Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
SharePoint

Skip Navigation LinksУчащимся

​​​​​​

Полезные ссылки       


дети.jpg


Расписание НООД 2023-2024.docx











 

​ 

​ 

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Летние месяцы

 
лето копия копия.png

​​

июнь.png 
июль.png 
август.png


Июнь - Хлеборост 

Найти
        
 
 
 
 
 
 
 
 

1302800058_1-12.jpg 

Настал июнь — начало лета.

Его мы ждали целый год.
Всё, тёплым солнышком согрето,
Благоухает и цветёт.

Деревья вновь позеленели.
Их новый радует наряд.
И только сосенки да ели
Отводят свой колючий взгляд.​

                                             Т. Керстен

   Июнь в народном календаре начинался с древнего обряда, языческого происхождения, крещение кукушки, благодарили весну, встречали лето, задабривали природу на добрый урожай. Июнь - месяц роста всего растительного мира. Большое значение имеет день солнцеворота, когда день солнечный достигает своего пика и затем идет на спад.
Месяц июнь славен ростом. Цветут сады, луга зеленеют травой, в полях колосится рожь, лес прячет в тернистых уголках грибы. В самом начале лета проходит обряд крещение кукушки, задабривали природу на благодатный урожай. Продолжали сажать огурцы, бобы, совершали посевы, пололи картофель, свеклу, морковь, выращивали хлеб.
 В старину месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником — от креса (огня), и вместе с тем от дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы), который был одним из важнейших древнерусских народных праздников у наших предков.
 Знойный июнь — на рыбалку плюнь.
 Июнь — пустые закрома.
 В июне каждый кустик ночевать пустит.
 В июне еды мало — да жить весело: цветы цветут, соловьи поют.
 В июне на дворе пусто, да в поле густо.
 В июне солнце на зиму, а лето на жару.
 В июне заря с зарею сходится.
 Вечерняя радуга в июне обещает хорошую погоду. 
0_99091_4bbb9250_XL.gif 

​​Стихи для детей ​

Загадки для детей
      ​       Июнь
Раскудрявились ивы, березы.
Расцвели полевые цветы.
В танце носятся пчелы, стрекозы -
И во всем никакой суеты.
Гром грохочет. Резвятся зарницы.
И под радугой – дивной дугой
Ба! озимая рожь колосится.
После дождика воздух парной. (Михаил Катков)
              Июнь
Стали вылетки смелей,
Стало тише и светлей.
День растёт, растёт, растёт -
Скоро к ночи поворот.
А пока заросшей тропкой,
Земляничной, неторопкий
По земле июнь идёт! (Михаил Садовский)
                  ***
Настал июнь - начало лета.
Его мы ждали целый год.
Всё, тёплым солнышком согрето,
Благоухает и цветёт.
Деревья вновь позеленели.
Их новый радует наряд.
И только сосенки да ели
Отводят свой колючий взгляд. (Т. Керстен)
                   ***
Июнь нас балует клубникой,
И тополиный пух нам слепит глазки.
Трава зеленая, деревья многолики,
А на полях цветы, как будто в сказке!
У школьников каникулы настали,
И бегают мальчишки по дворам.
И бегать они вовсе не устали,
Ведь, лето теплый отдых дарит нам! (Л. Ким)
                       ***
Первое июня.
Наступило лето.
И теплом июньским
Вся земля согрета.
Змей бумажный пляшет
Где-то в облаках.
Вот какое счастье
У меня в руках!
И бегу со смехом
Я навстречу дня.
-Эй, попробуй, ветер,
Догони меня! Первое июня -
День больших затей.
День защиты в мире
Маленьких детей! (Т. Шапиро)
                 ***
Июнь шальной проказник,
Девчонок солнцем дразнит,
Явился к нам на праздник-
Любитель безобразить!!!
Веснушки "рыжикам" раздал,
Купаться нас отправил,
Все тучки с неба он собрал,
А солнце греть оставил.
И греет солнышко с утра,
Оно и не устало,
Ему лишь подставляй бока,
Если загара мало.
Пора такая наступила,
Купайся в волейбол играй,
Погода всех нас разбудила,
И о зиме не вспоминай (Е. Ермоленко)
                 ***
Снег в июне? Ха-ха-ха!
Разве так бывает?
Это просто чепуха,
Не поверю никогда!
Летом с неба льёт вода,
Это каждый знает!
Ну-ка, выгляну в окно...
Ой, и правда, всё бело!
Это сказка наяву:
Снег ложится на траву,
Он лежит, не тает,
Снова подлетает.
В кучу дворник снег собрал,
Спичкой чиркнул - снег пропал.
Вот, порядок, чистый двор,
Посреди горит костёр.
Это летний снег горит,
Ветер дунул посильней -
Вновь на землю снег летит,
Да не с неба, с тополей! (И. Дзятко)
 
          Июнь
Весна уходит, лишь успела
Махнуть сиреневым платком.
И тополиным пухом белым
Июнь влетает в каждый дом. (Мария Митлина)
​Тёплый, длинный-длинный день.
В полдень — крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос.
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка?    

Расцвели в саду пионы,
В землянике - горок склоны.
Ветерок, прохладой дунь,
Чтоб не жарким был ...    

Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ...
(Лето)

Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся.
(Солнце)

e28b2c09add668991bc2403f0dce5b5e.gif

1 июня - ИВАН ДОЛГИЙ, ОБЕРЕГ НИВЫ
 Если в первый день июня льет дождь, то весь месяц будет сухим. Когда же шел дождь, говорили: «Идет дождь — несет рожь».
2 - Июня  ТИМОФЕЙ ГРЯДОЧНИК, ТИМОФЕЙ ТЕПЛОВЕЙ, АЛАПЕЙ ОГУРЕЧНИК
 С этого дня во многих северных областях России начинают сажать огурцы. Посадку огурцов, как мы уже говорили, всегда проводили скрытно. Особенно скрывают первую засаженную грядку — и тем более первый выросший огурец. Его надо как можно быстрее сорвать и закопать в потаенном месте на огороде.
 Если кто из посторонних увидит первый огурец, то все плети пожухнут.
 В других же областях огурцы уже взошли и начинают расти. Примечали, не желтеют ли плети огуречные. Если они пожелтели — значит, сглазили недобрые соседи.
3 - Июня  ОЛЕНИН ДЕНЬ, ОЛЕНА И КОНСТАНТИН, ЕЛЕНА ЛЬНЯНИЦА, АЛЕНА - ПОЗДНИЕ ОВСЫ
 В этот день начинают сеять лен. В надежде на хороший урожай льна старушки с каждой бабы собирали по паре печеных куриных яиц и клали их тихонько в мешок с семенами. Мужик-сеяльщик, хотя бы и знал об этом заранее, но должен был молчать — иначе ему не будет житья от баб, и на все село прослывет озорником. Выезжая на поле, он прежде всего принимался за завтрак и домой привозил одни только скорлупки. А еще был другой обычай. Печеные яйца сеяльщики должны были подбросить как можно выше — на высокий рост льна.
 Говорят: «Лен с ярью не ладит». Потому-то никогда на льнищах не сеют ярового хлеба. На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу, сади огурцы.
 В этот день, чтобы были красивые и длинные волосы, девушки не заплетали кос.
 Если на Олену дожди и ненастье, то и осень будет ненастной.
 Если 3 июнь — дождь с градом, то 3 декабря — снег с крупой.
4 - Июня ВАСИЛИСК СИНИТЕЛЪ, ВАСИЛИСА СОЛОВЬИХА, ВАСИЛЬКОВЫЙ ДЕНЬ.
 В этот день лучше ничего не делать в поле и на огороде. Лишь полынь в этот день уродится, а к избе сухота прилучится.
 Этот день «страшный» — день рождения Василиска, царя змей, который вылупляется из яйца семигодовалого петуха, снесенного 15'января, и высиженного жабой. Узнать такое яйцо легко — оно абсолютно круглой формы и покрыто не скорлупой, а жесткой кожей. Если вылупится василиск в какой деревне, начнут сохнуть колодцы, а затем станут сохнуть девки. Да и хлеб на корню пропадет.
 Чтобы этого не случилось, накануне собранные яйца — даже из самых потаенных куриных кладок — варили вкрутую.
 Еще в этот день ходили собирать васильки и слушать соловьев.
 Василек  очень любили в русском народе и ласково называли синецветом, синюшником, блаватом, волошкой, лоскутницей.
 Прелестный, синий, как южное небо, цветочек этот — верный спутник ржаного поля и почти никогда и нигде в другом месте в диком виде не встречается, а если встречается, то это верным указанием на то, что там, где он теперь растет, было никогда хлебное поле или дорога, которая вела к нему.
Василек как будто самой природой создан для плетения венков.
 Василек, как рассказывается в одной русской легенде, назван так в честь одного молодого парня, единственного сына у матери, Василя, околдованного и погубленного русалкой. Увлеченный ею в поле, он превратился в синий цветок, напоминавший своей окраской глубокую воду.
5 - Июня  ЛЕВОН ОГУРЕЧНИК, ЛЕОНТИЙ КОНОПЛЯННИК
 В этот день сажают огурцы. Примечают: если на Левона много оводов, то и урожай огурцов будет отменным.
 День этот называли еще коноплянником, потому что на полях уже были большие всходы конопли.
 Конопля  — это однолетнее, разводимое раньше по всей России на полях и огородах растение. Из стебля его добывали пеньку, из которой плели веревки и канаты. Она — хороший медонос, а потому с цветов ее пчелы брали взяток, а из семян крестьяне делали масло.
 Конопля находила широкое применение в народной медицине. Так, кашица из толченых семян конопли, приготовленная на молоке, использовались как размягчающая припарка. Конопляное масло, выжатое из семян, применялось как прекрасное средство при ожогах и ранах. Согретое масло, втираемое в поясницу, помогало при почечных поясничных болях и крестцовой ломоте. Молоко из конопляных семян давали пить роженицам для ускорения родового очищения и умножения грудного молока, а также при желтухе. Оно же служило примочкой, выводящей пятна от оспы.
6 - Июня  СВОБОРИНОЕ ДЕРЕВО
 Свобориным деревом на Руси назывался шиповник. В народе говорили: «Шиповник цветет — румянец года ведет».
 С этого дня, по мнению русского народа, начиналось настоящее лето.
 Несмотря на внешнюю красоту и кажущуюся хрупкость, шиповник очень хорошо защищен от посягательств врагов. Его ветви покрыты многочисленными шипами и выгнуты дугой. Новые побеги, отрастающие из почек по бокам ствола, переплетаясь друг с другом, образуют непроходимые заросли.
 У славянских народов шиповник был символом молодости, красоты и любви. В стародавние времена к зацветшему кусту приходили, чтобы  избыть  горечь, успокоить свое сознание. Едва распускал шиповник цветы, как старая бабка усаживала ребятишек и сказывала им у розового куста байки, чтобы испуг не коснулся детского сознания.
 Русский народ хорошо знал целебные свойства шиповника. Потолченные лепестки шиповника врачуют раны, вытягивают костную ломоту из тела. Мед, сваренный на лепестках шиповника, укрепляет силы, чистит кровь. 60—70 г. отвара или настоя из мартовских коры и почек шиповника содержат суточную дозу аскорбиновой кислоты.
 Шиповник считался дорогим лекарством и обменивался на парчу, бархат и собольи меха. При Иване Грозном собирать шиповник отправлялись специальные сборщик. Предназначался тот шиповник для воинов.
 Девушки верили, что если умыться водой с лепестками шиповника, то лицо станет светлым.
 Заговор для красивого лица у куста шиповника.  «Я стала, благословясь, пошла, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота и во чисто поле. В чистом поле стоит престол, на этом престоле сидит Ангел Господень и секет, рассекает свой престол. Я подхожу к этому престолу и корюсь, и молюсь, Господень Ангел, дойди, доступи до рабы Божьей (имя), до Иванова плоту, до Серафимова рода и секи, рассекай, раб Божий (имя), белое тело, ретивое сердце, горячую кровь, дай ей белое тело, ретивое сердце, румяное лицо, что раба Божия (имя) не может жить без хлеба-батюшки, без соли-матушки, без огня палючаго, без воды-голубушки, без вечерней зори, без младова месяца, без Краснова солнышка, и казалась бы я, раба Божия, всем побиляя, побелее снегу белаго, посветляя Краснова солнышка». 
7 - Июня ИВАН - МЕДВЯНЫЕ РОСЫ
С этого дня появляются худые, вредные росы, иначе называемые медвяными,  — сладкие выделения тлей и червей, питающихся соками растений. «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да больно выедает». Но сильная роса в этот день — предвестник хорошего урожая. Заболит ли скотина, крестьяне говорят: «Верно, напали на медяную росу». Заблекнут ли на сухом дереве листья, считают, что завелась медяная роса. Заболеет ли ребенок, думают, что он бегал по медяной росе. От медяной росы избавить может только хороший знахарь.
 Если через костры, зажженные от такого огня, прогнать скотину, мор остановится.
 Если в полночь украсть заставку с водяной мельницы и зарыть в воротах своего дома, то падеж скота не дойдет до него.
 От падежа павшую скотину надо закопать под воротами вверх ногами.
 В этот день замечают рябину. Если на ней бывает много цветов, то будет хороший урожай овса. Если пчелы роем гудят на цветущей рябине — следующий день будет ясным. Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
 Травы и коренья (лечебные) кладут под Иванову росу.
 Обыкновенно в день памяти Иоанна Предтечи сажают капусту  с разными наговорами и особенного рода предосторожностями, чтобы никто не видел посадки.
8 - Июня  ИВАНОВ ДЕНЬ,  АЛФЕЙ ГЛИННИК, ЗЕМЛЯ-КЩЕСНИЦА
 В некоторых районах России именно 8 июня именовали Иваном — Медвяные росы. В этот день, чтобы избыть неприятный запах из домашней посуды  выставляли горшки да плошки под цветущие кусты шиповника.
 В начале июня приглашали в дом печника, чтоб тот осмотрел да подправил печь. После окончания работы мастера угощают специально испеченным для него караваем, один кусочек которого обязательно кладут за печку — для домового, которого побеспокоил печник.
 Печники на Руси пользовались дурной славой. Если хозяин был с ними груб или неприветлив или кормил плохо, то могли они сыграть с ним злую шутку. Например, вмазать в трубу пустые бутылки по самое горлышко. Как только затопят такую печь, как будто кто-то начинает свистеть в доме. Поэтому печников всячески старались ублажить — чтобы горя себя не нажить.
9 - Июня ФЕДОРИН ДЕНЬ
 Федора — на язык колючая. В народе считали, что в этот день лучше  не болтать бабам друг с другом, чтобы не накликать беды и чтобы вся деревня не узнала о том, что творится в избе.
 Ссор в этот день не начинали, потому что Федора за углом норовит узнать о худом. «На Федору — не выноси из избы сору!»
 В этот день не метут избы, чтобы не быть худу, потому что домовой на Федору забирается под веник. Неосторожная хозяйка может вымести «хозяина» с сором, а без домового, как известно, дом долго не простоит.
 Люди, связанные с торговлей,  ставили в этот день для своего домового за печку горшочек каши и бросали несколько монеток в надежде, что это принесет им прибыль.
10 - Июня  ЕВТИХИЙ ТИХИЙ, НИКИТА ГУСЯТНИК, палудницы
 Никита в народе почитается стражем гусей, отчего его попросту и называют Гусятником. По народному представлению, Никита охраняет преимущественно маленьких гусей, не допуская к ним орлов, ястребов и других хищных птиц.
 Этот день называли Полудницами. Полудницы — особые духи, внешне похожие на обычных земных женщин или, вернее, статных баб. Они летали кругами над полем в жаркие дни. Соблазняли они мужиков, прилегших на меже в поле, зависнув над ними. 
Но нельзя было и сердить полудниц, надо было тихо молитвы возносить. А то осерчает проказница — не оросит хлебной нивы, и колос туготы не наберет. Но если бывал мужик силен по «мужской части», то прогоняли такого специально в поле, приговаривая: «Ничего, с него не убудет».
 В этот день беременных тоже посылали в поле — чтобы крепость у колоса обрести. Считалось, что родить на хлебной ниве, в поле — к легким родам, к здоровому ребенку.
 А еще примечали: если этот день тихий — жди хорошего урожай.
11 - Июня  ФЕОДОСЬЯ КОЛОСЯНИЦА
 На Феодосию начинает рожь колоситься и идут первые белыеколосовики.  «Колосится рожь — много грибов найдешь, а если зной июнь — на колосовики плюнь».
 Старики говорят: рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает.
 Взошли хлеба —,не дивись, налились хлеба — не хвались. Хлеб на току—про урожай толкуй.
 Когда рожь цветет, нельзя холстов белить.
 Кукушка житным (ржаным) колоском подавится (т.е. перестанет куковать, когда рожь заколосится).
 Даст бог дождь, уродится и рожь.
 Урожай на черемуху, так и на рожь.
 После урожая на конопляное семя родится рожь.
 Прыгать и скакать  на Феодосью было нельзя, чтобы не потревожить землю, которая, по мнению крестьян, тяжела стала.
 Дети пели:
Солнце, солнце, вблесни в оконце, дай овсу рост, чтобы до неба дорос. Матушка-рожь, встала бы стеной сплошь!
 С этого дня начинают скотину кормить печеными сочнями и хлебными баранками, с надеждой, чтобы она больше плодилась. День Федосьи стоит всех понедельников (несчастный) 
12 - Июня  ЗМЕИНЫЙ ПРАЗДНИК
 С этого дня бродят змеи по лесам станицами и убивать их очень опасно. Они идут поездом на свои свадьбы и каждому встречному готовы мстить без милосердия. От укушения змеи в этот день ни один колдун не может заговорить.
 «Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи, не пытай судьбы», — говорили в народе.
 В народе считали, что при ужалении змеи следует смазать рану серой из уха и всего человека вымазать чистым дегтем. Еще прекрасным средством от укуса змеи считается натирание укушенного места селедкой или прикладывание к нему живых лягушек, которые должны сменяться новыми, как только лягушка издохнет.
В старину вытопленное из убитой змеи сало служило целительным средством от рожистых воспалений. Змеиную шкуру тоже прикладывали к болящему, изведенному нарывами телу.
 От нагноения глаз их мазали жиром жареной змеи.
 Заговор от укуса змеи.  Прикладывают к ране траву придорожник и притом произносят следующее: «На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел горюч камень Алатырь; на том камне свито гнездо золотое, в том гнезде лежит царица Елица. Царица Елица, вынь зуб и жала из раба (имя­рек). Разлобь телеса, разорвись телеса. Слово мое крепко, ключ на море, якорь в бездне. Аминь, надаминем аминь».
 В этот день начинают сажать бобы. Крестьяне иначе не приступали к посадке бобов, как наперед не вымочив их в озимой воде. Озимую воду для этого собирали в лесных оврагах, где долго лежит снег. При сажании бобов приговаривают: «Уродитесь, бобы, и крупны и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный».
13 - Июня ЕРЕМЕЙ РАСПРЯГАЛЬНИК
Если 14 мая был днем Еремия Запрягальника, потому что начинали сев, то 13 июня сев уже заканчивали, а потому и день называли Еремеем Распрягальником. Говорили: «Еремей сев начинает, Еремей и заканчивает».
Кукушка кукует — хорошая погода будет. 
14 - Июня УСТИН, БРУСНИЧНЫЕ ГУБЫ
Замечают восход солнца. Если солнце восходит на чистом небе, ясно освещает поля, то будет хороший налив ржи. По дождливому и мрачному дню угадывают о добром урожае льна и конопли.
Красное утро на Устина — красный налив ржи.
Мужик Устин между маем и июнем перегораживает.
Пасмурное утро на Устина — к урожаю яри.
Если немил был возлюбленный девушке (или наоборот), то в этот день надо было сорвать ветку ивы и воткнуть ее между своим следом и следом нелюбимого тобой человека.
В этот день запрещалось городить огород, иначе случится пожар. Говорили: «На Устина не городи тына».
15 - Июня ВЬЮН ЗЕЛЕНЫЙ
 В эти дни, не смотря на занятость в работах на поле и огороде, молодежь по вечерам собиралась на игрища, водила хороводы. Песни пели.
Вьюнец принадлежит к старым русским обрядам. Этот обряд, не вполне понятный, упоминается в «Стоглаве». Остатки этого обряда состояли в хождении по улице — с вьюнитством — в пении обрядных песен в честь новобрачных. Вьюнец справляли в одних местах в субботу на Святой неделе, в других в Фомино воскресенье.
В Нижегородской губернии Вьюнец справляли в субботу на Святой неделе. Там поселяне сбирались с рассветом за околицею, а потом толпой ходили по улицам.
Подходя к дому, они пели песни. Молодые угощали взрослых вином, а детей оделяют деньгами. Вечером на эти деньги покупалось вино и прянии. Девицы разыгрывали хороводы, а молодцы бились на кулачки и боролись один на один.
16 - Июня ЛУКЬЯН ВЕТРЯК
В этот день примечали направление ветра. Ветер южный приносит с собой скорый рост яровым хлебам; ветер северо-западный предвещает сырую погоду и приносит болезни; ветер восточный всегда приносит наносные болезни, а северо-восточный ветер — беспрерывные дожди, вредные при наливании ржи.
Если случится на Лукьяна гроза — сенокос плохим будет.
Весь день идет дождь — к урожаю грибов. Говорили: «Был бы дождик, будут и грибки».
Пред дождем: человеку спать хочется, собака катается по земле, лошадь фыркает, куры и воробьи в пыли купаются.
17 - Июня МИТРОФАН НАВОЗНИК
Окликают на Митрофана ветер. Просят его пригнать дожди благодатные.
В этот день обязательно надо подкормить землю, чтобы урожай был хороший. Говорили: «Без навоза-батюшки не жди хлеба от земли-матушки», «Добрая земля навоз примет один раз, а помнить будут девять лет», «Обманешь поле один раз, а оно тебя — десять».
Ветер на Митрофана подует с гнилого угла — жди ненастья.
С Митрофана сей гречу. День тем силен, что вытягивает лен.
В это время особое внимание на огородах уделяют садовой землянике — клубнике.
18 - Июня ДОРОФЕЕВ ДЕНЬ, ВОРОБЬИНЫЕ НОЧИ
Если погода на Дорофея теплая и ясная, то и зерно будет крупное.
С этого дня начинаются самые короткие ночи в году — «воробьиные».
На Дорофея сон-трава расцветает.
Сон-траву называют еще прострелом.
Русский народ такую легенду об этом растении сложил.
Стала как-то нечистая сила прятаться за прострел-траву, и один из архангелов, чтобы разделаться с нечистью, метнул в нее громовую стрелу и прострелили траву сверху донизу. Теперь нечистый обходит прострел стороной и ближе 12 верст к нему не приближается. В старинном травнике говорится: «Кто носит траву при себе, от того человека дьявол бежит, в доме — добро держать, а хоромы строить — под угол класть, спокойнее жить будешь».
Сон-трава, в соответствии со своим названием, навевает сон и предсказывает спящим их будущую судьбу. Счастье представляется во сне молодой девушкой или добрым молодцем, беда — старухой с клюкой, настоящей бабой ягой.
Цветет сон-трава ночью желтыми, голубыми и бирюзовыми цветочками. Нельзя ее просто так собрать, надо специально заговоры знать. Узнают ее, опуская в холодную ключевую воду: если вынуть ее в полнолуние, то непременно она зашевелится.
На Дорофея утро вчера мудренее, потому что под головой сон-трава лежит.
Не мудрен сон на Дорофея, да вещий.
19 - Июня ЛАРИВОН ПРОПОЛЬНИК
На Ларивона — прополке время
На Ларивона — с поля сорняки тяни.
Пришел Ларион — дурную траву из поля вон.
Но и траву сорную полоть надо только, если месяц на ущерб пошел. На полную луну полоть бесполезно — сорняки скоро опять силу возьмут.
Не справишься с сорняками вовремя — по миру пустят, нахлебники. Говорили крестьяне: «Поле полоть — руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть», «Посеяли злаки, а косим осот да маки». Одним из самых красивейших картинок сельской Руси называли путешественники хлебные поля, усеянные, как огоньками, бесчисленными ярко-красными цветами мака. Вот только вырвать его нужно было только как можно скорее, что крестьяне и делали. 
 20 - Июня ФЕДОТ СТРАЖ
В этот день можно было смело в прудах да реках купаться, никаких русалок не бояться, если помолиться святому Федоту. Федот, по повериям русского народа, в этот день сидел у воды с острым серпом, если видел русалку, то сразу серпом ей волосы обрезал. А в волосах у русалок вся сила колдовская была, потому и боялись они Федота. 
21 - Июня ФЕДОР ЛЕТНИЙ, ФЕДОР КОЛОДЕЗНИК, НАВОЗНИЦА
Стратилатовы росы почитались за вещие. Если утренниками появляются большие росы, хотя бы лето было и сухое, урожай льна и конопли будет хороший.
Колодезники, особенный «класс» народа на Руси, истоки искусства которых — в Вологодской и Пермской губерниях, считали этот день важным в своих работах. С вечера под этот день они клали сковороды на места, назначенные для колодцев. На другое утро при солнечном восходе они снимали их и, по отпотевшей сковороде, делали выводы: сковорода, покрытая водяными струями, указывала на обильные водяные жилы; сковорода, слегка отпотевшая, обещала маловодный колодезь; сковорода, совершенно сухая, ничего не обещала хорошего.
Часто место для колодца определяли по туманам: где на заре туман первым ложится, там и надо было копать колодец.
Колодезная вода на Руси всегда наделялась целебными свойствами. В некоторых местах она пользовалась почти таким же почетом, как и святая, и иногда почиталась наравне с крещенской.
«Святые ключи» существуют в очень многих местностях. По преданию, некоторые из них «открылись» во время перехода через эти места святых, которые тут отдыхали и пожелали напиться. Обыкновенно такие ключи находятся где-нибудь в леску, окружены елями и соснами, а иногда обсажены кустиками вербы. На ветвях деревьев, вблизи них, можно нередко заметить навешанные тряпочки и ленточки, пояски и крестики, а на дне ключа мелкие серебряные монеты: это — дань от больных ключу за его целительную силу. 
Федот-Стратилат грозами богат. Гром и молния, появляющиеся с этого дня, предвещают худую уборку сена. Если во время грозы слышатся громкие раскаты грома, жди долгого ненастья.
На Федоров день навозница — вывозят навоз на паровой клин.
22 - Июня КИРИЛЛИН ДЕНЬ, МАРФА РАССАДНИЦА
На Кириллу конец весны, почин лету. У Кирилла — от земли сила На Кирилла отдает земля солнышку силу. В этот день сажали позднюю рассаду. Самый длинный день, самая короткая ночь.
Поспевает земляника. «Сидит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет, всяк поклон отдает», — говорится об этой ягоде в русской загадке. О происхождении земляники русский народ сложил легенду, в которой рассказывается о том, что в прежние времена земляника не имела ягод. И когда Иисус Христос, будучи еще ребенком, гулял в лесу, земляника очень испугалась и опечалилась, что ничем не сможет порадовать Господа — ведь нет ничего, что она могла бы отдать Ему, — хотя бы вкусной ягодки. Спаситель услышал мольбы маленького растения, наклонился к нему и поцеловал. И тотчас на месте поцелуя появилась и стала расти ягодка. И с тех пор земляничники радуют людей и даруют им наслаждение.
23 - Июня ТИМОФЕЯ ЗНАМЕНИЯ
В этот день бывали важные для крестьян знамения. Коли на Тимофея знамения — будет голод. По земле ходят призраки, «блазнящие глаз человеческий».
К голодному году в этот день бывали такие знамения: по гумнам бегают вереницами мыши, и никакой глаз сосчитать их не может. Если по полям во все утро бродят такие стаи голодных волков, что ужас нападает на самого бесстрашного, это значит, что будет в этом году падеж скота. Если вороны стадами летят из-за лесов, так что и свету божьего не видно, то будет повальный мор людей. Если же сама Мать Сыра-Земля стонет, да так жалобно, что у крепкого мужика текут слезы от надсады, это предвещает пожар. Если яровой и озимый хлеб играет от межи до межи да огонь по нему бежит, так что православному человеку и глядеть страшно на такие ужасы, быть засухе. А если кому в небе огненный змей привидится — неминуема война.
Любой пустяк, на который в другой день и внимания бы никто особого не обратил, на Тимофея обретал проческое значение.
Кто нечаянно завидит свет в своем доме, жди счастья.
Родинка на таком месте, что самому видно — к худу, а не видно — к добру.
Обознаться в человеке — к свадьбе или к покойнику.
Перчатку потерять — к несчастью.
Зеркало разбить — к худу.
Кирпич выпал из печи — к худу.
Каша из горшка вылезет из печи — к худу, в печь — к добру. Коли белый хлеб печется с головою — к безголовью (т.е. коли сбоку вылезет ком).
Передний угол, или матица, трещит — к худу (несдобровать хозяину). Смола вытопилась из избы на улицу — к худу. Дупло в срубе — не к добру.
24 - Июня ДЕНЬ ВАРНАВЫ
На Варнаву — не рви травы, ибо в этот день потравам, по лугам и полям, по лесам и долам в полдень сила неведомая катается. Делит между собой уделы: кому во сенях хомуты да вожжи спутывать, кому травы ядовитым жаром полнить, кому во колодце ребеночком рыдать, род людской пугать.
26 - Июня АКИЛИНА ГРЕЧИШНИЦА , АКУЛИНА - ЧЕРНЫЕ ГРАЧИ, АКУЛИНА - ЗАДЕРИ ХВОСТЫ, ПРАЗДНИК КАШ
«Акулина — задери хвосты» — так крестьяне называли этот день, потому что коровы из-за множества мух стояли беспокойно, обмахивались хвостами и бегали от мух и комаров. Говорили: «С Акулины и до половины июля скот от жары и овода бесится». Выгоняли скотину пастись на рассвете, а как день разогревался, коров да быков в хлевах затворяли.
В день Акулины молоко считалось «акульим», то есть вредным для здоровья — «молочко от бешеной коровки». А еще Акулина звалась днем кривых огурцов: любая посадка в этот день не принесет сочных да зеленых огурцов.
Начинают в эти дни сеять гречиху, смотря по погоде. Обыкновенный срок сеяния гречихи наступает «или за неделю до Акулин, или спустя неделю после Акулин». В некоторых метах говорили: «На Акулину нельзя работать, чтоб гречи хороши были».
Гречиху сей, когда рожь хороша.
Не ровна гречиха, не ровна и земля: в иную и воз бросишь, да после зерна не сберешь.
Холь гречиху до посева, да сохни до покоса.
Государыня гречиха ходит боярыней, а как хватит морозу, веди на калечий двор.
Не верь гречихе на цвету, а верь закрому.
По старому русскому обычаю, варили в этот день мирскую кашу для нищей братии. На такой радушный привет сходились нищие и слепые со всех сторон. После небогатого, но сытного стола нищия братия благодарила хозяев ласковым словом: «Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом, на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди боже вам, православным, гречи без счету. Без хлеба, да и без каши ни во что и труды наши».
27 - Июня ЕЛИСЕЙ ГРЕЧКОСЕЙ, ЕЛИСЕЙ — ПО КОЛЕНО В ОВСЕ
Продолжали сеять гречиху. Ее обычно старались сеять в ясную и сухую погоду: «Коли пыль на бороне, то и блин на решете». Гречиха была очень важной для крестьян культурой. В народе говорили: Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной».
В этот день, если не было дождя, а светило солнышко, заклинали крапиву. Секли ее, чтобы обожгла она небеса и оттуда хлынули бы дожди.
28 - Июня ФИТ, АМОС
Святого Вита в народе называли Фитом. Кто сеет после Вита, прост бывает жита. Дождь на Фита — плохо для жита. Пришел Амос — пошел овес в рост. На Фита соловей замолкает. 
29 - Июня ТИХОН ТИХИЙ, ТИХОН ТОЛОКА
С этого дня начинают затихать певчие птицы.
А еще в русском народе говорили: «На Тихона солнце идет тихо». И вот что удивительно: по сведениям астрономов, Земля к концу июня сбавляет скорость движения по орбите вокруг Солнца по сравнению с 1 января на 3 600 километров в час.
В этот день устраивается толока, пир для тружеников, собранных на помощь соседям унавоживать поля. Их угощают обедом, вином и брагой; песни и игры оканчивают пиршество толоки. Слово «толока» означает работу за питье и кушанье. Русские толоки делали с целью помочь бедным семействам.
Существует и другое толкование слова «толока». Тихонов день в Белоруссии считался днем возки навоза, или толокой. Толока значит «место, вытравленное скотиной». Так как унаваживание делается «помочью», то и сопровождается пиром.
Тихон — конец поздних яровых посевов.
Толока на навозницу — вози на пар.
В этот день устраивался особый обряд «обегания непорочных дев» вокруг гряд. Считалось, что если нагие девственницы ночью обегут гурьбой грядки, то это сохранит урожай. 
30 - Июня МАНУЙЛО, САВЕЛИЙ, ЯРИЛО
За неделю до Ивана Купала (7 июля) праздновали «ярилки», праздник посвященный богу Солнца Яриле.
На берегу реки или озера разводили костры и варили яйца: чем больше сваришь яиц, тем лучше будут нестись куры. А еще из яиц готовили всякие блюда.
На Мануила солнце застаивается, мороки-туманы являются, молочные реки текут.
В этот день нечисть к избам подходит, пытается смаять человека. Жалобно кто-то зовет: «Выйди за ворота! Дай мне твоего сна!» Или огня еще просят дать, и кто говорит — не видно. Ни в коем случае нельзя было огня давать — а не то мор на двор крестьянский нападет.
В этот день боялись белых коров у ворот. Была то нечистая сила, которая хотела, чтобы ее в хлев с обычными коровами поставили, а уж она там разойдется — молоко все перепортит.
Надо в этот день, как что странное увидишь, креститься и к Господу Богу взывать, чтобы морок Он отвел.
Вечером стреляли из ружей, чтобы отпугнуть болезни и злых духов.
По деревням в этот день старуха Маниха ходит, людей в леса сманивает, чтобы лесовому отдать. Есть у нее и дочь — белая русалка Манья. В омут она девок заманивает за белыми кувшинками, а как протянешь ты руку — сразу на дно утащит.​


Найти 
 
 
 
 
 
 
 

​​​

0_6852d_65dc5c73_XXL.jpg

Июль

В июле зреет земляника
И на полянке, и в саду.
И все от мала до велика
За сладкой ягодой идут.
Над речкой солнышко – лепёшкой
И мостик радуги – дугой.
А в речке юркие рыбёшки
Зовут купаться нас с тобой.

Т. Керстен

​​​
​ ​Иулий, название седьмого месяца, дано этому месяцу в честь Юлия Цезаря. У нас в старину он назывался, как и июнь, — червень — из-за плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенной Красноватостью (червленый, красный). А еще этот месяц кличутлипцем — от липы, которая обыкновенно в эту пору стоит в цвету,макушкой лета и грозником. Июль самый теплый месяц года в России. Это вершина лета по теп­лу и грозам, благодатная пора сбора ягод, овощей и хлеба, меда.
  В этом месяце самая уборка на полях, а потому в русском крестьянском быту июль часто звался страдником, серпенем и сенозарником.
Июль — середка лета, краса цвета.
В июле хоть разденься — легче не будет.
Плясала б баба, да макушка лета настала.
Не топор кормит мужика, а июльская работа.
В июле солнце без огня горит. ​
Макушка лета устали не знает, все прибирает.
Всем лето пригоже, да макушка тяжела.
Июль — грозник, молнии мечет, дубы калечит. 
Июль — хоть разденься, а декабрь — потеплей оденься.
Июль — макушка лета, а декабрь — шапка зимы.
Март, апрель, май, июнь вино в бочках сушит; июль, август, сентябрь, октябрь — хозяина крушит.
Июль, август, сентябрь — каторга, да после будет мятовка.
Апрель — учись, учись да прей; май — гуляй; июнь — учись, учись да плюнь; июль — собирай книги в куль. Сбил сенозорник спесь, что некогда на полати лечь. Собьет спесь, как неколи присесть.
0_99091_4bbb9250_XL.gif
1 июля - ФЕДУЛ, ЯРИЛИН ДЕНЬ, МАКУШКА ЛЕТА 
Ярилин день — день палящего солнца. 
Всем дням день, единственный и неповторимый. Все святые с Ярилой, языческим богом, мерятся, побороть не могут.
На Руси говорили: «Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь стуит, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».
В позднее время к Ярилину дню приурочивали ярмарки и гостьбу родичей. Праздник сопровождался кулачными боями, песнями, плясками и разгульным весельем.
Федул на двор заглянул — пора серпы зубрить, к жатве готовится загодя.
В этот день солнце замедляет ход полдень, птица замирает, земные беды отступают, и дыры земли видны.
2 июля - ЗОСИМА ПЧЕЛЬНИК, ИОВ ПРАВЕДНЫЙ
В русском народной календаре Зосим несколько, но все они связаны с разными приметами и обрядами пчеловодов. Так, на июльского Зосимупчелы начинают мед заносить, соты заливать, поэтому пчельники старались попусту их не беспокоить, но случайно оказавшись возле улья, произносили заговор: «Рой, гуди, в поля лети! С поля домой возвращайся — медок неси!».
Окуривание пчел дымом этих гнезд спасает будто бы пчел от лихого глаза, да и пчелы от этого дыма лучше роятся.
О пчелах в русском народе говорят:
Для пчелы всякий урок легок.
И пчелка летит на красный цветок.
Корми меня до Ивана (Иванова дня), сделаю из тебя пана.
Медведю пчелы пиво в борти варят.
Ни пчелы без жала, ни розы без шипов.
Скупые, ровно как пчелы: мед собирают, а сами умирают.
Цветы для пчел — пчелы для цветов.
Человек от пчелы всякой премудрости поучается.
Что пчел разорить — что человека убить.
3 июля - МЕФОДИЙ ПЕРЕПЕЛЯТНИК, ПАУТИННЫЙ ДЕНЬ
К этому дню поспевают хлеба, в которых «заводится» много перепелок, поэтому с этого дня у охотников начинается пора легкой охоты на перепелов. По их замечаниям, если над озимым хлебом носится паутина, летает мошкара, то где-то рядом затаились перепела. Где слышнее всего перепелиный свист, всегда менее всего можно ожидать успеха.. Каждый охотник на Мефодия старается для будущего счастья непременно в этот день поймать хоть одну птичку.
На Мефодия дождь — идти ему еще сорок дней.
Белого перепела увидеть — на счастье, а уж поймать — всю жизнь удачу за хвост держать будешь.​
4 июля - УЛЬЯНОВ ДЕНЬ
Ульяна кличет Ульяна, а Ульян кличет Ульяну. 
Ульян Ульяне в лицо не глянет.
Такие поговорки сложились в русском народу из-за старинной легенды о встрече несбыточной. В этот день в стародавние времена ходил Ульян по лугам и полям, свою Ульяну звал, а Ульяна сидела на берегу реки и на воду бегущую смотрела Только к вечеру опомнилась Ульяна, побежала на луг — а Ульян уж к реке другой тропкой пошел. Так и не встретились Ульян с Ульяной.
В эти дни собирались цветы липы.
Липа. Как и многим растениям и деревьям, липе приписывают способность избавлять от сглаза. Если липа возле дома засохла — к плохим переменам в доме и семье. Тот же, кто липу срубит, в лесу непременно заблудится.
5 июля - ЕВСЕВИЙ, УЛЬЯНА
Если накануне Ульян не нашел свой Ульяну, то теперь уж она сама пошла его искать — и нашла. Это день встреч.
Кроме того на Евсевия наблюдали за погодой и примечали: если идет дождь, то будет хороший урожай хлеба.​
7 июля - ИВАН КУПАЛО, ИВАН ТРАВНИК
Дохристианский русский праздник Купала совершался в самое время летнего солнцестояния, когда солнце достигает самого высокого и крайне сильного влияния на землю, после чего оно начинает свой поворот на зиму. На этом основании предки наши считали даже церковный праздник Рождества Иоанна Предтечи собственно началом лета.
В северо-западной Руси 24 июня поселяне имели обычай приносить в церковь к обедне для освящения огромные венки и пуки зелени, и все это потом употребляется против наваждения нечистой силы, против переполоху и т. п.
Народное празднество, справляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева майского и погружение его в воду, сбор трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору.
В этот же день купаются в озерах и реках, а после купания людей купают там и лошадей хворых. В день Ивана-купалы от купанья проходили решительно все болезни, только купаться надо между утреней и обедней. В некоторых местах существовало даже убеждение: кто в Иван-купалу не станет купаться, тот колдун.
Символом праздника Купалы стал цветок иван-да-марья. Сочетая в себе желтое и голубое, цветок как бы отражал купальское значение огня и воды, столь широко используемых во время праздника. 
Умоешься купальской росой — будешь здоров и счастлив весь год. 
В Ивановы ночь небо звездное — будет много грибов.
 8 июля - ИВАН, ПЕТР И ФЕВРОНИЯ, ФЕВРОНИИ-РУСАЛЬНИЦЫ
Святым Петру и Февронии молятся о благополучии в семье и о благословении на вступающих в брак. Их день считается днем влюбленных — прекрасная альтернатива западному Валентинову дню. Если купец или продавец работал на Петра и Февронию в лавке бок о бок с женой, это приносило ему счастье в семье и достаток в доме. День считался счастливым для любви. С этого дня ожидается еще сорок жарких дней. Говорят: «После Ивана не надо жупана».
Коли в этот день идет дождь, то будет хороший урожай меда. 
Наступает время большого сенокоса. Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо.
Свиньи и мыши сено едят — к худому покосу.
Рассада пьет поливку — сухой сенокос, а не вбирает — мокрый.
9 июля -   ДАВИД ЗЕМЛЯНИЧНИК
Как видно из названия дня, с этого времени начинают собирать землянику.
Говорили: «Первую ягоду в рот кладут. А вторую землянику в дом несут», «Земляника-ягода заспевает, красных девок в лес зазывает», «Собирай по ягодке, принесешь кузовок».
В народной медицине земляника очень популярна. Обычно делают отвар всего растения, собранного во время цветения, но собирают землянику все лето. Пьют отвар как чай, горячим и холодным, когда хочется пить, при простудах, высокой температуре. При заболеваниях сердца, почек, печени..
Пчельники твердо уверены, что тогда же пчелы вылетают из ульев за медовым сбором.​
 10 июля - САМСОН СЕНОГНОЙ
 Если на день святого Самсона будет дождь, то все лето будет мокрое до бабьего лета.
Угодник этот в русском народе слывет под названием Сеногноя, так как, по наблюдениям крестьян, в это время часто бывают дожди, весьма неблагоприятные при сушке сена. Если же на Самсона вёдро — семь недель хорошая погода стоять будет.
Идет подготовка к сенокосу, и второй раз распахивают поля, оставленные на пар.
В Тобольске приводят в этот день лошадей к церкви Рождества Богородицы, служат молебны и после кропят лошадей святой водой.​
 11 июля - КРАПИВНОЕ ЗАГОВЕНЬЕ
Это канун Петрова дня. Поэтому в ночь с этого дня на Петровки молодежь спать не ложилась, а веселилась до утра.
Кроме того, этот день называли еще Крапивным заговением, потому что приходит крапиве срок терять свою лечебную силу. Последние щи из молодой крапивы, из стеблей ее недельных надо успеть сварить.
Крапиве славяне приписывали и магические свойства. Она была прекрасным средством от дурного глаза. Для этого нужно было сжечь семена крапивы на угольях и дым пускать по дому.​ ​
12 июля - ПЕТРЫ-ПАВЛЫ
Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла исстари известен в народе под именем Петрова дня и в былое время имел большое значение в быту наших предков как один из важнейших дней в религиозном, юридическом и хозяйственном отношениях.
Днем памяти апостолов Петра и Павла часто заканчивается Петров пост, или попросту Петровки, а потому в старину он назывался Петровоговение.
В старину Петров день был сроком судов и взносов дани и пошлин.Известна еще Петровская дань, в которой «тянули попы».
Петровские гулянья бывали по во всей России с песнями, хороводами и качелями.
В Петров день умываются водицей из трех ключей-родников. 
В этот день был праздник солнца. Крестьяне выходили на рассвете, посмотреть, как солнце будет «играть радугой» на небе. Они собирались на пригорки, раскладывали костры и в ожидании солнца проводили ночь в играх и песнях. Едва начинает восходить солнце, все испускают радостные клики. Старики наблюдают, как солнышко играет по небу: оно то покажется, то спрячется; то взойдет вверх, то опустится вниз; то заблещет разными цветами — голубым, розовым и белым, то засияет ясно, что ничьи глаза не стерпят.
Некоторые крестьяне считают большим грехом косить траву до Петрова дня и убеждены, что скосивший ее до этого срока бывает наказан Богом какой-нибудь болезнью и ему «никакое лекарство травное не поможет». 
В этот день девки гадали. Собирали 12 трав с 12 полей, клали их на ночь под подушку. Верили, что ночью должен присниться суженый.
С Петрова дня красное лето, зеленый покос. 
В Петра зарница хлеб зорит. 
С Петрова дня в поле пожня (покос). 
Прошла Петровка — опало по листу, прошел Илья — опало два. 
13 июля -  ПРОВОДЫ ВЕСНЫ, МАКУШКА ЛЕТА
В этот день устраивают проводы весны. Крестьяне, собираясь на покос, одевались в лучшее платье и веселились весь вечер. В некоторых губерниях делали соломенную куклу, обряжала ее в кумачовый сарафан, на голову надевали кокошнике цветами, на шею — ожерелье. Эту куклу носили по селу с песнями и потом, раздетую, бросают в реку.
14 июля - КУЗЬМА И ДЕМЬЯН, КУЗМИНКИ ЛЕТНИЕ
Выходят с этого дня на покосы. Говорят: «Кузьма-Демьян ни свет ни заря встают, баб на покос ведут».
Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли.
Огородники начинают полоть гряды и вырывать так называемые «корневые овощи» для продажи.
Летние Кузминики — праздник женский. В этот день устраивали женские сборные пиры — братчины, готовили растительную пищу, пили пиво. Девушки варили кашу-сыпчину, «сборную» общую кашу, на которую каждый приносил что мог: кто муку, кто зерно, кто сахар, кто соль.
Идет сбор малины и крыжовника. Из них варят варенье — и не только. С крыжовником на Руси, например, делали цыплят.
15 июля - БЕРЕГИНЯ
 В западных губерниях России этот праздник известен под именем «дня Петровой Матки», и, несмотря на пору косьбы, крестьяне в этот день не отваживаются работать.
Этот день также считался днем Берегини, которая была великой богиней, матерью всех духов и богатства на славянской земле. Почитали ее в народе в виде белостволой березы.
Славяне были убеждены, что береза охраняет людей и их жилища от козней нечистой силы и потому часто сажали ее у своих домов. Существовал даже особый праздник березы, который после принятия христианства превратился в Семик.
16 июля - МОКИЙ И ДЕМИД, СТОЖАРЫ, МАКОВ ДЕНЬ
Этот день считался в русском народе несчастливым, поэтому на Мокия лучше не начинать новых дел и вообще следует быть острожным.
Еще этот день называли Стожары, или Сажар.
По мнению поселян, звезды на небе — это ангелы Божий, которые отворяют окошки своих светлых домиков для покровительства сельским работам. Замечательны названия, даваемые ими звездам и относящиеся к ним поверья. Представления эти основаны на Священном Писании, где утренние звезды, по мнению митрополита Филарета, означают при сотворении мира светлых духов невидимого мира.
Стожары — это созвездие Плеяд, Медведица. Появление сего созвездия предвещает звероловам счастливый поиск. Не видя его, они ни за что не решатся быть в лесу за охотой. 
17 июля - АНДРЕИ-НАЛИВЫ
Замечают, что с этого дня озимые наливаются. Тогда говорят: «Озимы в наливах дошли». Выпадавший в этот день дождь называли андреевским. 
В этот день чтили овес. Говорили, что теперь «батюшка овес до половины урос».
Озимы в наливах, а греча на всходе. 
На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос. 
Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет.​
18 июля - МЕСЯЦЕВ ПРАЗДНИК
Вечером выходят смотреть на играние месяца. Если месяц при восходе своем виден, то он будто кажется перебегающим с места на место или изменяет свой цвет и прячется за облака. Все это, по верованиям народа, происходит оттого, что у месяца бывает свой праздник. Играние месяца обещает хорошие урожаи.
Глядеть, как месяц играет, — силы копить.​
19 июля - СЫСОЙ, ЕРЕМЕЙ
Праздников Еремея в году было семь, и они обычно совпадали с началом каких-либо полевых работ. Поэтому в народе говорили: «Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать и когда в скирды убирать». Считали, что в этот день непременно нужно окончить посев.
Сысой — ходи по росе босой. В этот день роса дает и птице, и зверю, и человеку силы и здоровье. Туманы, что посылает Сысой, напитывают природу живительной влагой, силы растениям дают.
На Сысоя и роса звенит, коли под косу летит.
От Сысоевых зовов роса силу берет, колос наливается. 
Хлеб подминается худой — не намолен Сысой.​
20 июля - АВДОТЬЯ СЕНОГНОЙКА, ФОМИН ДЕНЬ, ЗАЖИНКИ
Если на Авдотью дожди, то продлятся они несколько недель. Если пойдет дождь, то сгноит все неубранное в копны сено.
В этот день говорят: «Фома серпы ладит»— начинается жатва. По старому обычаи в поле шли с песнями, а серпы несли завернутыми в полотенце. В поле вязали первый сноп, обвязывали его полотенцем, в котором серп несли, и посвящали его Фоме. Потом торжественно несли сноп в церковь и освящали его там.
Кроме того, существовали особые заговоры и гадания в этот день. 
При наступлении ржаной жатвы, каждая женщина, являющаяся в первый раз с серпом на полосу, сжинала первую горсть ржи и делала из нее себе пояс и, опоясавшись им, говорила: «Как матушка рожь стала год, да не устала, так моя спинушка жать бы не устала». После третьего нажатого снопа жница снимает пояс. По окончании ржаной жатвы, после обеда или ужина, бабы катались по жниве, говоря: «Жнива ты, жнива, подай мой силу на овсяную жнитву!»
По окончании ржаной жатвы, жнеи ложились на жатву, на полосе, и несколько раз перекатывались на ней.
После жатвы бросали в землю серпы. Если серп воткнется, это предвещает смерть того человека, на которого гадают.​
21 июля - ПРОКОПИЙ ЖНЕЦ, ЗАЖИНКИ, ЛЕТНЯЯ КАЗАНСКАЯ.
В этот день Церковь празднует память мученика Прокопия, который известен в народе под именем Жатвенника, так как со дня его памяти жнут рожь. Во многих местах, приступая к жатве, хозяева служат молебен Прокопию, а затем устраивают мирские угощения, убивая баранов, после чего приступают к началу самого жнива.
Прокопий — начало самой сильной жары.
Есть поверье, что в этот день является сама собой камаха — краскачервец. В народе думали, что камаха заносится ветрами на поля из теплых стран, свивается в клубок и первому счастливцу, который ей встретится, подкатывается под ноги. Находка камахи предвещает благополучие на це­ый год. В старину бывали страстные охотники отыскивать камаху. Неудачные искатели говорили, что она достается тем только, кому написано на роду такое счастье. 
Если с этого дня начинает поспевать черника, то озимый хлеб бывает готов к жатве. Черника — уведет от живота лихо. Черника зреет под комариные песни.
Слыла ягода черника чудесной. Ходили по чернику ребятишки. Взрослым некогда было — работали в поле.
22 июля - ПАНКРАТИ КИРИЛЛ
Зажинают рожь.
Появляются на грядках первые огурцы, которые и пробуют всей семьей.
23 июля - АНТОНИЙ, РЯСОЧНИК
Это был день ряски — водяной травки, плавающей по поверхности реки. «Ряска — интересное растение, — писал Виталий Бианки. — На другие не похожа. Маленькие корешок и плавучая зеленая лепешечка с продолговатыми выступами. Эти выступы — лепешка-стебелек и лепешки-веточки. 
На Рясочника ряску вилами с воды собирали, корзины ей наполняли и несли на скотный двор, кормили ряской домашнюю птицу, использовали в саду в качестве удобрения. А еще девушки по подобию узоров ряски на воде плели кружева, которые так и назывались — ряеочниками.
Если гром на Антония в постный день (среду или пятницу), будет хороший улов рыбы.
Если на Антония глухой гром — к дождю, гулкий — к ливню.​
24 июля - ОЛЬГА СЕНОГНОЙКА, ОЛЬГА СТРАДНИЦА
Говорили: «Ольга — на поле подмога». Надо было не упустить время, вовремя убрать рожь с полей, чтобы большие росы не загноили сена. Всем миром выходили на жатву.
Ольге молились о хорошей погоде, о милосердии к жницам, о том, что-бы дала она им время закончить свой работу.
Пору эту называли «страдно-грозовой», потому что во время страдычасто бывали грозы.
Если гром в постный день — будет хороший улов рыбы. 
Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.​
25 июля - ПРОКЛ - ВЕЛИКИЕ РОСЫ, ПРОКЛ ПЛАКАЛЬЩИК
С этого дна выпадают большие росы. Говорили: На Прокло поле от росы промокло». Поэтому до этого дня надо спешить высушить сено «грядушками, чтобы складывать их в копнушки». Большие росы загнаивают сено.
Старушки-лекарки собирали великие целебные росы для врачевания. Такие росы — лучшее средство для врачевания от сглаза да бессонницы.
Нет ночью на Прокла росы ни на лугу, ни в низинах — к ненастью. А если хорошая роса — день будет пригожим.
Роса на Прокла наделяет красотой и спокойствием.​
26 июля - ГАВРИИЛ, СТЕФАН САВВАИТ
В этот день говорили: «Архангел Гавриил на хлебное поле ступил. Золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». Жатва продолжается.
Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя.
Пот ключом бьет, а жнец свое берет.
Пока колос в поле, тружись подоле.
Сухая погода в этот день обещала хорошую осень, а коли сильные дожди припустят — урожай погибнет.
Стефан Савваит ржице да матушке земле поклониться велит.​
27 июля - ДОЗОРЫ
 В поле угождать полевому, поля хозяину, духу невидимому, надо было. Ему всегда оставляли кашу у последней полосы сжатого поля А на самой полосе пучок ржи оставляли — полевому на будущий год гостинчик.
Макушка лета к спаду склонилась, погода переменчивой становилась. Ветры с вихрями, дожди с грозами на поля налетали, сторожить надо было. Простой народ думал, что в вихре летает нечистый дух, дьявол, негодная, нечистая сила, и что во время грозы летом молния всегда в него попадает, а дьявол в это время оборачивается в какую-нибудь домашнюю птицу, животное, иногда в ребенка. Поэтому от нечистой силы в полях дозоры выставляли.
Грозы на Руси всегда боялись — от молний часто погибали люди в полях и в лесу. 
28 июля - УЛИТА И КИРИКДЕНЬ ВЛАДИМИРА КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
В память о святой Улите и ее малолетнем сыне матери приучали детей к труду. Женщины праздновали день «матушки Улиты», почитали ее своей заступницей.
Этот день считался серединой лета. 
В поле было в этот день лучше не ходить — нечистая сила там гуляла. Говорили: «Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит (видения, мороку)». На Мокродыриков надо было больше отдыхать.
29 июля - АФИНОГЕНОВ ДЕНЬ
С этого дня начинали жать рожь. Первый сжатый сноп называли именинным. В старину бывало, что вечером именинный сноп приносили с песнями на гумно. Впереди шел хозяин со снопом, за ним все рабочие. Когда бояре живали в деревнях, именинный сноп приносился на барский двор. Его, как дорогого гостя, встречал боярин со всей семьей и угощал кресть­ян вином. Именинный сноп в старину играл главную роль во многих обря­дах: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными в болезнях для людей и птиц. Без именинного зерна не бывало посева.
Все время жатвы хлеба время это называли: рабочая пора, страднаяпора, страда. При начале жатвы оставляют на поляне клок несжатого хлеба, что называется волотка (володка) на бородку. Волоткой называют верх снопа, а колос — волокном.
30 июля - МАРИНА
В этот день «сухие» молнии сверкают — зарницы. На самом деле это отблески далеких и высоких гроз, звук которых не слышен, поскольку он рассеивается в пространстве, но крестьяне верили, что такие отблески грозовые — предвестники пожаров, иссушающие зрение, и смотреть на них нельзя. Говорили: «Сухая молния калит хлеб в цвету, наводит ржу на траву».
Существовала также легенда о том, что некогда жила-была морская царевна Марина, но не понравилось ей жить в палатах своего отца — Морского царя, — и сбежала она на землю. И вот каждый год в день рождения Марины вспоминает царь морской о беглянке, страшно гневается, и потому видны огненные стрелы, которыми пронзает он небо.​
 31 июля - ЕМЕЛЬЯН, ИОН
Заканчивалась жатва. Серпы после окончания страды складывали на сжатой полосе кругом, приглашали священника и служили молебен, после которого серпы окропляли. Только после этого их можно было уносить домой— до следующего года.
В этот день топили баню и парились вениками из ржаной соломы.
В баню надо было ходить с большими предосторожностями, чтобы не обидеть банного духа. «В баню-то ходить надо во время, — читаем в одной быличке, — а ежели безо время-то, так с опасочкой и благословясь. 
С этого дня старались заготовить побольше варений и солений на зиму — наступало время заготовок. Говорили: «Омельян пришел, грибов и ягод нашел, велит заготавливать».​
Электронные образовательные ресурсы для дошкольника



Детсад - сайт для детей и взрослых. На данном сайте вы сможете найти «Картинки», «Раскраски», «Мультфильмы», «Детская литература», «Аудиосказки» и др.
РазИгрушки  - «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
«Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям
Детские раскраски- детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.
Оригами - Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.

Умка - Детский развивающий сайт На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!

Букашка  сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.

Обучалки и развивалки для детей – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)

Условия использования электронных образовательных ресурсов 

в дошкольном образовании

 В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютеров. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. 
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.) 

Благодаря внедрению компьютерной техники в дошкольные учреждения, у педагогов появилась возможность использовать в педагогическом процессе электронные образовательные ресурсы с целью улучшения организации работы с детьми и повышения ее качества. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер. 

Классификация электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) включает: 
1) текстографические – самые простые из электронных образовательных ресурсов, отличающиеся от традиционных полиграфических учебников базой предъявления текстов и иллюстраций (материал предъявляется на экране компьютера, а не на бумажных носителях); 
2) гипертекстовые – с навигацией по тексту в виде гиперссылок, что позволяет получать пояснения встречающихся в тексте терминов и переходить в другие разделы текста; 
3) мультимедиа ЭОР – использующие технологию мультимедиа, позволяющую (одновременно воспроизводить на экране компьютера некоторую совокупность учебных объектов, представленных различными способами: графика, анимация, фото, видео, анимация, звук). 

Виды ЭОР, можно разделить на следующие группы: 
1. наборы ЭОР, где основной упор делается на использование представленных в электронной форме «традиционных» для ДОУ ресурсов — видео и аудио фрагментов, статических изображений и пр. (при этом новая форма представления «традиционных» ресурсов обеспечивает появление у них новых возможностей); 
2. наборы ЭОР, основанные на ресурсах, функционирующих только в цифровом формате — интерактивные плакаты, интерактивные схемы, динамические модели, интерактивные тесты и задания, анимации и слайд шоу, и пр.; 
3. наборы ЭОР, в равной степени сочетающие оба выше обозначенных подхода (компьютерные игры: игры для развития памяти, воображения, мышления и др; игры-путешествия, "бродилки"; компьютерные программы: Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков, простейшие программы по обучение чтению, математике и др.) 

Проанализировав литературу, нами были выделены следующие условия использования ЭОР в ДОУ: 
Содержательные условия: 
- в максимальной степени соответствовать нормативным документам федерального уровня, регламентирующим содержание образования, и программам, используемым в большинстве регионов; 
- учитывать возрастные психолого-педагогические особенности дошкольников и существующие различия в культурном опыте; - обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности дошкольников; 
- содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.); 
- содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера), ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения; 
- отвечать требованиям: исследовательский характер, легкость для самостоятельных занятий ребенка, развитие широкого спектра навыков и представлений, высокий технический уровень, занимательность. 
Методические условия: 
- с детьми должны работать педагог, прошедший дополнительное обучение по новым информационным технологиям, знающий технические возможности компьютера, имеющий навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования ИКТ - технологий; владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям; 
- соблюдение педагогом структурных компонентов занятия (Введение - проведение специализированной подготовки — мотивация действий ребенка (использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рассказ с опорой на картинки, беседы, дидактические игры и другое). Основная - дети знакомятся или вспоминают саму игру, в том числе ее правила, рабочие клавиши, последовательность выполнения операции и играют. Заключительная – педагог анализирует занятие и результаты деятельности детей, выясняет какое впечатление игра произвела на дошкольника, чем понравилась или не понравилась. 
Организационные условия:
- использование электронных образовательных ресурсов возможно лишь при наличии компьютерных технологий (компьютеры, программное обеспечение, Интернет и сеть); 
- обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса; 
- наличие в ДОУ единого информационно-развивающего пространства (все компьютеры ДОУ, предназначенные для работы с детьми, соединены в локальную сеть. Таким образом, все электронные образовательные средства доступны любому педагогу ДОУ и систематически могут им использоваться в повседневной работе).

Таким образом, использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

В отличие от обычных технических средств обучения ЭОР позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве умение самостоятельно приобретать новые знания. 
Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – хороший помощник в подготовке педагога к совместной деятельностит, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к совместной деятельности. ЭОР позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.