Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Рост мотивации к изучению предмета

 

«Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах, если

у ученика нет желания учиться»

В.А. Сухомлинский

Высокий уровень обученности и качества знаний по моему предмету напрямую зависим от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается и тем лучше запоминается. Что интересует моих учеников? Узнать это не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив их, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

Но, тем не менее, в своей музыкально-педагогической диагностике чаще всего я использую методы наблюдения и анализа. В процессе наблюдения я могу судить об активности ученика, проявлении им интереса к занятиям, о степени его участия в коллективном исполнительстве.

Метод анализа используется в тех случаях, когда учащиеся выступают в роли исполнителей: это, прежде всего, хоровое и сольное пение, игра на простейших музыкальных инструментах, танцевально-пластические импровизации. Его применение позволяет решать, насколько интересны ритмические и мелодические находки ребят, насколько адекватны музыкальному образу те пластические и танцевальные композиции, которые ими создаются в процессе импровизации.

Для получения данных о степени понимания музыкальных понятий, терминов я использую метод опроса учащихся.

Представляю в виде таблицы краткое описание методов, которые наиболее часто использую в работе:

Наименование метода

Область применения

Результат

Наблюдение

 

 

Анализ детского исполнительства

 

 

 

 

 

 

 

Анализ творческой продуктивной деятельности учащихся

 

 

 

 

 

 

Опрос

 

 

Анкетирование

 

 

Графические тесты (рисунки, шкалы, графики) и проективные тесты (ситуации, незаконченное предложение)

Все виды музыкально-творческой деятельности учащихся

Хоровое и сольное пение

Игра на музыкальных инструментах

 

Танец и пластическое движение

 

 

Творческая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально-образовательная деятельность

Слушание музыки и ее анализ

 

Рефлексивная деятельность

Активность, интерес к занятиям, степень включенности в коллективное исполнительство

Выразительность пения, его интонационная чистота, ритмическая точность

Уверенность владения способами звукоизвлечения, правильность исполнения звуков, мелодий, ритмических образцов

Красота, выразительность пластических и танцевальных движений, ритмичность исполнения

 

1. Инструментальные и вокальные импровизации: ритмическая и мелодическая упорядоченность в противовес хаотичному нагромождению звуков

2. Танцевально-пластические импровизации: адекватное воплощение в движениях музыкального образа

3. Эмоциональный отклик на прослушанные произведения в виде творческих работ: рисунков, стихов, рассказов, сценариев, рефератов, проектов

Правильность понимания музыкальных терминов, сущности художественных явлений в музыке

Широта, художественная ценность, жанровое разнообразие индивидуального и коллективного музыкального тезауруса

Проявление индивидуальности личности, ее черт, качеств, эмоционального состояния

 

Составить представление об общем и музыкальном развитии учащихся в течение года, иметь обратную связь с детьми, которая позволит мне оценить свою работу как успешную или не совсем эффективную, ознакомиться с особенностями индивидуального развития каждого ребенка и наметить пути его коррекции, в необходимых случаях – дифференцировать обучение позволяет анкета «Круг моих музыкальных знаний и предпочтений».

Изучая отношения учащихся к учебному предмету, учащиеся заполняют различные анкеты. В результате этого анкетирования прослеживается преобладание хорошей и высокой мотивации. Низкого уровня мотивации не наблюдается.

С целью изучения влияние акцентуации личности подростков на выбор характера музыки в этом учебном году мы вместе с психологом лицея Залецкой С.Е. использовали тест – опросник Шмишека, т.к. он наиболее компактный, для работы с ним требуется немного времени, вопросы отличаются доступностью и соответствуют возрастным особенностям подростка.

 

 

            Были разработаны методики определения влияния акцентуации личности подростка на выбор характера музыки: «Выбор», «Ситуации», направленные на диагностику трех типов акцентуации, которые по результатам диагностического исследования наиболее выражены у испытуемых подростков.

     Апробированные на практике вышеуказанные методики и дали следующие результаты:

     а) 62,5 % испытуемых действительно осуществили выбор музыкального произведения в зависимости от акцентуации своей личности;

     б) качественный анализ результатов по методике «Ситуации» показал, что на выбор характера звучания музыки влияет не только акцентуация личности подростка, но и настроение, самочувствие в данный момент, степень экстравертированности и интравертированности личности.

Всякая диагностика весьма условна, но применяемая в комплексе с другими методиками она помогает установить обратную связь с детьми, оценить их достижения не «на глазок», а более объективно.