Абрамова
Любовь Владимировна
Должность: учитель-логопед
Образование высшее
Стаж педагогической работы 22 года
Стаж работы в данном учреждении 5 месяцев
Стаж работы в данной должности 15 лет 4 месяца
Наличие квалификационной категории по данной должности высшая
Методическая копилка
Характеристика речи детей.pdf
Дифференциация Р-Л. Конспект..pdf
Дифференциация С-Ш. Конспект..pdf
Конспект подгруппового логопедического занятия с безречевыми детьми на тему Активизация речевого подражания.pdf
Как развить речевое дыхание.pdf
Как простыми способами научить маленького ребенка говорить.pdf
игры на развитие грм. строя.pdf
Речевые игры с детьми в условиях самоизоляции
«Не было бы счастья, да несчастье помогло» - эта поговорка как нельзя кстати подходит к ситуации, в которой все мы с вами оказались в этом году.
Что всегда отвечают родители на рекомендации педагогов больше заниматься с детьми? Ну конечно же: «Нет времени! Все дни на работе!» И вот свободного времени стало много, а мы всей семьей сидим у телевизора. Предлагаю вам с пользой для детей провести эти дни и заняться расширением их словарного запаса и связной речи, потому что чем шире словарный запас, тем лучше звукопроизношение малыша и тем успешнее он будет не только в школе, но и в жизни.
Ниже хочу привести пример того, как проводить домашние занятия по развитию речи. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневное общение и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое).
Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи. Тот, кто придумал следующее слово – съедает дольку яблока.
А пока оно еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки»). Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
Если у вас есть разные фрукты - самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «а» - Сравни яблоко и апельсин или яблоко и грушу ( по форме, цвету, вкусу).
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.
На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).
Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д.. Часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как:
«Четвертый лишний»
Выкладываем перед ребенком, например, картинки, с изображением трех овощей и одного фрукта и просим найти и объяснить, какая картинка лишняя и почему. В этой игре можно использовать как картинки, так и игрушки. С детьми предшкольного возраста игра проводится без опоры на наглядность.
«Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?»
Эта игра развивает внимание, память, мышление, которые очень важны для полноценного формирования речи.
Выкладываем перед ребенком 3-4 картинки или мелкие игрушки, просим внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем просим закрыть глаза и назвать. После этого предлагаем отвернуться. В это время взрослый убирает один предмет или меняет предметы местами. Ребенок должен угадать, кто из игрушек спрятался или что где лежало. Количество игрового материала постепенно увеличиваем.
«Назови ласково»
Вы называете любой предмет, а ребенок говорит, как его назвать ласково. Например: дом – домик, стол – столик и т.д..
«Преврати в огромное»
У тебя рука, а у великана – ручища, у тебя нога, а у великана ножища, и т.д..
«Подбери 5 признаков»
Например, яблоко. Оно какое? – сладкое, сочное, вкусное, красное, красивое и т.д.
«Угадай, о чем я говорю»
Вы описываете какой – либо предмет, не называя его, а ребенок по вашему описанию должен догадаться, о чем (или о ком) идет речь.
Например: овальный, желтый, кислый, сочный, полезный (лимон)
«Скажи наоборот»
Это игра в антонимы. Например: день – ночь, утро – вечер, зима – лето.
Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).
Заведите привычку читать ребенку перед сном. Это не только положительно повлияет на развитие его речи и кругозор, но и в дальнейшем скажется на школьных отметках по гуманитарным предметам! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Ведь когда мы смотрим телевизор – ребенок молчит, я уж не говорю о содержательной части телепередач. А когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить, таким образом, получается беседа, ситуация общения. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.
Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положительного результата.
