Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Культурно-досуговый центр «Шанс»
как средство  самореализации личности ребенка

 

Обоснование значимости инициативы для развития  личности ребенка

Свободное время является одним из важных средств формирования личности ребенка. Оно непосредственно влияет и на его учебную сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности ребенка.  

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах   стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования  и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

ФГОС ориентируется не только на предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию Центра культурно-досуговой деятельности.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает учеников  его нерегламентированностью и добровольностью выбора различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, серьезную и игровую. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни ребенка.

Надо не только знать сегодняшние культурные запросы детей, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды культурно-досуговых занятий, чтобы дать возможность каждому ребенку реализовать себя как личность.

Организация  культурного досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование материально-технической базы, разработка концепции  в соответствии  с ФГОС,  обновление содержания деятельности кружков и клубов, планирование и управление сферой досуга.

Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

 

 

Цель  создания центра  – создание единого воспитательного  пространства и  концентрация опыта культурно-досуговой деятельности для полной самореализации личности

Задачи:

·         создание нормативно-правовой базы центра,

·         определение направлений работы центра и содержание деятельности каждого направления,

·         организация разнообразных форм досуга и отдыха,

·         создание модели центра,

·         компенсация дефицита общения в школе, семье, среде сверстников,

·         интеграция дополнительного образования, получаемого  в соответствии  с интересами воспитанников,

·         адаптация детей и подростков в обществе,

·         оказание комплексной помощи семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию,

·         осуществление контроля   за выполнением  государственного стандарта  и программ дополнительного образования,

·         оценка эффективности центра как средства самореализации личности ребенка (мониторинг)

                           

Планируемые результаты  проектной деятельности

Для педагогов:

- создание системы повышения профессионального мастерства  организаторов воспитательного процесса (внедрение достижений передовой педагогической науки, инноваций  и экспериментальной работы в области воспитания)

-  поддержка педагогов, разрабатывающих и реализующих  авторские программы, пособия, дидактические материалы

        

Для учащихся:

-   создание разветвленной системы поиска и поддержки детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности

-   удовлетворение интересов  учащихся в дополнительном образовании

-   удовлетворение потребностей  в ярком, полноценном и насыщенном отдыхе.

-   эффективное использование знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

-  массовое участие в культурном досуге, повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках, клубах, секциях.

- воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья, овладение знаниями  и умениями   в области здорового образа жизни,

             -  развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (развитие рефлексии и обучение    навыкам по самопознанию)

- формирование временного  коллектива с благоприятным микроклиматом  и становление межличностных отношений.

-  профессиональное самоопределение и обеспечение условий профессионального роста.

             - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия на основе взаимодействия  с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

 

Для родителей:

-     укрепление связей  семьи и школы  в интересах развития ребенка

-     создание системы педагогической подготовки родителей

-     удовлетворенность творческой работой учащихся

 

          

 

 Характеристика объекта проектирования

Культурно-досуговый центр  «Шанс» – целостная образовательная система, позволяющая индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства, создающая благоприятные условия для социализации учащегося, для рационального использования им своего свободного времени.

Цель  работы центра -  развитие социальной активности и творческого потенциала личности ребенка.

В качестве образовательных приоритетов  культурно-досуговой  деятельности  мы выделяем следующие:

  • предоставление каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентаций возможность реализовать себя в познавательной и творческой деятельности;
  • стимулирование творческой активности учащихся, развитие их способностей к самостоятельному решению проблем, постоянному самообразованию;
  • создание и широкое внедрение интеграционных методик на основе сочетания качественного общего и профильного образования с широким спектром дополнительного образования и валеологического сопровождения;
  • приобщение учащихся к духовно-нравственным базовым национальным  ценностям (патриотизм, гражданственность, семья, наука, человечество, искусство и литература и др.), к богатству мировой культуры;
  • формирование сознательного отношения к окружающей среде и здоровью человека, устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни;
  • обогащение жизненного опыта ребенка, соотношение его с исторически                  сложившейся системой ценностей, самостоятельная оценка действий, ситуаций, событий и соответственное построение своего поведения

Основные направления работы Центра

§         Интеллектуальное направление;

§         Правовое направление;

§         Патриотическое направление;

§         Здоровьесберегающее направление;

§         Эстетическое направление;

§         Досуговое направление.

 Содержание деятельности детализировано на каждом возрастном этапе (Приложение 1).

 

Участники проекта и их функции

 

Участник

Функции

1.

Администрация лицея

- Нормативно-правовое обеспечение проекта

- Финансирование деятельности  Центра

- Предоставление помещения для работы Центра, материально-техническое обеспечение;

 

2.

ЗДВР,   педагог-организатор

(руководители проекта)

-   Организация деятельности Центра, формирование творческих групп;

-  Контроль  за результатами реализации проекта, принятие управленческих решений

- Программно-методическое и информационное сопровождение работы Центра;

- Подбор необходимых специалистов и создание условий для их деятельности.

- Управление мониторинговыми исследованиями, выработка предложений оперативного и стратегического характера, направленных на улучшение учебно-воспитательного процесса.

3.

Учащиеся лицея

 

-     Активное участие в занятиях Центра;

- Использование приобретённого опыта в практической деятельности и в целях личностного роста;

- Готовность участвовать в отчетных мероприятиях;

- Рефлексия собственной деятельности и работы Центра;

- Участие в мониторинге результативности работы Центра.

4.

Организатор издательской деятельности

- Подготовка и издание информационных материалов, проспектов, буклетов, презентации о реализации проекта

5.

Специалисты

·         Педагоги - психологи

·         Педагоги дополнительного образования

·         Хореограф

·         Педагог по вокалу

·         Участники Театральной – студии «Угол Зрения»

       г. Кострома

  • Медицинские работники
  • Социальный педагог

-  Участие в занятиях по отдельным темам;

- Предоставление необходимого информационного ресурса;

- Консультирование субъектов образовательного процесса; 

- Участие в мониторинге результативности работы Центра.