Пришкольный лагерь
Программа летнего оздоровительного лагеря
МОУ лицея № 20 города Костромы
«Олимпийская деревня»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АННОТАЦИЯ
1. Образовательное учреждение: Муниципальное автономное образовательное учреждение города Костромы «Лицей № 20»; 156009, город Кострома, микрорайон Юбилейный, 12; 8(4942) 22-40-65 (телефон/факс); банковские реквизиты:
Лицевой счет: 041034399
Расчетный счет: 40701810534693000002
ИНН: 4443009673
КПП: 440101001
ОГРН: 1024400536270
БИК: 043469001
ГРКЦ ГУ банка России по Костромской области, город Кострома.
Пришкольный лагерь работает в данном образовательном учреждении более 40 лет. За этот период педагогический коллектив накопил значительный опыт работы с учащимися в летнее время. Было реализовано множество тематических программ («Космическое путешествие», «Летнее авторалли», «Солнечный экспресс» и т.д.).
За это время установились прочные связи с социальными партнерами. Последние 6 лет в лагере активно развивается волонтерское движение старшеклассников.
2. Номинация конкурса: «Программы лагерей с дневным пребыванием».
3. Название программы: «Олимпийская деревня»
4. Руководитель программы: Шкутова Варвара Вениаминовна, заместитель директора по воспитательной работе лицея № 20 города Костромы (адрес: город Кострома, ул. Димитрова, 14а-42)
5. Авторский коллектив: педагоги-организаторы лицея № 20 города Костромы Емакова Н.В., Смирнова Н.В.
6. Цель программы: обеспечение максимально комфортного, безопасного и полноценного летнего отдыха учащихся при создании условий для их личностного развития через приобщение к посильной общественно-полезной деятельности, сопряженной с олимпийскими традициями и олимпийской символикой.
7. Участники программы: учащиеся 1-6 классов, старшеклассники-волонтеры (10 класс), педагоги лицея
8. Место проведения: территория лицея № 20 города Костромы.
9. Формы и методы реализации программы
Основная форма работы – игра. В основе программы лежит методика «Крестики-нолики», разработанная в 80 годы ХХ века в лагере «Орленок».
Главными принципами данной методики являются:
- творчество,
- соревновательность.
10. Особая информация о программе: лагерь представляет собой олимпийскую деревню, состоящую из 5 кварталов. Каждый квартал носит имя одного из символов олимпиады «Сочи - 2014». Кварталы соответствуют отрядам лагеря.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
- Конституция Российской Федерации
- Конвенция о правах ребенка
- Закон Российской Федерации "Об образовании"
- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.),
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка РФ" № 124-ФЗ от 24.07.98
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.)
- Закон Костромской области «Об основах государственной молодежной политики в Костромской области»
- Закон Костромской области «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» от05.11.1998 № 43 8
- Муниципальная целевая программа «Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения подростков и молодежи города Костромы на 2008-2011 годы», утвержденная Постановлением Главы города Костромы от 20июня 2008 г. № 1082
- Сан ПиН 2.4.2. - 576 - 96
- Устав лицея
Документы необходимые для организации лагеря. - Приказ об организации летнего оздоровительного лагеря
- Список участников школьного оздоровительного лагеря, заверенный печатью проводящей организации.
- Положение о лагере должно содержать следующие разделы: цели и задачи, место и время проведении, руководство лагерем, участники лагеря, программа и содержание, финансовое обеспечение, сроки приема заявок на участие, особые условия.
- Смета расходов.
- Медицинские книжки с отметкой о прохождении мед. комиссии кадрового состава лагеря.
- Журнал проведения инструктажа по технике безопасности.
- Разрешение от СЭС, удостоверяющие эпидемиологическое благополучие места проведения лагеря.
- Распорядок дня в лагере, утверждённый его начальником.
Актуальность организации летнего отдыха
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето - время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Пребывание ребенка в детском оздоровительном лагере целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях школьного лагеря. Она ориентирована на учащихся 7-15 лет.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами, организации качественного питания и медицинской помощи.
Обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей - особая форма взаимодействия детей и взрослых, особая форма организации детского досуга.
Лагерь - временный детский коллектив, обладающий широкими возможностями развития и социализации каждого ребёнка.
Организация комплексного летнего отдыха в условиях лагеря позволяет ребенку восстановить силы, снять последствия физической и психологической перегрузки, приобрести и применить новые знания и умения в различной практической коллективной деятельности.
Разумное сочетание труда и отдыха, спорта и творчества дисциплинирует ребенка, помогает сбалансировать его мышление и эмоции, укрепить здоровье. Система организованного отдыха благоприятна для детей и подростков, так как одновременно выполняет развивающую, оздоровительную, культурологическую, психотерапевтическую и коммуникативную функции.
Учитывая эти требования к летнему отдыху школьников, была разработана программа пришкольного лагеря «Олимпийская деревня».
Выбор основной идеи программы обусловлен одним из ярчайших событий 2014 года - зимние Олимпийские игры «Сочи-2014». Успех российских спортсменов вдохновил всю страну, вызвав бурный подъем патриотизма.
Олимпийская тематика по-прежнему остается актуальной как для взрослых, так и для подрастающего поколения.
Огромную популярность приобрели олимпийские и параолимпийские символы: Мишка, Заяц, Барс, Лучик, Снежинка.
После олимпиады они стали олицетворением мужества, дружбы, взаимовыручки, стойкости и успеха.
Традиционно большинство мероприятий, предназначенных для пришкольного летнего лагеря, имеют соревновательный характер.
По предложению Совета старшеклассников лицея № 20 города Костромы было решено назвать отряды пришкольного лагеря в честь символов олимпиады.
Цель программы: обеспечение максимально комфортного, безопасного и полноценного летнего отдыха учащихся при создании условий для их личностного развития через приобщение к посильной общественно-полезной деятельности, сопряженной с олимпийскими традициями и олимпийской символикой.
Задачи
Организационные:
- обеспечить максимальный охват школьников, проводящих летние каникулы по месту жительства, организованными формами отдыха и занятости;
- обеспечить организацию отдыха и занятости учащихся социально незащищенных категорий;
- обеспечить создание психолого-педагогической среды, благоприятной для приобретения учащимися навыков коллективной деятельности;
- способствовать профилактике правонарушений в подростковой среде;
- организовать включение учащихся в полезную досуговую деятельность.
Оздоровительные:
- создать условия для укрепления здоровья, физического развития учащихся;
- вовлечь учащихся в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
- обеспечить длительное пребывание учащихся на свежем воздухе;
- формировать внутренние потребности к здоровому образу жизни.
Воспитательные:
- создать условия для личностного развития учащихся на основе олимпийских принципов соревновательности, сотрудничества, взаимной поддержки;
- способствовать воспитанию у учащихся культуры общения и толерантного поведения, понимания и уважения уникальности каждого человека;
- формировать навыки социализации учащихся на основе командной деятельности и олимпийских принципов;
- обогатить нравственный опыт ребенка при помощи педагогически организованных ситуаций, нацеленных на преодоление личностных и ситуативных трудностей, борьбу за максимальный результат и достойное поведение в ситуации неуспеха.
Развивающие:
- способствовать развитию у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;
- создать условия реализации личностного потенциала для учащихся, обладающих лидерскими и организаторскими способностями;
- способствовать развитию познавательной активности учащихся;
- обеспечить положительное эмоциональное самочувствие личности, поставленной в новые условия, резко измененные по сравнению с привычным школьным режимом;
- создать эмоциональный комфорт для максимально полного самораскрытия и самореализации личности учащихся.
Целесообразность программы раскрывается в комплексной реализации всех аспектов образовательного процесса – воспитания, обучения, развития.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к многоплановому социальному опыту, создании в лагере атмосферы содружества, сотрудничества и сотворчества на основе олимпийских принципов.
Программа рассчитана на 18 дней.
Основные периоды программы:
- Организационный - 1 день;
- Основной – 16 дней;
- Итоговый - 1 день.
Каждый период характеризуется спецификой основных задач, стоящих перед педагогическим коллективом лагеря в определенные временные отрезки, а также психологическими особенностями взаимоотношений всех участников программы (административных работников, педагогического коллектива, вожатых – старшеклассников, школьников) и различными приоритетными видами деятельности.
Механизм реализации программы
1этап. Организационный (первый 1день смены)
Цель: раскрыть перспективы деятельности детей в лагере.
Задачи:
- заложить основы временного детского коллектива;
- выявить интересы, способности, знания учащихся в различных сферах жизнедеятельности
- создать условия для приобретения опыта совместной деятельности в микрогруппах,
- создать органы детского соуправления.
2 этап. Основной период
Цель: создание условий для реализации основной идеи программы применительно к каждому учащемуся.
Задачи:
- закрепить результаты воспитательной деятельности, достигнутые при помощи приемов игры в неигровом поведении;
- предоставить учащимся возможность проявить себя в различных видах деятельности;
- способствовать созданию различных ситуаций успеха;
- способствовать выстраиванию межличностных отношений учащихся.
3 этап. Заключительный (последний день смены)
Цель: определение степени реализации воспитательных задач, уровня сформированности временного детского коллектива.
Задачи:
- подвести итоги работы за смену;
- выявить причины успеха и неуспеха;
- проанализировать работу органов соуправления.
Приоритетные направления программы:
Спортивно-оздоровительное - мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и традиции олимпийского движения: встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы и спортивные эстафеты. Школьники получают возможность приобрести новые знания и закрепить на практике навыки по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. Они более глубокие знания об истории, традициях, символике и принципах олимпийского движения.
Патриотическое - включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, историко-краеведческий и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру на примере олимпийских игр «Сочи-2014».
Нравственно-эстетическое - мероприятия этого направления способствуют развитию у детей чувства ответственности, честности и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Творческое - мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.
Основным видом деятельности в период летнего отдыха для школьников младшего и среднего звена является игра.
Игра является:
- способом социализации ребенка,
- способом воспитательного воздействия на личность и коллектив,
- методом стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности,
- средством воздействия на эмоциональную сферу ребенка,
- средством развития коммуникативных навыков учащихся.
На основании этого, большинство мероприятий, включенных в программу пришкольного лагеря «Олимпийская деревня» проводятся в игровой форме.
Используются следующие виды игр:
- маршрутная игра по станциям;
- блоковая викторина;
- секторная викторина;
- тематические спортивные игры – эстафеты;
- конкурсные программы;
- спортивные командные игры,
- игры на общение.
Формы работы:
- Коллективные – мероприятия, предназначенные для всего лагеря.
- Групповые – мероприятия, предназначенные для отрядов, с возможным делением на команды.
- Индивидуальные - подготовка отдельных учащихся к творческим мероприятиям.
Принципы программы:
- принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха;
- принцип успеха и поддержки – создание условий добровольности и предоставление ребенку возможности выбора способа участия в общественной жизни лагеря, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
- принцип оптимизации ресурсов - использование всех имеющихся материально-технических, кадровых, финансовых, психолого-педагогических возможностей для наиболее успешного решения поставленных задач.
- Принцип креативности (творчества) - творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего.
- Принцип кулътуросообразности - педагог осуществляет воспитание в соответствии с культурным наследием общества.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием обеспечивается следующим кадровым составом:
- представители педагогического коллектива лицея;
- работники медицинского учреждения;
- учащиеся педагогического класса;
- волонтеры - старшеклассники;
- сотрудники учреждений культуры (библиотека № 9, ДЮЦ «АРС» и др);
- сотрудники ТОС «Юбилейный», СДП.
Работа с педагогическими кадрами в лагере.
- Комплектование кадрами (воспитатели - педагоги школы, вожатые — учащиеся педагогического класса).
- Разработка программы дополнительного образования, установление точного времени работы кружков и спортивных секций.
- Проведение педсоветов (ознакомление с основными направлениями и задачами коллектива, утверждение программы работы кружков).
- Обеспечение методической помощи педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
- Ознакомление педагогического коллектива с нормативно - правовыми документами и должностными обязанностями.
- Инструктаж по технике безопасности.
- Проведение ежедневных планерок для решения всех производственных вопросов и коррекции действий - педагогического состава.
Механизм реализации программы:
В качестве методической организации программы «Олимпийская деревня» была избрана методика, разработанная в лагере «Орлёнок», «Крестики-нолики».
Отечественная педагогика располагает огромным количеством методических средств, незаслуженно забытых в настоящее время. Между тем, многим из них требуется только незначительная адаптация к современным условиям. Творчески доработанные с учётом условий сегодняшнего дня, эти методические средства могут быть успешно использованы в работе с современными подростками. Бережное отношение к методическому богатству отечественной педагогики присуще и педагогическому коллективу, и учащимся педагогического класса МОУ лицея №20 города Костромы. В его стенах уже неоднократно были востребованы, творчески обновлены и доработаны старые, всем известные, иногда полузабытые формы работы.
Методика «Крестики-нолики» изначально было рассчитана на один день. Разумеется, в условиях летнего пришкольного лагеря воспроизвести эту методику в течение одного дня невозможно. Поэтому в программе «Олимпийская деревня» методика «Крестики-нолики» распространена на 18 дней. В связи с этим обстоятельством, в ходе программы будут разыграны не одна, а несколько игровых партий.
Классический вариант методики «Крестики-нолики» предусматривает участие двух команд. В пришкольном летнем лагере МАОУ города Костромы «Лицей №20» в 2014 году предполагается 5 отрядов. Поэтому было принято решение, что в программе «Олимпийская деревня» будут работать пять команд. Кроме того, для обозначения команд введены значки-символы, соответствующие символам олимпиады «Сочи 2014»:
- Медведь;
- Заяц;
- Барс;
- Снежинка
- Лучик
Классическое табло методики «Крестики-нолики» формата «три-на-три» было увеличено до формата «четыре-на-четыре», так как рассчитано на 16 дней.
Остальные параметры, требования и механизм методики «Крестики-нолики» были сохранены.
В основу методики «Крестики-нолики» положены два принципа:
- творчество,
- соревновательность.
Это очень важно, так как подростки испытывают настоятельную потребность проявить себя и заявить о себе. Творческая деятельность позволяет удовлетворять эту потребность. Второй важнейшей потребностью подросткового возраста является стремление к самоутверждению. Конкурсная, соревновательная деятельность призвана помочь подростку сравнить себя со сверстниками, «померяться с ними силами», и, приложив усилия, испытать ситуацию успеха.
Методика «Крестики-нолики» работает по игровым правилам. Это очень важно. Игра является действенным средством социализации ребёнка. Игра учит следовать правилам, честно побеждать и достойно проигрывать.
В основу организации программы «Олимпийская деревня» положен механизм методики «Крестики-нолики».
Первый день смены является организационным. Главным событием второго дня является торжественное открытие смены. На этом мероприятии отрядам сообщаются правила программы-игры «Олимпийская деревня».
В качестве игрового поля используется табло формата «четыре – на - четыре».
Так как для создания равных условий участия в конкурсных мероприятиях необходимо возрастное равенство команд, отряды построены по принципу РВО (разновозрастных отрядов). Это позволяет предъявлять к отрядам одинаковые требования, устраняет предпосылки конфликтных ситуаций и делает более совершенной систему конкурсных оценок. Кроме того, РВО создает условия для развития коммуникативных навыков учащихся и позволяет более старшим учащимся занимать позицию помощников отрядных вожатых и воспитателей.
В начале игры – программы «Олимпийская деревня» отряды объявляются игровыми командами. Каждому отряду присваивается свой символ, который он будет использовать для заполнения игрового поля и построения своей тактической линии:
1 отряд – Мишка,
2 отряд – Заяц,
3 отряд – Барс,
4 отряд – Лучик,
5 отряд – Снежинка.
В каждый из последующих дней смены обязательно будет проводиться одно мероприятие, имеющее конкурсный, соревновательный характер. Отрядная команда, победившая в очередном конкурсе, получает право поместить свой символ в любую ячейку игрового табло. Каждая команда должна стремиться заполнить своими символами прямую тактическую линию из четырёх ячеек игрового табло. Тактические линии могут быть вертикальными, горизонтальными или диагональными.
Команда, сумевшая построить свою тактическую линию на игровом табло, получает право на одну подсказку в заключительном мероприятии смены – игре «Весёлый клад». С этого момента первая партия игры «Олимпийская деревня» считается завершённой. На следующий день объявляется о начале новой партии и вывешивается новое табло. В том случае, если последняя партия окажется незаконченной, право на подсказку получает та команда, чья тактическая линия является наиболее выстроенной.
В последний день смены проводится игра «Весёлый клад». Перед началом игры каждая команда получает столько подсказок, сколько игровых партий она выиграла.
Такая организация программы «Олимпийская деревня» позволяет дополнительно стимулировать участие отрядов в конкурсных мероприятиях. Кроме того, она даёт возможность ввести в работу смены разработанный А.С. Макаренко принцип построения системы перспективных линий.
Программа-игра «Олимпийская деревня» предполагает следующую систему перспективных линий:
- ближайшая цель – победа в конкретном конкурсе;
- средне - отдалённая цель – построение тактической линии на игровом табло;
- итоговая стратегическая цель – победа в заключительной игре «Весёлый клад».
Построение системы перспективных линий позволит более эффективно воздействовать на мотивационную сферу участников лагеря.
Организация жизни в лагере.
Смена оздоровительного лагеря дневного пребывания рассчитана на 18 дней. Системообразующим элементом жизнедеятельности лагеря являются досуговая и познавательная деятельность, кружки:
- Танцевальный 3. Театральный 5. Шахматистов.
- Вокальный 4. Спортивный
Суббота и воскресенье - выходные дни. Дети находятся в оздоровительном лагере с 8.30
до 15.00 часов.
Режим работы
8.30 - 9.00 Сбор детей, веселая зарядка.
9.00 - 9.10 Линейка.
9.10 - 9.30 Завтрак.
9.30 - 12.30 Общелагерные мероприятия, экскурсии КТД, клубные дела, конкурсные и развлекательные программы, посещения театров, кино.
12.30 -13.00 Обед.
13.00 - 14.00 Работа кружков и спортивных секций.
14.00 - 14.50 Игры на свежем воздухе, прогулка, отдых.
14.50 -15.00 Линейка.
Условия реализации программы
Педагогические:
- наличие квалифицированных педагогических кадров;
- обеспечение преемственности воспитательного процесса в течение учебного года и в каникулярный период;
- отбор педагогических приёмов и средств с учётом возрастных особенностей подростков;
- обеспечение единства и взаимосвязи управления и соуправления,
- единство педагогических требований.
Методические:
- наличие программы, учитывающей особенности учебного заведения и каникулярного периода, плана работы на смену;
- методическое проектирование;
- методическая подготовка учащихся педагогического класса и старшеклассников-волонтеров;
- наличие качественного сценарного блока.
Здоровьесберегающие:
- установление четкого распорядка дня;
- организация постоянной работы медицинского кабинета;
- обеспечение санитарно-гигиенических норм на территории лагеря;
- организация регулярного горячего питания;
- организация местонахождения учащихся в зависимости от погодных условий.
Материально-технические:
- Наличие благоустроенной спортплощадки;
- Наличие специально оборудованных помещений (спортзала, актового зала, столовой, библиотеки, кабинетов для отрядов и кружков)
- Наличие спортивного инвентаря;
- Наличие игрового реквизита;
- Наличие необходимых канцтоваров;
- Наличие необходимой техники (компьютер, проектор, TV. DVD - плеер, экран)
Информационное сопровождение работы лагеря
- Станица на сайте МАОУ города Костромы «Лицея № 20», посвященная деятельности пришкольного оздоровительного лагеря.
- Информационный стенд для родителей в вестибюле лицея
- Отрядные уголки
- Творческий информационный уголок лагеря
- Индивидуальные записки родителям (по мере необходимости)
Прогнозируемый результат:
- обеспечение безопасности жизнедеятельности участников городского оздоровительного лагеря;
- обеспечение разнообразия видов деятельности;
- организация социально-значимой деятельности, благоприятствующей обогащению личного ценностного опыта ребенка и его социализации;
- поддержка творчества и инициативы детей и подростков;
- создание среды, благоприятной для развития коммуникативных навыков;
- обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
- сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период.
Инструментарий контроля эффективности программы:
Инструментарий контроля включает в себя 3 блока:
- для школьников,
- для родителей,
- для педагогов.
Критерии выбора методик:
- портативность
- оперативность обработки
- информативность
- широта охвата контингента
- простота и доступность инструкции.
1 блок – для школьников
Данный блок состоит из 3 частей: вводная, текущая и итоговая.
Водная часть представляет собой анкету, заполняемую школьниками в первый день лагерной смены (Приложение 1).
Текущий контроль осуществляется при помощи дневников настроения. Дневник представляет собой карточку, на которой изображена таблица из 5 столбцов и 4 строк. Активными являются 18 ячеек (по количеству дней в смене). В данных ячейках помещены круги – заготовки для смайликов. В конце каждого дня вожатые раздают дневники детям, которые помещают в кругах изображение смайлика, соответствующее его настроению (Приложение 2).
Заполненные дневники школьники сдают вожатым. Вожатые ежедневно заполняют сводную таблицу настроения своего отряда (Приложение 3).
Ведение данных дневников позволит проследить динамику настроения отдельных учащихся, отрядов и лагеря в целом.
Итоговый контроль представляет собой анкету, которую учащиеся заполняют в последний день смены (Приложение 4).
2 блок – для родителей
Данный блок представляет собой рейтинговую анкету, которую родители заполняют в последние дни лагерной смены, оценивая основные показатели работы лагеря по десятибальной шкале (Приложение 5).
3 блок – для педагогов
Данный блок представляет собой анкету, которую педагогов заполняют в течение смены по мере окончания своей работы в лагере (Приложение 6).