Итоги диагностики
влияние акцентуации личности подростков
на выбор характера музыки
В исследовании мы использовали тест – опросник Шмишека, т.к. он наиболее компактный, для работы с ним требуется немного времени, вопросы отличаются доступностью и соответствуют возрастным особенностям подростка.
В основе теста – опросника лежит концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда. Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» или «нет».
В исследовании участвовали учащиеся 8 класса, 21 человек. Мы получили следующие результаты (см. приложение 1):
85,7% опрошенных обладают конформным типом акцентуации характера;
76,2% - гипертимным;
62% - циклоидным;
38,1% - лабильным;
33,3% - психастеническим;
28,6% - застревающим;
23,8% - эпилептоидным;
19% - истероидным;
4,7% - дистимичным;
4,7% - не выявлен ни один из типов акцентуации.
Качественные результаты исследования можно представить в виде условного портрета акцентуированного подростка. Ведущими показателями здесь являются: подчинение мнению окружающих, приверженность стереотипам, но вместе с тем выполнение четко регламентированной работы, благоприятная адаптация в положительной среде. Также подростку присуща выносливость, оптимизм, быстрая ориентировка в незнакомой обстановке, граничащая с импульсивностью, непереносимостью опеки и контроля.
В психологическом исследовании предпочтений характера музыки у акцентуированных подростков участвовали подростки (8 человек), у которых ярко проявились гипертимный, конформный и циклоидный тип акцентуации характера. Для этого исследования мы разработали и использовали следующие авторские проективные методики:
1. Методика «Ситуации»
Испытуемым предъявляется следующая инструкция:
«Представьте себе, что вы оказались в следующей ситуации (описание ситуации, см. ниже). Какую по характеру музыку вы хотели бы послушать, находясь в данной ситуации?»(нужно выбрать не более трех характеров звучания музыки из предложенного списка – см. приложение 2).
Нами были разработаны типичные ситуации, где наиболее ярко могут показать себя подростки с такими видами акцентуаций, которые проявились больше всего по результатам диагностического исследования по тесту Шмишека:
Ситуация 1.
Ваша семья поменяла место жительства, и тебе пришлось перейти в новую школу. Ты оказался в обществе абсолютно незнакомых людей. Рядом с тобой нет друзей.
Ситуация 2.
В школе тебе предложили путевку в лагерь актива, который отличается от других лагерей тем, что требует постоянной деятельности, инициативы, самостоятельности и активного участия в различных мероприятиях.
Ситуация 3.
Ты пришел на вечеринку в компании своих друзей. Вы веселились, танцевали, все было здорово. Позвонила мама и сказала, что твоего брата увезли в больницу.
- Методика «Выбор»
Испытуемым предъявляется следующая инструкция:
«Прослушайте три музыкальных произведения и выберите одно, которое больше всего отражает ваш характер, ваше представление о самом себе».
Испытуемым предлагаются музыкальные произведения, входящие в «Программу по музыке» Д.Б.Кабалевского. Характер звучания этих произведений соответствует типам акцентуаций характера:
- гипертимному;
- конформному;
- циклоидному.
Перечень музыкальных произведений, соответственно указанным выше типам акцентуаций:
- Г. Свиридов Увертюра к кинофильму «Время, вперед!»
- А Скрябин «Прелюдия» (соч. 8, № 12)
- Л.Бетховен «Ярость по поводу утерянного гроша»
По методике «Выбор» получили следующие результаты:
Имя испытуемого |
Акцентуация характера
испытуемого |
Выбор музыкального произведения |
Ирина Р. |
Конформный тип |
«Ярость по поводу…» |
Наталья М. |
Циклоидный тип |
«Ярость по поводу…» |
Илья Ш. |
Гипертимный тип |
«Время, вперед!» |
Алиса С. |
Гипертимный тип |
«Ярость по поводу…» |
Анастасия Л. |
Конформный тип |
«Прелюдия» |
Денис М. |
Циклоидный тип |
«Ярость по поводу…» |
Юлия З. |
Гипертимный тип |
«Ярость по поводу…» |
Артем Т. |
Конформный тип |
«Прелюдия» |
Таким образом, у 62,5% подростков выбор музыкального совпадения совпадает с типом акцентуации характера.
По методике «Ситуации» проведем качественный анализ результатов:
Ирина Р. (конформный тип) наиболее ярко проявляет тип своей акцентуации в ситуации № 2. Она выбирает следующие характеры звучания музыки: спокойный, тревожный, взволнованный, что подтверждает конформизм подростка (склонность к смене своих мнений, убеждений в зависимости от ситуации, мнения других людей).
Наташа М. (циклоидный тип) ярко проявляет тип своей акцентуации в ситуации № 1 (выбор бодрой, решительной, энергичной музыки), в ситуации
№ 2 (выбор спокойной, бодрой, безмятежной музыки). Обе ситуации – ситуации новизны, у подростка они вызывают контрастное настроение, что характерно для циклоидного типа акцентуации.
Илья Ш. (гипертимный тип) и Алиса С.(гипертимный тип) ярко проявляют свой тип акцентуации во всех трех ситуациях. Ситуации новизны (№1, №2) вызывают у них радость, бодрость, решительность (у Ильи Ш.), решительность, безмятежность, бодрость (у Алисы С.). В ситуации № 3 Илья Ш. Испытывает бодрость и спокойствие, а Алиса С. – волнение, раздражение. Все это характерно для гипертимного типа акцентуации.
Настя Л. (конформный тип) наиболее ярко проявила свой тип акцентуации в ситуации № 1, которая вызвала у нее чувство страха и волнения, что действительно актуально для конформиста в ситуации новизны.
Денис М. (проявляет свой тип акцентуации) в ситуации № 3, которая вызвала у него контрастное настроение: тревогу, волнение и одновременно спокойствие.
Юля З. (гипертимный тип) в ситуациях № 1,№2 демонстрирует энергичное, решительное, бодрое, радостное, шутливое настроение, что ярко характеризует подростка с гипертимным типом акцентуации.
Артем Т. (конформный тип) в данной методике не показал яркой зависимости своего выбора музыки от акцентуации характера.
Таким образом, качественный анализ результатов диагностики по методике «Ситуации» показал, что практически у каждого испытуемого были ситуации, в которых они ярко демонстрировали свой ведущий тип акцентуации, но на выбор характера звучании музыки оказывало влияние не только акцентуации личности подростка. Можно предположить, что на их выбор оказывали влияние и другие факторы: настроение подростка в данный момент, его самочувствие, экстравертированность или интравертированность личности. Именно поэтому количественный анализ результатов по данной методике провести очень сложно.