Использование проектной деятельности при изучении темы Базы данных в старших классах
В старшей школе в курсе «Информатика и ИКТ» программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Однажды, ещё в 2008 году, один из учеников 11 класса при изучении темы «Базы данных» принёс и показал мне, созданную им самостоятельно базу данных «Преступники». Меня заинтересовало, как ему пришла в голову такая идея, с какой целью он её создал, и я попросила сделать небольшую пояснительную презентацию к базе данных. С тех пор, ежегодно, при изучении темы «Базы данных» ученики осуществляют индивидуальный проект.
В начале изучения темы учащимся объявляется, что результатом её изучения станет создание и защита индивидуальных проектов – многотабличных баз данных.
Требования к проекту:
- Не менее трёх таблиц
- Не менее двух связей
- Форма
- Не менее двух запросов (простой и сложный)
- Отчёт
- Пояснительная презентация, раскрывающая цели и задачи проекта
В процессе изучения темы, на каждом её этапе, обучающиеся параллельно с изучением нового материала работают над собственным проектом. Тем самым, они приобретают не только необходимые знания, умения и навыки по данной теме, но и возможность самостоятельно пройти все этапы и создать свою индивидуальную БД.
Цель работы: обучение самостоятельной разработке многотабличной БД.
Используемое программное обеспечение: Microsoft Access.
Этап 1
- Выбрать тему для создания информационной системы из списка, предлагаемого учителем или выбранной самостоятельно.
- Построить модель данных для выбранной предметной области.
- Подготовить информацию для заполнения базы данных.
- Создать базу данных и заполнить её подготовленной информацией.
Этап 2
Этот этап самостоятельной работы реализовать после освоения приёмов создания связей между таблицами в БД.
Придумать и создать не менее двух связей между таблицами в созданной многотабличной БД.
Этап 3
Этот этап самостоятельной работы реализовать после освоения приёмов создания форм.
Сформулировать задание на получение формы по данным таблиц самостоятельно построенной БД. Реализовать форму с помощью мастера форм.
Этап 4
Этот этап самостоятельной работы реализовать после освоения приёмов создания запросов.
- Придумать формулировки не менее двух запросов на выборку с использованием сложных условий отбора и сортировки.
- Записать в тетради команды запросов на гипотетическом языке.
- Реализовать запросы с помощью конструктора.
Этап 5
Этот этап самостоятельной работы реализовать после освоения приёмов создания отчётов.
Сформулировать задание на получение отчёта по данным из таблиц самостоятельно построенной БД и выполненных запросов. Реализовать отчёт с помощью мастера отчётов.
Этап 6
Этот этап самостоятельной работы реализовать после выполнения всех предыдущих этапов, перед защитой проекта.
Создать небольшую пояснительную презентацию, раскрывающую цели и задачи проекта, отражающую этапы работы над проектом.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Темп работы у всех обучающихся разный, поэтому кто-то выполняет часть работы над собственным проектом на уроке, кто-то предпочитает работать дома. При отсутствии у обучающихся соответствующих технических возможностей или программного обеспечения им предлагается работать в кабинете информатики во внеурочное время.
В процессе реализации проекта у школьников формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. При работе над проектом ученики сами видят, насколько удачно они поработали, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достигнутой целью проекта или его промежуточных результатов. Оценка его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.
Примеры работ учащихся:
Проект «Социальные сети»
Проект «Российское движение школьников»
Проект «Зимние виды спорта»
Более подробно методика использования проектного метода при изучении темы «Базы данных» описана в тематическом выпуске электронного научно-методического журнала Костромского областного института развития образования №44(4) 2017 г. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС общего образования: предметная область «Математика и информатика»
http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/20171/44(4)_2017/VolkovaON.pdf
В результате обобщения опыта по проблеме использования метода проектов на уроках информатики можно сделать следующие выводы:
1. Необходимость применения метода проектов в образовательном процессе обусловлено тенденциями к более полноценному развитию личности, его подготовки к реальной деятельности
2. Широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у учащихся.
3. Применение метода проектов даёт результаты на всех этапах обучения
Проектное обучение активизирует истинное учение обучающихся, поскольку оно:
- Личностно ориентировано
- Реализует деятельностный подход в обучении
- Построено на принципах проблемного обучения
- Использует множество дидактических подходов
- Самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения
- Поддерживает педагогические цели на всех уровнях
- Позволяет учиться на собственном опыте на конкретном деле
- Приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего труда.