Профориентационная работа с младшими школьниками
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти своё место в мире профессий сложно и начинать это нужно с младшего школьного возраста. Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины могут стать основой будущей профессии. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Наша цель:
- выявить степень сформированности представлений о различных профессиях и источниках информирования у младших школьников;
- определить наилучшие формы и способы реализации программы в условиях школьного обучения.
С первого класса осуществляю профессиональную ориентацию младших школьников с целью знакомства с миром профессий, особенностями каждой отдельно взятой профессии.
При планировании занятий учитываю возрастные особенности учащихся. В своей работе использую различные виды деятельности:


Сюжетно – ролевые игры, связанные с профессией
Игра, богатая различными положительными эмоциональными переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след. Поэтому её широко использую в профориентационной работе с младшими школьниками в качестве одного из основных средств.
В своей работе использую:
сюжетно-ролевые игры из внешкольной жизни детей («Наш сад», «Ухаживаем за больной бабушкой», «На даче» и т.д.)
игры на профессиональные сюжеты («Почта», «Магазин», «Стройка» и т.д.)
игры, развивающие у детей техническую смекалку, творческие способности и воображение («Я – конструктор», «Я – дизайнер» и т.д.).
занимательные игры, связанные с трудовой деятельностью людей. Такие игры расширяют кругозор детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работы и т.д. («Назови правильно», «Посадка и уборка картофеля», «Полное лукошко грибов», «Волшебный мешочек», «Веселый мастеровой», «Пантомима» «Карнавал профессий» «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией»и др.).
Профессиографическое исследование
Н.Н.Войткевич разработала методику проведения профессиографических исследований, которая предусматривает работу со старшеклассниками, я переработала и адаптировала этот материал для младших школьников. Эта работу провожу в 4 классе. Проводя профессиографическое исследование, учащиеся самостоятельно собирают информацию о профессии (изучают литературу, находят информацию в сети Интернет, беседуют с представителями профессий), собирают необходимые наглядные пособия, узнают о содержании профессий, условиях работы, системой подготовки.
Результатом исследования являются: реферат, доклад на уроке, создание презентации, проведение экскурсий в качестве экскурсовода.
В своей работе уделяю внимание и профессиональным пробам. Профессиональная проба уникальная возможность познакомиться с профессией на практике, узнать ее особенности.
Профессиональные пробы
№ | Профессия | Как проводилась проба |
1 | Брошюровщик | На уроке трудового обучения изучили технологию и изготовили блокнот для записей. |
2 | Историк | Исследовательский проект составление книги памяти «Живая связь времен» к 65-летию Победы |
3 | Агроном | Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка |
4 | Социолог | Исследования в социологическом проекте «Почему ученики прогуливают уроки?» |
5 | Фотограф | Создание фото серии к школьному конкурсу «Весенние проталинки» |
6 | Эколог | «Экологическая сказка»- отчет кружка «Школа докторов природы», исследовательский проект «Муравьи листоеды» |
7 | Столяр | Изготовление скворечников с папами и дедушками |
8 | Стилист-парикмахер | Создание на классном празднике к 8 марта образа-визажа «Самая красивая» |
9 | Дизайнер-интерьера | Изготовление панно для оформления классной комнаты |
10 | Портной | Изготовление подарка к 8 марта «Салфетка с вышивкой» |
11 | Корреспондент | Сочинения о домашних животных в классную газету «Страна Мурлындия» |
12 | Повар | Изготовление салатов на празднике профессий |
13 | Драматический актер | Инсценировка сказки «Репка на новый лад» |
14 | Эстрадный певец | Сольное выступление в концертной программе «Вечер встречи выпускников» |
15 | Пекарь | Исследовательский проект «Что такое колобок» (нашли рецепт, испекли колобок и провели дегустацию выпечки в классе). |
16 | Почтальон | Разнесли газету «Знамя труда» с почтальоном Кульпиной Г.М. и поздравительные открытки ко Дню учителя. |
Беседы с приглашенными специалистами
Специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать,поэтому я предлагаю примерный перечень вопросов, которые должен раскрыть гость, рассказывая о своей профессии:
К какому виду труда можно отнести Вашу профессию? (преимущественно физический или умственный, исполнительский или творческий).
Какие встречаются трудности, напряженные ситуации в работе?
Какие из эмоционально-волевых качеств личности особенно необходимы в Вашей профессии? (уравновешенность, терпеливость, воспитанность, самообладание, настойчивость, решительность).
Какими деловыми качествами должен обладать представитель Вашей профессии? (инициативность, самостоятельность, принципиальность, любознательность, дисциплинированность, организованность).
Имеет ли значение в Вашей работе ловкость рук, подвижность, координация движений, физическая сила, быстрота реакций?
Какие особенности внимания необходимы в Вашей деятельности? (распределение, переключение, концентрация).
Какое мышление должно быть? (наглядно-действенное, образное, понятийное, абстрактно-логическое).
Какой тип памяти преобладает в Вашей работе? (зрительный, слуховой, двигательный, вкусовой, осязательный, обонятельный).
Как профессия влияет на Вас? (на характер, на развитие способностей, на формирование общего культурного уровня).
Рисуночные методики
Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, прошу нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1–2-х классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия. Для знакомства детей с профессией повара использую: бумагу формата А4, цветные карандаши, раздаточный материал «Орудия труда повара», «Кроссворд», карточки для игры «Дорисуй», форма одежды повара.
Оформление уголка профессии в пространстве класса
В этом уголке размещаю книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку постоянно обращаемся
Организация экскурсий на предприятия города.
Систематически проводим экскурсии на предприятия города с целью знакомства с профессиями нашего родного города.
Ведение школьниками «Профессионального портфолио»
В портфолио учащиеся вкладывают интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио мы время от времени возвращаемся – детям нравится смотреть, какие у кого появились новые материалы.
Просмотр и обсуждение видеосюжетов
В сети Интернет с учащимися просматриваем и обсуждаем видеосюжеты о профессиях.
Подготовка детей к будущей трудовой деятельности, воспитание у них уважения к людям труда возможны только в том случае, если данной работой будет пронизан любой урок, будь то чтение, окружающий мир, трудовое обучение, русский язык. И на уроках математики есть возможность уделить несколько минут профессии, о которой говорится в тексте задачи или упражнения. Именно поэтому организация вне учебной и учебной профориентационной работы в начальной школе требует комплексного, системного подхода, когда каждая из форм воздействия закладывает фундамент последующей, одно мероприятие вытекает из другого, является его продолжением, но уже большим по объему и содержанию.
При изучении звуков и букв на уроке литературного чтения в 1 классе использую презентацию Power Point «Назови профессию», «Профессии», «Д.Родари. Ремесла», «Кем стать». На уроке математики при проведении устного счета по теме « Счет до 10» использую презентацию Power Point «Какая профессия самая важная». Для проведения внеклассной работы разработан конспект внеклассного занятия «Кругосветка профессий» и мультимедийное пособие «Алфавит профессий».