скачать в формате Word
Утверждено
приказом департамента образования
и науки Костромской области
№ __________ от ________20 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о формах и процедурах аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Костромской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано с целью обеспечения организации и проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность на территории Костромской области, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, в соответствии с:
1) Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 ( «Российская газета», № 172, 31.07.1992);
2) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
1.2. Настоящее Положение определяет формы и процедуры аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образования на территории Костромской области.
- Формы аттестации
2.1. Педагогические работники в ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проходят квалификационные испытания в форме письменного квалификационного экзамена по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.
Цель квалификационных испытаний - оценивание знаний, навыков и умений (профессиональный уровень) аттестующегося педагогического работника в соответствии с требованиями квалификационных характеристик по занимаемой должности.
Задача аттестующегося работника – предъявить квалификационной комиссии знания, навыки и умения (профессиональный уровень) в соответствии с требованиями квалификационных характеристик по занимаемой должности.
Письменное квалификационное испытание проводится в двух вариантах по выбору аттестуемого педагога:
1) подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподает в текущем году;
2) решение педагогических ситуаций.
Информационно-технологическое и организационное сопровождение квалификационных испытаний осуществляется ГУ Костромской области «Информационно-аналитический центр».
2.3. Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) проводится по 2 направлениям:
1)экспертиза профессиональной компетентности педагогического работника;
2) экспертиза результатов профессиональной деятельности и профессиональных умений педагогического работника.
Для осуществления экспертизы профессиональной компетентности педагогического работника предлагаются следующие формы проведения аттестации:
- посещение и анализ уроков (занятий) аттестуемого работника (не менее 3-х), тестирование, собеседование, творческий отчет, защита реферата, защита авторского проекта, защита методической разработки, защита опытно-экспериментальной работы.
Экспертиза результатов профессиональной деятельности и профессиональных умений проводится на основе аналитических отчетов о результатах профессиональной деятельности аттестующегося работника.
Для педагогического работника, проходящего аттестацию на установление квалификационной категории (первой или высшей) впервые, посещение уроков/занятий (не менее 3-х) является обязательным.
Первая квалификационная категория устанавливается педагогическим работникам, которые:
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической деятельности;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в Костромской области.
Высшая квалификационная категория устанавливается педагогическим работникам, которые:
- имеют первую квалификационную категорию;
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в Костромской области, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный инновационный опыт в области повышения качества образования и воспитания, эффективно участвуют в конкурсах педагогического мастерства.
2.4. Аттестация педагогических работников, имеющих почетные звания «Народный», «Заслуженный», с целью установления квалификационной категории (первой или высшей), проводится по одному из направлений аттестации: экспертизе результатов профессиональной деятельности за последние 3 года в случае предоставления ими заявлений об аттестации на ту же самую квалификационную категорию, поданных до истечения срока её действия.
3. Процедуры аттестации.
3.1. Процедура аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, проработавших в занимаемой должности не менее двух лет и не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности является представление, которое направляется работодателем в аттестационную комиссию в любое время в течение календарного года.
В представлении на аттестующегося работника работодатель дает всестороннюю оценку профессиональных, деловых качеств работника, результатов профессиональной деятельности, информацию о прохождении курсов, сведения о результатах предыдущих аттестаций.
3.2.Сроки представления педагогических работников для прохождения ими аттестации с целью подтверждения занимаемой должности определяются работодателем.
Приказом утверждается список педагогических работников, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Работодатель обязан ознакомить работника с представлением не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации.
Работодатель письменно доводит информацию об аттестации (графике аттестации) до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации.
Представление, поступившее в Главную аттестационную комиссию департамента, направляются для рассмотрения в квалификационную комиссию.
3.3.Квалификационная комиссия формирует график аттестации работников и доводит до сведения руководителей учреждений.
Список аттестующихся работников утверждается приказом департамента образования и науки Костромской области.
График проведения квалификационных испытаний утверждается приказом директора департамента образования и науки Костромской области не позднее, чем за месяц до начала квалификационных испытаний. Решение квалификационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист работника.
Квалификационная комиссия вправе внести в аттестационный лист работника рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.
По результатам аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности квалификационной комиссией ГАК принимается одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
- не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника.
Решение комиссии утверждается приказом директора департамента образования и науки Костромской области.
Аттестационный лист и выписка из приказа департамента, в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссией, направляется в образовательное учреждение для ознакомления с ним работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. Аттестационный лист, заверенная копия (выписка) приказа хранятся в личном деле педагогического работника.
3.4. Процедура аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям.
Основанием для проведения аттестации педагогических работников на квалификационные категории (первую и высшую) является заявление педагогического работника.
В заявлении указывается обоснование на заявленную квалификационную категорию с учетом требований, предъявляемых к данной квалификационной категории: результатов личных достижений; вклада в развитие образовательного учреждения, системы образования города, района, области за период работы с момента последней аттестации; степень реализации рекомендаций по результатам предыдущей аттестации.
В случае досрочной аттестации педагогического работника аттестацию (с целью повышения квалификационной категории) в заявлении обосновываются результаты сравнительного анализа личных достижений за период, прошедший с момента предыдущей аттестации.
Заявление подается работником в Главную аттестационную комиссию департамента образования и науки Костромской области в любое время в течение календарного года, но не менее чем за 3 месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории.
Заявление рассматривается аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи, продолжительность аттестации для каждого работника не должна превышать 2 месяцев.
При составлении графика проведения аттестации учитывается срок действия ранее установленной педагогическому работнику квалификационной категории.
3.5. Предметная подкомиссия Главной аттестационной комиссии формирует график аттестации работников и представляет для утверждения председателем ГАК или его заместителями;
Предметная подкомиссия информирует аттестующихся работников о дате, месте и времени проведения аттестации в месячный срок.
Решение об установлении соответствия (несоответствия) уровня квалификации аттестующегося работника требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, принимается предметной подкомиссией на основании результатов экспертизы профессиональной деятельности аттестуемого.
По результатам аттестации предметная подкомиссия выносит одно из следующих решений:
1) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
2) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
При принятии решения аттестационной комиссией о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.
4. Ииформационно – технологическое, методическое и организационное сопровождение аттестации
4.1. Организационное и нормативно - правовое сопровождение аттестации обеспечивается отделом дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования и науки Костромской области.
4.2.Информационно-технологическое сопровождение аттестации осуществляется ГУ Костромской области «Информационно-аналитический центр», муниципальными органами управления образованием, руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений.
4.3.Методическое сопровождение процесса аттестации обеспечивается ГОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования».
4.4. В целях обеспечения нормативно-правового сопровождения и организации аттестации отдел общего, дошкольного и дополнительного образования осуществляет:
- разработку нормативно-правовых документов по аттестации;
- прием заявлений и представлений на прохождение аттестации,
- подготовку приказов по итогам аттестации;
- выдачу документов по итогам аттестации;
- хранение аттестационных дел аттестуемых работников;
-контроль за соблюдением законодательства по вопросам прохождения аттестации.
4.5. В целях обеспечения методического сопровождения процесса аттестации ГОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» осуществляет:
- разработку методических рекомендаций по формам и процедурам аттестации;
- обучение руководителей предметных подкомиссий и территориальных аттестационных комиссий, экспертов;
-консультирование педагогических работников по вопросам содержания аттестации;
- методическую помощь педагогическим работникам в подготовке к прохождению аттестации;
- курсовую подготовку педагогических работников с целью успешного прохождения аттестации.
4.6.В целях обеспечения информационно-технологического сопровождения аттестации ГУ Костромской области «Информационно-аналитический центр» осуществляет:
- формирование и ведение региональной базы данных об участниках образовательного процесса, с учетом их профессиональных достижений, сроках и итогах предшествующих аттестаций, результатах учебных достижений обучающихся;
- организацию аттестационных процедур;
- размещение информации по аттестации педагогических работников на сайте: рекомендаций и инструкций для аттестационных комиссий, экспертов;
- предоставление консультативной помощи по вопросам информационно-технологического сопровождения, подготовки и проведения аттестационных процедур, детализированной информации о подготовке, ходе и результатах аттестации;
- мониторинг выполнения рекомендаций аттестационных комиссий педагогическими работниками в межаттестационный период;
- сбор и обработку статистических данных результатов аттестации.
4.7. Финансовое обеспечение процесса аттестации осуществляется ГУ Костромской области «Информационно-аналитический центр».