодаря А.Н. Островскому стали известны такие имена, как Самойлов, Садовский, Васильев, Мартынов.
В начале творческого пути пьесы Островского запрещались, недовольное дворянское сословие неоднократно писало жалобы правительству, но это не сломило тягу драматурга к правде и творчеству, без которого он не мыслил жизни. Великий русский талант скончался в 1886 году, находясь в сложном финансовом положении. Из-за работы, требующей полной самоотдачи, здоровье ухудшалось с каждым днем.
Произведения А.Н. Островскогостали достоянием русской литературы. Любовь к человеку, природе делает его произведения психологичными, проникающими в самые потаённые уголки нашей души.
Пройдут века, но навсегда с человечеством останутся «Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты» и вершина творчества Островского, его «завещание потомкам», школа идейности, мастерства владения словом – драма «Гроза». В этом произведении автор поднимается до высот символизма. Гроза – это не только гром и молния над Калиновым, но и нравственная гроза, разразившаяся в душах людей. В «Грозе» сильно и утверждающепрозвучали тенденции творчества А.Н. Островского.Каждый человек мечтает о большой, настоящей, искренней любви, как у героев пьес Островского, но с одним условием, чтобы пьеса под названием «Жизнь» имела счастливый финал.
Шевцова Полина, 11 б класс, МБОУСОШ №6
«Похвальное слово Островскому – драматургу и гражданину»
Значение Островского очень велико для развития отечественной драматургии, ведь с его именем связано появление русского национального театра. В своих пьесах Александр Николаевич поразительно точно передает настроение эпохи через мысли и чувства своих героев. Он – настоящий мастер слова, умеющий в речи персонажей раскрыть всю их сущность, их настроение и мечты. Восхищает яркость и точность характеров. В каждом слове героя можно найти новые черты его натуры. Например, в произведении «Свои люди – сочтемся!» монолог героини Липочки сразу помогает нам определить ее истинную сущность. В каждой ее фразе - безнравственность, легкомыслие и наивность. Она судит людей лишь по их внешнему виду, а внутренний мир для нее не важен: «и усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками» - только так она может отзываться о людях.
В противопоставление столь легкомысленной героине можно взять Катерину из драмы Островского «Гроза». Эта героиня – настоящая русская женщина. Катерина говорит образным народным языком, в котором отражается ее глубокий внутренний мир.
Островский не только драматург, но и гражданин, патриот своей родной страны и малой родины. Сколько добрых слов сказано им о местах, где он жил – о Москве, об имении Щелыково в Костромской губернии! Для него мило и дорого всё, что его окружает: «Я по нескольку часов упиваюсь благовонным запахом сада. И тогда природа делается понятней, все мельчайшие подробности, которых бы прежде не заметил или счел бы лишними, теперь оживляются и просят воспроизведения…» Александр Николаевич старается замечать мельчайшую деталь, не упустить ничего из виду. Ему дорог каждый уголок родной земли, каждый день, прожитый здесь.
Таким образом, Александр Николаевич Островский – великий драматург и гражданин своей великой Родины – России.
Анастасия Травина, 11 «Б» класс, МБОУ СОШ №6
«Памятник Снегурочке» «Весенняя сказка» «Снегурочка» написана А.Н. Островским в его имении Щелыково. Мне посчастливилось побывать там, и меня поразил Голубой ключик с чистой-чистой, как слеза, ледяной водой. Она, словно пульсируя, пробивается сквозь песок на дне. Говорят, что этот родник возник на месте гибели Снегурочки, а маленькие фонтанчики – бьющееся сердце девушки, которое разбудила ее мать Весна…
Если бы я была скульптором, то создала бы памятник именно Снегурочке. В произведении А.Н. Островского она отличается от девчушки-Снегурки из народной сказки. Это юная девушка, которая хочет счастья. Водить хороводы с подружками, играть в горелки, слушать песни Леля, а не сидеть в одиночестве в тереме своего отца Деда Мороза, где ей прислуживают белки да лисица. Ее сердце ждет любви, хотя она сама не понимает этого. Зато это знает Весна.
В моем воображении памятник Снегурочке представляется таким.
Рядом с Голубым ключиком стоит юная девушка в русском сарафане, простоволосая, с косой через правое плечо. Голову Снегурочки перехватывает лента.
Руки вдоль тела, но не прижаты к нему. Кажется, что девушка только что вышла на поляну и растерялась, не знает, что ей дальше делать. В лице должны отражаться радость, ожидание и страх.
На левом плече у Снегурочки сидит белочка. Лисичка и другая белка выглядывают внизу, из-за края сарафана своей хозяйки. Они тоже не знают, как поступить.
Пусть впереди у Снегурочки радости и горе, но мне она представляется именно такой.
Крупышева Полина, 6 «А» класс, МБОУ СОШ №21
«Памятник царю Берендею»
Немало замечательных произведений создано А.Н. Островским, однако среди них особое место занимает весенняя сказка «Снегурочка», имеющая костромские истоки. Действие происходит в удивительно красивом месте - стране берендеев. Здесь люди стараются не гневить богов, ценят красоту окружающего мира. Старейший и мудрый, добрый и справедливый, правит страной царь Берендей, живущий для своих подданных и горячо ими любимый.
К образу царя Берендея в своем творчестве обращались поэты и художники: М. Врубель, В. Васнецов и В.А. Жуковский, - а я хотела бы поставить этому колоритному персонажу памятник. Но не в старинном Переславле-Залесском, где находится знаменитый Дом Берендея и куда съезжаются встречать жаркое лето многие сказочные персонажи, а у нас в Костроме, в парке Берендеевка, в настоящем «Берендеевом царстве». Здесь снимался фильм «Снегурочка», здесь каждый уголок природы дышит первозданной красотой. Здесь, в центре Ярилиной поляны, вырезанный из цельного куска дерева, «в узорчатом кафтане и в золотой обвязке», мог бы сидеть на узорчатом троне «седобородый» и «среброкудрый» « отец земли своей» царь Берендей. Несмотря на седины, сохранивший горделивую осанку, мудрец-созерцатель устремил вдаль полный тепла и заботы взгляд. Величавое чело, изборожденное морщинками-лучиками, подчеркивающими добрую и благородную натуру героя, обращено на восток, к Яриле. Длинные узловатые пальцы сжимают берестяной посох. В позе выражена легкая напряженность, готовность к немедленному действию.
Таким видится мне созданный великим драматургом А.Н. Островским сказочный царь Берендей.
Сенникова Ирина, 11 «А» класс, МБОУ СОШ №21