1. Общие положения
1.1. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 3 города Галича Костромской области (далее «Лицей») является муниципальным гражданским светским некоммерческим средним общеобразовательным учреждением.
1.2. Полное наименование: муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Галича Костромской области
1.3. Сокращенное наименование: МОУ Лицей №3.
1.4. Учредителем Лицея является администрация городского округа ─ город Галич Костромской области. Юридический адрес Учредителя: 157201, Костромская область, город Галич, площадь Революции, дом 23 «а».
1.5. Лицей находится в ведомственном подчинении Отдела образования администрации городского округа ─ город Галич Костромской области.
1.6. В своей деятельности Лицей руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, постановлениями Правительства Российской Федерации, администрации Костромской области и органов управления образованием всех уровней; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты, санитарными правилами и нормами, а также настоящим Уставом и локальными правовыми актами Лицея.
1.7. Лицей является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, смету, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимся в её распоряжении денежными средствами и имуществом, принадлежащим Лицею на праве собственности. Лицей как юридическое лицо вправе иметь расчётные и другие счета в учреждениях банков, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Лицей имеет печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием, вывеску установленного образца. Учредитель несет ответственность по обязательствам Лицея в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством. Лицей не несет ответственности по обязательствам Учредителя и созданных им юридических лиц. Отношения между Учредителем и Лицеем определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицей проходит лицензирование, государственную аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании».
1.8. Права юридического лица у Лицея в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации как образовательного учреждения.
1.9. Право на ведение образовательной деятельности и льгот, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у Лицея с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
1.10. Права Лицея на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации.
1.11. Юридический адрес Лицея: 157201, Костромская область, город Галич, улица Школьная, дом 7.
1.12. Адрес местонахождения Лицея: 157201, Костромская область, город Галич, улица Школьная, дом 7.
2. Цель, основные задачи, предмет деятельности Лицея
2.1. Основной целью деятельности Лицея является формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ.
2.2. В своей деятельности Лицей осуществляет следующие задачи:
а) создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического и эстетического развития личности ребёнка;
б) формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе;
в) создание основы для осознанного выбора и освоения профессии;
г) воспитание гражданственности, любви к Родине и семье, трудолюбия, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, окружающей среде, правам и свободам человека;
д) достижение обучающимися соответствующего государственным стандартам образовательного уровня;
е) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.
2.3. Предметом деятельности Лицея является:
а) реализация образовательных программ дошкольного образования;
б) реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
в) реализация образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического и естественно-научного профиля;
г) реализация образовательных программ специального (коррекционного) образования VIII вида;
д) оказание дополнительных образовательных, оздоровительных, спортивных услуг (в том числе платных);
е) разработка учебных планов, программ, учебных пособий, научной, методической, справочной литературы;
ж) проведение психологической диагностики, тестирования, консультаций логопеда;
з) организация семинаров, конференций, конкурсов, олимпиад;
и) организация концертов, выставок, выставок-продаж;
к) иная деятельность, не запрещенная действующим законодательством.
2.4. В Лицее не допускается деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
2.5. Организация питания обучающихся в Лицее осуществляется Лицеем совместно с предприятием общественного питания на договорной основе в специально отведенном помещении.
2.6. Медицинское обслуживание обучающихся в Лицее обеспечивается медицинской сестрой, закреплённой муниципальным учреждением здравоохранения на договорной основе, для работы которой Лицей предоставляет помещение с необходимыми условиями.
2.7. Лицей в процессе своей деятельности ведет работу по учёту и бронированию военнообязанных и призывников в соответствии с требованиями законодательства РФ и Постановлениями Правительства РФ.
3. Организация образовательного процесса.
3.1. Обучение и воспитание в Лицее ведутся на русском языке. В Лицее преподаются:
- в качестве государственного языка – русский язык;
- в качестве иностранного – английский и немецкий языки.
3.2. В первый класс принимаются дети, которым исполняется 6 лет 6 месяцев до 1 сентября текущего года, но не позднее возраста 8 лет.
Для зачисления детей в первый класс необходимы следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей);
- свидетельство о рождении ребёнка (копия);
- медицинская справка о состоянии здоровья ребёнка.
Достигшим необходимого возраста, но не проживающим на территории муниципалитета детям может быть отказано в приёме только по причине отсутствия свободных мест в Лицее.
3.3. При наличии свободных мест и успешном прохождении аттестации в лицей могут быть приняты лица, не достигшие 18 лет и не имеющие среднего (полного) общего образования:
· в порядке перевода из другого образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу соответствующего уровня;
· ранее получавшие общее образование в форме семейного образования, самообразования, экстерната и иной форме обучения.
При приёме в Лицей в порядке перевода из образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прохождение аттестации в Лицее не является обязательным. В этом случае, помимо документов, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Устава, представляется также документ имеющего государственную аккредитацию общеобразовательного учреждения об уровне образования или уровне освоения обучающимся соответствующей общеобразовательной программы.
3.4. Приём в Лицей для обучения и воспитания оформляется приказом по Лицею. Процедура приёма подробно регламентируется Правилами приёма в Лицей, которые не могут противоречить закону, Типовому положению об общеобразовательном учреждении и настоящему Уставу.
3.5. Лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трёх ступеней образования:
1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года);
2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет);
3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения – 2 года).
Содержание общего образования в Лицее определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми, утверждаемыми и реализуемыми Лицеем самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.
Лицей в своей уставной деятельности реализует следующие образовательные программы:
- образовательные программы дошкольного образования;
- общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического и естественно-научного профиля;
- общеобразовательные программы специального (коррекционного) образования VIII вида;
- программы дополнительного образования детей различной направленности.
Общее образование является обязательным, предоставляется бесплатно. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
3.6. Организация образовательного процесса в Лицее строится на основе учебного плана, разрабатываемого Лицеем самостоятельно в соответствии с примерным государственным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий. При этом Лицей работает по графику пяти или шестидневной рабочей недели с двумя или одним выходными днями в одну или две смены.
Совет Лицея (педагогический совет) устанавливает продолжительность учебной недели и учебных занятий по каждому предмету с учетом физиологических и гигиенических требований в пределах учебного времени, предусмотренного учебным планом. Продолжительность перерыва между занятиями устанавливается с учётом необходимости организации горячего питания учащихся.
Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать:
Классы |
Максимально допустимая недельная нагрузка в часах |
При 6-ти дневной неделе |
При 5-ти дневной неделе |
1 |
- |
20 |
2-4 |
25 |
22 |
5 |
31 |
28 |
6 |
32 |
29 |
7 |
34 |
31 |
8-9 |
35 |
32 |
10-11 |
36 |
33 |
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий, элективных курсов в Лицее должны входить в объём максимально допустимой нагрузки учащихся.
Решением Совета Лицея (педагогического совета) наряду с 45- минутными уроками может быть установлена продолжительность урока на 1 ступени до 35 минут, а на 2 и 3 ступенях до 40 минут в зависимости от конкретных условий.
В соответствии с п. 2.9.4. Санитарно – эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся только в первую смену;
- 5-дневная учебная неделя;
- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
- проведение не более 4-х уроков в день;
- продолжительность уроков – не более 35 минут;
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;
- организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
При 2-х сменном режиме занятий численность и возрастные категории учащихся в каждой смене определяются при лицензировании Лицея. Учащиеся начальной школы, пятых, выпускных классов и классов компенсирующего и коррекционного обучения обучаются в первую смену.
3.7. Количество классов в Лицее зависит от количества обучающихся и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учётом санитарных норм.
Наполняемость классов и групп продлённого дня устанавливаются в количестве не более 25 обучающихся.
При проведении занятий по иностранному языку в 5-11-х классах и трудовому обучению в 5-11-х классах, физической культуры в 10-11-х классах, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) классы делятся на две группы при наполняемости 25 человек.
При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также 1-4-х классов при изучении иностранного языка. Лицей вправе открывать по желанию и запросам родителей (законных представителей) обучающихся группы продлённого дня. С учётом интересов родителей (законных представителей) обучающихся и по согласованию с Учредителем в Лицее могут открываться классы с профильным и углубленным изучением отдельных предметов, компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) классы для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.8. Учебный год в Лицее начинается с 1 сентября.
Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 недели, в последующих – 34 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года – не мене 30 календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель. Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Годовой календарный учебный график утверждается приказом директора Лицея с учётом мнения педагогического совета по согласованию с Учредителем.
3.9. Текущий контроль успеваемости обучающихся Лицея осуществляется учителями (преподавателями) по пятибалльной системе (минимальный балл – «1»; максимальный балл – «5»). По физической культуре, изобразительному искусству и музыке текущий контроль успеваемости обучающихся может осуществляться по системе «Зачет» - «Незачет». Вопрос о текущем контроле успеваемости по системе «Зачет» - «Незачет» решается Педагогическим советом. Учитель (преподаватель), проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося.
Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются:
- на первой ступени обучения за четверти. Вопрос о безотметочной системе решается Педагогическим советом. В 1-м классе итоговые оценки в баллах не выставляются;
- на второй ступени обучения за четверти. Итоговые оценки выставляются за полугодия по тем учебным предметам, на изучение которых в учебном плане Лицея отводится 1 час в неделю;
- на третьей ступени обучения за полугодия.
В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки.
В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной Советом лицея.
Ежегодная промежуточная аттестация в форме экзаменов, контрольных работ, собеседования, защиты реферата, защиты творческой работы, тестирования, зачетов и т.д. по отдельным предметам может проводиться в конце учебного года, начиная с 3 класса. Решение о проведении такой аттестации в данном учебном году принимается не позднее 30 октября Педагогическим советом Лицея, который определяет формы, порядок и сроки проведения аттестации. Решение Педагогического совета по данному вопросу доводится до сведения участников образовательного процесса приказом директора Лицея.
3.10. Обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательные программы, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету.
Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Образовательное учреждения обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации
Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают получать образование в иных формах обучения.
Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.
Перевод учащегося в любом случае производится по решению Педагогического совета.
Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
3.11. Общеобразовательные программы осваиваются в лицее, как правило, в очной форме. Лицей по желанию обучающихся и его родителей (законных представителей) с учетом потребности и возможности личности содействует освоению общеобразовательных программ или их отдельных разделов в разных формах обучения: заочное, очно-заочное (вечернее), экстернат, семейное образование, самообразование и иной форме обучения. Допускается сочетание различных форм получения образования.
3.12. Лицей обеспечивает организацию обучения детей на дому на основании медицинского заключения. В соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ, определяющими количество учебных часов в неделю, Лицей разрабатывает учебный план, составляет расписание, приказом определяет персональный состав педагогов, организует учет проведенных занятий. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.
3.13. Лицей организует личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий) в рамках государственного общеобразовательного стандарта на основании заявления родителей (законных представителей) в порядке, устанавливаемом решением Педагогического совета Лицея. Обучение учащихся по индивидуальным образовательным программам и тьюторском сопровождении осуществляется в соответствии с Положениями. Обучение по индивидуальным учебным планам осуществляется при наличии необходимого обеспечения и финансирования.
3.14. По согласию родителей (законных представителей), межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения среднего (полного) общего образования.
Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение освоения им образовательной программы общего образования по иной форме обучения.
3.15. По решению Совета Лицея (Педагогического совета) за совершенные неоднократно грубые нарушения Устава Лицея допускается исключение из Лицея обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
Исключение обучающегося из Лицея применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование Лицея.
Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Лицей незамедлительно обязан проинформировать об исключении обучающегося из Лицея его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из Лицея, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
Решение Совета Лицея (Педагогического совета) об исключении обучающегося оформляется приказом директора Лицея.
3.16. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Итоговая аттестация выпускников Лицея осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.
Выпускникам Лицея после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью Лицея.
Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, награждаются в установленном порядке золотой или серебряной медалью.
Выпускники основного общего и среднего (полного) общего образования, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, четвертные (триместровые) и годовые отметки «5», награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении».
Награждение выпускников и обучающихся переводных классов похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» и похвальным листом «За отличные успехи в учении» производится в соответствии с Положением, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.
3.17. Лицей оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь обучающимся, имеющим отклонение в развитии или поведении, либо проблемы в обучении через работу логопеда, психолога, организацию консультативных занятий и групп продленного дня.
3.18. Лицей может оказывать на договорной основе обучающимся, населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими общеобразовательными программами и государственными образовательными стандартами. Платные услуги утверждаются и оказываются в порядке установленном представительным органом местного самоуправления городского округа – город Галич Костромской области.
3.19. Лицей осуществляет мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством РФ
4. Финансово-хозяйственная деятельность
4.1. За Лицеем учредитель закрепляет имущество, принадлежащее Учредителю на праве собственности.
Объекты собственности, закрепленные Учредителем за Лицеем, находятся в его оперативном управлении с момента передачи имущества.
Лицей владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним Учредителем на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с уставными целями деятельности, заданиями Учредителя, назначением имущества и договором между Лицеем и Учредителем (уполномоченным им юридическим лицом).
Учредитель-собственник, закрепленного за Лицеем имущества, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество только по истечении срока договора между Учредителем (уполномоченным им юридическим лицом) и Лицеем.
4.2.Лицей с согласия Учредителя-собственника (уполномоченного им юридического лица) вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с действующим законодательством. Средства, полученные Лицеем в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в лицее.
4.3.Лицей не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение основных фондов Лицея (кроме основных фондов, приобретенных за счет собственных средств Лицея) в пользу третьих лиц. Такие сделки и договорные отношения являются недействительными с момента их заключения.
4.4.Деятельность Лицея финансируется её Учредителем в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Лицея являются:
- собственные средства учредителя на основе нормативов;
- бюджетные и внебюджетные средства;
- имущество, переданное Лицею собственником или уполномоченным им органом;
- средства родителей (законных представителей), полученные за предоставление обучающимися дополнительных платных образовательных услуг;
- добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
- доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешённой доходной деятельности;
- кредиты банков и других кредиторов;
- другие источники, не запрещенные законом.
Привлечение Лицеем дополнительных средств не включает за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета Учредителя.
4.5. Лицей самостоятельно распоряжается имеющимися средствами. Устанавливает работникам заработную плату (должностные оклады) в соответствии с Положением об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 города Галича Костромской области. Заработная плата работников общеобразовательного учреждения определяется на основе: отнесения должностей рабочих и служащих к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням в составе профессиональных квалификационных групп; установления минимальных окладов (минимальных должностных окладов, минимальных ставок заработной платы) по профессиональным квалификационным группам работников; определения должностного оклада путем умножения минимального оклада (минимального должностного оклада, минимальной ставки заработной платы) по профессиональным квалификационным группам работника на повышающие коэффициенты; установления выплат компенсационного характера; установления выплат стимулирующего и социального характера; результатов аттестации работников. Определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью Лицея, штатное расписание, распределение обязанностей.
4.6. Лицей вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную настоящим Уставом и распоряжаться доходами от этой деятельности.
Лицей вправе с согласия Учредителя-собственника (уполномоченного им юридического лица) использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой ем деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае Учредитель-собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за Лицеем объектов собственности в размере, определенном договором между Учредителем-собственником и лицеем.
4.7. Доход от платных дополнительных образовательных услуг Лицея за вычетом доли Учредителя-собственника реинвестируется в Лицей, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской.
4.8. Лицей вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в том числе совместно с другими юридическими лицами, способствующую решению уставных задач, и распоряжаться доходами от этой деятельности.
К предпринимательской деятельности Лицея относится:
- торговля покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Деятельность Лицея по реализации предусмотренных настоящим Уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в Лицей и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в Лицее.
При осуществлении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Лицей подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
4.9. Доходная (в том числе предпринимательская) деятельность Лицея может быть прекращена (приостановлена) в случаях и порядке, предусмотренных законом.
4.10. Лицею принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также на доходы от собственной деятельности Лицея и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
Лицей самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается этой собственностью и учитывает её на отдельном балансе.
4.11. Лицей вправе в установленном порядке осуществлять прямые связи с зарубежными образовательными учреждениями и организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.12. Лицей обязан обеспечить содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудования и другого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на территории.
Развитие материально-технической базы Лицея осуществляется самим Лицеем в пределах закрепленных за ним Учредителем и собственных средств. Расходы на текущий и капитальный ремонт Лицея несёт Учредитель.
4.13. Учредитель вправе приостановить предпринимательскую деятельность Лицея, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
5. Управление Лицеем.
5.1. К исключительной компетенции Учредителя Лицея относятся:
- создание, реорганизация и ликвидация Лицея как образовательного учреждения;
- утверждение Устава Лицея, изменений и дополнений к Уставу;
- согласование и контроль условий аренды зданий, помещений и иного имущества Лицея, закрепленного за ним на праве оперативного управления;
- назначение и увольнение Директора Лицея и другие функции работодателя по отношению к Директору;
- дача согласия на использование Лицеем закрепленного на праве оперативного управления имущества для осуществления деятельности, приносящей доход;
- контроль за деятельностью Лицея, в том числе знакомство с материалами бухгалтерского учета и отчетности, а также другой документацией;
- заслушивание отчета Администрации Лицея по вопросам, относящимся к ее деятельности;
- дача указаний, обязательных для исполнения Образовательным учреждением;
- другие функции, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными актами для учредителей муниципальных образовательных учреждений.
Компетенция Учредителей в области управления Лицеем подробно определяется в Договоре между ними, который не может противоречить Закону Российской Федерации "Об образовании», Типовому положению об общеобразовательном учреждении и настоящему Уставу.
5.2. Управление Лицеем строится на принципах единоначалия и самоуправления.
5.3. Высшим органом самоуправления Лицея является Конференция обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей), реализующая принцип государственно-общественного характера управления образованием
5.4. Конференция обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей правомочна:
- принимать Устав лицея, вносить изменения и дополнения в него;
- определять и утверждать концепцию развития лицея, финансово-экономическое его развитие;
- рассматривать и утверждать основные направления совершенствования образовательного процесса в лицее.
- избирать прямым тайным голосованием Совет лицея, его председателя, определять срок их полномочий.
- утверждать Положение о Совете лицея.
- заслушивать отчеты и информацию, оценивать результаты деятельности Совета лицея, заслушивать информацию директора лицея и его заместителей, а также руководителей органов самоуправления педагогов, учащихся, родителей.
5.5. Конференция созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
5.6. Делегаты с правом решающего голоса избираются на конференцию из равного количества от участников образовательного процесса:
педагогические работники – весь педагогический коллектив
- учащиеся 8-11-х классов – по 5 человек от класса по решению собрания коллектива класса
- родители 1-11 классов – по 5 человек от класса по решению классного родительского собрания.
В необходимых случаях на конференцию могут приглашаться представители общественных организаций с правом совещательного голоса.
5.7. Работой Конференции руководит председатель Совета лицея, который проводит заседания и подписывает решения. До избрания председателя Совета лицея, его функции выполняет директор лицея.
Председатель Совета лицея организует и планирует работу Конференции, председательствует на ней, организует на заседании ведение протокола, подписывает решения Конференции, контролирует выполнение принятых на заседаниях Конференции решений. В случае отсутствия Председателя Совета лицея, его функции осуществляет его заместитель, избираемый членами Совета лицея из их числа большинством голосов от общего числа членов Совета, или один из членов Совета по решению Конференции. Для ведения текущих дел Конференция избирают из своего состава секретаря Конференции, который обеспечивает протоколирование заседаний Конференции и ведение документации Конференции.
5.8. Решение Конференции является правомочным, если на ней присутствовало не менее двух третей делегатов и если за него проголосовало не менее двух третей присутствовавших, среди которых были в равной пропорции представлены все три категории делегатов. Делегат Конференции может потребовать обсуждения Конференцией любого вопроса, касающегося деятельности лицея, если его предложение поддержит треть делегатов Конференции. Процедура голосования определяется Конференцией.
5.9. Все решения Конференции своевременно доводятся до сведения коллектива работников лицея, учащихся, их родителей (лиц, их заменяющих) и, при необходимости, учредителя.
5.10. В период между конференциями в роли высшего органа самоуправления выступает Совет лицея, избираемый Конференцией.
5.11. Формами самоуправления являются: Совет Лицея, Попечительский совет Лицея, педагогический совет Лицея, методический совет Лицея, общее собрание трудового коллектива Лицея, родительский комитет Лицея, орган ученического самоуправления – Совет актива детской организации «Содружество» и Молодежный парламент.
5.12. Совет лицея в работает в соответствии с Положением о Совете МОУ лицея №3. Совет Лицея, избирается на 1 год и состоит из представителей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников Лицея. Представители с правом решающего голоса избираются в Совет Лицея открытым голосованием на собрании обучающихся 2 и 3 ступеней Лицея, родительском собрании, Педагогическом совете Лицея по равной квоте 5 человек от каждой перечисленной категории. Совет Лицея избирает из своего состава председателя, который руководит работой Совета, проводит его заседания и подписывает решения. Совет Лицея собирается председателем по мере надобности, но не реже 2 раз в год. Внеочередные заседания Совета Лицея проводятся по требованию одной трети его состава, собрания обучающихся 2 и 3 ступеней, родительского собрания, педагогического совета Лицея, директора Лицея. Представители, избранные в совет Лицея, выполняют свои обязанности на общественных началах.
Решение Совета Лицея является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава Совета и если за него проголосовало не менее двух третей присутствовавших, среди которых были равным образом представлены все три категории членов Совета. Процедура голосования определяется Советом Лицея.
5.13. К исключительной компетенции Совета Лицея относятся:
- организация выполнения решений конференции образовательного учреждения;
- участие в обсуждении перспективного плана развития образовательного учреждения;
- участие в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад общеобразовательного учреждения (публичный доклад подписывается совместно председателем Совета и директором Лицея);
- принятие Устава Лицея;
- принятие решения об исключении обучающегося из Лицея;
- образование экзаменационной комиссии в случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой;
- принятие решения о сдаче в аренду закрепленных за Лицеем объектов собственности, а также земельных участков (по представлению директора Лицея, согласованному с Учредителем);
- утверждение в пределах своей компетенции нормативных документов Лицея регулирующих деятельность участников образовательного процесса.
- по представлению методического (педагогического) совета образовательного учреждения обсуждает необходимость введения профилей дифференциации обучения, профилей производственного обучения;
- согласование распорядка работы лицея, продолжительности учебной недели и учебных занятий в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, графика и сроков начала каникул;
- утверждение положений и другие локальных актов в рамках установленной компетенции;
- организация во взаимодействии с педагогическим коллективом деятельности других органов самоуправления образовательного учреждения;
- поддержка общественных инициатив по совершенствованию и развитию обучения и воспитания молодежи, творческого поиска педагогических работников в организации опытно-экспериментальной работы; определение путей взаимодействия образовательного учреждения с научно-исследовательскими, производственными, кооперативными организациями, добровольными обществами, ассоциациями, творческими союзами, другими государственными (или негосударственными), общественными институтами и фондами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития личности обучающихся (воспитанников) и профессионального роста педагогов;
- заслушивание руководителя о рациональном расходовании внебюджетных средств на деятельность образовательного учреждения; определение дополнительных источников финансирования; согласование распределения средств образовательного учреждения на его развитие и социальную защиту работников, обучающихся (воспитанников) лицея;
- заслушивание отчетов о работе руководителя лицея, его заместителей, других работников, внесение на рассмотрение конференции предложений по совершенствованию работы администрации; знакомство с итоговыми документами по проверке органами управления образованием и т.д. деятельности лицея и заслушивание отчетов о мероприятиях по устранению недостатков в его работе;
- принятие в рамках действующего законодательства Российской Федерации необходимых мер по защите педагогических работников и администрации лицея от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность, а также по обеспечению гарантий автономности лицея, его самоуправляемости; обращение по этим вопросам в муниципалитет, общественные организации.
5.14. Попечительский совет Лицея является добровольным объединением спонсоров, созданным для содействия внебюджетному финансированию Лицея и оказанию ему организационной, консультативной и иной помощи. По решению общего собрания спонсоров и с соблюдением законодательства о некоммерческих организациях Попечительский совет Лицея может быть зарегистрирован в качестве некоммерческой организации с правами юридического лица. Попечительский совет участвует в управлении Лицеем путём принятия обязательных для Лицея решений по использованию передаваемых ему средств и имущества объединенного спонсорского фонда.
5.15. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в Лицее действует Педагогический совет – коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников Лицея. Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о педагогическом совете.
Педагогический совет под председательством директора Лицея:
- обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации;
- организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
- принимает решение о проведении в данном календарном году промежуточной аттестации в форме экзаменов или зачётов;
- принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс, условном переводе в следующий класс, а также (по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося) о его оставлении на повторное обучение в том же классе, переводе в классы компенсирующего обучения или продолжении обучения в формах заочного, очно-заочного (вечернего), семейного обучения, экстерната, самообразования и других формах обучения;
- обсуждает годовой календарный учебный график;
- делегирует представителей педагогического коллектива в Совет Лицея.
Педагогический совет Лицея созывается директором по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Внеочередные заседания педагогического совета проводятся по требованию не менее одной трети педагогических работников Лицея.
Решение педагогического совета Лицея является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей педагогических работников Лицея и, если за него проголосовало более половины присутствующих педагогов. Процедура голосования определяется Педагогическим советом Лицея. Решения педагогического совета реализуются приказами директора Лицея.
5.16 Общее собрание трудового коллектива Лицея собирается по мере надобности, но не реже двух раз в год. Общее собрание трудового коллектива Лицея вправе принимать решения, если в его работе участвует более половины сотрудников, для которых Лицей является основным местом работы. По вопросу объявления забастовки общее собрание трудового коллектива Лицея считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников.
Решения общего собрания трудового коллектива Лицея принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании работников. Процедура голосования определяется общим собранием трудового коллектива Лицея.
К исключительной компетенции Общего собрания трудового коллектива Лицея относятся:
- утверждение Правил внутреннего трудового распорядка Лицея по представлению директора Лицея;
- принятие решения о необходимости заключения договора;
- образование органа общественной самодеятельности – Совета трудового коллектива – для ведения коллективных переговоров с администрацией Лицея по вопросам заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его выполнением;
- утверждение коллективного договора;
- заслушивание ежегодного отчёта Совета трудового коллектива и администрации Лицея о выполнении коллективного трудового договора;
- определение численности и срока полномочий Комиссии по трудовым спорам Лицея, избрание её членов (для учреждений с числом работающих не менее 15 человек);
- выдвижение коллективных требований работников Лицея и избрание полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора;
- принятие решения об объявлении забастовки и выборы органа, возглавляющего забастовку.
5.17. Методический совет координирует всю методическую работу в лицее. Возглавляет совет и несет ответственность за его работу заместитель директора по учебно-воспитательной работе или директор лицея.
Методический совет лицея:
- Реализует задачи методической работы, поставленные на учебный год.
- Участвует в составлении годового плана.
- Работает с педагогическими кадрами.
- Направляет и контролирует работу передового опыта.
- Возглавляет работу по подготовке и проведению общешкольных пед.чтений, научно-теоретических конференций.
- Организует взаимопосещение уроков учителями.
- Принимает участие в работе по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.
- Оперативно информирует учителей о новинках педагогической литературы, передовом педагогическом опыте.
- Ведет школьную картотеку передового опыта, организует педагогические выставки.
- Оказывает помощь учителям, получившим рекомендации в ходе прохождения аттестации.
- Заботится о пополнении школьного методкабинета.
- Контролирует эффективность курсовой подготовки.
- Осуществляет индивидуальную работу с педагогическими кадрами, направленную на повышение их квалификации.
- Изучает на своих заседаниях письма, рекомендации, приказы вышестоящих органов по вопросам совершенствования методической работы.
- Решает спорные методические вопросы:
На заседаниях методического совета целесообразно заслушивать:
- руководителей методических объединений по вопросам о подготовке к очередным заседаниям;
- итоги взаимопосещения уроков;
- состояние шефства опытных учителей над молодыми;
- информацию председателя совета о ходе подготовки к различным мероприятиям по работе с кадрами.
В состав методического совета входят наиболее опытные педагоги, руководители методических объединений, творческих групп, школ передового педагогического опыта.
Состав методического совета утверждается педсоветом.
Решения методического совета принимаются большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов. Организацию выполнения решений методического совета осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, возглавляющий совет.
5.18. Родительский комитет создается в целях содействия родителей лицея в воспитании и обучении детей и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о родительском комитете Лицея.
Родительский комитет лицея избирается общешкольным родительским собранием или конференцией в начале каждого учебного года сроком на один год, а также может формироваться из председателей родительских комитетов класса. Количество членов родительского комитета лицея устанавливаются решением общего собрания (конференцией) родителей в зависимости от условий работы лицея или в зависимости от количества классов-комплектов.
Для выполнения текущей работы родительский комитет лицея выбирает из своего состава президиум в составе председателя президиума, заместителя, секретаря и 3-5 членов президиума.
Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей класса в составе председателя и 2-4 членов.
Под руководством членов общешкольного родительского комитета в лицее могут создаваться постоянные или временные комиссии по отдельным разделам работы (по социальной защите учащихся, осуществлению всеобщего обучения, проведению педагогической пропаганды, по трудовому воспитанию и организации общественно-полезного труда школьников, по культурно-массовой работе, хозяйственной, спортивно-оздоровительной, вопросам дисциплины и порядка и др.). Состав комиссий и содержание их работы определяются родительским комитетом.
5.19.Родительский комитет организует помощь лицею:
- В укреплении связи педагогического коллектива с родителями учащихся и общественностью;
- в осуществлении обязательного общего образования и в получении учащихся среднего (полного) общего образования;
- в организации питания школьников;
- в создании и использовании материального и финансового фонда;
- в создании необходимой материальной базы для трудового обучения и воспитания;
- в привлечении родителей к непосредственному участию в воспитательной работе с учащимися во внеурочное время;
- в работе по профориентации учащихся;
- в осуществлении контроля за выполнением школьниками Устава лицея, Правил для учащихся;
- в организации и проведении собраний, докладов, лекций для родителей, бесед по обмену опытом семейного воспитания;
- в осуществлении мероприятий по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы лицея, благоустройству и созданию в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;
- в проведении оздоровительной и культурно-массовой работы с учащимися, в том числе и в период каникул.
5.20. Родительский комитет лицея, его президиум и классные родительские комитеты вправе принимать свои решения при наличии на заседании не менее 2/3 его членов.
5.21.Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов родительский комитет лицея созывает собрания или конференции родителей (классные – не реже 4 раз в год, общешкольные – не реже двух раз в год). Количество делегатов на конференцию от каждого класса устанавливаются родительским комитетом лицея.
5.22. Органами самоуправления обучающихся в Лицее являются Совет актива детской организации «Содружество» и Молодежный парламент, которые работают в соответствии с Положением. Молодежный парламент Лицея формируется из представителей 9-11 классов Лицея по 2-3 человека, пользующихся среди своих одноклассников авторитетом и доверием. Общее количество членов Молодежного парламента составляет 15 человек. Совет актива детской организации «Содружество» формируется из представителей 5 – 8 классов по 2 человека. Главными направлениями самостоятельной деятельности органа самоуправления учащихся являются вопросы получения каждым учащимся общего образования, поддержания чистоты и порядка в Лицее, на школьном дворе, поддержания дисциплины и порядка, выполнение постановления Совета лицея об едином стиле одежды, организация культурно-досуговых мероприятий, мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и др. Представители органов самоуправления учащихся допускаются к участию в заседаниях других органов самоуправления при обсуждении вопросов, касающихся интересов обучающихся.
5.23. Непосредственное управление Лицеем осуществляется прошедший соответствующую аттестацию директор, назначенный Учредителем. Должностные обязанности директора Лицея не могут исполняться по совместительству. Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности Лицея, не входящие в компетенцию органов самоуправления Лицея и Учредителя.
В частности, директор Лицея без доверенности:
- действует от имени Лицея, представляет её интересы во всех отечественных и зарубежных организациях, государственных и муниципальных органах; заключает договоры, в том числе трудовые; выдает доверенности;
- открывает в банках расчётный и другие счета, пользуется правом распоряжения имуществом и средствами Лицея в пределах, установленных законом и настоящим Уставом;
- издаёт приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся Лицея;
- утверждает структуру Лицея и штатное расписание, графики работы и расписания занятий;
- распределяет обязанности между работниками Лицея, утверждает должностные инструкции;
- распределяет учебную нагрузку, устанавливает ставки и должностные оклады работников Лицея в пределах собственных финансовых средств и с учётом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;
- устанавливает надбавки и доплаты к должностным окладам работников Лицея;
Совмещение должности директора Лицея с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне Лицея не допускается.
5.24. Комплектование штата работников Лицея осуществляется на основе трудовых договоров (контрактов), заключенных на неопределённый срок. В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, могут заключаться срочные трудовые договора (контракты). Выполнение работником Лицея других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Лицей в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда работникам в соответствии с Положением об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 города Галича Костромской области, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.
Максимально допустимая учебная нагрузка педагогического работника Лицея не должна превышать нормы часов, соответствующей двум ставкам.
5.25. Особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
6. Права и обязанности участников образовательного процесса
6.1. . К основным правам обучающихся относятся:
- охрана жизни и здоровья;
- защита от всех форм физического и психического насилия;
- защита достоинства;
- получение бесплатного (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- выбор формы образования;
- выбор образовательной программы в соответствии со своими способностями, потребностями и возможностями Лицея;
- обучение по индивидуальным планам в рамках государственного образовательного стандарта;
- ускоренный курс обучения;
- получение бесплатного дополнительного образования;
- индивидуальное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в образовательном процессе;
- получение дополнительных, в том числе и платных, образовательных услуг;
- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами Лицея;
- перевод в другое образовательное учреждение соответствующего типа в случае прекращения деятельности образовательного учреждения;
- перевод в течение учебного года в другое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы соответствующего профиля;
- уважение человеческого достоинства;
- свобода совести и информации;
- свобода собственного мнения;
- свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом Лицея.
- участие в управлении Лицеем.
6.2. К основным обязанностям обучающихся относятся:
- выполнение требований настоящего Устава, Правил поведения для обучающихся;
- добросовестное обучение в Лицее, освоение содержания образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении, на уровне не ниже требований государственного образовательного стандарта;
- выполнение требований работников Лицея в части, отнесенной настоящим Уставом, Правилами поведения для обучающихся и Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения к их компетенции;
- уважение чести и достоинства других обучающихся и работников Лицея;
- бережное отношение к имуществу Лицея;
- уважение традиций и символики Лицея.
6.3. Обучающимся Лицея запрещается:
- приносить, передавать, приобретать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества в помещении и на территории Лицея;
- использовать в помещении и на территории Лицея любые средства или вещества, которые могут привести к взрывам и пожарам;
- применять физическую силу для выяснения межличностных отношений, запугивания и вымогательства;
- производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для жизни и здоровья окружающих;
- наносить ущерб материальным ценностям лицея
- использовать ненормативную лексику.
6.4. Дисциплина в Лицее поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. Порядок применения мер поощрения и взыскания регламентируется Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся Лицея.
Привлечение обучающихся Лицея без согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.
6.5. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
- выбирать общеобразовательные учреждения и форму получения образования;
- защищать законные права и интересы детей;
- участвовать в управлении Лицеем в формах, определенных настоящим Уставом;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающегося;
- знакомиться с Уставом Лицея и другими документами, регламентирующими учебно-воспитательный процесс;
- оказывать посильную помощь;
6.6. Родители (законные представители) обязаны:
- нести ответственность за обучение и воспитание детей;
- соблюдать настоящий Устав и требования локальных актов Лицея, правила и режим работы;
- требовать от ребенка соблюдения режима работы Лицея;
- обеспечить посещение учащимися Лицея, информировать учителей о причинах отсутствия ребенка на занятиях;
- найти оптимальную форму контроля за успеваемостью ребенка, способствующую развитию его самостоятельности в учебной деятельности;
- воспитывать в детях нравственное отношение к миру;
- не отпускать заболевшего ребенка в Лицей (при пропусках занятий ребенком необходимо предоставить оправдательный документ);
- создавать необходимые материальные и бытовые условия для нормального обучения и воспитания ребенка;
- обеспечивать ликвидацию ребенком академической задолженности;
- вежливо относиться к учителям, обслуживающему персоналу Лицея, к обучающимся и к их родителям.
- не создавать ситуации, угрожающие жизни и здоровью окружающих и самой личности;
- создавать необходимые условия для получения своими детьми образования.
6.7. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования, за ликвидацию обучающимся в течение следующего учебного года академической задолженности в случае его перевода в следующий класс «условно».
Другие права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся Лицея могут закрепляться в заключенном между ними и Лицеем договоре, который не может противоречить действующему законодательству и настоящему Уставу.
6.8. Общее собрание родителей (законных представителей) обучающихся Лицея вправе принимать решение о направлении в высший орган государственной аттестационной службы требования о предъявлении Лицею рекламации на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта.
6.9. Работники Лицея имеют право на:
- участие в управлении Лицеем в порядке, определенном настоящим Уставом;
- защиту профессиональной чести и достоинства.
- знакомство с настоящим Уставом, лицензией образовательного учреждения на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения;
6.10. Педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право:
- свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, из числа рекомендованных федеральным и региональным органами управления образования, методы оценки знаний обучающихся;
- повышать квалификацию. С этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
- на сокращенную рабочую неделю;
- на удлиненный оплачиваемый отпуск;
- на получение досрочной пенсии по выслуге лет;
- социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации;
- на длительный, сроком до одного года, отпуск не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяется в договоре между Учредителем и Лицеем;
- на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
6.11. Работники обязаны соблюдать:
- Устав Лицея;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Трудовой договор (контракт);
- Должностную инструкцию.
6.12. Служебное расследование нарушений педагогическим работником Лицея норм профессионального поведения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход служебного расследования и принятие по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника Лицея, за исключением, предусмотренных законом.
7. Локальные правовые акты Лицея
7.1.Для обеспечения уставной деятельности Лицей издаёт следующие локальные правовые акты:
- Правила внутреннего трудового распорядка для работников;
- Должностные инструкции работников муниципального общеобразовательного учреждения лицей №3 города Галича Костромской области;
- Положение о формировании учебного плана;
- Положение о Конференции обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей);
- Положение о Совете Лицея;
- Положение о Совете по развитию;
- Положение о методическом совете;
- Положением об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения лицея №3 города Галича Костромской области;
- Положение о премировании и материальной помощи работникам;
- Положение об итоговом контроле в переводных классах;
- Положение о получении образования в семье;
- Положение о получении общего образования в форме экстерната;
- Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому;
- Положение о родительском комитете;
- Положение о педагогическом совете;
- Положение о попечительском совете;
- Положение об органе ученического самоуправления;
- Положение о классе предшкольной подготовки;
- Правила поведения для учащихся;
- Правила о поощрениях и взысканиях учащихся;
- Должностные обязанности по охране труда;
- Иные локальные акты общеобразовательного учреждения, принятые в соответствии с настоящим Уставом.
8. Учет, отчетность и контроль
8.1.Лицей ведет по договору с централизованной бухгалтерией бухгалтерский учет и статистический учет доходов и расходов, составляет требуемую отчетность и представляет ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
8.2.Контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества, соблюдением договора о закреплении имущества осуществляет Комитет по экономике, маркетингу и управлению муниципальным имуществом администрации городского округа.
8.3.Учредитель имеет право получать полную информацию о деятельности Лицея, в том числе знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности.
8.4.Лицей обеспечивает учет и сохранность документов по личному составу, а также своевременную передачу их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации.
8.5.Контроль за эффективностью деятельности Лицея, соблюдению целей его создания, проведение проверок исполнения руководителем Лицея, условий трудового договора осуществляет управление образования администрации городского округа - город Галич Костромской области.
9. Заключительные положения.
9.1.Лица, принимаемые на работу в Лицей, родители (законные представители) обучающихся, обучающиеся 2 и 3 ступени должны быть ознакомлены с настоящим Уставом.
9.2.Изменения и дополнения настоящего Устава принимаются Конференцией обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей) (Советом Лицея), утверждаются Учредителем и регистрируются в установленном порядке.
9.3.Прекращение деятельности Лицея как юридического лица осуществляется в форме реорганизации или ликвидации.
9.4.Лицей может быть реорганизован в иное образовательное учреждение по решению Учредителя, если это не влечет за собой нарушения обязательств Лицея или, если Учредитель принимает эти обязательства на себя. При реорганизации Лицея (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивает силу.
9.5.Ликвидация Лицея может осуществляться:
- по решению Учредителя;
- по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.
9.6.При реорганизации или ликвидации Лицея, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, Учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся.
9.7.Процедура реорганизации или ликвидации Лицея осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. При ликвидации Лицея денежные средства и иное имущество, принадлежащее Лицею на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств направляются на цели развития образования городского округа - город Галич Костромской области.
Принят на Совете муниципального
общеобразовательного учреждения лицея №3 города Галича Костромской области
Протокол №3 от 17 марта 2009 года