М.Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных экспериментальных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Не менее важную роль экспериментальная деятельность оказывает и на развитие причинно-следственных связей между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о неживой природе является хорошей базой для развития речи и мышления воспитанников.
Так, при наблюдении и самостоятельном экспериментировании «Как происходит извержение вулкана?» закрепляется правильность и точность употребления слов природоведческой тематики (вулкан, извержение, лава, жерло, кратер, магма и др.), а также использование в самостоятельной речи падежных и родовых окончаний существительных, прилагательных и глаголов.
Это очень важно для воспитанников моей группы, так как 75% это дети с диагнозом ОНР.
Поэтому, последние два года я углублённо работала по теме «Детское экспериментирование в старшем дошкольном возрасте», так как именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.
Учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития воспитанников, мною были выделены следующие цели и задачи, призванные повысить познавательный интерес воспитанников к экспериментированию.
Цель моей работы:
Развитие у воспитанников устойчивого познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Свою работу по организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я строила исходя из следующих принципов:
- Принцип научности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип доступности
- Принцип креативности
- Принцип интеграции
- Принцип преемственности
- Принцип результативности:
В заключении хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с воспитанниками свидетельствуют об эффективности моей работы.
Подводя итог своей работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через экспериментальную деятельность.
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.