Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Skip Navigation LinksМетодическая копилка

 

2 класс

 

Внеклассное мероприятие по курсу «Истоки»

 

Лес – друг человека


Цель: Подвести детей к пониманию значимости леса в жизни

           человека.

 

 

Задачи:

1. Развитие восприятия, мышления, чувствования.

2.Формирование ресурсного места в классе, положительной

   мотивации к взаимодействию.

3. Воспитание чувства бережного отношения к лесным богатствам;

    взаимопонимания, взаимоподдержки при работе в парах.

 

 

Оборудование:

1. Иллюстрации с изображением леса в разные времена года;

2. Аудиозапись со звуками леса.

3. Корзина с сосновыми шишками.

 

 

 

I. Организационный момент:

 

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

И не просто урок.  Мы сегодня отправимся…   А вот куда и зачем я предлагаю вам определить самим. А так же постарайтесь догадаться, какова будет тема нашего занятия. Помогут вам мои загадки:

 

Загадки:


1.Стоит Алена, платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

                                    (Береза)

 

 

 

2. В сенокос - горька,

А в мороз – сладка.

                                   (Рябина)


2. Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

                        (Черемуха)

 

 

4. Что же это за девица:

Не швея,  не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

                                    (Ель)

 

Летом и зимой в рубашке одной,Длинные иголки, а цветок метелкой.

                                   (Сосна)


(По мере отгадывания загадок, слова – отгадки вывешиваются на доску.)

БЕРЕЗА

ЧЕРЕМУХА                                   РЯБИНА

                    ЕЛЬ                               СОСНА

 

 

 

ЛЕС

 

- Отгадали вы все правильно. Но что это за отгадки? (Это деревья)

- Если я возьму и объединю все эти деревья в одно множество  то, что я получу в результате? (Лес)

- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем обсуждать? (Лес)

-Что бы вам хотелось узнать нового о лесе? (Желания детей записываются на доске)

 

II. Подготовка к восприятию нового материала.

 

 

 

(На доске расположены 4 иллюстрации леса разных времен года в порядке сезонных изменений)

- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть 4 иллюстрации.

- Что общего вы на них наблюдаете? (Лес)

- Конечно, лес. И он очень красив. Лес все время меняет свой наряд.

- Докажите мне это, если считаете, что я права. (Весной и летом зеленый, осенью – багряно-золотой, зимой – хрустально-белый.)

- Вы абсолютно правы.

- А почему иллюстрации расположены именно в таком порядке? (За весной следует лето, за летом осень, за осенью зима.)

 А сколько лес хранит в себе запахов, звуков, шорохов!

 

III. Ресурсный круг.

 

1. Подготовительный этап.

 

- Ребята, закройте глаза. Мы с вами мысленно переносимся на лесную поляну. (Учитель читает текст  под звуки леса.)

«Теплым летним днем мы отправляемся с вами на прогулку в соседний тенистый лес. Слышите, как звонко поют птицы, приветствуя нас в  своем тихом царстве. Любуясь красотой леса, мы осторожно пробираемся к залитой солнечным светом полянке. Посреди поляны, широко раскинувшись во все стороны, стоит могучий вековой дуб. Разглядим его внимательно, прислушаемся к шелесту зеленой листвы».

 

 

- Открываем глазки. Скажите, где мы с вами очутились? (На лесной опушке)

- Вспомните, пожалуйста, какое слово из моего текста часто встречается в волшебных сказках? (Царство)

- Как вы понимаете, что такое царство природы? Царство животных? Царство птиц?

- Вы устали? Давайте отдохнем.

 

ФИЗМИНУТКА

 

- Раз мы с вами находимся в царстве леса, то и отдохнем по-лесному. Если я называю растения травянистые – вы приседаете, если кустарники – встаете, а если деревья – поднимаетесь на носки.

- О чем мы говорили до отдыха?

- В царстве леса происходит множество тайн.

- Как вы думаете, какие тайны хранит лес?

- Вспомните, пожалуйста, волшебные сказки. Какие тайны происходят в сказочном  волшебном лесу?

- Какие деревья там встречаются? (громадные, страшные, похожие на великанов)

- А еще они похожи на мудрецов.

*Почему? (Потому что они пережили много поколений людей и кажутся бессмертными. Они напоминают нам дерево жизни.)

- В чем сходство между Деревом жизни и Вековым деревом?

 

2 Ресурсный круг.

- Мы с вами многое рассмотрели, многое вспомнили, а теперь давайте погуляем по лесу, посмотрим его живую красоту, прикоснемся к его тайнам, ощутим себя его частичкой, определим свои ощущения.

                                         Я чувствую

                                         Я слышу

                                         Я вижу

(Каждый ребенок должен произнести фразу «Я вижу» «Я слышу» «Я чувствую»)

*Что особенно запомнилось?

*Было ли ощущение, что вы находитесь в настоящем лесу?

*Что мешало ощущению?

*Как вообще нужно вести себя в лесу?

- Дайте совет всем желающим навестить лес.

IV. Закрепление.

 

 

*Скажите, кто всегда придет на помощь, не смотря ни на что?

* Можно ли сказать, что лес наш друг?  Докажите.

*А какой он друг? (если дети затрудняются в ответе, то предложите подсказку «Каким цветом будет друг?»)

(на доске вывешивается фраза ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ)

  • Объясните, как влияет лес на здоровье человека?
  • Какие можно дать советы часто болеющим людям?

 

 

V. Работа в парах.

 

 

- Прежде чем вы приступите к работе в парах, послушайте стихотворение Сергея Викулова «Зеленый друг»

 

 

«Зеленый друг» - так пишем мы подчас

И говорим про лес. И в час досуга

Мы навестить всегда готовы друга.

- В лес, в лес! – и он одаривает нас

Все, чем богат. Там травы до колен,

А там грибы… Не сбейся только с круга.

Но честно ль это: все забрать у друга

И ничего не дать ему взамен?!

 

 

- Скажите, к чему призывает нас автор данного стихотворения? (не только брать дары леса, но и оставлять что-то взамен)

 

Итак, поиграем в игру: «Ты мне, я тебе»

 

1В - выступает в роли леса

2В - в роли человека

- Лес, что ты можешь дать человеку?

- Человек, а что ты дашь взамен? (на это отводится 5-6 мин) Можно выслушать несколько пар учеников

- Какой  напрашивается вывод?

 

VI. Итог мероприятия

- Над какой темой работали?

- Узнали вы то, что хотели узнать?

- Что особенно  понравилось на уроке?

- Что не удалось?

- Захотелось ли вам узнать еще больше о лесном царстве?

 

VII. Мотивационный прием.

 

- Ребята, на память о нашей сегодняшней теме, я дарю вам красивые сосновые шишки. Сохраните их, а когда придет весна, достаньте несколько семечек и посадите. И очень скоро у вас вырастут свои сосенки. Глядя на них, вы обязательно вспомните нашу сегодняшнюю встречу.                                                                  Учитель

Торопова Наталия Владимировна,

                                                школа № 21,  апрель 2007 года

 

 

 

   Экологический классный час         3 класс                                                                      

 

Царство грибов

 

Цели:   Познакомить учащихся с основными видами грибов

 

Задачи:   1. Учить бережно относиться к природе;

2  рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять   люди, находясь в гостях у природы;

3  воспитывать чувства прекрасного; умение работать в парах; помогать товарищу.

Оборудование:  1 Таблица строения гриба;

2        муляжи грибов;

3        корзина для сбора грибов;

4        кассета с записью голосов птиц, магнитофон.

 

Ход занятия.

 

1.Организационный момент.

 

Прежде чем мы начнем изучение нового материала, проверим ваши знания.

Мне бы хотелось спросить вас всех, поэтому возьмите листки бумаги и выполните задание письменно.

 

- Определите по описанию, кто именно размножается так:

               Яйцо- личинка- куколка - взрослое животное

 

-Опишите, как размножаются птицы.

 

- Изобразите, как размножаются земноводные.

 

Молодцы! Сдайте ваши работы.

 

2. Знакомство с новым материалом.

 

- Сегодня тему занятия сформулировать мне поможете вы. А вам в свою очередь помогут загадки.

 

Глубоко был спрятан он,                

Раз-два-три – вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!  (боровик)

 

Не спорю - не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.  ( подберезовик)

 

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,-

Зовусь я - ……….. (подосиновик)

 

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красивой шапке модной

Никуда не годный.    (мухомор)

 

Нет грибов дружней, чем эти,-

Знают взрослые и дети,-

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (опенки)

 

- Вы все правильно ответили.

* Как одним словом назвать эти природные объекты?   (грибы)

- Ребята, вы знаете, что все живое ученые-биологи делят на большие группы-царства?

* Какие царства вы знаете? (растений, животных, грибов, бактерий).

- Правильно!

И сегодня мы отправляемся в царство грибов.

* Назовите грибы которые вы знаете.

* Где могут расти грибы? Какие?

- Замечательно! Но это лишь малая часть огромного грибного мира, который является большой группой растительных организмов. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве.  Покрылась белой  плесенью корочка хлеба - это грибы.

Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и не приятное - опять грибы. И это все помимо того, что мы встречаем в лесу.

*Из каких элементов состоит гриб?

А состоит гриб из следующих элементов:

- шляпка

- ножка

- грибница

Что касается шляпки и ножки это понятно.

*А что такое грибница?

-  Прочитаете в справочнике и ответьте на мой вопрос.

( Грибница -это подземная часть гриба. От ножки гриба тянутся в разные стороны белые нити, как паутинки. И эти нити опутывают корни растений.

*А для чего?

  -Чтобы получать питательные вещества т.к. сами они не могут производить их для себя. Но в тоже время они помогают корням всасывать из почвы воду и соли.

 

Грибы имеют исключительно важное значение для человека.

* Какое?

- Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу т.к. грибы содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. Они очень питательны и калорийны. Люди их кушают в жареном, вареном, маринованном и соленом виде.  И поверьте - в любом виде они хороши.

 

-Мы продолжаем гостить в царстве грибов, и я приглашаю вас на лесную поляну.

 * Что мы должны обязательно знать отправляясь в лес? (правила поведения)

 * Какие?

 И так, все в лес!

(дети приглашаются к доске к выставке муляжей грибов, звучат голоса птиц)

 

Понравилось вам в лесу?

Что вы видели?

Что слышали?

Что чувствовали?

Какие грибы встретили?

На какие группы разделим встретившиеся грибы?

Какой можем сделать вывод из этого? (грибы могут быть - съедобные и несъедобные)

- И мы сейчас в этом убедимся.

 

 Выступление подготовленных учащихся

 (Дети выступают в костюмах съедобных и несъедобных грибов).

 

-А еще у нас в Росси есть грибы, которые занесены в Красную книгу. Познакомимся с этими грибами.

 

3. Закрепление изученного материала.

 

- Вы устали? Поиграем.

 

 «Угадай по описанию».

 

Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе                                                потемнела. А у этого не темнеет никогда. Даже когда

высушишь. Может, потому получил гриб свое название.

(боровик)

 

В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примеча-

тельны. А в сырую, блестят, будто смазанные маслом.

(маслята)

 

Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не унич-

тожай - он лесу нужен. Для кого-то он - лекарство, а для

кого - то – смертельный яд.

(мухомор)

 

Этот гриб можно встретить не только под березой.

Но чаще всего он живет именно под этим деревом.

(подберезовик)

 

Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние лис-

тья  дерева, под которыми они чаще находятся.

(осиновик)

 

Эти грибы узнаешь по цвету. На срезанной ножке

гриба выступает рыжий сок.  ( рыжик)

 

У этих грибов шляпки самого разного цвета: и синие, и красные

и желтые, и фиолетовые. А название одно, (сыроежка)

 

* А что такое лишайник?

Информация для самых любознательных, (сообщение подготовленного учащегося)

 

4. Итог занятия

- Молодцы, ребята! Давайте подведем итог нашего пребывания в царстве грибов.

* Что вы узнали нового сегодня на уроке?

* Что мы повторили?

* Запомнили ли вы части гриба? Проверьте себя, выполнив задание 1 и 2, на карточке, (проверьте друг у друга). (Задание выполняется на фоне звучания голосов птиц).

 * Что вам больше всего понравилось на занятии?

*  Кто сегодня работал на отлично?

 5. Домашнее задание.

 

Вспомните дома, в каком царстве мы сегодня побывали, какие грибы нужно употреблять в пищу, а какие нельзя даже трогать.

 

                                                                                    Конспект мероприятия составила

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                                         школы № 21 

                                                                                       Торопова Наталия Владимировна  

                                                                                                       Декабрь  2007г

 

Назад *