Организация контентной фильтрации интернет-ресурсов в школе
Способы обеспечения контентной фильтрации
Под контентной фильтрацией в общеобразовательном учреждении понимается отбор поступающей на компьютеры информации (контента) с целью ограничения доступа учащихся к информации, не совместимой с задачами образования и воспитания.
Фильтрация нежелательного контента может осуществляться:
1) локально на каждом персональном компьютере;
2) с помощью программы-фильтра, которая устанавливается на компьютере, контролирующем доступ в сеть Интернет всех персональных компьютеров, входящих в локальную сеть учреждения.
За установку программ-фильтров в общеобразовательном учреждении, как правило, отвечает заместитель директора по информационно коммуникационным технологиям, а если его нет, – учитель информатики.
Фильтрация нежелательного контента на каждом компьютере – достаточно трудоемкий процесс. Кроме того, в большинстве случаев такую фильтрацию может отключить самостоятельно любой пользователь, владеющий минимальными навыками работы с компьютером.
Фильтрация нежелательного контента с помощью программы-фильтра более надежна. Она потребует от системного администратора более высокого уровня квалификации, зато при ее использовании ни один компьютер не останется незащищенным. К тому же контролировать доступ пользователей к запрещенным ресурсам придется только один раз.
Фильтрация с помощью программы-фильтра предполагает:
– разграничение прав доступа к ресурсам сети Интернет для различных групп пользователей локальной сети учреждения;
– создание «черного» и «белого» списков интернет-ресурсов (в «белый» список входят ресурсы, доступ к которым разрешен, в «черный» – ресурсы, доступ к которым запрещен);
– ведение электронного журнала работы пользователей в сети Интернет, доступного через веб-интерфейс, создаваемого автоматически на основе отчета о работе прокси-сервера.
Виды программного обеспечения
Программное обеспечение для контентной фильтрации бывает двух видов:
1) продукты, выпускаемые в виде самостоятельных дистрибутивов: NetPolice, Интернет Цензор и др.;
2) продукты, входящие в состав комплексных программ: UserGate Proxy&Firewall, Kaspersky Internet Security, Dr.Web и др.
Указанные продукты могут быть как свободно распространяемыми, так и платными.
Программы, обеспечивающие контентную фильтрацию, работают по-разному. В частности, программа Интернет Цензор работает по принципу «белого» списка, т. е. по умолчанию запрещает все и разрешает только проверенные компанией-разработчиком ресурсы. Программа Net Police Lite, напротив, разрешает по умолчанию все, а запрещает только сайты, содержание которых она определила как наносящее вред здоровью, нравственному, психическому и духовному развитию детей.
Чтобы установить продукт, нужно скачать дистрибутив выбранной программы, затем запустить «установщик» и далее следовать его инструкциям. Обычно процедура установки занимает пару минут.
После установки программного обеспечения доступ к нежелательному контенту блокируется. Однако следует учитывать, что никакие технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие их частого обновления. В связи с этим для предотвращения случайного доступа учащихся к материалам, не соответствующим образовательным задачам, контроль за использованием сети Интернет во время занятий должны осуществлять педагоги.
Правила установки программного обеспечения для контентной фильтрации
При выборе и установке программного обеспечения для контентной фильтрации можно руководствоваться Правилами подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, утвержденными Минобрнауки России 11.05.2011 № АФ-12/07вн.
СКФ, используемые в общеобразовательных учреждениях, должны отвечать следующим требованиям:
– реализовывать единую политику для всех учреждений по исключению доступа к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся;
– обеспечивать беспрепятственный доступ к информации, распространение которой в РФ не ограничивается или не запрещается;
– обеспечивать мониторинг использования интернет-ресурсов в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся;
– обеспечивать возможность адаптации к изменяющимся угрозам, условиям эксплуатации, требованиям законодательства РФ и предписаниям надзорных органов;
– обеспечивать фильтрацию контента по спискам категорий, рекомендованным Минобрнауки России и размещенным в сети Интернет на сайте единой системы контент-фильтрации доступа к сети Интернет по адресу: www.skf.edu.ru.
П. 4 Правил подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет
Согласно данному документу средствами контент-фильтрации доступа к сети Интернет (далее – СКФ) являются аппаратно-программные или программные комплексы, обеспечивающие ограничение доступа к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся.
Для подключения к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет общеобразовательные учреждения могут использовать СКФ, рекомендованные Минобрнауки России, либо СКФ, приобретенные самостоятельно.
Средства контент-фильтрации доступа к сети Интернет, включая бесплатные дистрибутивы программного обеспечения, размещены в сети Интернет на сайте единой системы контент-фильтрации доступа к сети Интернет по адресу: www.skf.edu.ru.
Установка СКФ должна производиться на все компьютерное оборудование общеобразовательного учреждения, имеющего доступ к сети Интернет. Об установке необходимо уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования. Пример уведомления приведен в приложении 1.
Таким образом, организация контентной фильтрации – не право, а обязанность общеобразовательного учреждения. Ее наличие и эффективность регулярно проверяют специалисты управления образования и представители прокуратуры. В школах нашего муниципального района такой контроль осуществляется раз в полгода в ходе плановых проверок управления образования, а также раз в год в ходе внеплановой проверки прокуратуры. По результатам проверок составляются акты. Пример акта проверки контентной фильтрации в общеобразовательном учреждении Костромского муниципального района приведен в приложении 2.
Руководитель общеобразовательного учреждения должен также самостоятельно организовывать проверки работы программ контентной фильтрации на всех компьютерах и других аналогичных устройствах. В комиссию по проверке могут входить представители администрации и члены совета учреждения по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет. Результаты проверки необходимо заносить в журнал контроля контентной фильтрации. Примерная форма журнала приведена в приложении 3.
Приложение 1
УВЕДОМЛЕНИЕ
об установке программ контентной фильтрации в _________________________
(наименование образовательного учреждения)
Общее количество компьютеров: _____________.
Количество компьютеров, используемых в образовательном процессе и подключенных к сети Интернет: _____________.
Количество установленных программ контентной фильтрации: _____________.
Информация об установке программ контентной фильтрации:
Номер компьютера | Наименование программы контентной фильтрации | Дата установки | Ф.И.О. ответственного лица | Информация о работе программы |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение 2
АКТ
проверки контентной фильтрации в ___________________________________
(наименование образовательного учреждения)
«____» ________ 20__ г. № ________
__________________________
(место составления акта)
1. Общие сведения
Количество компьютерных классов: _____________.
Общее количество компьютеров: _____________.
Количество компьютеров в локальной сети: _____________.
Количество компьютеров, подключенных к сети Интернет: _____________.
Провайдер: _____________.
Скорость передачи данных: _____________.
2. Информация о контент-фильтре
Действия, необходимые для обеспечения контентной фильтрации интернет-ресурсов | Выполнение (да / нет) |
Установлен контент-фильтр | |
Выполнены установки контент-фильтра, блокирующие выход к Интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания учащихся | |
Вручную и автоматически запрещены выходы на сайты общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» | |
Контент-фильтр работает на всех компьютерах, где есть доступ в сеть Интернет | |
3. Информация о наличии нормативной документации
Наименование документов | Наличие (да / нет) |
Приказ о назначении ответственного за работу точки доступа к сети Интернет | |
Инструкция ответственного за работу точки доступа к сети Интернет | |
Режим работы точки доступа к сети Интернет | |
Инструкция по работе в сети Интернет для учителей | |
Инструкция по работе в сети Интернет для учащихся | |
Приказы управления образования Костромского муниципального района по обеспечению в общеобразовательных учреждениях контентной фильтрации | |
Журнал регистрации случаев обнаружения интернет-ресурсов, не совместимых с задачами образования и воспитания учащихся | |
4. Результаты проверки работы системы контентной фильтрации
Наименования запросов | Возможность доступа (да / нет) |
Нелегальное видео | |
Купить оружие | |
Сделать бомбу | |
Купить наркотики | |
Секс | |
Порнография | |
Суицид | |
Самоубийство | |
Способы самоубийства | |
Вступить в фашистскую организацию | |
<…> | |
Члены комиссии по проведению проверки работы системы контентной фильтрации в общеобразовательном учреждении:
Главный специалист управления образования _____________/____________
(подпись) (Ф. И. О.)
Ответственный за информатизацию образовательных учреждений _____________/____________
(подпись) (Ф.И.О.)
С актом ознакомлен.
Директор _____________/____________
(подпись) (Ф.И.О.)
«____» ________ 20__ г.
Приложение 3
ЖУРНАЛ
контроля контентной фильтрации
Дата проверки | Ф.И.О. и должность проверяю- щего | Номер компьютера | Результаты проверки | Принятые меры | Подпись проверяю- щего |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |