Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Новиков Александр Александрович

Биография

   Саша Новиков, впервые  увидел самолет в 1920 г., когда был девятнадцатилетним курсантом Нижегородских пехотных курсов. Парящий в небе аэроплан «Ньюпор» показался юноше чудом, как и большинству его товарищей, приехавших в Нижний из дальних глухих городов и деревень. Долго еще потом на курсах шли восторженные разговоры о летающих над землей аппаратах и людях, умеющих управлять ими.
  
В Красную Армию Александра Новикова призвали в ноябре 1919 года, вслед за отцом — участником японской и 1-й мировой войн, унтер-офицером, георгиевским кавалером. Житель деревни Крюково Нерехтского уезда, отец, как и вся его родня, крестьянствовал и одновременно занимался отхожим промыслом — слыл отменным штукатуром. Но и солдатскую службу нес хорошо. Сына же своего старшего, Сашу, хотел видеть ученым человеком. После окончания Седелышцкой второклассной школы, в 1915 году поступил Александр в Кинешемско-Хреновскую учительскую семинарию, через 4 года окончил ее и приехал учительствовать в Пешево, что в полутора верстах от родной деревни. Да потянуло парня снова учиться — открылся в Иванове эвакуированный из Риги политехнический  институт.  Собрал  Александр  котомку  с продуктами, получил материнское благословение и отправился в город. Сдал экзамены на агрономический факультет, пожил в Иванове две недели, съел все сухари и... вернулся к родному порогу. А тут приспело и в Красную Армию идти. Как грамотного и развитого парня А. А. Новикова из запасного полка направили на командные курсы, которые он и закончил в июне 1920 года.
  
Назначение дали в 43-ю стрелковую дивизию 7-й армии. Армия эта широких активных действий не вела, но стычки с белофиннами происходили. Вскоре в одном из боев получил боевое крещение и молодой помощник командира 6-й роты 384-го полка А. Новиков. В сентябре 1920 года его назначили командиром полковой разведки.
  
Весной 1921 года Новиков, прикомандированный к штабу Тухачевского, участвует в подавлении Кронштадтского контрреволюционного мятежа. А затем служба в Кавказской Краснознаменной армии, бои в горах с бандами прорывающихся из Турции белых, с восставшими грузинскими меньшевиками. Здесь А. А. Новиков командовал ротой, затем батальоном.
  
Но мысли об учебе, об овладении знаниями никогда не оставляли молодого командира. В 1922 году он стал учиться на высших стрелковых командных курсах «Выстрел», в 1927 году поступил в Военную Академию имени М. В. Фрунзе.
  
После окончания академии А. А. Новиков получил назначение в Белорусский военный округ. Здесь он впервые встретился со своим «кумиром» — командармом И. П. Уборевичем. Здесь с его легкой руки стал авиатором, сел за штурвал самолета и начал свой путь авиационного командира.
  
Попав после академии в 11-й стрелковый корпус Е. И. Ковтюха начальником оперативного отдела штаба, А. А. Новиков осенью 1931 года получил от командира задание — разработать и провести опытное учение «Обслуживание разведывательного отряда самолетом».
  
В сентябре 1932 года, после удачно проведенных учений, А. А. Новикова прикомандировали к штабу ВВС округа для стажировки, предусматривающей практические полеты, а еще через полгода, в марте 1933 года, назначили начальником штаба авиационной бригады в Смоленске. Давая напутствие общевойсковому командиру, переходящему на службу в авиацию, Уборевич сказал:
  
— Поскольку авиации отводится в будущей войне чрезвычайно важная роль, ее надо досконально изучить.
 
Знание авиации означает не только умение владеть материальной частью, но и использование техники с максимальной эффективностью в интересах сухопутных войск. А кто, как не командиры из сухопутных войск имеют опыт организации сухопутного боя. Вот почему мы берем курс на посылку их в авиацию, конечно, в сочетании с квалифицированными летчиками-профессионалами. А постигать авиационные премудрости будете в работе, на ходу, как и мы, когда-то в боях учились бить отборные войска белогвардейцев и интервентов.
  
Прошло несколько месяцев, и вот уже в августе 1933 года А. А. Новикову пришлось командовать смешанной авиагруппой — истребительной, штурмовой и легкобомбардировочной — по 31 самолету в каждой — на минских учениях. Эскадрильям предстояло атаковать с бреющего полета колонну танков на марше, произвести бомбометание по боевым порядкам пехоты во втором эшелоне обороны полка, вести воздушный бой. Уборевич в целом остался доволен учениями.
  
В 1935 году А. А. Новиков изъявил желание перейти со штабной на командно-строевую работу и получил назначение командиром 42-й бомбардировочной эскадрильи БВО. В этой должности он пробыл три года, а потом был переведен в Ленинград начальником штаба ВВС Ленинградского округа. Здесь снова довелось работать бок о бок с замечательным летчиком, командующим ВВС округа Е. С. Птухиньш, только что вернувшимся из Испании.
  
Незаметно наступила зима 1939 года. 30 ноября начались бои на Карельском перешейке, упорные, кровопролитные. В этих боях приняла участие и авиация Ленинградского фронта, начальником штаба ВВС которого был в это время комбриг А. А. Новиков. Он как штабной командир разрабатывал планы нанесения бомбово-штурмовых ударов по переднему краю, узлам сопротивления и коммуникациям противника, лично участвовал в боевых полетах, внес ряд ценных тактических предложений по боевому использованию ВВС.
 
За сметку, умелое командование авиационными подразделениями правительство наградило А. А. Новикова орденом Ленина. По окончании войны его включили в комиссию по написанию нового Полевого устава РККА, присвоили звание генерал-майора, а после перевода Е. С. Птухина в Киев назначили командующим ВВС Ленинградского военного округа. В этой должности А. А. Новикова и застала Великая Отечественная война.
  
Не считаясь с потерями, вражеские «юнкерсы» и «хейнкели» упорно рвались к Ленинграду.
  
На севере от Ленинграда действовала финская авиация и 5-й германский воздушный флот численностью в 900 самолетов. В июле к ним прибавились эскадры 1-го воздушного флота (1070 машин), составленного из цвета немецкой авиации.
  
Встретившись с опытным и отлично организованным противником, учтя уроки первых дней войны, когда в западных округах на аэродромах внезапным налетом была выведена из строя большая часть авиации, командующий ВВС Северного фронта А. А. Новиков решил сразу же перейти к активным боевым действиям. «Нужно не ждать врага, а первым наносить упреждающие удары по его силам и, прежде всего, вражеским аэродромам».
  
Получив «добро» от командующего фронтом, А. А. Новиков начал готовить свою авиацию к нанесению массированных ударов по вражеским аэродромам в Финляндии. Для этой цели было выделено 540 самолетов, находящихся в подчинении трех общевойсковых армий — 14-й, 7-й и 23-й, морских флотов и фронтовой группы. Впервые в истории советских ВВС к одновременным действиям привлекалось такое количество боевой техники, причем на всем фронте от Выборга до Мурманска. За шесть суток • в последние дни июня массированным ударам подверглись 39 наиболее важных аэродромов противника, многие железнодорожные узлы, тыловые базы, районы сосредоточения готовящихся к наступлению финских и немецко-фашистских войск. На земле и в воздухе враг потерял 130 самолетов. Проведенная операция вынудила фашистское командование оттянуть свою авиацию на дальние тыловые базы.
  
Геройски дрались ленинградские летчики и на подступах к Ленинграду, взаимодействуя с наземными войсками, охраняя Ладожскую «дорогу жизни».
   
8 июля 1941 года в газетах появился первый с начала Отечественной войны Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза трем летчикам: П. Т. Харитонову, С. И. Здоровцеву и М. П. Жукову, произведшим таран. Представил их к званию командующий ВВС фронта генерал Новиков. Вслед за первыми бесстрашными соколами, не щадящими в бою своей жизни, появились десятки других.
   
В боях росло мастерство воздушных бойцов, отрабатывалась тактика, велись поиски наиболее эффективных способов борьбы с авиацией противника.
   
За боевые действия на Ленинградском фронте в самые трудные для города месяцы борьбы генерал Новиков был награжден орденом Красного Знамени и получил звание генерал-лейтенанта авиации.
  
В феврале 1942 года А. А. Новиков был назначен первым заместителем   командующего  ВВС и членом Военного Совета ВВС Красной Армии.

 

 

Новиков Александр Александрович

Почетная доска

Памятник Маршалу Новикову на улице Комсомольской

      Недели три Новиков входил в курс дел. Как только прилетел командующий ВВС генерал Жигарев с Калининского фронта, А. А. Новиков тотчас же отправился на Западный фронт к Г. К. Жукову. Фронт наступал, но медленно. Сильно укрепленные опорные пункты мешали продвижению, войска устали, воздушная и артиллерийская поддержка была явно недостаточной.
  
Ознакомившись с состоянием и действиями фронтовой авиации, Новиков сделал вывод, что авиация разъединена, ее не соберешь для массированного удара. Каждая общевойсковая армия имеет свои авиачасти и цепко держится за них. Исходя из опыта борьбы на Ленинградском фронте, он рекомендовал создать единый ударный авиакулак, для начала хотя бы смешанный авиакорпус, состоящий из истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. 
  
Побывав на Северо-Западном фронте, Новиков предложил авиации и зимой летать на колесах, без лыж, которые очень снижали маневренность машин.
  
11 апреля 1942 года А. А. Новикова назначили командующим ВВС Красной Армии, а еще через две недели, 26 апреля, — заместителем Наркома Обороны по авиации. В этих должностях он находился до конца Великой Отечественной войны.
  
Много сил, энергии и знаний вложил Александр Александрович в то, чтобы советская авиация стала наисильнейшей, одерживала одну победу за другой. Начиная с 1942 года, наши авиационные части стали пополняться большим количеством новой совершенной техники. На фронт шли штурмовики ИЛ-2, новые скоростные истребители конструкции Яковлева и Лавочкина, бомбардировщики Петлякова и Туполева. Человек творческий, беспокойный, всегда ищущий, А. А. Новиков не терпел шаблона. Окружающие знали его не только как выдающегося военачальника, полководца, но и как смелого новатора, теоретика в вопросах боевого использования авиации. Это ему принадлежит идея создания в авиации однотипных (бомбардировочных, штурмовых и истребительных) дивизий, воздушных армий, резервных авиационных корпусов, первые опыты массового использования штурмовиков ИЛ-2 для борьбы с танками, для непосредственного сопровождения наземных войск при прорыве сильно укрепленной Обороны противника, для борьбы с фашистскими транспортными самолетами.   
   
Как командующему ВВС и представителю Ставки А. А. Новикову довелось участвовать во многих крупнейших боевых операциях, явившихся решающими на различных этапах войны. В период битвы на Волге А. А. Новиков осуществлял общее руководство действиями нашей авиации под Сталинградом. Под его руководством советские соколы в пух и прах развеяли миф о непобедимости немецкой авиации. Как в 1941 году под Ленинградом нашли свой конец асы воздушных эскадр 5-го воздушного флота, так на Волге к концу 1942 года был уничтожен цвет сильнейшего 4-го воздушного флота генерала Рихтгофена. К январю 1943 года советское преимущество в воздухе у Сталинграда стало бесспорным. Летчики под командованием А. А. Новикова осуществили плотную воздушную блокаду попавших в «котел» немецких войск, уничтожили здесь свыше 600 самолетов в воздухе и 400 на аэродромах. За Сталинградскую операцию А. А. Новикову было присвоено звание генерал-полковника, а 17 марта 1943 года, по завершении Демянской операции на Северо-Западном фронте, Указом Президиума Верховного Совета СССР звание Маршала авиации. В феврале 1944 года крупная группировка немцев попала в очередной «котел» — Корсунь-Шевченковский. Чтобы не повторился второй Сталинград, на помощь попавшей в беду группировке Гитлер двинул несколько танковых дивизий. Распутица не позволила нашему командованию подбросить к фронту свежие войска, подвезти боеприпасы. Немецкие танки вот-вот должны были прорвать советское окружение. И вот тут на помощь пришла авиация.
  
Прибыв на фронт, А. А. Новиков отдал приказ: отвести тяжелые самолеты, сосредоточить на ближайших аэродромах легкие, загрузив их кумулятивными бомбами. Воздушная разведка к этому времени донесла, что в лощине, юго-западнее Лисянки, большое скопление танков, очевидно, поджидающих горючего, а по раскисшей старой железнодорожной насыпи от Яблоновки на Лисянку — движется колонна танков и бензовозов с горючим.
   
91 самолет, еле отрывавшихся от земли, поджигали танки. При посадке в грязь временно  выбывали из строя, и вновь поднимались в воздух, чтобы там, на подступах к «котлу», повернуть назад танки со свастикой. Через несколько дней Корсунь-шевченковская группировка не существовала — танковый таран был отброшен, «котел» ликвидирован. За блестяще выполненное задание 21 февраля 1944 года А. А. Новикову было присвоено звание Главного Маршала авиации.
  
А затем новые фронты, участие в других ответственных операциях. И всюду Новиков искал новых решений, смелых, не шаблонных, дающих наибольший эффект.
  
В июне 1944 года А. А. Новиков—представитель Ставки на Карельском перешейке. Здесь он координировал действия 7-й и 13-й воздушных армий и ВВС Балтийского флота по прорыву неприступного «Карельского вала». Со штабами, авиасоединениями и частями он детально отрабатывал приемы взаимодействия родов авиации, управления в воздухе, истребительного прикрытия, наведения на цель, нанесения массированных ударов. И вновь гитлеровцы встретились с тактическими новинками Новикова. При абсолютном господстве советской авиации в воздухе, он бросил новые тяжелые бомбардировщики ТУ-2 на бомбежку укреплений в светлое время дня без сопровождения, но под сильным истребительным прикрытием зон их действия. Широко применил он и тактику непрерывного авиационного воздействия на противника, организовал четкую работу офицеров-авианаводчиков, продвигающихся вместе с наступающими наземными частями.
  
20 июня 1944 года Выборг пал. А утром 21 июня А. А. Новиков по приказу Верховного Главнокомандующего был уже в Белоруссии, под Гомелем, в штабе 16-й воздушной армии С. И. Руденко. В грандиозной белорусской наступательной, операции ему предстояло координировать действия пяти воздушных армий, в составе которых насчитывалось около 6 тысяч самолетов. И эта задача была успешно решена. 24 февраля 1946 года А. А. Новиков прибыл на 3-й Белорусский фронт, готовящийся к штурму Кенигсберга. Цитадель пруссачества город-крепость Кенигсберг был сильно укреплен, имел четыре полосы обороны. На аэродромах возле города базировалось много самолетов, от нападения с воздуха город защищали 56 зенитных батарей (около 450 орудий). Но и силы советской авиации под Кенигсбергом были внушительные — 2444 самолета 1-й, 3-й и 18-й воздушных армий, ВВС Балтфлота и двух авиакорпусов резерва ВПК. Насыщенность авиации на один километр фронта на главных участках—150 боевых самолетов. Это заставило штабы очень тщательно составить график вылетов и возвращения самолетов, установить разграничительные линии для каждого авиасоединения, маршруты и высоты следования к цели и обратно, подумать о дополнительных, искусственно созданных, ориентирах. Операция авиации под Кенигсбергом отличалась от других еще и тем, что до этого не было еще опыта массированного воздушного штурма таких крупных городов. В сражении на весьма узком участке наступления вводилось большое количество самолетов, которое усложняло применение авиации и взаимодействие ее с сухопутными войсками. Вот почему Маршал Василевский требовал четкой координации действий.
  
И удар врагу был нанесен жестокий. На свою ответственность главком ВВС пустил днем на город целую воздушную армию бомбардировщиков дальнего действия — 516 тяжелых боевых машин, предварительно отштурмовав вражеские аэродромы и обеспечив истребителями прикрытия «стерильное» небо над Кенигсбергом. Массированный удар бомбардировщиков был весьма результативен. Многие опорные пункты и форты были разрушены, командование гарнизона потеряло управление частями и не смогло маневрировать резервами. Наши части стали быстро продвигаться к центру Кенигсберга.
  
За четверо суток боев советская авиация совершила свыше 14 тысяч самолетовылетов и сбросила на противника 4440 тонн бомб. Ее массированные, великолепно организованные удары буквально потрясли оборону и психику фашистских солдат.
  
За Кенигсбергскую операцию Главный Маршал авиации А. А. Новиков был удостоен звания Героя Советского Союза.
  
А затем участие в завершающей Берлинской операции, где пришлось руководить действиями 2-й, 4-й, 16-й и 18-й воздушных армий, имевших в своем составе 7500 боевых самолетов; разгром Квантунской армии на Дальнем Востоке, за что Главному Маршалу авиации вручили вторую Золотую Звезду Героя.
  
— Сколько же всего у вас боевых наград?
  
—35, — А. А. Новиков делает паузу, потом добавляет, в том числе американский, французский и монгольские ордена. После  войны, будучи уже начальником Высшего авиационного училища ГВФ в Ленинграде, профессором, Александр Александрович неоднократно бывал в Костроме.
    
—Свой родной край я никогда не забываю, — говорил он.
  
  И сейчас в Костроме у меня живут 42 родственника, родные брат и сестра. В 1958 году вместе с Е. В. Вучетичем я приезжал на открытие своего бронзового бюста. И очень признателен землякам за заботу и внимание.
   
19 ноября 1970 года Главному Маршалу авиации, дважды Герою Советского Союза А. А. Новикову исполнилось 70 лет. Он подробно рассказал о своей жизни, о службе в авиации, интересных встречах. Он с упоением говорил о советской крылатой гвардии, называл десятки имен прославленных асов — его воспитанников. И среди них имена трижды Героев Советского Союза А. И. Покрышкина и И. Н. Кожедуба, служившего в его особом «маршальском» полку, дважды Героев П. А. Покрышева, Г. М. Паршина, Героев Советского Союза П. А. Маркуцы, П. А. Пилютова, А. И. Кизимы, П. С. Кутахова, А. П. Силантьева и других. Целая плеяда замечательных, непобедимых «витязей неба»!

Улица маршала Новикова в Костроме

    Улица Маршала Новикова начинается с улицы Ленина и до улицы Шагова. Застраивается с 17 века, однако улицей стала лишь в 18 веке. В начале 19 века на четной правой, стороне было всегда два-три дома. До 1960 годов имела почти исключительно деревянную застройку.
   
В 17-18 вв. направление улицы в основном совпадало с Игнатовой улицей, с конца 18 в именовалась Дмитриевской (по имени придела Дмитрия Солунского в ближайшей Алексеевской церкви), в 1925г. - Вольная. Современное название присвоено решением облисполкома №378 от 13 ноября 1980г. Дом №61-памятник архитектуры конца 18в. Дома №3,4в,26,38-образцы деревянной застройки Костромы конца 19 -начала 20 века.