2 класс
Внеклассное мероприятие по курсу «Истоки»
Лес – друг человека
Цель: Подвести детей к пониманию значимости леса в жизни
человека.
Задачи:
1. Развитие восприятия, мышления, чувствования.
2.Формирование ресурсного места в классе, положительной
мотивации к взаимодействию.
3. Воспитание чувства бережного отношения к лесным богатствам;
взаимопонимания, взаимоподдержки при работе в парах.
Оборудование:
1. Иллюстрации с изображением леса в разные времена года;
2. Аудиозапись со звуками леса.
3. Корзина с сосновыми шишками.
I. Организационный момент:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
И не просто урок. Мы сегодня отправимся… А вот куда и зачем я предлагаю вам определить самим. А так же постарайтесь догадаться, какова будет тема нашего занятия. Помогут вам мои загадки:
Загадки:
1.Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза)
2. В сенокос - горька,
А в мороз – сладка.
(Рябина)
2. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха)
4. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Летом и зимой в рубашке одной,Длинные иголки, а цветок метелкой.
(Сосна)
(По мере отгадывания загадок, слова – отгадки вывешиваются на доску.)
БЕРЕЗА
ЧЕРЕМУХА РЯБИНА
ЕЛЬ СОСНА
ЛЕС
- Отгадали вы все правильно. Но что это за отгадки? (Это деревья)
- Если я возьму и объединю все эти деревья в одно множество то, что я получу в результате? (Лес)
- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем обсуждать? (Лес)
-Что бы вам хотелось узнать нового о лесе? (Желания детей записываются на доске)
II. Подготовка к восприятию нового материала.
(На доске расположены 4 иллюстрации леса разных времен года в порядке сезонных изменений)
- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть 4 иллюстрации.
- Что общего вы на них наблюдаете? (Лес)
- Конечно, лес. И он очень красив. Лес все время меняет свой наряд.
- Докажите мне это, если считаете, что я права. (Весной и летом зеленый, осенью – багряно-золотой, зимой – хрустально-белый.)
- Вы абсолютно правы.
- А почему иллюстрации расположены именно в таком порядке? (За весной следует лето, за летом осень, за осенью зима.)
А сколько лес хранит в себе запахов, звуков, шорохов!
III. Ресурсный круг.
1. Подготовительный этап.
- Ребята, закройте глаза. Мы с вами мысленно переносимся на лесную поляну. (Учитель читает текст под звуки леса.)
«Теплым летним днем мы отправляемся с вами на прогулку в соседний тенистый лес. Слышите, как звонко поют птицы, приветствуя нас в своем тихом царстве. Любуясь красотой леса, мы осторожно пробираемся к залитой солнечным светом полянке. Посреди поляны, широко раскинувшись во все стороны, стоит могучий вековой дуб. Разглядим его внимательно, прислушаемся к шелесту зеленой листвы».
- Открываем глазки. Скажите, где мы с вами очутились? (На лесной опушке)
- Вспомните, пожалуйста, какое слово из моего текста часто встречается в волшебных сказках? (Царство)
- Как вы понимаете, что такое царство природы? Царство животных? Царство птиц?
- Вы устали? Давайте отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
- Раз мы с вами находимся в царстве леса, то и отдохнем по-лесному. Если я называю растения травянистые – вы приседаете, если кустарники – встаете, а если деревья – поднимаетесь на носки.
- О чем мы говорили до отдыха?
- В царстве леса происходит множество тайн.
- Как вы думаете, какие тайны хранит лес?
- Вспомните, пожалуйста, волшебные сказки. Какие тайны происходят в сказочном волшебном лесу?
- Какие деревья там встречаются? (громадные, страшные, похожие на великанов)
- А еще они похожи на мудрецов.
*Почему? (Потому что они пережили много поколений людей и кажутся бессмертными. Они напоминают нам дерево жизни.)
- В чем сходство между Деревом жизни и Вековым деревом?
2 Ресурсный круг.
- Мы с вами многое рассмотрели, многое вспомнили, а теперь давайте погуляем по лесу, посмотрим его живую красоту, прикоснемся к его тайнам, ощутим себя его частичкой, определим свои ощущения.
Я чувствую
Я слышу
Я вижу
(Каждый ребенок должен произнести фразу «Я вижу» «Я слышу» «Я чувствую»)
*Что особенно запомнилось?
*Было ли ощущение, что вы находитесь в настоящем лесу?
*Что мешало ощущению?
*Как вообще нужно вести себя в лесу?
- Дайте совет всем желающим навестить лес.
IV. Закрепление.
*Скажите, кто всегда придет на помощь, не смотря ни на что?
* Можно ли сказать, что лес наш друг? Докажите.
*А какой он друг? (если дети затрудняются в ответе, то предложите подсказку «Каким цветом будет друг?»)
(на доске вывешивается фраза ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ)
- Объясните, как влияет лес на здоровье человека?
- Какие можно дать советы часто болеющим людям?
V. Работа в парах.
- Прежде чем вы приступите к работе в парах, послушайте стихотворение Сергея Викулова «Зеленый друг»
«Зеленый друг» - так пишем мы подчас
И говорим про лес. И в час досуга
Мы навестить всегда готовы друга.
- В лес, в лес! – и он одаривает нас
Все, чем богат. Там травы до колен,
А там грибы… Не сбейся только с круга.
Но честно ль это: все забрать у друга
И ничего не дать ему взамен?!
- Скажите, к чему призывает нас автор данного стихотворения? (не только брать дары леса, но и оставлять что-то взамен)
Итак, поиграем в игру: «Ты мне, я тебе»
1В - выступает в роли леса
2В - в роли человека
- Лес, что ты можешь дать человеку?
- Человек, а что ты дашь взамен? (на это отводится 5-6 мин) Можно выслушать несколько пар учеников
- Какой напрашивается вывод?
VI. Итог мероприятия
- Над какой темой работали?
- Узнали вы то, что хотели узнать?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Что не удалось?
- Захотелось ли вам узнать еще больше о лесном царстве?
VII. Мотивационный прием.
- Ребята, на память о нашей сегодняшней теме, я дарю вам красивые сосновые шишки. Сохраните их, а когда придет весна, достаньте несколько семечек и посадите. И очень скоро у вас вырастут свои сосенки. Глядя на них, вы обязательно вспомните нашу сегодняшнюю встречу. Учитель
Торопова Наталия Владимировна,
школа № 21, апрель 2007 года
Экологический классный час 3 класс
Царство грибов
Цели: Познакомить учащихся с основными видами грибов
Задачи: 1. Учить бережно относиться к природе;
2 рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди, находясь в гостях у природы;
3 воспитывать чувства прекрасного; умение работать в парах; помогать товарищу.
Оборудование: 1 Таблица строения гриба;
2 муляжи грибов;
3 корзина для сбора грибов;
4 кассета с записью голосов птиц, магнитофон.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Прежде чем мы начнем изучение нового материала, проверим ваши знания.
Мне бы хотелось спросить вас всех, поэтому возьмите листки бумаги и выполните задание письменно.
- Определите по описанию, кто именно размножается так:
Яйцо- личинка- куколка - взрослое животное
-Опишите, как размножаются птицы.
- Изобразите, как размножаются земноводные.
Молодцы! Сдайте ваши работы.
2. Знакомство с новым материалом.
- Сегодня тему занятия сформулировать мне поможете вы. А вам в свою очередь помогут загадки.
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (боровик)
Не спорю - не белый.
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. ( подберезовик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,-
Зовусь я - ……….. (подосиновик)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красивой шапке модной
Никуда не годный. (мухомор)
Нет грибов дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети,-
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опенки)
- Вы все правильно ответили.
* Как одним словом назвать эти природные объекты? (грибы)
- Ребята, вы знаете, что все живое ученые-биологи делят на большие группы-царства?
* Какие царства вы знаете? (растений, животных, грибов, бактерий).
- Правильно!
И сегодня мы отправляемся в царство грибов.
* Назовите грибы которые вы знаете.
* Где могут расти грибы? Какие?
- Замечательно! Но это лишь малая часть огромного грибного мира, который является большой группой растительных организмов. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Покрылась белой плесенью корочка хлеба - это грибы.
Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и не приятное - опять грибы. И это все помимо того, что мы встречаем в лесу.
*Из каких элементов состоит гриб?
А состоит гриб из следующих элементов:
- шляпка
- ножка
- грибница
Что касается шляпки и ножки это понятно.
*А что такое грибница?
- Прочитаете в справочнике и ответьте на мой вопрос.
( Грибница -это подземная часть гриба. От ножки гриба тянутся в разные стороны белые нити, как паутинки. И эти нити опутывают корни растений.
*А для чего?
-Чтобы получать питательные вещества т.к. сами они не могут производить их для себя. Но в тоже время они помогают корням всасывать из почвы воду и соли.
Грибы имеют исключительно важное значение для человека.
* Какое?
- Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу т.к. грибы содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. Они очень питательны и калорийны. Люди их кушают в жареном, вареном, маринованном и соленом виде. И поверьте - в любом виде они хороши.
-Мы продолжаем гостить в царстве грибов, и я приглашаю вас на лесную поляну.
* Что мы должны обязательно знать отправляясь в лес? (правила поведения)
* Какие?
И так, все в лес!
(дети приглашаются к доске к выставке муляжей грибов, звучат голоса птиц)
Понравилось вам в лесу?
Что вы видели?
Что слышали?
Что чувствовали?
Какие грибы встретили?
На какие группы разделим встретившиеся грибы?
Какой можем сделать вывод из этого? (грибы могут быть - съедобные и несъедобные)
- И мы сейчас в этом убедимся.
Выступление подготовленных учащихся
(Дети выступают в костюмах съедобных и несъедобных грибов).
-А еще у нас в Росси есть грибы, которые занесены в Красную книгу. Познакомимся с этими грибами.
3. Закрепление изученного материала.
- Вы устали? Поиграем.
«Угадай по описанию».
Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда. Даже когда
высушишь. Может, потому получил гриб свое название.
(боровик)
В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примеча-
тельны. А в сырую, блестят, будто смазанные маслом.
(маслята)
Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не унич-
тожай - он лесу нужен. Для кого-то он - лекарство, а для
кого - то – смертельный яд.
(мухомор)
Этот гриб можно встретить не только под березой.
Но чаще всего он живет именно под этим деревом.
(подберезовик)
Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние лис-
тья дерева, под которыми они чаще находятся.
(осиновик)
Эти грибы узнаешь по цвету. На срезанной ножке
гриба выступает рыжий сок. ( рыжик)
У этих грибов шляпки самого разного цвета: и синие, и красные
и желтые, и фиолетовые. А название одно, (сыроежка)
* А что такое лишайник?
Информация для самых любознательных, (сообщение подготовленного учащегося)
4. Итог занятия
- Молодцы, ребята! Давайте подведем итог нашего пребывания в царстве грибов.
* Что вы узнали нового сегодня на уроке?
* Что мы повторили?
* Запомнили ли вы части гриба? Проверьте себя, выполнив задание 1 и 2, на карточке, (проверьте друг у друга). (Задание выполняется на фоне звучания голосов птиц).
* Что вам больше всего понравилось на занятии?
* Кто сегодня работал на отлично?
5. Домашнее задание.
Вспомните дома, в каком царстве мы сегодня побывали, какие грибы нужно употреблять в пищу, а какие нельзя даже трогать.
Конспект мероприятия составила
учитель начальных классов
школы № 21
Торопова Наталия Владимировна
Декабрь 2007г
Назад *