Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Возможно, вы пытаетесь обратиться к этому сайту из защищенного браузера на сервере. Включите сценарии и перезагрузите данную страницу.
Включить специальные возможности
Выключить специальные возможности
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
Отключить анимацию
Включить анимацию
SharePoint
Вход
Для открытия меню воспользуйтесь сочетанием клавиш SHIFT+ВВОД (в новом окне).
Для перемещения по ленте используйте стандартные клавиши браузера, предназначенные для перемещения. Для перехода между группами нажмите клавиши Ctrl+ВЛЕВО или Ctrl+ВПРАВО. Для перехода к первой вкладке ленты нажмите клавиши Ctrl+[. Для перехода к последней выбранной команде нажмите клавиши Ctrl+]. Для выполнения команды используйте клавишу ВВОД.
Обзор
Вкладка 1 из 3.
Страница
Вкладка 2 из 3.
Опубликовать
Вкладка 3 из 3.
Подписаться
АРХИВ (МБОУ СОШ №21)
Выбранный в данный момент
Учитель биологии
Похоже, в вашем браузере не включена поддержка JavaScript. Включите JavaScript и повторите попытку.
Обновленные страницы
Смирнова Снежана Витальевна
Соколова Людмила Петровна
Домашняя
Безопасный Интернет
Торопова Наталия Владимировна
Главная
Последние
Библиотека-распределитель
Содержимое сайта
Учитель биологии
На главную
*
Учитель биологии
*
Учитель информатики
*
Классный руководитель
Система работы по использованию
ИКТ в преподавании биологии.
Введение
Возможно ли сегодня преподавание биологии без использования компьютерных технологий? На современном этапе развития общества, невозможно даже представить образовательный процесс без компьютерной техники. Использования новых образовательных технологий в преподавании биологии открывает такие возможности, о которых даже мечтать несколько лет назад было невозможно. Используя компьютеры, мы готовим
раздаточный материал, создаём тесты для контроля знаний, презентации.
Электронные материалы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Самое главное у учителя появилась большая база данных, которую можно использовать в работе. Во всех регионах активно работают курсы Intel «Обучение для будущего», метод проектов активно рекомендуется применять в работе всем учителя. Можно сказать, что метод сегодня «моден», как, например, раньше экология.
Примерные направления использования ИКТ в практике учителя биологии:
–
библиотека фотографий микропрепаратов,
– презентации уроков в виде опорных конспектов ;
– сводные таблицы сравнительной характеристики изучаемых объектов и логические схемы;
– самостоятельные работы по решению биологических задач;
– библиотека фотографий редких растений Костромской
области, памятников природы;
– результаты мониторинговых исследований природы родного края;
– биографии и труды выдающихся ученых страны и ученых области;
– образцы выполнения учащимися исследовательских проектов;
– электронные пособия для классов с углубленным изучением биологии, занятий кружков и факультативов;
– программы и учебные материалы элективных курсов;
– новости наиболее быстро развивающихся отраслей биологической науки, особенно в их прикладном значении;
– банк интегрированных уроков;
– разработки внеклассных мероприятий.
Необходимо уже сегодня создавать сетевые региональные методические объединения учителей биологии, для обмена информационными ресурсами, для возможности публичной демонстрации опыта учителя, для более продуктивного общения педагогов.
ИКТ в учебной деятельности.
Использование ИКТ в учебном процессе направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умений самостоятельно приобретать новые знания.
Установлено, что при использовании электронных средств обучения запоминаемость материала увеличивается на 25-60%, а объём усваиваемой информации – примерно на 50%. Тогда для поддержки мотивации у ребенка к обучению необходим учитель, который может и хочет использовать ИКТ. Необходима единая электронная база, которая включает методические пособия, учебники, готовые презентации, тесты и т.д. по каждому предмету.
Современные дети с интересом и играючи осваивают все возможные программы с прагматической целью - быстрого обучения. Кроме того, они бессознательно тянутся к новым технологиям. Средства Интернет помогают им избежать рутинной работы по конспектированию первоисточников. Для исследовательских работ ИКТ - незаменимая поддержка: это и возможность создать красочную презентацию, и сделать буклет, чтобы изложить в нём рекомендации по результатам. Обучение ИКТ педагогов позволяет значительно расширить возможности их использования, сократить время для подготовки к занятиям, улучшить их качество.
Биология - учебный предмет,
в процессе изучения которого можно широко использовать ИКТ. Это позволяет повысить эффективность урока,
сделать его более наглядным и интересным, можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, помочь в проведении контроля знаний, организации самостоятельной работы. Широкое внедрение ИКТ приведёт к пересмотру многих традиционных подходов в построении современного урока биологии.
При проведении уроков биологии большое значение имеет
демонстрационный материал
(Приложение 1). Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести
мультимедийные презентации
. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или экране монитора наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись опытов, снимки, графики. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
·
Презентации могут быть использованы на уроке при объяснении нового материала:
Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких либо иллюстрациях, данных и т.п (Приложение 2)
·
Наглядная демонстрация процесса:
Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование опытов), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски. (Приложение 3)
·
Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:
Подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения своего собственного доклада; (Приложение 4)
Создание фотоальбомов как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.
·
Корректировка и тестирование знаний:
Проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или на домашнем компьютере, когда отставшие или отсутствующие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций.
(Приложение 5)
Очень важным моментом в формировании знаний у обучающихся является умение анализировать, выделять главное, систематизировать информацию. Такую возможность дает навык создания буклетов. Так как буклет – это концентрированная информация. Я начинаю обучать ребят созданию буклетов в 7 классе в теме «Типы Плоские черви», на уроке «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни». Особенность состоит в том, что на этом, я считаю, начальном этапе дается первое понятие создания буклета. Ребята получают электронные заготовки, заполняют их, пользуясь учебником. Творчество здесь проявляется только при оформлении.
(Приложение 6).
Второй этап работы с буклетами проходит в 8 классе в теме: «Кровью Кровообращение» на уроке «Иммунитет». Здесь школьникам предлагается создать буклеты на определенную тему (история иммунитета, вакцинация, классификация иммунитета и др.), материал предлагает учитель в распечатанном виде. Творчество проявляется здесь при выборе темы, при отборе материала, оформлении. (Приложение 7)
Этап полностью творческий 11 класс тема: «Организменный уровень жизни» на уроке «Вирусные заболевания» тема «СПИД». Здесь обучающимся предлагается самостоятельно сформулировать проблему, найти информацию в Интернет и других источниках и оформить буклет. (Приложение 8)
Важно, планируя работу по созданию буклетов понимать, почему именно эта тема, как потом можно использовать созданные ребятами продукты. Поэтому наилучший вариант – это
буклеты по профилактике заболеваний.
Овладение учителем биологии
возможностями Интернета
позволит привлекать к урокам-лекциям дополнительный иллюстративный материал. А использование интерактивной мультимедийной программы на уроке помимо видеоизображения обеспечит его звуковое оформление и даже анимацию, работа с мультимедийными энциклопедиями, мультимедийными путеводителями по объектам природы, электронными учебниками, которые в большом количестве присутствуют в Интернете. Кроме всего прочего Интернет дает возможность повышения уровня методической подготовки учителей через периодическую печать («Первое сентября», «Школьный калейдоскоп», «Правда об образовании» и др.), где публикуются электронные версии избранных учебных и методических материалов.
Под Интернет – технологиями следует понимать различные виды услуг, представляемые пользователю глобальной сети: совокупность программных продуктов и технологий Интернет и различных видов услуг Сети.
Информационное общество создает новые условия для развития образования, обращение к Интернет-ресурсам открывает большие возможности школьному учителю, ставя перед ним новые задачи. Главным здесь является создание методической системы, дидактических разработок, которые позволили бы каждому учителю строить свою деятельность с использованием современных информационных технологий Интернет. Использование Интернет - технологий требует от учителя-предметника изменения компонентов его профессиональной деятельности, его позиция становится здесь решающей. Современный учитель сегодня становится организатором процесса получения знаний с использованием современных информационных технологий, способствуя самообразованию и самореализации учащихся.
Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.
При пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей.
Во-первых, информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из самых простых правил, позволяющих хоть в какой-то мере отличить достоверную научную информацию от безграмотных сенсационных сообщений, публикуемых в «желтой прессе» и в изобилии появляющихся в Интернете, - обратить внимание на название сайта, источник и автора предлагаемого материала или статьи. Сайты научных организаций и центров, вузов и других учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, а сайты известных научно-популярных изданий естественнонаучного направления – больше, чем страницы с новостями и сообщениями на любые темы. В том случае, если сайт является авторским, т.е. создан одним человеком – обратите внимание на те сведения, которые автор приводит о себе, вспомните, знакомо ли вам его имя по другим статьям и публикациям. Наконец, значительное количество информации, представленной на страницах Интернета, посвященных биологии, собрано в той же сети или скопировано из печатных изданий.
Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала, на что также следует обратить внимание. При наличии прямых ссылок на сетевые источники – их стоит проверить. Так, во-первых, можно еще раз убедиться в том, заслуживает ли материал доверия, а во-вторых – узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, но важные для проведения урока биологии. Все эти моменты следует объяснить и ученикам, если вы поручаете им самим разыскать с сети ту или иную информацию к уроку или внеклассному мероприятию.
Во-вторых, большая часть действительно ценной и интересной информации представлена в сети на английском языке. Проблему с переводом таких материалов можно в какой-то мере решить, обратившись за помощью к ученикам старших классов, лучше других владеющих английским языком. Для них перевод неадаптированного текста будет хорошей практикой, а в качестве дополнительного стимула может служить и оценка по биологии.
В-третьих, в сети представлено такое количество информации, что для поисков чего-то действительно нужного, несмотря на существование поисковых систем, зачастую требуется очень много сил и времени. Кроме того, некоторые сайты, адреса которых были опубликованы в тех или иных изданиях, могут со временем изменить свое название или адрес или просто исчезнуть.
Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывается на доске адреса соответствующих сайтов.
По каждой теме курса биологии подобран материал из сети, который по мере изучения темы помещается на стенах кабинета – учащиеся имеют возможность познакомиться с ним на переменах и после занятий.
ИКТ во внеурочной деятельности.
Внеурочная (внеклассная) работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Основными целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются:
·
формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
·
формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
·
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
·
развитие познавательной и творческой активности учащихся;
·
формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
·
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
·
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
·
развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;
·
организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
·
развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, музеев, медиатеки и т.п.);
·
внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
·
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
·
развитие способности свободного культурного общения;
·
обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
·
всестороннее развитие личности ребенка;
·
организации содержательно досуга детей и молодежи.
Для достижения целей информатизации внеурочной деятельности школьников необходимо организовать:
·
проведение и консультирование проектной деятельности;
·
доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении;
·
внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);
·
работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов);
·
досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, клуб разработчиков компьютерных презентаций и др.).
Информационная культура учащихся и учителей растет. Приоритетным является в школе умение самостоятельно мыслить и добывать знания в безбрежном пространстве информационного поля.
Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.
Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Результаты этих изменений можно увидеть в следующем:
·
происходит формирование личности в процессе приобретения знаний, умений, навыков, а не простого заучивания.
·
интегрированное изучение предметов.
·
взаимодействие процессов обучения и воспитания.
·
познание мира осуществляется в результате создания его модели.
Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания.
Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.
Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.
Рассмотрим применения компьютерных технологий на практике:
1
. Во-первых, в организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта,
форумы, Интернет – представительство школы.
2. Во-вторых, в ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, я использую СУБД Microsoft Access. Вношу все необходимые данные об учениках и их родителях в таблицу и по необходимости составляю различные отчеты.
3. Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям.
В Excel удобно использовать шаблон для автоматического подсчета баллов при проведении мероприятий соревновательного типа (КВНы, различные конкурсы с выставлением оценок жюри).
4. Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы часто готовлю и использую презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия. Например, презентация к игре “Своя игра”, «Счастливый случай» и др.
5. С помощью программы создания презентаций учащиеся оформляют мультимедиа альбом класса, где помещены фотографии с различных мероприятий, информация о достижениях учащихся, их увлечениях и интересах.
Кроме того, на классных часах я использую видео лекции, например, посвященные профилактике алкоголизма, курения и наркомании, методике восстановления зрения.
При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка, вместе с учащимися мы используем и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop,
Windows
Movie
Maker
которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.
6. Особое внимание, пожалуй, следует уделить нашему детскому объединению «ГИГАБАЙТ», которое родилось из профильного информационного отряда в детском пришкольном оздоровительном лагере. Мы с ребятами целенаправленно занимаемся проектно-исследовательской деятельностью в области экологии, биологии и информатики, здоровьесбережения. С одной из последних наших работ можно познакомиться по адресу:
www.g-bait.narod.ru
Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.
На главную
*
Учитель биологии
*
Учитель информатики
*
Классный руководитель