Skip Navigation LinksФОРУМ_собеседование 2023

  
ФИО, ОУ, муниципалитет
Какое выступление было более всего полезным
Какие материалы будете использовать в своей практике
Какими материалами готовы поделиться
4. Как э​​ффективнее организовать самоподготовку обучающихся. ​
  
Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Наибольшую трудность при прохождении итогового собеседования у девятиклассников вызывает пересказ текста с дополнительным привлечением информации. Школьники допускают неоправданно длинные паузы в речи, искажения в произношении имён собственных и терминов, фактические ошибки, пропуски важных микротем текста, также проблемой является логичное включение в пересказ высказывания и использование способов цитирования в речи. Чтобы улучшить качество выполнения этого вида работы, необходимо использовать разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника) тексты. В V-IX классах следует предлагать специальные обучающие задания. Смысл этой работы - научить детей способам деятельности по созданию устного текста на основе исходного. Основные этапы работы могут быть следующие: 1) уточнение (учителем) речевой задачи; 2) вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст для изложения (если это необходимо); 3) чтение текста обучающимся; 4) определение темы и основной мысли исходного текста; 5) анализ его содержания и структуры (составление композиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ языковых особенностей текста. Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная лексическая подготовка. Ее назначение – предупредить различного рода речевые ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста. Также серьезное внимание следует уделить обучению приемам цитирования. Важно помочь обучающимся оценить место и назначение цитаты в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.
Такие советы я даю своим ученикам.
Задание № 1: чтение
Тексты, предлагаемые на собеседовании, по замыслу ФИПИ, содержат нравственно ценную информацию. Они рассказывают об интересных людях.

Соблюдайте во время чтения ударения, поставленные в тексте. Они там будут обязательно, поэтому будьте внимательны и не игнорируйте эти значки. Помните: одна орфоэпическая ошибка — и вы сразу теряете балл.

Повторите склонение числительных. Они есть в каждом тексте , и это самое «ошибкоопасное» место (не «к четыреста» а «к четыремстам»).

Задание № 2: пересказ
Главное — запишите в бланк (его вам выдадут на экзамене) ключевые слова абзацев. За две минуты, которые даны на подготовку, сделать это вполне возможно.

Не теряйте первое предложение. Опирайтесь на бланк с записями при ответе, запишите в него всё, что сможете. Но, конечно, не нужно переписывать весь текст. На это и времени не хватит, и пересказ не получится. Две минуты прошли — текст забирают, остаются только записи. Поэтому чем больше ключевых слов — тем лучше.

Задание № 3: монолог
Тут дается три варианта: описать, рассказать и порассуждать. Описать проще всего. Вы должны привести 10 фраз по теме приведенной фотографии. Вопросы-помощники вы найдете под текстом задания.

Если дело совсем плохо, вам окажет помощь собеседник. Он направит вас на правильные 10 фраз. Экзаменатор-собеседник является в этом задании именно помощником, но вы должны внимательно его слушать и не отвечать просто «да» и «нет». На собеседовании оценивают вашу речь, а не просто правильность ответов, как в тесте.

Задание № 4: диалог
Последнее задание - диалог по теме предыдущего высказывания. Главное — отвечать односложно: «да», «э-э-э», «м-м-м», «нет».

Старайтесь начать с самого вопроса (он у вас написан) — и необходимое количество баллов обязательно наберете.
  

​Быкова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы; муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 г.Галича Костромской области

Задание 1.Я бы посоветовала проводить пятиминутку «Выразительное чтение» ( как варианты: чтение по цепочке, прослушивание  образцов  чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика) с последующим оцениваем как учителем, так и учащимися. Такую форму настоятельно рекомендую использовать с 5-ого класса (особенно на уроках литературы).
Задание 2.  Уже с 7-го класса мы можем  чётко орагизовать и проводить работу в парах: один ученик читает текст, второй внимательно слушает, затем пересказывает. По окончании пересказа читавший ученик задаёт вопросы по прочитанному отрывку. Затем дети могут меняться ролями. При этом проводится взаимооценка: ученики выставляют оценки друг другу. Признаюсь честно, начав работать по такой технологии, испытывала определённые трудности: это и недостаточно высокая техника чтения и умение пересказа текста. И если сравнить семиклассников в начале учебного года и сейчас, то смело можно сказать, что результаты есть!
Задание 3. Уже в 6-м классе у школьников вырабатываются умения видеть, чувствовать картину, а значит, и фотографию. Именно поэтому, работая над описанием картин, использую фотографии (из классного  или общелицейского).
1.Для комплексной подготовки к итоговому собеседованию работа должна начитаться заблаговременно и вести целенаправленно не только на уроках русского языка и литературы, но и на других. С учителями-предметниками важно проводить консультации.
2. "Идти по принципам": Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых  заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные задания, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзамену
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить задание, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные задания следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.
1.Советую вести своеобразный оценочные листы, в которые как учитель, так и сами учащиеся заносят ошибки. Конечно, это потребует дополнительных затрат, но результат будет. Такая форма работы помогает отрабатывать не только умение видеть ту или иную ошибку, но первоначально осуществлять классификацию ошибок 2. Использовать приём "Я-учитель" ( допустим уже  с 5-ого класса) (оценивается  работа и "учителя ", и "ученика" 3. Совместно проверять работы учащихся (предыдущих выпускников)
Для организации самоподготовки обучающихся использую индивидуальные пособия издательства "Лицей". На уроках -коллективная работа, работа в парах, фронтальная работа, а в качестве домашнего задания - материалы из данных пособий.
Пособия содержат как теоретически блок информации, так и практический.
  
Школьнику: чётко знать структуру итогового собеседования. Повторить склонение числительных, пр подготовке к чтению текста обращать внимание на ударения, сложные слова. При подготовке к пересказу написать ключевые слова для каждой микротемы, прочитать цитату, обозначить место, куда её необходимо вставить. При подготовке к 3-му заданию выбрать самый лёгкий для себя тип речи, подготовить клише для каждого типа речи. В 4-м задании отвечать не односложно, полным ответом.
Работа по подготовке к итоговому собеседованию не ограничивается уроками русского языка в 9-м классе, чтение и пересказ, полный ответ на вопросы требуют учителя, начиная с 5-го класса.
Больше практики работа над ошибками.
Голосовые сообщения. Тренироваться, использовать различные ресурсы.
  

​МОУ Рудинская школа

Цель: осуществить подготовку к итоговому собеседованию в 9 классе.
Задачи:
1.     Образовательные:
•        формировать структурированное восприятие и содержание текста;
•        формировать умение видеть логику рассуждения.
2.     Развивающие:
•     продолжить отрабатывать навыки говорения в рамках подготовки к ОГЭ;
•     уметь выделять микротемы в тексте;
•     расширять словарный запас учащихся.
3.     Воспитательные:
•     воспитывать интерес к родному языку;
•     воспитывать патриотизм, желание гордиться русским языком.
 
Целью итогового сочинения является проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на изученные произведения в рамках школы или самостоятельно, а также — развитие навыков правильного формулирования и изложения собственных мыслей. Ведь не секрет, что грамотная речь, как в письменном, так и в устном эквиваленте высоко ценится во всех направлениях человеческой деятельности. Благодаря этой способности можно занять неплохую нишу в обществе. Мы должны продемонстрировать в работах своих выпускников грамотное владение речью и умение обращаться к литературному источнику.
Чтобы подвести учащихся к умелому овладению двумя указанными выше универсальными действиями, необходимо вести целенаправленную систематическую работу по подготовке к итоговому сочинению.
Умение излагать свои мысли в письменной речи на высоконравственную тему с привлечением литературных аргументов — сверхзадача для современного поколения, не читающего классической литературы. Итак, подготовка обучающихся к благополучной сдаче итогового сочинения по литературе начинается задолго до самого экзамена. Каждый учитель формирует свою методику подготовки, которая начинается еще в среднем звене на уроках русского языка.  Чтобы сформировать умение создавать текст на заданную тему, необходимо научить анализировать готовые тексты с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства) и регулярно практиковать выполнение письменных работ различного объёма на основе художественного произведения.
    Предугадать темы итогового сочинения невозможно. Но планомерная работа в рамках указанных тематических блоках помогает школьникам. Целесообразно завести тетрадь-навигатор и начать работать с каждым направлением тем по очереди, путем подбора литературного материала (произведений) в виде списка примерных тем к нему (проблемный вопрос, рассуждение над известной цитатой и др.). Также целесообразно подобрать несколько ярких цитат к тематическому блоку в целом и выучить 2–3 из них. Грамотно подобранная цитата в сочинении придаст тексту образность и обстоятельность.
    Итак, тетрадь-навигатор заведена, список литературы, тем и цитат составлен. Далее начинается непосредственная работа со списком необходимой литературы. Сначала нужно поставить галочки напротив каждого прочитанного произведения или срочно заполнить пробелы в знаниях литературных текстов, т. е. прочитать или знать краткое содержание произведений. Здесь целесообразно заполнять таблицу памяти, в которую можно вносить данные ранее прочитанных произведений для систематизации знаний. «Дневники прочитанных книг» практикуют заводить ещё в начальной школе. Если ребёнок часто практиковался в анализе (хоть и кратком: выделение темы, главной мысли, основных героев) прочитанных произведений, продолжал работу и в среднем звене, ему станет  намного проще работать над критерием № 2 «Аргументация». Сборник прочитанных книг к 11 классу может иметь весомый объем.
    Следующим важным этапом при подготовке к ИС по литературе становится заучивание плана сочинения-рассуждения и необходимых клише, которые помогут привести их мысли в порядок. Можно много спорить о том, так ли необходимы клише учащимся, не сделают ли они работы шаблонными, похожими друг на друга. Я считаю, что сильный ученик, возможно, и не станет ими пользоваться, сам сформулирует мостики - сцепки в логической цепочке своих мыслей. А слабому ученику клише просто необходимы, чтобы придать своим нестройным мыслям хоть какую-то структуру.
Рекомендации для подготовки к устному собеседованию

 (9 класс)


Задание 1. Чтение текста

Оценивается темп чтения, соответствие интонации знакам препинания текста (понижение голоса в конце повествовательного предложения, соблюдение вопросительной или восклицательной интонации, интонации перечисления при однородных членах), соблюдение орфоэпических норм (правильное произношение, верная постановка ударения в словах), склонение числительных, отсутствие искажения или замены слов.

Весь порядок действий, при котором не должно быть никаких лишних движений. Что делает ученик во время подготовки в течение первых 3 минут?

- Экзаменуемый читает текст до конца;

- старается понять общий смысл на уровне темы (о ком? о чѐм?): тема бывает названа не позднее 2 – 3 предложения текста;

- в каждом абзаце текста обучающийся находит и проговаривает слова, трудные для чтения: имена числительные, написанные цифрами, длинные слова;

- он обращает внимание на знаки препинания: они помогут правильно интонировать текст и делать паузы;

 - экзаменуемый выделяет в тексте основную информацию, сохраняя все микротемы и содержание, для этого выделяет ключевые слова, по 1 – 3 слова в каждой микротеме;

- делает наброски;

На подготовку к чтению текста отводится примерно 3мин. Засеките время, потренируйтесь.

Задание 2. Пересказ текста с использованием цитаты.

Примерная структура предлагаемого на собеседовании текста:

- представление героя, его главное достижение;

 - возможен рассказ о существовавших проблемах, которые должен разрешить/разрешил герой текста;

- рассказ об основных делах, достижениях;

 - память о делах выдающегося человека, результаты его достижений.

Определите, в какой части текста вы будете использовать цитату.
Для успешного выполнения подобного задания важно понять смысл высказывания;

 - соотнести его с основным смыслом каждой микротемы;

- определить, перед или после какой микротемы наиболее логично использовать данную цитату;

- необходимо продумать логические связки, с помощью которых можно ввести ее в текст пересказа.

Способ цитирования вы выбираете самостоятельно. Можно использовать предложение с прямой речью либо с косвенной.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЦИТАТУ!

К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении пересказа можно отнести:

- неоправданно длинные паузы в речи;

- искажения в произношении имѐн собственных и терминов;

- фактические ошибки при пересказе;

- сжатый пересказ вместо подробного;

- пропуски важных микротем текста;

- неумение логично включать высказывание в пересказ;

- неумение использовать способы цитирования в речи.

Внимательно прочитайте и старайтесь всё учесть при подготовке к чтению и пересказу текста.

Третья часть итогового собеседования представляет собой монолог.

Девятикласснику предлагается выбрать одну из тем, каждой из которых соответствует тип речи.

Первая - описание фотографии.
Вторая – повествование (рассказ)
Третья – рассуждение.
К каждой из тем выдается небольшой план (вроде рекомендаций); можно пользоваться этими записями как планом, но читать вслух при ответе НЕЛЬЗЯ! Ответ должен выглядеть как цельный, последовательный текст.

В монологе должно быть НЕ МЕНЕЕ ДЕСЯТИ фраз, иначе он не будет засчитан. Причем нельзя надолго «зависать», придумывая, что же сказать еще. Речь должна течь плавно.

Описание

Очень трудно сказать 10 фраз, описывая фотографию. Напрасно многие школьники выбирают это задание – почти все они не справляются с описанием. Ведь что там можно так долго описывать?

Кто изображен – 1
Во что одет – 2
Что делает – 3
Какой фон – 4
Какое время года, погода – 5
Вот, собственно, и все.

Если уж очень хочется взять именно описание фотографии, то надо помнить, что по каждому из этих пяти пунктов надо сказать ДВЕ фразы. Например, не «На фотографии изображена девушка», а «На фотографии изображена девушка. Я думаю, ей лет 18». Не «Она едет на велосипеде», а «Она едет на велосипеде. Я вижу, что девушка уверенно держится: наверное, она хорошая велосипедистка.»

Если вы упомянули, что фон – это деревья, следующей фразой предположите, какие: липы, тополя, дубы… Если сказали, что на фото лето, добавьте, что солнышко светит ярко, что человек одет легко, что на деревьях листья…

В конце обязательно сделайте вывод. Можно даже заготовить стандартный: «Мне очень понравилась фотография, так и хочется оказаться там, где это происходит (на этой горке, на этом празднике, вместе с этими ребятами на речке и т.п.)»

Повествование

Эта тема намного проще. Рассказывая о чем-то, сказать 10 фраз проще простого. Мало того, не надо обдумывать композицию, ведь повествование обычно ведется просто в хронологической последовательности.

Вот только считать фразы при ответе все же необходимо: как ни мала вероятность того, что их будет меньше, она все же существует. Поэтому, если вы видите, что фраз мало, надо что-то добавить. Можно тоже заготовить заранее несколько фраз. Например, «Эта история мне часто вспоминается. Она произвела на меня сильное впечатление. Я думаю, она показывает, что ... (надо помогать старшим, концерт любимой группы – это здорово, спорт – это жизнь и т.д.»)

Чтобы подготовиться к повествованию, стоит заранее найти информацию

Про художника и картину плюс в какой картинной галерее она находится
Про писателя и книгу
Про композитора и произведение
Про актера плюс где он снимался
Про фильм и режиссера
Про профессию
Про помощь людям
Про помощь животным
Про подвиг
Рассуждение

Объективно это самая легкая тема, так как трудно сказать менее 10 фраз, а знать ничего особо не надо, кроме того, что знает любой современный человек. Например, «Смелость и безрассудство – это одно и то же или нет»? Примеры смелости и безрассудства нетрудно придумать.

Однако необходимо придерживаться определенной композиции:

Тезис (ответ на вопрос темы: «Я считаю, что…»
Доказательства
Вывод («Вот поэтому я и думаю, что…»)
Подбирая доказательства, стоит опираться на план, который будет выдан.

Обычно никаких проблем с 10 фразами не возникает. Но все же надо помнить, что доказательства надо приводить развернутые. Не «Примером может служить Алексей Мересьев», а «Примером может служить Алексей Мересьев. Он был летчиком. Когда фашисты сбили его самолет, он выжил, но ему пришлось много дней со сломанными ногами добираться до своих. Герою ампутировали ноги. Но он все равно вернулся в военную авиацию, научившись не только ходить на протезах, но и танцевать». Вот тогда и ответ будет понятным, и фраз достаточно.

Задание 4. Диалог

Это самое простое из всех заданий. Экзаменатор будет задавать вопросы, а девятикласснику надо просто на них отвечать.

НЕЛЬЗЯ отвечать одним словом – только полным предложением!

Можно ответить в стиле: «Не знаю, но думаю, что…»

Ничего не случится, если ответишь неправильно по смыслу – важно лишь не наделать речевых и грамматических ошибок!
Больше читать, пересказывать ,рассуждать, высказывать свое мнение, делиться эмоциямию
  

​Самоукова Ирина Николаевна, МБОУ СОШ №2 г.о.г. Мантурово Костромской области

Работа по подготовке к устному собеседованию не ограничивается только уроками русского языка и литературы. Считаю, что на уроках истории, обществознания, географии, биологии педагогам НЕОБХОДИМО развивать связную речь учащихся. Кроме этого нам помогают занятия внеурочной деятельности.
Предлагаю на каждом уроке выполнять упражнение для усвоения норм культуры произношения т. е. орфоэпическую «зарядку», куда можно включать несколько «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит,  газопровод  и др. Каждый ученик произносит слово, словосочетание, предложение, помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение. Также можно завести собственные орфоэпические словарики, куда записывать эти слова и отмечать ударения. Несомненно, эти формы работы не исчерпываются описанными упражнениями. Но такая тренировка позволяет комплексно и систематически развивать у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки.
Советы ученикам

Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования. Активно участвуйте в работе класса на уроке. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы. Не бойтесь высказывать собственное мнение. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривать теленовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.
  

​Смирнова Алевтина Михайловна, МКОУ Екатеринкинская ООШ, Кадыйский муниципальный район

Работа по подготовке к устному собеседованию не ограничивается только уроками русского языка и литературы. Считаю, что на уроках истории, обществознания, географии, биологии педагогам надо развивать связную речь учащихся. Кроме этого нам помогают занятия внеурочной деятельности. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, в деятельностном подходе к обучению.
 Каждое из заданий Итогового собеседования выполняется хорошо, если в течение подготовки к ответу ученик понимает логические основы «чужого» и создаваемого им текста.
Подготовка к заданию 1 устного экзамена по русскому языку (чтение текста)
Выполняя любой вариант задания № 1 «Чтение текста»,  ученик должен знать, что перед ним всегда будет текст рассуждения-объяснения. В тексте всегда объясняется такая  мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых,  его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих,  его помнят потомки.
Работая над заданием № 1, ученик за две минуты  подготовки успевает  сделать набросок его логической схемы. Обращаю внимание на то, что сохранены типичные аргументы, постоянные для текстов о знаменитых людях.  Остальное, конкретное содержание оформлено в виде набросков (очень важны существительные). Набросок  надо сделать при подготовке к чтению, а потом использовать при подготовке к пересказу.  
Если девятиклассник будет научен составлять в процессе подготовки такие схемы, то ему при чтении легче будет интонировать текст, делать уместные, осмысленные паузы, расставлять логические ударения. Составление схемы помогает быстро и целенаправленно  понять текст, и  тогда ученику легче читать  трудные слова, например, косвенные формы числительных.
Подготовка к заданию 2 устного экзамена по русскому языку (пересказ)
Выполняя  задание № 2 «Пересказ текста», в составленную ранее логическую схему, в которой уже  присутствуют все опорные слова текста,  для связного пересказа надо ввести глаголы.
Ученикам при пересказе их трудно придумывать, но их наличие в пересказе, во-первых,  делает его связным и, во-вторых, «освобождает» ученика от жесткого копирования  исходного текста. По смыслу эти глаголы вторичны: они выполняют связочную роль в тексте. Желательно даже копить их на тренингах, в период подготовки к Итоговому собеседованию.
Использование логической схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех оценочных критериев.  
Подготовка к заданию 3 устного экзамена по русскому языку (монолог)
Они построены на такой идее: поскольку монологическое высказывание должно быть цельным по смыслу, связным и логичным в представлении материала, то создание такого текста должно опираться не на интуицию, а на знание законов текста. Они диктуются тем типом речи, в рамках которого создается текст (ученик выбирает этот тип речи). При работе с текстом-рассуждением надо заполнять модель этой схемы доводами, материал для которых содержится во вспомогательных вопросах.
Подготовка к заданию 4 устного экзамена по русскому языку (диалог)
Предлагаю  единый алгоритм действий ученика при ответе на каждый вопрос в диалоге. Этот ответ должен быть рассуждением-объяснением в любом случае: и когда диалог продолжает описательный или повествовательный монолог, и когда он является продолжением монолога-рассуждения.
На уроках больше использовать практических заданий, чаще проводить орфоэпическую «зарядку», повторять склонение числительных.
Дети должны хорошо знать структуру заданий Итогового собеседования. Больше читать, пересказывать, рассуждать, давать полные ответы. Для подготовки к Итоговому собеседованию использую индивидуальные пособия, ЭОР.
  

​Жаравина Людмила Николаевна, МОУ "Вохомская СОШ", Вохомский муниципальный район

Познакомить с критериями оценивания каждого задания итогового собеседования
Как известно, в устном собеседовании четыре задания:

1.Выразительное чтение прозаического текста.

2Пересказ с включением цитаты.

3.Создание монолога по заданной теме.

4.Участие в диалоге.

На первый взгляд кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показывает, что не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги. Поэтому нужно вести целенаправленную каждодневную работу в этом направлении, и не только на уроках русского языка и литературы, а на каждом уроке и внеурочных мероприятиях.
задание 1 – выразительное чтение вслух небольшого текста.

Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Необходимо с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи. Что такое интонация (тон голоса), сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи?

Также периодически повторять признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Формы подготовки к чтению:

проводить пятиминутку «выразительное чтение»

чтение по цепочке

прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика)

давать образцы чтения для домашнего задания

включать тексты для интонирования с указанными знаками препинания

предлагать задания, связанные с самостоятельной расстановкой знаков препинания

использовать приём «чтение с остановкой»

в процессе чтения учиться слушать друг друга и оценивать качество чтения.
В задании 2 итогового собеседования предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.

Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку?

Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы.

Читая тексты, мы обязательно выполняем следующие задания:

1) отмечаем главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Я распечатала тексты для каждого учащегося, чтобы во время подготовки к выразительному чтению, каждый ученик имел возможность карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении

2) зная свое право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, учимся выписывать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, так как они необходимы ему для передачи микротемы. Также составляем небольшой план для пересказа.
Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.
Необходимо обсудить с детьми типичные ошибеи при выполнении заданий.
Типичным ошибки при выполнении пересказа :

- неоправданно длинные паузы в речи;

- искажения в произношении имѐн собственных и терминов;

- фактические ошибки при пересказе;

- сжатый пересказ вместо подробного;

- пропуски важных микротем текста;

- неумение логично включать высказывание в пересказ;

- неумение использовать способы цитирования в речи.
При составлении монологического высказывания необходимо помнить, что 10 фраз должны представлять связный текст.
При  диалоге НЕЛЬЗЯ отвечать одним словом – только полным предложением!
Отрабатывать с обучающимися алгоритмы выполнения каждого задания, следуя которым обучающиеся способны осуществлять самоподготовку
  

​Зуева Марина Николаевна, МКОУ Унженская сош, Макарьевский район.

Большое спасибо, Елена Николаевна, за представленные материалы по вопросам подготовки к ИС. В работе обязательно воспользуюсь методическими рекомендациями по подготовке к пересказу текста учителя русского языка и литературы Лодус Л. М., авторскими дидактическими материалми для обучающихся.​

Рекомендую читать вслух тексты разных стилей и тренировать  выразительность речи. Лучше тренироваться на научно-популярных и художественных текстах.

Пересказывать тексты. Лучше готовиться в паре, так можно потренировать диалог и указать друг другу на ошибки, которые очевидны только со стороны.

Чтобы выполнить пересказ текста с включением в него цитаты, необходимо учиться и тренироваться быстро конспектировать и пересказывать, например, небольшие отрывки из параграфов по истории. Самое важное - научиться выстраивать текст.

Одним из видов работы по составлению монолога могут быть речевые упражнения. Я предлагаю начинать так: " Для своего монологического высказывания я выбрал тему…»

Считаю, что работа по подготовке к итоговому собеседованию должна вестись системно, начиная с 5-го класса и не ограничиваться только уроками русского языка и литературы.

.
.
.
  

​Богачева Ольга Николаевна. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Костромы "Гимназия №25"

Большое спасибо уважаемым коллегам за интересный материал для подготовки к устному собеседованию. Думаю, что на основе всего предложенного можно организовать  подготовку с учащимися разного уровня развития.
В начале подготовки к итоговому собеседованию обязательно провожу пробное собеседование с каждым девятиклассником. Это, конечно, занимает много времени, но позволяет четко определить и типичные, и индивидуальные ошибки. Пробное собеседование дает возможность ученику понять и осмыслить свои пробелы в подготовке.
После пробного собеседования у каждого ученика есть свой план, по которому он работает.
  
Это должна быть системная работа. Начиная с начальной школы, уделять особое внимание устным ответам учащихся на уроке и внеурочной деятельности.

Спасибо большое, за предоставленный материал, разнообразный и универсальный. Обязательно буду использовать  при подготовке учащихся к итоговому собеседованию.
На мой взгляд, это  постоянное обращение детей к литературному тексту, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте. Но кроме общего языкового развития нужна и работа над дикцией, артикуляцией, нужно развивать гибкость и подвижность речевого аппарата.
    Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или в небольших группах.
 Исправление типичных ошибок.Необходимо обучать детей редактированию. Первоначально оно носит характер коллективного редактирования текста. Сначала  можно проводить отдельный урок коллективного совершенствования целого связного текста с целью устранения различных ошибок и улучшения общей связности. Затем это может быть индивидуальная работа.
Создать памятку для индивидуальной подготовки!
1.Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования.
2.Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке.
3.Давайте открытые полновесные ответы на вопросы. Не бойтесь высказывать собственное мнение.
4.Периодически читайте современные газеты и журналы, смотрите и читайте новости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа.
5.Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.
  

​Посыпкина Елена Юрьевна, МАОУ "Гимназия № 25 г.Костромы"

Нет ничего сложного в том, чтобы вслух прочитать небольшой текст. В этом задании оценивается интонация и темп: интонация должна совпадать с пунктуацией, а темп должен быть неторопливым. Читать уверенно и спокойно, не забывайте делать паузы там, где стоят знаки препинания.
‍Однако почти каждый из экзаменационных текстов содержит ловушки. Вот что нужно делать при подготовке к заданию 1, чтобы получить за него 2 балла: повторить римские цифры, освежить в памяти склонение числительных, уделить внимание сложным словам, продуманно распределить время.
Формы подготовки к чтению (задание 1):
Читать на уроках фрагменты текстов учебника, упражнения, обращая внимание учащихся на темп чтения, правильную постановку ударений, интонацию, допущенные ошибки, искажения слов.
Проводить пятиминутку «выразительное чтение», чтение по цепочке, прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика).
Давать задания для домашнего чтения (тексты из КИМов)
Секрет успеха задания 4 (советы учащимся):
Чтобы снять градус напряжения при разговоре с экзаменатором, представьте, что перед вами не учитель, а ваш друг или член семьи.
Помните о том, что вам нужно просто говорить. Например, если вас спрашивают о пользе книг, не нужно отвечать односложно: «Не знаю, я не люблю читать». Необязательно отвечать на вопросы честно. Достаточно говорить банальные и общепринятые вещи, которые будет приятно услышать вашему собеседнику. Каждый ответ на вопрос должен состоять из 2–4 развернутых предложений. Ваши мысли должны быть подкреплены примерами-доказательствами.
Лайфхак: чтобы интонации были живыми, а темп достаточным, улыбайтесь и жестикулируйте. Это придаст эмоциональности вашим ответам, а также снимет лишнее напряжение и уберет скованность.
  

​Ширяева Нина Валентиновна, заместитель директора по УВР МОУ СОШ №1 Нейского муниципального округа

Практиковать осмысленное чтение необходимо на всех уроках. Учить составлять план текста, опорный конспект, пересказывать надо каждому учителю-предметнику без исключения.
Организовать работу по образцу, самопроверку, взаимопроверку
Рекомендовать разнообразные Интернет-ресурсы
  


Солодова Светлана Яковлевна,гимназия №25,г.Кострома

Соглашусь с коллегами, которые считают, что подготовка к устному собеседованию будет эффективнее , если все учителя-предметники, а не только словесники будут следить за правильностью речи учащихся, исправлять орфоэпические и грамматические ошибки, учить структурировать текст, находить ключевые фразы и грамотно воспроизводить прочитанное.
Спасибо коллегам за интересные презентации и дидактические материалы.Вроде бы, все мы работаем в одном ключе, но у каждого можно найти интересные наработки и нестандартный подход. Материалами Лодус Л.М. и Славской В.М. пользуюсь с удовольствием и благодарностью.
Много ошибок, к сожалению, учащиеся допускают при вводе цитаты в пересказ.Часто включают её в начале или в конце ,не пытаясь связать цитату грамматически,либо забывают указать,кому принадлежит данное высказывание.Следует тщательнее отрабатывать способы цитирования(частичное и полное).
Чтобы эффективно подготовиться самому к выполнению задания 1, следует читать вслух каждый день минут 15 какой-либо текст: параграф по истории, физике, биологии,любую художественную литературу, чётко проговаривая слова, особенно термины,даты, фамилии, имена и отчества, стараясь соблюдать знаки препинания.При подготовке к выполнению задания 4 можно напомнить учащимся, что ответы на вопросы собеседника должны быть полными, но это не допрос в суде, можно проявить свои творческие способности и фантазировать, сочинять на предложенную тему и совсем не обязательно говорить правду и только правду.
  

​Силина Татьяна Александровна, МОУ СОШ №1 Нейского муниципального округа 

Готовить учащихся к итоговому собеседованию нужно начинать как можно раньше (5-8 классы)!  Для этого необходимо формировать навыки осознанного чтения и работы с текстом на всех предметах  гуманитарного цикла, а именно : учить выделять важную  и второстепенную информацию, определять главную мысль текста, тип речи, стиль текста,  умение составлять план, опорный конспект текста, выполнять различные виды пересказа, вкючать в пересказ  дополнительную информацию, объяснять значение новых или трудных слов  и т.д.
На каждом уроке можно выделить время   на то, чтобы отрабатывать навыки выразительного чтения, пересказа текста, устраивать орфоэпические минутки, использовать задания на нахождение и исправление допущенных ошибок, формировать умение  осуществлять редактирование текста ,  определять тип и стиль речи, выполнять работу со средствами художественной выразительности и т.д.
Формировать навыки анализа творческих работ учащихся (своих и чужих, устных и письменных), умение находить, объяснять допущенные ошибки  и исправлять их, подбирать собственные примеры, связанные с данным видом ошибок.
Использовать  накопленный учителем дидактический материал, рекомендовать интернер-ресурсы, интер-активные задания.
  

​Чигарева Галина Петровна, МОУ "Вохомская СОШ", 

Тренировка чтения текстов вслух разных стилей. Обращать внимание  не только на скорость чтения, но и на выразительность.
Выполняя  задание № 2 «Пересказ текста», предлагаю обучающимся  логическую схему, в которой  присутствуют все опорные слова текста,  для связного пересказа надо ввести глаголы. Использование логической схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех оценочных критериев.  

Для создания повествовательного высказывания полезны логическая и композиционная схемы повествовательного текста. Опора на единство схем в процессе создания короткого повествовательного высказывания помогут сделать хорошее высказывание.

Для устранения ошибок организую орфоэпические разминки с целью правильного произношения звуков, слов и постановки ударения в словах.
Грамматические пятиминутки на употребление числительных.
Прослушивание образцов чтения.

Для самоподготовки предлагаю обучающимся шаблоны по описанию, повествованию, рассуждению.
  

​Соколова Ольга Валерьевна, МОУ Космынинская СОШ МР город Нерехта и Нерехтский район

Эффективная подготовка к ИС в 9 классе - это каждодневный труд. Полностью разделяю точку зрения коллег, что на уроках по учебным предметам гуманитарного профиля нужно каждому учителю-предметнику уделять особое внимание монологическим ответам учащихся, умению строить диалог (У-у, у-у), рассуждать на заданную тему. Организовать подготовку к ИС параллельно с уроками русского языка и на уроках литературы (выразительное чтение текста, пересказ, описание иллюстраций с использованием клише, развёрнутые ответы на поставленные вопросы). Например, часто задаю на уроках литературы описать иллюстрацию к произведению с использованием клише начиная с пятого класса. Для учащихся, испытывающих чрезмерное волнение во время подготовки к ИС, организовать работу с психологом, чтобы они психологически были подготовлены к этому экзамену.
Конечно, каждый учитель отдаёт предпочтение тем ресурсам, которые наиболее продуктивны в его классе. Замечательные материалы, связанные с Костромской областью, были представлены коллегами. Спасибо огромное за этот труд! Обязательно распечатаю и воспользуюсь ими. Считаю, что очень хороший вариант, когда все четыре задания объединены одной темой. Например, "Спорт". Чтение и пересказ текста о знаменитом спортсмене, фото с какого-нибудь соревнования+диалог о спорте и здоровом образе жизни.
Разбор типичных ошибок в классе со всеми учениками. Индивидуальный подход к каждому ученику необходим, поэтому приходится организовывать консультации для тех учащихся, кто испытывает затруднения. Организация работы "сильных" учеников со "слабыми" учащимися.
Поощрение учащихся, выполнивших наибольшее количество заданий по подготовке к ИС.
  
Читать вслух тексты разных стилей и тренировать не только скорость чтения, но и выразительность. Пересказ лучше готовить в паре, так можно потренировать диалог и указать друг другу ошибки.
На каждом уроке проводить пятиминутку «выразительное чтение».давать образцы чтения для домашнего задания,предлагать задания, связанные с самостоятельной расстановкой знаков препинания.Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы.Обязательно при подготовке ко второму заданию надо основательно изучить тему «Цитирование».  На уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.
Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.
Существует 10 способов самоподготовки.1.Готовиться по нескольким источникам.2.Проработать каждое задание до автоматизма.3.Упорядочить режим дня. 4.Не почивать на лаврах. 5.Окружить себя теми, кто задаёт правильный настрой.6.Сконцентрироваться.7.Завести блокнот.8.Не давать эмоциям взять верх. 9. Поошрять себя.10.Не сравнивать себя с другими.
  

​Шалуха Татьяна Николаевна, МОУ СОШ №1 Нейского муниципального округа

Читать вслух тексты разных стилей и тренировать не только скорость чтения, но и выразительность. Пересказ лучше готовить в паре, так можно потренировать диалог и указать друг другу ошибки.
На каждом уроке проводить пятиминутку «выразительное чтение».давать образцы чтения для домашнего задания,предлагать задания, связанные с самостоятельной расстановкой знаков препинания.Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы.Обязательно при подготовке ко второму заданию надо основательно изучить тему «Цитирование».  На уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.
Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.
Существует 10 способов самоподготовки.1.Готовиться по нескольким источникам.2.Проработать каждое задание до автоматизма.3.Упорядочить режим дня. 4.Не почивать на лаврах. 5.Окружить себя теми, кто задаёт правильный настрой.6.Сконцентрироваться.7.Завести блокнот.8.Не давать эмоциям взять верх. 9. Поошрять себя.10.Не сравнивать себя с другими.
  

​Итоговое собеседование является собеседованием по русскому языку, но специфика его говорит о том, что успешность прохождения этого испытания выпускниками не может зависеть только от нас, учителей русского языка. Так как  устная речь обладает надпредметностью и   междисциплинарностью, то должна быть системная работа всех учителей - предметников, помогающая улучшению качества устной речи обучающихся.​

Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, необходимо познакомить учащихся в первую очередь с системой оценивания экзаменационной работы. А затем готовиться к собеседованию.
Итак, задание 1 – выразительное чтение вслух небольшого текста.
Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Необходимо с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи. Что такое интонация (тон голоса), сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи?
Также периодически повторять признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Формы подготовки к чтению:
проводить пятиминутку «выразительное чтение»
чтение по цепочке
прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика)
давать образцы чтения для домашнего задания
включать тексты для интонирования с указанными знаками препинания
предлагать задания, связанные с самостоятельной расстановкой знаков препинания
использовать приём «чтение с остановкой»
в процессе чтения учиться слушать друг друга и оценивать качество чтения.
Необходимо на каждом уроке выполнять упражнение для усвоения норм культуры произношения т. е. орфоэпическую «зарядку», куда можно включать несколько «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров.
В задании 2 итогового собеседования предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.
Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку?
Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы.
Читая тексты, мы обязательно выполняем следующие задания:
1) отмечаем главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема).
2) зная свое право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, учимся выписывать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, так как они необходимы ему для передачи микротемы. Также составляем небольшой план для пересказа.
После прочтения текста вслух у ученика есть 1 минута на подготовку пересказа. Её лучше использовать для того, чтобы найти место и способ включить предложенное высказывание в пересказ. Надо помнить, что это должно быть уместно и логично. Эти требования подразумевают, что ребенок должен включить в свой пересказ цитату так, чтобы она была связана с основным содержанием, продолжала предыдущую мысль и не создавала логической ошибки при переходе к следующей.
Помимо смысловой связи необходимо учить девятиклассников использовать формальные виды связи: местоимения, вводные слова, союзы.
Обязательно при подготовке ко второму заданию надо основательно изучить тему «Цитирование». Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным. При использовании частичного цитирования школьники должны понимать, что главное – сохранить смысловую точность. Нельзя «выдергивать» слова из контекста. Убирать лишние слова, сокращая цитату, можно, при условии, если это не исказит смысла высказывания.
При отработке навыков выразительного чтения я использовала работу в парах. Ученики оценивали чтение по критериям. Делали это систематически, практически на каждом уроке, на это уходило 5-7 минут.
С пересказом текста тоже не все было гладко. Надо было научить выпускников вычленять главное, а не кидаться списывать весь текст, что они делали поначалу. Мы выписывали фамилию, имя, отчество главного героя обязательно с ударениями, основные вехи его жизненного пути с датами. При подготовке к письменному изложению перед тем, как начать писать, тоже обязательно проговаривали основные микротемы, особенно на начальном этапе подготовки к экзамену.
Монологический ответ на предложенную тему потребовал обращения к основам ораторского мастерства.
Некоторым легче было рассуждать на предложенную тему, и здесь мы работали параллельно с подготовкой к сочинению-рассуждению. Вспоминали структуру любого рассуждения, учились выдвигать тезисы и искать аргументацию, доказывающую их.
Подготовку к тексту-повествованию мы проводили как составление небольшого сценария к фильму, даже иногда рисовали картинки. Важно, чтобы выпускники поняли, что повествование - это всегда динамика, развитие действия.
И конечно же, учащиеся должны знать, что в их высказывании должно быть не менее 10 фраз, лучше чуть больше.
При работе с диалогом самое главное - научить полному ответу на вопрос. Слова для первого предложения должны браться из самого вопроса. Должно быть понятно, на какой вопрос дается ответ. Не начинаем ответ с "потому что"и с личных местоимений.
Даже если выпускник хорошо готов к экзамену, это все равно для него стрессовая ситуация, поэтому приходилось обучать простым психологическим приемам : глубоко подышать, потереть руки, чтобы их почувствовать и т.д.
Доброжелательное отношение педагога, вера в успех каждого ученика - залог успешного прохождения первого такого важного для ребят испытания.
Предлагаю тренировочные варианты
  
Филиппова Е.В., МКОУ Судайская средняя школа, Чухломский муниципальный район
Изучив авторские методические материалы, выступление Лодус Л.М., хочу отметить, что каждый уникален. Представлены разнообразные материалы   для подготовки к итоговому собеседованию. Спасибо большое, коллеги, за ваш труд! Елена Николаевна, Вам спасибо за полезные материалы, представленные в данном разделе РСМО!
Все материалы коллег сохранила себе для дальнейшего использования в работе.
Уроки русского языка и литературы (а также все устные предметы) подразумевают подготовку ребенка к итоговому собеседованию: чтение, говорение, анализ текста, пересказ. Важно читать, читать вслух, правильно, соблюдая интонацию, орфоэпические нормы. Не менее важен пересказ, монологический ответ. Все эти умения отрабатываем систематически начиная с 5 класса. В начале 9 класса знакомлю обучающихся с системой оценивания  ИС, прорабатываем критерии. Каждому распечатываю критерии оценивания. Также мы, учителя русского языка и литературы, критерии оценивания итогового собеседования предлагаем учителям-предметникам. Коллеги, в свою очередь, при устном ответе ученика обращают внимание на те моменты, которые необходимы для успешной сдачи итогового собеседования. Безусловно, основная нагрузка по подготовке обучающихся – дело учителей русского языка. Именно поэтому, после знакомства и проработки критериев оценивания, выстраиваю дальнейшую работу. Использую приемы работы:
 - в парах (по каждому виду заданий ученики выступают друг для друга в роли экзаменуемый - собеседник  и наоборот). В первую очередь собеседники -  это обучающиеся с хорошим уровнем подготовки, но и они выступают в роли экзаменуемых, для того, чтобы показать слабому ученику пример ответа;
- выразительное чтение. Один ученик читает текст выразительно, другие делают в тетради пометки (основные даты, имена, фамилии, ключевые слова, выделяют микротемы). Записывать предложения или фразы нельзя! После прочтения, учащиеся пересказывают текст по пометкам. Начало работы над данным приемом – образцовое чтение учителя, далее – хорошо подготовленных обучающихся, затем все ученики пробуют читать выразительно.
- работа с текстом (отмечаем слова с логическим ударением, расставляем ударение в труднопроизносимых, малознакомых, сложных для понимания словах, определяем строение предложения и пунктуационное членение, особое внимание обращаем на интонацию предложения).


Каждый ученик моего класса имеет отдельную тетрадь для подготовки к итоговому собеседованию. В тетради помимо работ имеются различные памятки, алгоритмы, схему, используемые при выполнении видов работ. Задания подбираю как для всего класса, так и индивидуально с учетом трудностей и пробелов ученика. Каждую работу не только проверяю, но и комментирую.
  
​Соснина Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №2 городского округа город Волгореченск"
Большое спасибо всем коллегам, которые поделились своими материалами. Все материалы очень полезны при подготовке к итоговому собеседованию.
Буду использовать варианты итогового собеседования ,составленные на краеведческом материале.
В своей работе опираюсь на материалы сайта "Решу ОГЭ" . Итоговое собеседование.
Использовать индивидуальную форму работы.
  
Золотова Мария Евгеньевна, экзаменатор-собеседник, МБОУ "СОШ №2 города Волгореченск"
Все выступления полезны
.
.
  
Максимова Надежда Николаевна, экзаменатор-собеседник, МБОУ "СОШ №2", г. Волгореченск
Все предоставленные материалы очень полезны. Информация четко структурирована и все подробно объяснено. Большое спасибо!
-
-
  
Бычкова Татьяна Николаевна, экзаменатор-собеседник, МБОУ "СОШ №2 городского округа город Волгореченск"
Все материалы для экзаменаторов-собеседников информативные и очень полезные. Учтены все аспекты проведения собеседования. Большое спасибо за предоставленные материалы!
-
-
-
  
Спасибо. Материал очень нужный и полезный для подготовки к УС. Для учащегося с ОВЗ время увеличивается, и получается 45 минут. Он его распределяет сам на каждое задание. И он может просидеть 15 минут, а то и больше. Собеседник может ему сказать, что пора переходить к другому заданию или нет?
План описания картины
Интернет, отправка ссылок в группы с учащимися
  
Все материалы очень полезные,, интересные.для подготовки к итоговому собеседованию ,Представлено много дидактического материала для каждого задания.Спасибо всем за предоставленную информацию.
Презентации, дидактический материал, особенно интересны варианты,, составленные на краеведческом материале.
Тексты для выразительного чтения,.
Рекомендую. разнообразные Интернет-ресурсы,
  
Майкова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ Никольская СОШ Межевского муниципального округа
Огромная благодарность организаторам ДМО за содержательный материал и возможность изучения его в свободное для себя время. Информацию сохранила для последующего использования в работе.
Все материалы коллег информативны, полезны. Спасибо за методические рекомендации, которые помогут подготовить девятиклассников к итоговому собеседованию.
-
-