В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся.

С учетом требований Стандарта наиболее часто применяющиеся технологии на уроках физической культуры следующие:

  • Здоровьесберегающая технология (В.Ф.Базарный, А.Н. Стрельников)
  • Игровая технология (Б.П.Никитин, А.Анисимов)
  • Информационно-коммуникационная технология (В.В.Гузеев)
  • Технология уровневой дифференциации (В.В.Фирсов)
  • Соревновательная технология
  • Технологии организации группового взаимодействия
  • Технология «Портфолио»

     

    Согласно ФГОС изменяется построение образовательного процесса:

 

Традиционные технологии, предполагающие построение образовательного процесса наСовременные технологии, предполагающие построение образовательного процесса на
  • созерцательной основе
  • эмпирической основе
  • последовательной основе
  • неопережающей основе
  • объяснительно-репродуктивной основе
  • знаньевой основе
  • безальтернативной основе
  • монологической основе
  • академической основе
  • деятельностной основе
  • концептуальной основе
  • крупноблочной основе
  • опережающей основе
  • проблемной основе
  • личностно-смысловой основе
  • альтернативной основе
  • диалоговой основе
  • ситуационной основе

 

В таблице представлены области применения педагогических технологий и результат, на который они нацелены.

 

Название технологииОбласть примененияДостигаемые результаты
1.Здоровьесберегающая технология

1) Ведется постоянный контроль за соблюдением требованиям техники безопасности, гигиены и температурному режиму. Объясняются правила подбора одежды для занятий различными видами спорта.

2)Занятия по легкой атлетике (сентябрь – октябрь и апрель – май) и по лыжной подготовке (январь – февраль) проводятся на свежем воздухе, что способствует закаливанию детей.

3) В процессе урока дети получают посильные задания с учетом физического развития и физической подготовленности ученика на данном этапе.

4) Дети, освобожденные от занятий по состоянию здоровья, принимают активное участие в процессе урока в качестве докладчиков теоретического материала, судей, помощников  учителя и т.д.

5) На занятиях и во внеурочное время постоянно ведутся беседы с учениками

  • по профилактике вредных привычек;
  • о здоровом образе жизни;
  • о значении занятий физической культурой и спортом для физического развития подростков;
  • о занятиях адаптивной физической культурой при ограничении физических нагрузок, обусловленных тем или иным заболеванием;
  • об особенностях воздействия занятий различными видами спорта на физическое развитие ребенка и принципах выбора вида спорта для  дополнительных занятий.
Использование данной технологии позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность  с физической активностью, распределять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельной отработки новых действий, нормативно применять информационно образовательную среду, что даёт положительные результаты в обучении.
2. Игровые технологии

Игровые технологии применяются для:

  • для обучения двигательным действиям;
  • для развития различных физических качеств;
  • для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения;
  • для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым повышения интереса к занятиям  физической культурой и спортом.

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование УУД, необходимых в практической деятельности.

Предметные и метапредметные  результаты

3. Информационно образовательные технологии

1) Презентации, видеоролики, помогающие обучению технике двигательных действий, правилам спортивных и подвижных игр, рассказывающие о развитии вида спорта в России и мире и др.

2) Персональный сайт учителя физической культуры.

3) Удаленное общение  учителя и учеников

  • обмен опытом с коллегами на специализированных сайтах; скриншоты
  • публикация собственных разработок в Интернете. скриншоты

4) Проектно-исследовательские  работы учеников по физической культуре.скан из сборника

 

Изменение и обогащение содержания образования, доступ в Интернет.

Возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения.

Метапредметные, предметные результаты, личностное развитие ученика

4. Технология уровневой дифференциации

Ученикам даются задания с учетом уровня подготовки, физического развития, особенностей мышления и познавательного интереса к предмету

  • при оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и динамика изменений физической подготовленности ученика;
  • ученики распределяются на медицинские группы с учетом состояния здоровья, что учитывается в организации занятия;
  • ежегодное тестирование учеников с целью определения уровня физических способностей и дифференциации учащихся на группы;(фото, таблица достижений)
  • учащиеся второго и третьего уровня обучения привлекаются на дополнительные занятия различными видами спорта;
  • одаренные дети участвуют в соревнованиях различного уровня.

Возможность помочь слабомотивированному ученику, уделить внимание сильному, реализация желания высокомотивированных учащихся быстрее и глубже  продвигаться в образовании.

 

Учебные результаты, индивидуаль­ное, личностное развитие.

5. Соревновательный метод

Ученик применяет разученное движение для повышения показателей физической подготовленности

  • повышение эмоциональной направленности урока;
  • увеличение интереса к занятиям физической культурой и спортом;
  • повышение мотивации к совершенствованию технико-тактических навыков и развитию физических качеств.
  • приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развитие двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревновании.
Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке
6. Технологии организации группового взаимодействия

Деятельность учащихся в парах, тройках, четверках, группах

  • на уроках всех типах  физической культуры;
  • на учебном материале всех разделов учебного программного материала.

    Учащиеся  более активно работают в группе, чем самостоятельно.

    У детей со слабыми физическими данными  появляется возможность поработать с наиболее подготовленными детьми, получить высокую отметку. Повышается мотивация к учению и посещению уроков  физической культуры.

Сотрудничество  как совместная развивающая деятельность.

 

Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие.

7. Технология «Портфолио»

1)         «Папка достижений» - способствует повышению собственной значимости ученика и отражает его успехи (грамоты за достижения в спорте)

2)         «Рефлексивное портфолио», раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности по физическому развитию.

 

Формирование персонифицированного учёта достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Индивидуальные достижения и личностное развитие