Тема ОЭР: Создание дидактических условий для преподавания дисциплин информационно-технологической направленности в учреждении среднего профессионального образования
Год начала работы площадки: 2007
Руководители: зав. кафедрой информационных дисциплин Ищук О.В., научный руководитель Николаева Т.В.
Цель работы площадки: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий и средств организации учебного процесса по дисциплинам информационно-технологической направленности в учреждении среднего профессионального образования.
В ФГОУ СПО «Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова»
www.spo-ket.ru ведётся целенаправленная работа по использованию возможностей информационных и коммуникационных технологий для требуемых обществом
изменений в образовательной среде.
Подготовка специалиста со средним профессиональным образованием в сфере инфрмационных технологий осуществляется в три этапа:
1 этап. Пропедевтическая подготовка с элементами профориентации при реализации стандарта среднего (полного) общего образования посредством базисного учебного плана, разработанного на базе стандарта основного общего образования.
2 этап. Фундаментальная подготовка с профессиональной ориентацией при реализации стандарта среднего профессионального образования базового уровня по специальностям
3 этап. Специальная подготовка по профилю специализации при реализации стандарта среднего профессионального образования повышенного уровня.
Реализация программы непрерывной информационной подготовки по описанной структуре начинается на I курсе (на базе основного общего образования) с изучения дисциплины «Информатика» и продолжается до завершения обучения в техникуме.
В рамках опытно-экспериментальной деятельности преподавтелями разрабатывается электронный УМК, который представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретной дисциплине, разработанных в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач. В структуре электронного УМК содержание учебной дисциплины представлено набором модулей, каждый из которых включает:
- ориентировочную часть (цели, информационные ресурсы);
-
информационную часть (основное содержание по темам, лабораторные и практические работы, необходимые пояснения и примеры применения изложенного материала, промежуточный контроль (контрольные работы, зачет), вопросы для повторения, тестовые задания для самоконтроля и контроля к модулю;
-
диагностическую часть (итоговый контроль в форме экзамена, контрольная работа или зачёт).
В качестве программного обеспечения для организации распределённой системы сопровождения учебного процесса в ОУ выбрана система Moodle, которая поддерживает большинство современных спецификаций для обмена учебным контентом, является свободно распространяемой и имеет достаточно преимуществ по сравнению с др. системами. Она ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.
Основой электронного УМК является учебник (учебный ресурс, реализованный в системе Moodle) и рабочая программа, реализации которой помогает целый комплект вспомогательных средств. В электронной структуре модуля эти средства представлены блоками:
-
Справочная информация (нормативно-справочная база, терминологический словарь);
-
Дополнительный материал (материал для углублённого изучения, ссылки на рекомендуемую дополнительную литературу и Интернет-ресурсы);
-
Электронный методический ресурс (стандарты по профессиям и специальностям федерального и регионального уровней; рабочая программа; календарно-тематические планы; технологические карты учебных занятий; документы, регламентирующие деятельность по проверке и оценке качества знаний и диагностические материалы; материалы мониторинга качества знаний).
Использование электронного УМК в учебном процессе позволяет преподавателям гибко подходить к обновлению и расширению предметного содержания: активнее использовать междисциплинарный и дифференцированный подходы в обучении. Возможность организации централизованного хранения информации с подключением сетевого доступа удалённых пользователей позволяет преподавателям коллективно формировать электронный методический ресурс и обеспечивает единый подход к преподаванию. У студентов появляется возможность выбирать индивидуальный маршрут обучения. На схеме представлена модель организации учебного процесса с использованием электронного УМК.