Обоснование значимости инициативы для развития личности ребенка
Свободное время является одним из важных средств формирования личности ребенка. Оно непосредственно влияет и на его учебную сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности ребенка.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.
ФГОС ориентируется не только на предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию Центра культурно-досуговой деятельности.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает учеников его нерегламентированностью и добровольностью выбора различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, серьезную и игровую. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни ребенка.
Надо не только знать сегодняшние культурные запросы детей, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды культурно-досуговых занятий, чтобы дать возможность каждому ребенку реализовать себя как личность.
Организация культурного досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование материально-технической базы, разработка концепции в соответствии с ФГОС, обновление содержания деятельности кружков и клубов, планирование и управление сферой досуга.
Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Цель создания центра – создание единого воспитательного пространства и концентрация опыта культурно-досуговой деятельности для полной самореализации личности
Задачи:
· создание нормативно-правовой базы центра,
· определение направлений работы центра и содержание деятельности каждого направления,
· организация разнообразных форм досуга и отдыха,
· создание модели центра,
· компенсация дефицита общения в школе, семье, среде сверстников,
· интеграция дополнительного образования, получаемого в соответствии с интересами воспитанников,
· адаптация детей и подростков в обществе,
· оказание комплексной помощи семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию,
· осуществление контроля за выполнением государственного стандарта и программ дополнительного образования,
· оценка эффективности центра как средства самореализации личности ребенка (мониторинг)
Планируемые результаты проектной деятельности
Для педагогов:
- создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитательного процесса (внедрение достижений передовой педагогической науки, инноваций и экспериментальной работы в области воспитания)
- поддержка педагогов, разрабатывающих и реализующих авторские программы, пособия, дидактические материалы
Для учащихся:
- создание разветвленной системы поиска и поддержки детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
- удовлетворение интересов учащихся в дополнительном образовании
- удовлетворение потребностей в ярком, полноценном и насыщенном отдыхе.
- эффективное использование знаний и умений в различных жизненных ситуациях.
- массовое участие в культурном досуге, повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках, клубах, секциях.
- воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья, овладение знаниями и умениями в области здорового образа жизни,
- развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию)
- формирование временного коллектива с благоприятным микроклиматом и становление межличностных отношений.
- профессиональное самоопределение и обеспечение условий профессионального роста.
- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия на основе взаимодействия с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Для родителей:
- укрепление связей семьи и школы в интересах развития ребенка
- создание системы педагогической подготовки родителей
- удовлетворенность творческой работой учащихся

Характеристика объекта проектирования

Культурно-досуговый центр «Шанс» – целостная образовательная система, позволяющая индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства, создающая благоприятные условия для социализации учащегося, для рационального использования им своего свободного времени.
Цель работы центра - развитие социальной активности и творческого потенциала личности ребенка.
В качестве образовательных приоритетов культурно-досуговой деятельности мы выделяем следующие:
- предоставление каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентаций возможность реализовать себя в познавательной и творческой деятельности;
- стимулирование творческой активности учащихся, развитие их способностей к самостоятельному решению проблем, постоянному самообразованию;
- создание и широкое внедрение интеграционных методик на основе сочетания качественного общего и профильного образования с широким спектром дополнительного образования и валеологического сопровождения;
- приобщение учащихся к духовно-нравственным базовым национальным ценностям (патриотизм, гражданственность, семья, наука, человечество, искусство и литература и др.), к богатству мировой культуры;
- формирование сознательного отношения к окружающей среде и здоровью человека, устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни;
- обогащение жизненного опыта ребенка, соотношение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельная оценка действий, ситуаций, событий и соответственное построение своего поведения
Основные направления работы Центра
§ Интеллектуальное направление;
§ Правовое направление;
§ Патриотическое направление;
§ Здоровьесберегающее направление;
§ Эстетическое направление;
§ Досуговое направление.
Содержание деятельности детализировано на каждом возрастном этапе (Приложение 1).
Участники проекта и их функции
№ |
Участник |
Функции |
1. |
Администрация лицея |
- Нормативно-правовое обеспечение проекта
- Финансирование деятельности Центра
- Предоставление помещения для работы Центра, материально-техническое обеспечение;
|
2. |
ЗДВР, педагог-организатор
(руководители проекта) |
- Организация деятельности Центра, формирование творческих групп;
- Контроль за результатами реализации проекта, принятие управленческих решений
- Программно-методическое и информационное сопровождение работы Центра;
- Подбор необходимых специалистов и создание условий для их деятельности.
- Управление мониторинговыми исследованиями, выработка предложений оперативного и стратегического характера, направленных на улучшение учебно-воспитательного процесса. |
3. |
Учащиеся лицея
|
- Активное участие в занятиях Центра;
- Использование приобретённого опыта в практической деятельности и в целях личностного роста;
- Готовность участвовать в отчетных мероприятиях;
- Рефлексия собственной деятельности и работы Центра;
- Участие в мониторинге результативности работы Центра. |
4. |
Организатор издательской деятельности |
- Подготовка и издание информационных материалов, проспектов, буклетов, презентации о реализации проекта |
5. |
Специалисты
· Педагоги - психологи
· Педагоги дополнительного образования
· Хореограф
· Педагог по вокалу
· Участники Театральной – студии «Угол Зрения»
г. Кострома
- Медицинские работники
- Социальный педагог
|
- Участие в занятиях по отдельным темам;
- Предоставление необходимого информационного ресурса;
- Консультирование субъектов образовательного процесса;
- Участие в мониторинге результативности работы Центра.
|
