Описание образовательной программы дошкольного образования:
№ п/п | Наименование разделов | Страницы | I | ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | 4 | 1.1 | Введение | 4 | 1.2 | Список используемых сокращений | 7 | II | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 7 | 2.1 | Пояснительная записка | 8 | 2.1.1 | Цель и задачи реализации Программы | 8 | 2.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 9 | 2.1.3 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
| 10 | 2.2 | Планируемые результаты реализации Программы | 11 | 2.2.1 | Целевые ориентиры | 11 | 2.2.2 | Возрастные особенности развития детей | 11 | 2.2.3 | Ожидаемые образовательные результаты | 12 | 2.2.4 | Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы
| 12 | 2.2.5 | Система оценки результатов освоения Программы | 14 | 2.3 | Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов | 14 | III | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 19 | 3.1 | Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям | 19 | 3.2 | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | 9 | 3.2.1 | Социально-коммуникативное развитие | 20 | 3.2.2 | Познавательное развитие | 20 | 3.2.3 | Речевое развитие | 20 | 3.2.4 | Художественно-эстетическое развитие | 21 | 3.2.5 | Физическое развитие | 21 | 3.3 | Региональный компонент | 24 | 3.4 | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы | 25 | 3.4.1 | Формы реализации Программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей | 25 | 3.4.2 | Методы для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы
| 28 | 3.4.3 | Используемые средства при реализации Программы | 29 | 3.5 | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 30 | 3.6 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 35 | 3.7 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся | 38 | 3.8 | Направления и задачи коррекционно-развивающей работы | 42 | 3.9 | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ | 55 | 3.9.1 | Пояснительная записка | 55 | 3.9.2 | Целевой раздел Программы воспитания | 56 |
3.9.3 | Содержательный раздел Программы воспитания | 60 | 3.9.3.1 | Уклад образовательной организации | 60 | 3.9.3.2 | Воспитывающая среда образовательной организации | 67 | 3.9.3.3 | Общности образовательной организации | 67 | 3.9.3.4 | Задачи воспитания в образовательных областях | 76 | 3.9.3.5 | События образовательной организации | 87 | 3.9.3.6 | Совместная деятельность в образовательных ситуациях | 93 | 3.9.3.7 | Организация предметно-пространственной среды | 96 | 3.9.3.8 | Социальное партнерство | 96 | 3.9.4 | Организационный раздел Программы воспитания | 98 | 3.9.4.1 | Кадровое обеспечение | 98 | 3.9.4.2 | Нормативно - методическое обеспечение реализации Программы воспитания | 99 | 3.9.4.3 | Требования к условиям работы с особыми категориями детей | 99 | IV | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 99 | 4.1 | Психолого-педагогические условия реализации программы | 99 | 4.1.1 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 100 | 4.1.2 | Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 101 | 4.2 | Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации программы | 109 | 4.3 | Кадровые условия реализации Программы | 110 | 4.4 | Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах | 111 | 4.4.1 | Требования и показатели организации образовательного процесса и режима дня | 112 | 4.4.2 | Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения | 113 | 4.4.3 | Режим сна, бодрствования и кормления детей от 0 до 1 года | 113 | 4.4.4 | Примерный режим дня в группе детей от 1 года до 2 лет | 113 | 4.4.5 | Примерный режим дня в группе детей от 2 до 3 лет | 115 | 4.4.6 | Примерный режим дня в дошкольных группах | 116 | 4.5 | Федеральный календарный план воспитательной работы | 118 | V | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 128 | 5.1 | Краткая презентация Программы | 127 | VI | ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХИСТОЧНИКОВ | 131 | | Приложение 1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 132 | | Приложение 2. Учебно-методическое сопровождение Программы | 140 | | Приложение 3. Планирование занятий групп раннего возраста и дошкольных групп | 157 | | Приложение 4. Финансовые условия реализации Программы | 157 | | Приложение 5. Организация работы с родителями и детьми, посещающими детский сад в формате консультационно – методического центра | 159 |
| Приложение 6. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Федеральной программы | 164 |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847). В обязательной части Программы представлена Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 и ряд парциальных программ по 5 образовательным областям. Программа разработана в соответствии с основными нормативно - правовыми документами по дошкольному образованию: - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.
№ 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г.,
регистрационный № 59599); - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
- Устав МБДОУ «Детский сад №11 «Звездочка»» городского округа город
Шарья Костромской области ; - Программа развития МБДОУ «Детский сад №11 «Звездочка»» городского округа город
Шарья Костромской области. Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: - обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
ООП ДО определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает: воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами; создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей: Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой: – рабочая программа воспитания; – режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО; – календарный план воспитательной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы. - В целевом разделе Программы представлены: цели; задачи; принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; подходы к педагогической диагностике планируемых результатов. - Содержательный раздел Программы включает описание: задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способов поддержки детской инициативы; особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. - Организационный раздел Программы включает описание: психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС); материально-техническое обеспечение Программы; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.
|