Skip Navigation LinksРабочая программа

Н.А Целикова, старший методист

МБУ ГЦОКО города Костромы

 

Современные подходы к разработке Рабочей программы по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми. Порядок разработки Рабочей программы

 

В связи с вступлением в силу новых нормативных правовых документов, наступила необходимость корректировки содержания планирования образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, то есть приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (так как это четко прописано в разделе 2 ФГОС дошкольного образования), то с Рабочей программой  возникает немало вопросов, которые возможно решить при анализе новых нормативных правовых актов.

 

Рабочая программа по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми (далее – РП) разрабатывается на основании нормативных правовых документов:

  • Федерального закона 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • постановления Правительства РФ от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

  • постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

  • приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

  • приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • приказа Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

  • приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Прежде, чем подойти к проектированию и разработке РП, важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании, и разобраться, какие документы обязывают нас разрабатывать РП.

           Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ устанавливается значение Рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации.

            На основании ст.48 Федерального закона №273-ФЗ определены обязанности и ответственность педагогических работников:

1. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной Рабочей программой.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

Необходимо разобраться, кто должен разрабатывать рабочие программы?

1) Примерная основная общеобразовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «Детство»; «От рождения до школы»; «Истоки», «Радуга» и др.).

2) Образовательная программа ДОО - управленческий документ, закрепляющий определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждой конкретной образовательной организации, разрабатывается руководителем ДОО и творческой группой.

3) Рабочая программа по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми — это документ, отражающий специфику образовательной деятельности конкретной возрастной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуры, педагога дополнительного образования, педагога-психолога), разрабатывается творческой группой и педагогами образовательной организации.

             Отсюда следует, что Рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.

Существует несколько определений, что такое рабочая программа.. Согласно одному из них Рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов в соответствии с современным социальным заказом.

Рабочая программа педагога — это нормативный документ, базирующийся на образовательной программе образовательной организации, содержание которого адаптировано к конкретным условиям группы, отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей и систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа педагога — это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и другой направленности). Поэтому во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разрабатывают оба воспитателя.

Специалисты ДОО также должны иметь свою Рабочую программу, которую обязательно согласовывают с основной образовательной программой детского сада и Рабочей программой группы.

            Рабочая программа выполняет следующие основные функции:

  • нормативная функция определяет, что Рабочая программа это документ, на основе которого осуществляется контроль за реализацией основной образовательной программы, за полнотой усвоения материала воспитанниками, а также определяется график системы мониторинга планируемых результатов;

  • информационная функция позволяет получить представление о целях и задачах содержания работы, о последовательности изучения материала по образовательным областям, в конкретной группе;

  • методическая функция определяет пути достижения результатов освоения основной образовательной программы;

  • организационная функция определяет основные направления деятельности педагога и детей, формы их взаимодействия, использование образовательных технологий, методов и средств;

  • планирующая функция регламентирует образовательный процесс группы в течение всего учебного года.

                Конечно, не стоит забывать о том, что любая РП должна пройти соответствующую экспертизу и только после этого может быть использована педагогами в работе. Так как РП является нормативным документом, перед ее составлением разрабатывается положение о Рабочей программе, которое является локальным актом (Приложение 1). Рабочие программы обязательно принимаются Педагогическим советом образовательной организации и утверждаются приказом заведующего по основной деятельности. Срок действия рабочей программы образовательная организация устанавливает самостоятельно. Наиболее оптимальный срок 1 год. Рабочая программа может быть дополнена или изменена на усмотрение педагогического коллектива образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования.

    В положение о Рабочей программе могут быть  выделены следующие разделы:

1.  Общие положения.

2.  Цели и задачи.

3.  Технология разработки.

4. Структура.

5. Требования к содержанию.

6. Требования к оформлению.

7. Рассмотрение и утверждение.

8. Изменения и дополнения.

9. Контроль.

10. Хранение документа.

Какова структура Рабочей программы? В связи с тем, что нет жестко регламентированной структуры Рабочих программ, каждая организация имеет право разработать свою структуру. Но при этом необходимо опираться на ФГОС дошкольного образования, который содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а, следовательно, и требования к структуре Рабочей программы. Структура может быть разной. Важно, чтобы она оправдывала свое смысловое назначение. Содержание Рабочей программы разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС дошкольного образования, в соответствии с утвержденным «Положением о Рабочей программе» и должно иметь единую структуру.

 

Примерное содержание Рабочей программы

Титульный лист

  1. Целевой раздел:

    1. Пояснительная записка.

    2. Планируемые результаты освоения Рабочей программы (обязательная и вариативная части).

  2. Содержательный раздел:

    1. Содержание образовательной деятельности по 5 образовательным областям в конкретной возрастной группе.

    2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

  3. Организационный раздел:

    1. Календарный учебный график (утвержденный руководителем ДОО и согласованный с органами управления образованием)

    2. Режим дня.

    3. Учебный план.

    4. Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе.

    5. Тематический план.

    6. Комплексно-тематический план.

    7. Календарь праздников и развлечений.

    8. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

    9. Оценочные и методические материалы.

    10. Методическое обеспечение.

    11. Календарный план работы.

      Хочется обратить внимание на то, что Рабочая программа ДОО является документом взаимозаменяющим традиционно разрабатываемый по единой структуре «План воспитательно-образовательной работы группы» и должна быть дополнена еще одним плановым (тактическим) документом – календарным планом работы.

      Приведенное выше содержание является примерным. Возможно в Рабочую программу включать подразделы, необходимые вашей организации.

       

      Подробное наполнение содержания Рабочей программы

       

Титульный лист

  • наименование образовательного учреждения по  Уставу,

  • гриф утверждения руководителем,

  • наименование РП в соответствии с возрастной группой или направление работы (специалисты ДОО),  срок реализации.

  • Ф.И.О. педагога (педагогов), работающих по данной РП.

  • название города, год составления РП.

  • по требованиям делопроизводства к нормативной документации РП прошивается и заверяется печатью и подписью заведующей.

     

​​

МБДОУ города Костромы «Детский сад №__»

«Утверждаю»

приказ №____________

от «    »___________20____ год

Зав. ___________Л.А. Яковлева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по организации и осуществлению образовательной деятельности

с детьми 2 младшей группы общеразвивающей направленности

на 2014-2015 учебный год

 

Воспитатели

  • Иванова Мария Ивановна

  • Петрова Нина Михайловна
    ​ 

  • Кострома

    2014

     

    I. Целевой раздел:

      1. Пояснительная записка

         Рабочая программа по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы разработана в соответствии с  основной образовательной программой (наименование образовательной программы организации).

     

    Содержание пояснительной записки

    Как представлено, где взять

    Нормативные правовые документы, в соответствии с которыми разработана РП

    Список, выписка из ООП

    Цель

    Выписка из ООП

    Задачи:​​

    • обязательная часть;

    • часть, формируемая участниками образовательных отношений

    Выписка из ООП  

    Принципы и подходы в организации образовательного процесса

    Выписка из ООП

    Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 2—й  младшей группы

    Таблицы, заполняет воспитатель (Таблица 1, Таблица 2)

    Особенности семьи

     

    Таблицы, заполняет воспитатель

    (Таблица 3)

    Основные особенности контингента детей группы


    Таблица 1

    №п/п

    ФИ ребенка

    Дата рождения

    Группа здоровья (диагноз)

    Ростовая группа

    Результаты обследования речи детей

    Особые отметки

     

     

     

     

     

     

     

     

    Таблица 2

    Кол-во детей

    Кол-во девочек

    Кол-во мальчиков

    1 группа здоровья

    2 группа здоровья

    3 группа здоровья

    Дети-инвалиды

    Дети «группы риска»

    ​​

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Социальный паспорт группы

    Таблица 3

    Группа

    Количество семей

    Количество родителей

    Семья

    из двух поколений

    Семья

    из трех

    поколений

    Количество детей

    в семье

     

    Образование родителей

    Средний возраст родителей

    Кол-во малообесп семей

    Кол-во неблагопол .семей

    Полная

    Неполная

    Полная

    Неполная

    Среднее

    Ср/специальное

    Высшее

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     ​

      План​ируемые результаты освоения РП (обязательная и вариативная части).

                  Конкретизация целевых ориентиров ДО применительно к определенному возрасту. Выписка из ООП в соответствии с возрастом.

    II. Содержательный раздел

      1. Содержание образовательной деятельности по 5 образовательным областям:

    • образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»;     

    • образовательная область «Познавательное развитие»;

    • образовательная область «Речевое развитие»;

    • образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»;

    • образовательная область «Физическое развитие».

         Рекомендуется  включать модели, таблицы, схемы из ООП ДОО.

     

    Пример описания образовательной области

    «Социально-коммуникативное развитие»

    (из опыта работы МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка - Детский сад №67»)

     

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

    Основная цель​

    Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

    Содержание (задачи)

    Социально-коммуникативное развитие направлено на:

    • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

    • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

    • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

    • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

    • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

    • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

    • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

    •  формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Виды деятельности

    • Игровая (сюжетно-ролевые игры, в том числе режиссерские и творческие игры, игры с правилами).

    • Элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд и труд в природе).

    • Специально организованная деятельность – «комплексные виды деятельности», направленные на построение образа мира и себя в нем.

    Образовательная область реализуется через тематические модули (направления)

    Тематический модуль

    Раздел программы «Детство»

    Социализация

    Дошкольник входит в мир социальных отношений

    Труд

    Развиваем ценностное отношение к труду

    Безопасность

    Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

    Специфика реализации

    • Решение вышеназванных основных задач невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, что хорошо и что плохо, конкретных примерах добрых дел и поступков)

    • Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решаются в интеграции со всеми другими образовательными областями, процесс социализации пронизывает содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами

    • Значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения ребёнком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей

     

      О​собенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:

                  Необходимо отразить работу по психолого-педагогическому просвещению родителей:

    • ежедневное взаимодействие с родителями по реализации ООП;

    • сотрудничество с семьями воспитанников.

      Планирование работы с родителями по ежедневному взаимодействию по реализации ООП (из опыта работы МБДОУ города Костромы «Детский сад №56»)

     

    Тема​

    Формы работы

    сроки

    Источник информации

    Животный мир

    Подбор экспонатов для коллекции (птицы)

    6 – 17 октября

    Составление рассказов о птице – экспонате коллекции

     

    Изготовление книжки – малышки о домашнем питомце

     

    ХПД «Нарисуй отгадку»

     

    Дидактическая игра «Чьи детки»

     

    Картотека подвижных игр: «Угадай животное»

     

     

    Планирование работы по сотрудничеству с родителями (автор В.В. Раева)

     

    Тема собрания

    Месяц

    Формы сотрудничества

    Срок исполнения

    Характер подготовки

    Ответственный

    Литература

     

    Индивидуальная работа

     

     ​

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    План сотрудничества с родителями

     (из опыта работы МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка - Детский сад №35»)

     

    Сроки выполнения

    Мероприятия плана работы ДОУ на год

    Индивидуальные формы работы (беседы, консультации, посещения, пор​учения и пр.)

    Коллективные формы работы

    Наглядно-информационные формы работы (выставки, газеты, стенды, папки-раскладушки, папки-передвижки и пр.)

    Родительские собрания

    Встречи, круглые столы, праздники, развлечения, выставки, дни открытых дверей, конференции и пр.

    Сентябрь

     

     

    1.Индивидуальные консультации.

    2.Беседы с родителями, в рамках акции «Внимание дети!»

    Какой от ребенок 3 лет?

    «Давайте познакомимся»

    Фото выставка «Мой малыш»

    Папка – передвижка «Дорожная азбука»

     

    III. Организационный раздел

     

    Содержание организационного раздела

    Как представлено, где взять

    Календарный учебный график

    Ксерокопия утвержденного календарного учебного графика

    Режим дня​​

     

    Выписка из ООП по возрасту (теплый, холодный период)

    Учебный план (по возрасту)

    • примерная сетка основных видов непосредственно образовательной деятельности;

    • примерная сетка совместной образовательной деятельности воспитателя и детей в режимных моментах;

    • примерная сетка самостоятельной деятельности детей (Выписки из ООП по возрастной группе)

    Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе

    Выписка из расписания по конкретной группе

    Тематический план (возможно с развернутым содержанием)

    Выписка из ООП по возрасту

    Комплексно-тематический план

    Составляют воспитатели группы согласно тематическому плану по утвержденной форме

    Календарь праздников и развлечений

    Выписка из  плана работы на учебный год

    Модель организации образовательного процесса

    Выписка из ООП по возрасту

    Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

    Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды группы. Описание имеющихся центров (уголков) по 5 образовательным областям, их содержание и наполнение в соответствии с возрастом

    Оценочные и методические материалы

    Схемы, таблицы, диагностические методики. Выписка из ООП ДОО

    Методическое обеспечение

    Перечень программно-методического обеспечения РП по конкретной возрастной группе по 5 образовательным областям. Выписка из ООП или утвержденного списка (локального акта ДОО)

    Календарный план работы

    Ежедневное планирование образовательной деятельности. Форма календарного плана утверждается на педагогическом совете