МДОУ детский сад "Малышок" г.Нерехта

Skip Navigation LinksСтраничка музыкального руководителя

​​​​​​Повалихина Елена Анатольевна

музыкальный руководитель 

высшая квалификационная категория


Развитие музыкальных способностей, мышления, воображения у детей дошкольного возраста.

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка.0.jpg

Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребёнка, лучших его личностных качеств. Но дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.  Это в большей степени касается и музыкального воспитания дошкольников. Важно уже в раннем возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке.

В основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста лежат: логика развития системы музыкальности и входящих в неё музыкальных способностей и логика становления видов музыкальной деятельности. Они, естественно, взаимосвязаны и не существуют одна без другой.

Виды музыкальной деятельности детей это: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра – драматизация. Музыкальный репертуар программы « От рождения до школы» включает в себя, прежде всего классическую музыку разных эпох, фольклор и современную музыку. В раннем возрасте у большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных способностей – сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти. В структуре сенсорных способностей у большинства детей представлены, в основном, тембровый, динамический, звуковысотный и чувство темпа, как компонент чувства музыкального ритма.

В структуре музыкального мышления – способность  услышать общий характер, настроение музыкального произведения. В структуре музыкальной памяти – непроизвольное, непосредственное запоминание; опознающая музыкальная память. Дети 3- го года жизни уже могут с интересом слушать рассказы, сопровождаемые музыкой; запоминают её, узнают, о каком эпизоде и персонаже она « рассказывает». Узнают знакомые песни по фортепианному сопровождению.

В детском саду слушание музыки предполагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: « Какие чувства передаёт музыка?», « О чём рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?»

У детей старшего возраста восприятие музыкального образа становится более адекватным, что связано с достаточно высоким уровнем развития системы музыкальных способностей, мышления воображения. Их отличает более богатый  по сравнению с младшими дошкольниками жизненный и музыкальный опыт. Они с интересом слушают музыку, эмоционально ярко реагируют на неё.

У большего, чем в предыдущей возрастной группе, числа детей появляется интонационно- мелодическая ориентация музыкального восприятия, и, соответственно, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки, возникающие во время слушания, внемузыкальные образы и ассоциации.

Для развития воображения детей необходимо поддерживать желание детей передавать настроение музыки, её образы в рисунке. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто сопутствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки, тёмные – тревожному, таинственному, яркие, сильные краски – весёлому, радостному характеру музыки.

Дети третьего года жизни подпевают взрослому, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии. С помощью взрослого поют индивидуально и группами. Запоминают слова песни, но часто ещё недостаточно хорошо их произносят.

Одним из условий педагогической работы является развитие у детей в процессе певческого развития не только вокальные, но и музыкальные, и актерские способности, а также развивать исполнительские способности. Поэтому надо чаще инсценировать знакомые, хорошо разученные песни. При инсценировании развиваются не только исполнительские способности детей, но и воображение.

Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. Она развивает умение слушать музыку, действовать согласно с ней.

В занятиях с детьми третьего года жизни надо начинать использовать сюжетно – ролевые игры, где малыши изображают кого – либо ( зайчиков, птичек и т. п.)


В игре солистом может быть не только воспитатель ( «мама – зайка», или «мишка»), но и ребёнок.

Старшие дети участвуют в сюжетных играх, передают в них характер движений, переходят с изменением музыки от одного эпизода к следующему, как к показу, так и самостоятельно. Для этого надо развивать желание и умение воплощать в творческих свободных движениях общий характер музыки, динамику её образов; а также желание воспроизводить изобразительные движения ( жалею зайчика; качаю куклу; глажу котенка; цветок растёт, расцветает, увядает и т. д.). Дети старшего возраста воспроизводят образные движения и несложный сюжет под музыку, согласуя  движения с её характером (например: «Игра в снежки»),  используют изобразительные и выразительные жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц; отражают определённое настроение («Обидели» и т. п.). Взрослым следует вовлекать ребят в музыкально – двигательное творчество. Очень важно поощрять индивидуальные творческие проявления детей, побуждая их сделать что – то по – своему.

Игра на детских музыкальных инструментах доставляет детям большую радость, а подбор мелодии по  слуху развивает у детей творческий, продуктивный компонент музыкального мышления, без которого невозможно музыкальное творчество.

Задачей музыкальной игры – драматизации является развить у ребят ролевые действия, умение принимать воображаемую ситуацию. Для этого необходимо создавать условия для появления и развития детского музыкально – двигательного и речевого ( интонационного) творчества в игре – драматизации; научить детей выражать в свободных, естественных пантомимических движениях динамику развития музыкального образа.

Развивать на этой основе их творческое воображение и музыкальное мышление. Способствовать становлению музыкально – двигательной импровизации в сюжетных этюдах. Этот вид музыкальной деятельности не только обладает большим развивающим потенциалом, но и служит великолепным средством коррекции личности. Многие дети, так называемые « зажатые» неожиданно свободно именно в нём себя проявляют. Это, по- видимому, объясняется тесной связью игры – драматизации с игрой и ролью как средством психологической защиты.

В старшем возрасте детям можно предложить более сложные по содержанию и большие по объёму игры – драматизации со многими разнохарактерными персонажами. В игры можно включать не только движение, но и слово, и пение, и игру на детских музыкальных инструментах.

Дети успешно справляются с ролью, с большой радостью «играют сказки», чувствуя себя настоящими артистами, и, что особенно важно, замечательно импровизируют, с большим желанием выполняют творческие задания. Также с удовольствием участвуют в играх – драматизациях, владеют ролевым взаимодействием с партнерами, находят индивидуальные характеристики образа и музыкально воплощают его. Таким образом, все виды музыкальной деятельности служат средствами развития детей, развития музыкальной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней, развитию мышления и воображения.

Они начинают чувствовать и осознавать характер, настроение музыкального произведения и выражать в своей исполнительской и творческой деятельности приобретённые навыки и умения.​

  
  
  
  
1 сентября - День Знаний.docx
  
21.09.2016 20:31Елена А. Повалихина
8 Марта в детском саду.docx
  
23.03.2016 20:21Елена А. Повалихина
Вифлеемская звезда.docx
  
20.12.2016 21:38Елена А. Повалихина
ГОЛУБИ.mpg
  
13.12.2015 23:35Елена А. Повалихина
День Знаний в детском саду.docx
  
30.09.2017 19:21Елена А. Повалихина
День Знаний в детском саду.pdf
  
30.09.2017 19:47Елена А. Повалихина
День Матери 2017 год.pdf
  
30.11.2017 21:39Елена А. Повалихина
Консультация для родителей Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка.pdf
  
27.03.2019 9:03Елена А. Повалихина
Консультация для родителей Влияние музыки на эмоциональность дошкольника.pdf
  
30.11.2018 21:12Елена А. Повалихина
Консультация для родителей Воспитываем артиста.jpg
  
25.02.2019 19:20Елена А. Повалихина
Консультация для родителей Зачем ребенку нужна музыка.pdf
  
30.09.2018 21:56Елена А. Повалихина
Консультация для родителей Любит ли ребенок петь.pdf
  
28.02.2017 22:18Елена А. Повалихина
Консультация для родителей.docx
  
07.12.2015 11:30Ольга Е. Гааг
Косультация для родителей Мы танцуем и поем - вместе весело живем.pdf
  
29.04.2018 23:32Елена А. Повалихина
Любит ли ребенок петь.pdf
  
31.12.2017 12:02Елена А. Повалихина
Масленица 2017 год.docx
  
20.03.2017 11:34Елена А. Повалихина
Масленица 2018.pdf
  
28.02.2018 20:19Елена А. Повалихина
музыка и ее влияние на здоровье человека.docx
  
07.12.2015 11:30Ольга Е. Гааг
Народный фольклор.pdf
  
28.02.2017 22:22Елена А. Повалихина
Новогодние советы.pdf
  
31.12.2017 12:02Елена А. Повалихина
Новогодний праздник Магазин игрушек.docx
  
27.01.2019 22:27Елена А. Повалихина
Новогодний праздник Магазин игрушек.pdf
  
27.01.2019 22:32Елена А. Повалихина
Обобщение опыта работы.docx
  
13.12.2015 23:30Елена А. Повалихина
Осенние праздники в детском саду.docx
  
07.11.2016 10:21Елена А. Повалихина
Осенний праздник в детском саду.pdf
  
30.10.2017 21:48Елена А. Повалихина
Памятка для родителей.jpg
  
29.10.2018 21:20Елена А. Повалихина
Пасха в детском саду.pdf
  
01.05.2017 22:26Елена А. Повалихина
Праздник 8 Марта в стиле ретро.docx
  
23.05.2019 12:45Ирина Л. Карпухина
Праздничное мероприятие в ОГБУ Нерехтский КЦСОН.docx
  
14.10.2016 13:54Елена А. Повалихина
Проект ко Дню Матери.docx
  
07.12.2015 11:31Ольга Е. Гааг
1 - 30Далее