Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Итоги диагностики

влияние акцентуации личности подростков

 на выбор характера музыки

 

В исследовании мы использовали тест – опросник Шмишека, т.к. он наиболее компактный, для работы с ним требуется немного времени, вопросы отличаются доступностью и соответствуют возрастным особенностям подростка.

            В основе теста – опросника лежит концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда. Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» или «нет».

             В исследовании участвовали учащиеся 8 класса, 21 человек. Мы получили следующие результаты (см. приложение 1):

            85,7% опрошенных обладают конформным типом акцентуации характера;

            76,2% - гипертимным;

            62% - циклоидным;

            38,1% - лабильным;

            33,3% - психастеническим;

            28,6% - застревающим;

            23,8% - эпилептоидным;

            19% - истероидным;

            4,7% - дистимичным;

            4,7% - не выявлен ни  один из типов акцентуации.

 

            Качественные результаты исследования можно представить в виде условного портрета акцентуированного подростка. Ведущими показателями здесь являются: подчинение мнению окружающих, приверженность стереотипам, но вместе с тем выполнение четко регламентированной работы, благоприятная адаптация в положительной среде. Также подростку присуща выносливость, оптимизм, быстрая ориентировка в незнакомой обстановке, граничащая с импульсивностью, непереносимостью опеки и контроля.

 

            В психологическом исследовании предпочтений характера музыки у акцентуированных подростков участвовали подростки (8 человек), у которых ярко проявились гипертимный, конформный и циклоидный тип акцентуации характера.            Для этого исследования мы разработали и использовали следующие авторские проективные методики:

1.      Методика «Ситуации»

Испытуемым предъявляется следующая инструкция:

«Представьте себе, что вы оказались в следующей ситуации (описание ситуации, см. ниже). Какую по характеру музыку вы хотели бы послушать, находясь в данной ситуации?»(нужно выбрать не более трех характеров звучания музыки из предложенного списка – см. приложение 2).

 

            Нами были разработаны типичные ситуации, где наиболее ярко могут показать себя подростки с такими видами акцентуаций, которые проявились больше всего по результатам диагностического исследования по тесту Шмишека:

            Ситуация 1.

Ваша семья поменяла место жительства, и тебе пришлось перейти в новую школу. Ты оказался в обществе абсолютно незнакомых людей. Рядом с тобой нет друзей.

            Ситуация 2.

В школе тебе предложили путевку в лагерь актива, который отличается от других лагерей тем, что  требует постоянной деятельности, инициативы, самостоятельности и активного участия в различных мероприятиях.

            Ситуация 3.

Ты пришел на вечеринку в компании своих друзей. Вы веселились, танцевали, все было здорово. Позвонила мама и сказала, что твоего брата увезли в больницу.

 

 

  1. Методика «Выбор»

            Испытуемым предъявляется следующая инструкция:

«Прослушайте три музыкальных произведения и выберите одно, которое больше всего отражает ваш характер, ваше представление о самом себе».

 

            Испытуемым предлагаются музыкальные произведения, входящие в «Программу по музыке» Д.Б.Кабалевского. Характер звучания этих произведений соответствует типам акцентуаций характера:

  • гипертимному;
  • конформному;
  • циклоидному.

Перечень музыкальных произведений, соответственно указанным выше типам акцентуаций:

  • Г. Свиридов Увертюра к кинофильму «Время, вперед!»
  • А Скрябин «Прелюдия» (соч. 8, № 12)
  • Л.Бетховен «Ярость по поводу утерянного гроша»

 

По методике «Выбор» получили следующие результаты:

 

Имя испытуемого

Акцентуация характера

испытуемого

Выбор музыкального произведения

Ирина Р.

Конформный тип

«Ярость по поводу…»

Наталья М.

Циклоидный тип

«Ярость по поводу…»

Илья Ш.

Гипертимный тип

«Время, вперед!»

Алиса С.

Гипертимный тип

«Ярость по поводу…»

Анастасия Л.

Конформный тип

«Прелюдия»

Денис М.

Циклоидный тип

«Ярость по поводу…»

Юлия З.

Гипертимный тип

«Ярость по поводу…»

Артем Т.

Конформный тип

«Прелюдия»

 

Таким образом, у 62,5% подростков выбор музыкального совпадения совпадает с типом акцентуации характера.

 

 

 

По методике «Ситуации» проведем качественный анализ результатов:

 

Ирина Р. (конформный тип) наиболее ярко проявляет тип своей акцентуации в ситуации № 2. Она выбирает следующие характеры звучания музыки: спокойный, тревожный, взволнованный, что подтверждает конформизм подростка (склонность к смене своих мнений, убеждений в зависимости от ситуации, мнения других людей).

Наташа М. (циклоидный тип) ярко проявляет тип своей акцентуации в ситуации № 1 (выбор бодрой, решительной, энергичной музыки), в ситуации

№ 2 (выбор спокойной, бодрой, безмятежной музыки). Обе ситуации – ситуации новизны, у подростка они вызывают контрастное настроение, что характерно для циклоидного типа акцентуации.

Илья Ш. (гипертимный тип) и Алиса С.(гипертимный тип) ярко проявляют свой тип акцентуации во всех трех ситуациях. Ситуации новизны (№1, №2) вызывают у них радость, бодрость, решительность (у Ильи Ш.), решительность, безмятежность, бодрость (у Алисы С.). В ситуации № 3 Илья Ш. Испытывает бодрость и спокойствие, а Алиса С. – волнение, раздражение. Все это характерно для гипертимного типа акцентуации.

Настя Л. (конформный тип) наиболее ярко проявила свой тип акцентуации в ситуации № 1, которая вызвала у нее чувство страха и волнения, что действительно актуально для конформиста в ситуации новизны.

Денис М. (проявляет свой тип акцентуации) в ситуации № 3, которая вызвала у него контрастное настроение: тревогу, волнение и одновременно спокойствие.

Юля З. (гипертимный тип) в ситуациях № 1,№2 демонстрирует энергичное, решительное, бодрое, радостное, шутливое настроение, что ярко характеризует подростка с гипертимным типом акцентуации.

Артем Т. (конформный тип) в данной методике не показал яркой зависимости своего выбора музыки от акцентуации характера.

 

Таким образом, качественный анализ результатов диагностики по методике «Ситуации» показал, что практически у каждого испытуемого были ситуации, в которых они ярко демонстрировали свой ведущий тип акцентуации, но на выбор характера звучании музыки оказывало влияние не только акцентуации личности подростка. Можно предположить, что на их выбор оказывали влияние и другие факторы: настроение подростка в данный момент, его самочувствие, экстравертированность или интравертированность личности. Именно поэтому количественный анализ результатов по данной методике провести очень сложно.