Skip Navigation LinksInform_system_VolkovaON

​Использование проектной деятельности при изучении темы Базы данных в старших классах

 

В старшей школе в курсе  «Информатика и ИКТ» программой  предполагается  проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают  опыт комплексного использования  теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Однажды, ещё в 2008 году, один из учеников 11 класса при изучении темы «Базы данных» принёс и показал мне, созданную им самостоятельно базу данных «Преступники». Меня заинтересовало, как ему пришла в голову такая идея, с какой целью он её создал, и я попросила сделать небольшую пояснительную презентацию к базе данных. С тех пор, ежегодно, при изучении темы «Базы данных» ученики осуществляют индивидуальный проект.

 В начале изучения темы учащимся объявляется, что результатом её изучения  станет создание и защита индивидуальных проектов – многотабличных баз данных.

Требования к проекту:

  • Не менее трёх таблиц
  • Не менее двух связей
  • Форма
  • Не менее двух запросов (простой и сложный)
  • Отчёт
  • Пояснительная презентация, раскрывающая цели и задачи проекта

В процессе изучения темы, на каждом её этапе, обучающиеся параллельно с изучением нового материала работают над собственным проектом. Тем самым, они приобретают не только необходимые знания, умения и навыки по данной теме, но и возможность самостоятельно пройти все этапы и создать свою индивидуальную БД.

 Цель работы: обучение самостоятельной разработке многотабличной БД.

Используемое программное обеспечение: Microsoft Access.

Этап 1

  1. Выбрать тему для создания информационной системы из списка, предлагаемого учителем или выбранной самостоятельно.
  2. Построить модель данных для выбранной предметной области.
  3. Подготовить информацию для заполнения базы данных.
  4. Создать базу данных и заполнить её подготовленной информацией.

    Этап 2

    Этот этап самостоятельной работы реализовать после освоения приёмов создания связей между таблицами в БД.

    Придумать и создать не менее двух связей между таблицами в созданной  многотабличной БД.

    Этап 3

    Этот этап самостоятельной работы реализовать после освоения приёмов создания форм.

    Сформулировать задание на получение формы по данным таблиц самостоятельно построенной БД. Реализовать форму с помощью мастера форм.

    Этап 4

    Этот этап самостоятельной работы реализовать после освоения приёмов создания запросов.
  1. Придумать формулировки не менее двух запросов на выборку с использованием сложных условий отбора и сортировки.
  2. Записать в тетради команды запросов на гипотетическом языке.
  3. Реализовать запросы с помощью конструктора.

    Этап 5

    Этот этап самостоятельной работы реализовать после освоения приёмов создания отчётов.

    Сформулировать задание на получение отчёта по данным из таблиц самостоятельно построенной БД и выполненных запросов. Реализовать отчёт с помощью мастера отчётов.

    Этап 6

    Этот этап самостоятельной работы реализовать после выполнения всех предыдущих этапов, перед защитой проекта.

    Создать небольшую пояснительную презентацию, раскрывающую цели и задачи проекта, отражающую этапы работы над проектом.

     

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Темп работы у всех обучающихся разный, поэтому кто-то выполняет часть работы над собственным проектом на уроке, кто-то предпочитает работать дома. При отсутствии у обучающихся соответствующих технических возможностей или программного обеспечения им предлагается работать в кабинете информатики во внеурочное время.

    В процессе реализации проекта у школьников формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. При работе над проектом ученики сами видят, насколько удачно они поработали, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достигнутой целью проекта или его промежуточных результатов. Оценка его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

    Примеры работ учащихся:

    Проект «Социальные сети»

    Проект «Российское движение школьников»

    Проект «Зимние виды спорта»

    Более подробно методика использования проектного метода при изучении темы «Базы данных» описана в тематическом выпуске электронного научно-методического журнала Костромского областного института развития образования №44(4) 2017 г.  «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС общего образования: предметная область «Математика и информатика»

    http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/20171/44(4)_2017/VolkovaON.pdf

В результате обобщения опыта по проблеме использования метода проектов на уроках информатики можно сделать следующие выводы:

1. Необходимость применения метода проектов в образовательном процессе обусловлено тенденциями к более полноценному развитию личности, его подготовки к реальной деятельности

2. Широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у учащихся.

3. Применение метода проектов даёт результаты на всех этапах обучения

Проектное обучение активизирует истинное учение обучающихся, поскольку оно:

  • Личностно ориентировано
  • Реализует деятельностный подход в обучении
  • Построено на принципах проблемного обучения
  • Использует множество дидактических подходов
  • Самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения
  • Поддерживает педагогические цели на всех уровнях
  • Позволяет учиться на собственном опыте на конкретном деле
  •  Приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего труда.