ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ учрежденИЙ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ О РИСКАХ, СВЯЗАННЫХ С НАХОЖДЕНИЕМ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА ВЗРОСЛЫХ
1.Методические рекомендации по обеспечению психологической безопасности образовательной среды для руководителей ОО.pdf
2. Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде..pdf
3.«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»
СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.dlya-psihologov-OO.pdf
4.«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ» СОВРЕМЕННЫХ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
ОсОбеннОсти пОдрОсткОвОгО вОзраста.pdf
5.-Kak защитить детей от интернет-рисков. Памятка родителям.pdf
6.Твоя психологическая безопасность.pdf
РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ
ВЫСШИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ
ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, СОСТОЯЩИХ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧЕТА,
В ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ,
В ДОБРОВОЛЬЧЕСКУЮ И ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.pdf
Методические рекомендации
по повышению эффективности деятельности по реабилитации и
ресоциализации несовершеннолетних в специальных учебновоспитательных учреждениях открытого и закрытого типа.pdf
Методические рекомендации
по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей
и государственных организаций,
и профилактике таких уходов.pdf
Методические рекомендации
по межведомственному взаимодействию органов
и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
по вопросам оказания помощи осужденным
несовершеннолетним, отбывающим наказания,
не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним,
освобождающимся из мест лишения свободы.pdf
Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних.pdf
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О МЕХАНИЗМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.pdf
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ
ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ
К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.pdf
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для образовательных организаций по информированию родителей
о рисках, связанных с детской смертностью.pdf
Причины девиантного поведения человека
В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.
Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.
Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.
Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.
Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:
- Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
- Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.
Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:
- Тотальный конформизм (нормальность поведения). Это человек, который принимает нормы общества, получает образование, имеет работу, двигается вперед, тем самым реализую как собственные, так и социальные потребности.
- Инноваторы – люди, которые соглашаются с целями своей деятельности, которые одобряются обществом, но в то же время не следуют общепринятым средствам достижения целей. Они придумывают новые и нестандартные средства достижения целей. К примеру, это люди, которые занялись приватизацией государственной собственности, построением финансовых «пирамид», «рэкетом». Это именно тот тип девиантного поведения, который часто имеет положительный окрас. Это двигатели прогресса.
- Ритуалисты – это люди, которые доводят до абсурда нормы и принципы общества. Они требуют соблюдения всех прописных правил, часто устраивают забастовки.
- Ретреатизм означает бегство от действительности. Это люди, которые отвергают цели и пути их достижения. Сюда относятся бомжи. Алкоголики, наркоманы, монахи.
- Революционеры – люди, отвергающие устаревшие цели и заменяющие их на новые.
Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.
Причины девиантного поведения

Психологические причины девиантного поведения
В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная ( правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).
Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:
- Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
- Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.
Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.
Социальные причины девиантного поведения
- Социальное неравенство. Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
- Низкая моральность, духовность общества. Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
- Окружающая среда, которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.
Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.
Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.
Все самое основное закладывается в подростковом возрасте
Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.
Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.
Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.
Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.
Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.
Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.
В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.
Девиантное поведение в предподростковом возрасте
Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».
Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.
Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.
Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.
В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:
- Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
- Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
- Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
- Правосознание человека.
Выводы
Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.
Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.
Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Памятка "Девиантное поведение подростков.
Рекомендации родителям
Памятка содержит информацию о том, что такое девиантное поведение, каковы его причины.
Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает
практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение интересов. Однако
только сейчас как никогда раньше поведение многих подростков не только доставляет хлопот
родителям, но и представляет собой опасность для общества. Виной тому склонность
современного поколения к девиантному поведению. Каковы причины этого?
Причины девиантного поведения
Согласно возрастной психологии примерно до 12-ти лет каждый ребенок представляет собой
подрастающую личность с пока еще детскими и невинными интересами. Но буквально спустя
год этого же ребенка порою трудно узнать. Вне зависимости от того девочка это или мальчик,
родители начинают слышать в свой адрес хамство и оскорбления, замечают как поменялся их
ребенок внешне, начиная от подростковых прыщей и заканчивая неформальной одеждой.
Именно так проявляется начало периода полового созревания или как его еще называют –
переходного возраста. Даже самые послушные дети в один момент могут стать
неуправляемыми. Именно в этот в момент психологи отмечают зарождение девиантного
поведения у детей и подростков, то есть неприемлемого обществом способа взаимодействия с
нарушением норм морали, нравственности и даже уголовного кодекса.
Причины возникновения девиантного поведения у всех «трудных» подростков, как правило,
похожи:
1. Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в
попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики наоборот
постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность, и пытаются выделиться
порой за счет очень сомнительных поступков.
2. Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к
вспыльчивости, агрессивности, непослушании и т.п.
3. Несоответствие уровня и темпа развития личности. Очень часто проблема девиантного
поведения заключается в том, что ощущение взрослости и вседозволенности у подростков
неизбежно сталкивается с непониманием его стремлений и притязаний со стороны взрослых.
Дети резко отрицательно реагируют на критику взрослых. Их поведение почти всегда
неустойчиво и может с обычного плохого настроения перейти в аффективное состояние.
Помимо вышеперечисленных, можно встретить такие признаки девиантного поведения
как агрессия у подростков, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе,
конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм
дисциплины и общественного порядка, а также наиболее сложные случаи, влекущие за собой
уголовные наказания.
Ф. Патаки сосредоточил в своей классификации основные направления девиантного поведения
подростков:
· преступность;
· наркомания;
· алкоголизм;
· самоубийство.
Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей:
· трудоголизм;
· клептомания;
· игровая и компьютерная зависимость у подростков;
· пищевая зависимость (булимия, анорексия)
Обычно после завершения полового созревания возрастной кризис завершается, и поведение
подростков нормализуется. Если этого не происходит или ребенок вызывает у родителей
тревогу, в этом случае необходимо прибегнуть к лечению девиантного поведения.
Профилактика девиантного поведения подростков
Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы,
можно заранее предотвратить их. Однако родители должны помнить, что предупреждение
девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком.
Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же
время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:
1. Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех
внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные,
опыт других людей и т.п.
2. Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с
подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через
те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит
обстановку
3. Занятия в различных секциях. Отдав ребенка в спорт или творческую группу, можно
направить его интересы и энергию в положительное русло.
4. Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется
возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет
ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.
Памятка для родителей по правовому воспитанию
Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважать, если он сам
будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
Когда нарушаются права ребенка?
· Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.
· Когда его потребности игнорируются.
· Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.
· Когда нарушается неприкосновенность ребенка.
· Когда ребенка изолируют.
· Когда ребенка запугивают.
· Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.
· Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства.
· Когда его личные вещи не являются неприкосновенными.
· Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
· Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.
2. Как реагирует ребенок на нарушение его прав?
· Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает,
замыкается в себе и т.д.)
· Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
· Он часто бывает в плохом настроении.
· Может сбежать из дома.
· Может принимать наркотики или алкоголь.
· Может делать попытки суицида (покушения на свою жизнь).
3. Где я могу узнать о правах своих детей? К кому обратиться?
· Социальный педагог школы .
· Отдел опеки и попечительства.
· Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948
года.
· Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.02.1989 года.
4. Что родители могут сделать для своего ребенка?
· Память "закладку, что ребенок - это отдельная личность, которая имеет свои
собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать.
· Обеспечить ее физическую безопасность.
· Научить ее говорить "Нет", научить защищаться, уметь вести себя безопасно.
· Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к
другим людям.
· Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день. Делиться с ребенком
своими чувствами и мыслями.
· Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для нее
доступными.
· Привлекать ребенка для создания семейных правил.
Дети в обществе наиболее уязвимы.
Дети, права которых нарушаются часто становятся социально и психологически
уязвимы.
Памятка для родителей
1. Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении.
2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также
узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и
рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и
нецелесообразные шаги к цели.
5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил её.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его
отдельные поступки - не одно и то же.
8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему,
верите в него, несмотря на ошибку.
9. Воспитание - это преемственность действий.
10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Вы должны знать
1.С кем дружит ваш ребенок.
2. Где проводит свободное время.
3. Не пропускает ли занятия в школе.
4. В каком виде или состоянии возвращается домой.
Не позволяйте детям и подросткам
1.Уходить из дома на длительное время.
2. Ночевать у малознакомых для вас людей.
3. Оставаться надолго дома без присмотра взрослых, родственников на длительное
время вашего отпуска.
4. Находиться поздно вечером и ночью на улице, где они могут стать жертвой
насильственных действий взрослых.
5. Носить чужую одежду.
6. Хранить чужие вещи.
Вы обязаны заметить и отреагировать, когда:
- в доме появились чужие вещи (выясните, чьи они)
- в доме есть запах жженой травы или синтетических веществ (это может
свидетельствовать о курении сигарет с наркотическими веществами);
- в доме появились иглы для инъекций, мелкие частицы растений, чем-то
испачканные бинты, закопченая посуда (это может свидетельствовать об
употреблении наркотических препаратов);
- в доме появились лекарства, которые действуют на нервную систему и психику
(выясните, кто и с какой целью их использует);
- в доме слишком часто является запах средств бытовой химии - растворителей,
ацетона и т.д. (это может свидетельствовать о захвате детей веществами, которые
вызывают состояние одурманивания)
- состоялась быстрая смена внешнего вида и поведения детей: нарушилась
координация движений, повысилась возбудимость или вялость, появились следы от
укол на венах, расширение зрачков и т.д. (это может свидетельствовать о
применении ребенком наркотических веществ).
Такая форма работы дает возможность родителям больше контролировать и
понимать своих детей, понимать их жизнь, повышает правовое образование
родителей, помогает им правильно воспитывать своих детей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ
И ТОКСИКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ.
«Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего – вы родители,
А все остальное потом!»
Р. Рождественский
Уважаемые родители!
Обращаем ваше внимание на то, что в настоящее время проблема
наркомании и токсикомании прогрессирует все больше среди молодого
поколения.
Если ваш ребенок находится в какое-то время вне вашего внимания, то вам
просто необходимо присматриваться к нему, чтобы вовремя заметить, не стал
ли он «жертвой» наркомании.
Вы хотите уберечь своего ребенка от пагубных привычек? Тогда прочтите
для себя ряд наших советов:
- Как заметить, что подросток начал употреблять наркотические
вещества?
- Как подросток становится наркоманом и токсикоманом?
- Почему он решает попробовать то или иное вещество?
Наркомания и токсикомания – это тяжелые хронические заболевания,
причиной которых является употребление психоактивных веществ ПАВ
(лекарственных препаратов, химических и растительных веществ),
характеризующиеся развитием психической (болезненное стремление вновь
и вновь испытывать это измененное состояние) и, как следствие, физической
зависимости, психическими и соматическими расстройствами, изменением
личности.
Это происходит вследствие перестройки организма под действием
постоянного поступления наркотика. Как только действие наркотика
прекращается, наступает тяжелое состояние, которое наркоманы называют
«ломкой», медики – «абстиненцией» (синдром отмены).
Подросток, употребляющий ПАВ становится рабом того вещества, которое
он употреблял, не случайно в медицине используется термин «зависимость».
Одна из причин – интерес, желание испытать неизвестные ощущения, другая
– быть принятым в определенную группу. Нередко желание «забыться» и
удовлетвориться жизнью, приводит подростка к наркомании.
Часто родители довольно поздно и неожиданно для себя замечают, что их
ребенок употребляет наркотические и токсические вещества, хотя перемены
можно было увидеть в его поведении. Подросток становится скрытным,
избегает родителей, ведет какие-то тайные переговоры по телефону, старые
друзья и занятия, включая образовательное учреждение, ему уже не
интересны. Он утрачивает интерес к учебе, убегает из дома на несколько
дней, становится неуправляемым и агрессивным. Появляются резкие смены
настроения, вялость, апатия. Наблюдается снижение интеллектуального
развития, расстройство деятельности различных систем. Его одежда
неряшлива, в карманах можно обнаружить баночки, шприцы, иглы, таблетки.
Увеличиваются денежные расходы подростка, из дома нередко исчезают
вещи.
Это должно насторожить Вас!!! Он может прийти в необычном состоянии,
ведь именно это состояние – наркотическое опьянение – цель приема
наркотиков. Чаще всего наркотическое опьянение подросток испытывает вне
дома или в отсутствии родителей, но остаточные признаки этого состояния
можно наблюдать спустя несколько часов после приема ПАВ. Вы можете
заметить необычное возбуждение или раздраженное состояние. Вялый и
сонный, с рассеянным вниманием, представленный сам себе, он может как
бы задремать. А может быть благодушен, беспричинно весел. Вернувшись
домой в таком состоянии, он с жадностью будет утолять жажду или голод.
Присмотритесь! Характерно ли это для вашего ребенка? Всегда ли у него
повышенный аппетит? Обратите внимание на то, как двигается подросток.
Возможно, вы заметите порывистые, размашистые, грубые движения,
неуверенность в ходьбе.
Пусть ваше внимание привлечет внешний вид ребенка. Посмотрите ему в
глаза – нет ли в них необычного блеска? Зрачки после применения
наркотических и токсических веществ становятся либо необычно узкими,
либо необычно широкими. Склеры могут быть покрасневшими, веки
отечными. Насторожить должна бледность кожи или ее покраснения. Иногда
она приобретает сальный налет. Наконец, посмотрите на руки вашего
подростка: в области локтевых сгибов, на предплечьях, на тыльных
поверхностях кистей могут быть следы от инъекций. Иногда подростки
пытаются скрыть следы от инъекций царапинами.
Нетрудно обнаружить запахи при дыхании ребенка, от его одежды. Порой
насторожить может и отсутствие запаха: подросток выглядит опьяневшим,
говорит, что выпил спиртное, а запаха алкоголя нет. Проверьте, как
чувствует себя ребенок на следующий день после необычного состояния: он
может выглядеть заторможенным, вялым, разбитым, испытать мышечную
слабость. Но это не весь перечень признаков, по которым можно
заподозрить, что подросток начал употреблять опьяневшие вещества.
Насторожить вас должно все необычное, что вы заметили в своем ребенке.
Надо иметь в виду, что многие признаки, о которых шла речь, можно
заметить лишь на первых порах, потом организм начинает привыкать к
системной интоксикации, и внешние признаки наркотического опьянения
изменяются, их сможет обнаружить только специалист.
Если вы что-то заподозрили, не стоит «нападать» на ребенка с упреками и
принимать «жестокие» меры. Поговорите с ним доверительно, во всяком
случае, попытайтесь это сделать. Приведите его к специалисту наркологу.
Попробуйте убедить его, что консультация врача-нарколога – это не
наказание, а реальный шанс ему помочь. Чем раньше начато лечение – тем
больше надежды на успех.
В подростковом возрасте проявляются изъяны предшествующего
воспитания. Следовательно, важнейшая задача родителей — это контроль за
состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в
каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он
вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда
подросток впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.
Вы можете ознакомиться с описанием симптомов и внешних признаков в
поведении ребенка, принимающего ПАВ:
Симптомы:
- замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности
(появление других ценностей), снижение физической силы,
трудоспособности, или повышенная активность, ухудшение координации,
нарастающая слабость, агрессивность, бессмысленное выражение лица,
зрачки глаз расширены, повышенный аппетит, слабо выраженные
галлюцинации, повышенное артериальное давление, потеря болевых
ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости.
Внешние признаки:
- нарочитость движений, провалы в памяти, запах табака (дыма), наличие
спичек, зажигалок, табака в швах карманов, тюбиков клея, папиросной
бумаги, белого кристаллического порошка, небольших камнеподобных
кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетиках, иглы или
шприца для подкожных инъекций, обожженных крышек от бутылок или
ложки, свечей, бритвенных лезвий, пожелтение пальцев, вид пьяного
человека, красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев,
мелкие семена в складках одежды и швах карманов, обесцвеченная кожа на
пальцах.
Изучив симптомы, понаблюдав за внешними признаками и выявив наличие
вредной привычки на ранней стадии, необходимо:
• провести мероприятия по профилактике ПАВ — лекции, беседы,
тренинги и т. д.;
• использовать интерактивные методы, быть готовыми вместе с
подростками исследовать собственный эмоциональный и
поведенческий опыт;
• больше внимания уделять формированию навыкам отказа от ПАВ —
зависимости, нежели информационной части общения;
• не бороться с негативными явлениями вредной привычки, а вместо
этого пропагандировать позитивные стороны ее отсутствия.
• проводить профилактику ПАВ-зависимости ребенка необходимо
параллельно с ПАВ-зависимостью взрослых;
• профилактика ПАВ-зависимости должна опираться на ценности
подростков, а не на ценности взрослых;
• важно обратить внимание на организацию досуговой деятельности
подростка, его занятость в свободное время.
Профилактическую работу целесообразно проводить родителям совместно с
социальным педагогом, психологом школы, наркологом.
1. Рекомендации для родителей по профилактике наркомании и
токсикомании подростков
1. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или
обнаружили на руке сына или дочери след укола, это еще не означает, что
теперь ваш ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка
вынуждают принять ПАВ под давлением. Помните о том, что и многим
взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства
(обезболивающие уколы, масочный наркоз). И постарайтесь с первых минут
стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником,
который поможет справиться с бедой.
2. Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас
прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнет подростка,
заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего
ребенка это первое и последнее знакомство с психоактивным веществом.
Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к взрослой его
личности. Возможно, что наркотические и токсические вещества для него
способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту
жизни.
3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все
же люблю тебя» - вот основная мысль, которую вы должны донести до
подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с
вами откровенно поговорить об этом. Поощряйте интересы и увлечения
ребенка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его
друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее
всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о
своем собственном отношении к некоторым веществам (табак, алкоголь,
лекарства).
4. Обратитесь к специалисту, который окажет вам квалифицированную
помощь. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или
психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время
существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с
разными врачами, выберите тот метод и того врача, который вызовет у вас
доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего подростка может
потребовать от вас серьезных и длительных усилий. В любом случае пускать
ситуацию "на самотек" – значит заведомо смириться с потерей ребенка. Не
спешите сдаваться! ВЫХОД ЕСТЬ!
ПОМНИТЕ, что ВЫ НЕ ОДНИ в решении этой проблемы!