Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Внеклассное занятие по теме "Космический марафон "Путь к звездам"


Цели: пополнить и активизировать знания обучающихся о космосе, космическом пространстве, первооткрывателях космоса, учёных, имевших отношение к космическим открытиям; развивать познавательный интерес, стимулировать познавательную активность; развивать конкурентоспособность.

Оборудование: листы белой бумаги, карандаши, презентация "Путь к звёздам" (Приложение 1), текст с рассказом для последнего тура "Напиши рассказ", таблички с набором цифр 1, 2, 3, 4, 5 и букв а, б, в

Ход занятия

Вступление.

Мир, в котором мы живём, огромен, необозрим. Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Если представить себе ракетный корабль с неисчерпаемыми запасами энергии, то можно легко вообразить, что ты летишь в любой конец Вселенной, к какой-то самой далёкой звезде. И что же дальше? А дальше - такое же беспредельное пространство.

Законы пространства - времени до конца неизвестны человеку, и это даже хорошо, иначе было бы неинтересно жить. Сколько нераскрытого, непонятного, непознанного.

Конца познанию нет, как нет конца пространству и времени, нет конца миру, в котором мы живём. [2]

Разминка.

(Учитель объявляет о начале игры).

- Проведём разминку. Узнаем, кто лучше ориентируется в мире звёзд. Я буду задавать вопрос, а вы поднимаете табличку с цифрой 1, если знаете ответ. Если ответ будет правильный, то участник, который его дал, проходит в следующий тур.

Это весь существующий материальный мир. Все существующие объекты - от микроскопических субатомных частиц до самой огромной галактики - являются её частями. Планета Земля, на которой мы живем, - лишь малая её часть. (Вселенная) [1]

Это гигантские системы, в которых звезды связаны друг с другом силами гравитации. Эта система вращается вокруг своего центра. Чем быстрее это происходит, тем более плоскую форму она имеет. Во Вселенной их около 100 миллиардов. Они образованы из вращающихся облаков газов - водорода и гелия. (Галактики). [1]

Невооруженным взглядом на небосклоне Земли можно увидеть только 6000 звезд. На самом деле их около 100 000, и все они принадлежат нашей галактике. Ближе к центру, или ядру галактики, расположено множество бледных звезд, образующих на небе молочно-белую полосу. Наша галактика получила свое название благодаря им. (Млечный Путь). [1]

Огромный вращающийся шар горячего газа, находящийся далеко в космосе. (Звезда) [1]

Ближайшая к нам звезда - это : (Солнце). [1]

Все звезды состоят из облаков водородного газа, который называют звездным. После миллиардов лет жизни звезды перестают излучать энергию и гаснут. Маленькие звезды становятся красными гигантами, а потом - карликами. Как заканчивается жизнь звёзд? (Жизнь больших звезд заканчивается сильнейшим взрывом, который называется сверхновой звездой). [1]

Иногда после взрыва сверхновой звезды ее ядро (центр) остается близким к первоначальному состоянию. Под воздействием силы притяжения оно трансформируется, и появляется нейтронная звезда. Однако очень большое ядро будет продолжать сжиматься до тех пор, пока не станет: . Эти загадочные объекты поглощают все, что оказывается вблизи от них, даже свет. Поэтому они и названы : (черными дырами). [1]

Группа звезд, которые можно соединить воображаемыми линиями, чтобы получить фигуру. С Земли кажется, что звезды находятся близко друг к другу, но на самом деле они расположены далеко. Как называется эта группа звёзд? (Созвездия) [1]

Далее идёт игра уже с 8 участниками.

Космический марафон

I тур. "Кто это?"

- Для того, чтобы выполнить задание первого тура, нам понадобятся таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

1. Циолковский К.

2. Королёв С.

3. Гагарин Ю.

4. Титов Г.

5. Леонов А.

Через люк шлюзового устройства этот космонавт, одетый в мягкий защитный скафандр, вышел из корабля. За бортом провёл 10 минут. Они показали, что в космосе можно работать. Как звали этого космонавта? [2]

(А.Леонов)

А.А.Леонов вспоминал: "Земля казалась плоской. Я видел яркие облака, лазурь Чёрного моря, кромку побережья, Кавказский хребет. Оттолкнулся от корабля, а он начал разворачиваться. Солнце, яркое, как будто вколоченное в черноту неба, ощутимо согревало". [2]

Этот учёный "научил" ракеты летать в космос, а также изобрёл многоступенчатую ракету. Им придуманы газовые рули для управления ракетой в космосе и атмосфере. [2]

(Циолковский К.)

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль "Восток" с человеком на борту. Как звали первого космонавта? [2]

(Гагарин Ю.)

Во второй тур проходят участники, набравшие большее количество правильных ответов.

II тур. Вопрос-тест.

- Для того, чтобы выполнить задание первого тура, нам понадобятся таблички с буквами а, б, в.

1. Какое время длился полёт Юрия Гагарина?

а) 106 минут

б) 208 минут

в) 108 минут

2. О чём идёт речь? Это устройство было известно людям давно. Возможно, оно появилось в Древнем Китае - родине пороха. Эти устройства использовались во время народных празднеств, а также применялось и в военном деле.

а) спутник

б) ракета

в) шлем

3. Как назывался космический корабль, на котором Ю.Гагарин совершил первый полёт в космос?

а) "Восток"

б) "Восход"

в) "Луна"

4. Как называется космодром, с которого отправляются в космос все космические корабли?

а) Альтаир

б) Кондуит

в) Байконур

5. Как называется снаряжение для человека, который работает в космосе?

а) Скафандр

б) Акваланг

в) Саркофаг

В третьем туре участвуют все (включая зрителей).

III тур. "Художники"

Рисуем на тему "Я вижу в телескоп:"

Для участия в четвёртом туре остаются 2 или 3 человека, набравшие наибольшее количество правильных ответов.

IV тур. "О чём идёт речь?"

С давних времён люди обожествляют это явление. Древние греки считали, что это явление наступает, когда "встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос". Эти слова принадлежат Гомеру. Он описывает, как богиня Эос мчится на колеснице, запряжённой белыми лошадьми, возвещая поведение своего брата Гелиоса - бога Солнца. Древние римляне богиню Эос называли Авророй.

Это явление происходит после захода солнца или перед его восходом. [2]

(Заря)

Это, пожалуй, самое красивое, самое красочное световое явление в природе. Игра света и цвета зачаровывает, меняется на глазах картина свечения. На русском Севере это явление называли пазорями и сполохами. Пазорями - возможно за сходство по окраске с зорями. Сполохами - от слов "сполошить, тревожить, беспокоить". М.В.Ломоносов, наблюдая это явление, образно называл его "пожаром небес". [2]

(Северное сияние)

Переход от тьмы к свету и наоборот занимает некоторый промежуток времени, который и называется: [2]

(Сумерками)

В пятом туре также могут принять участие все желающие.

V тур. "Напиши рассказ"

Как-то раз мы всем классом наблюдали в ____________________ за звёздным небом. Мы узнали много созвездий.

Созвездие __________________ . Не только из-за внешнего сходства этому созвездию была отведена роль ядовитого существа.

______________ - единственное "неживое" зодиакальное созвездие.

У древних народов самым главным было созвездие _________________, так как новый год начинался весной. Это созвездие - самое древнее. В Греции это созвездие было в большом почёте На Крите животное, символизирующее созвездие, называли Минотавром.

___________________ - мифологическое существо с телом козла и хвостом рыбы.

Это созвездие называлось у греков Гирохос, у римлян - Акуариус, у арабов - Сакиб-аль-ма. Всё это означало одно и тоже: человек, льющий воду. Мы называем это созвездие _____________________ .

Ещё мы увидели созвездия _____________________, ____________________, __________________, __________________, ______________________, ___________________, ___________________ .

И тогда мы подумали, что неплохо было бы полететь в _________________, навстречу к звёздам на космическом корабле _____________________(именно на том, на котором летал в космос Юрий Гагарин). Чтобы нас провожали с космодрома ________________________ тысячи людей. Мы хотим выйти в открытый космос, как когда-то это сделал космонавт ______________________________, увидеть нашу планету __________________ и повторять слова Юрия Гагарина. "____________________________________________" .

Подводится итог игры.

Победителем считается тот, кто набрал большее количество очков, а также выбирается самый активный зритель по итогам двух туров "Художники", "Напиши рассказ".

Список литературы:

  1. Большая детская энциклопедия [Мультимедиа]. - М.: Новый диск, 2004.
  2. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Космос / Авр.-сост. А. Е. Чижевская - М.: ООО "Издательство АСТ - ЛТД", Олимп, 1998.