ВСЁ ЦЕННОЕ, ДОБЫТОЕ ТРУДОМ
НЕСКОЛЬКИХ ПОКОЛЕНИЙ
ДЕТЕЙ, ПЕДАГОГОВ,
ВСЁ ВЫДЕРЖАВШЕЕ ПРОВЕРКУ ВРЕМЕНЕМ,
ДОЛЖНО БЫТЬ БЕРЕЖНО
СОХРАНЕНО И АКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАНО.
Музей Боевой и
трудовой Славы расположен по адресу:
156003, город Кострома, ул. Боровая, 2, Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Костромы «Средняя
общеобразовательная школа №1», телефон:
55-12-52.
Директор МБОУ СОШ
№1 Пашканова Наталья Александровна.
Руководитель
музея Боевой и трудовой Славы с 2007 года
Кудряшова Галина Вадимовна, учитель
истории и обществознания.
Профиль: исторический.
1.Историческая
справка создания музея Боевой и трудовой
Славы.
Музей Боевой и
трудовой Славы был открыт в 2004-2005 учебном
году при подготовке к празднованию
60-летия Победы советского народа в
Великой Отечественной войне.
На августовском
Педагогическом совете (Протокол №1 от
30 августа 2004г.) в 2004 году было принято
решение о создании в школе комнаты
Боевой и трудовой славы в целях воспитания
духовно-нравственных, мировоззренческих,
гражданских качеств школьников, любви
к Родине, а также для просвещения
учащихся. Администрацией школы были
выделены средства для оборудования
помещения, назначен руководитель музея.
На Большом Совете школы учащимися был
избран актив и утверждён Совет комнаты
Боевой и трудовой славы, разработаны
задания классным коллективам для сбора
необходимой информации.
В 2004 году работу
по созданию
и
комплектованию комнаты Боевой и трудовой
славы возглавила Плюснина Валентина
Григорьевна - учитель истории и
обществознания (Приказ №79 от 27.04.2005), в
актив вошли наиболее увлечённые историей
учащиеся, (7 чел.) Совет составили
учащиеся среднего и старшего звена (по 1 человеку от каждого класса), всего
17 человек, учителя школы: Кудряшова
Галина Вадимовна - руководитель
детско-ветеранского объединения
«Наследие», Соколова Татьяна Рудольфовна
- учитель истории, а также представитель
администрации школы Стригалёва Ирина
Петровна- заместитель директора по
воспитательной работе.
С 2007 года комнате
Боевой и трудовой славы присвоен статус
«Школьный музей» в связи с проведением
многоплановой работы по созданию
основных экспозиций, а также формированию
основного и вспомогательного фондов.
(Протокол №1 от 28 августа 2007 г.)
В 2013 году музей
Боевой и
трудовой славы получил Свидетельство
о паспортизации школьных музеев №14910
Протокол №1 от 12.04.2013 год. В 2018-2019 учебном
году направлены материалы для подтверждения
паспортизации школьных музеев.
Экспозиции
музея.
В музее Боевой и
трудовой Славы работают постоянные
экспозиции
1. «В дни Великой Отечественной»
- это результат творческой, порой трудной,
но увлекательной работы учащихся и
педагогов, это отчёт о поиске. Основу
экспозиций составляет: тематико-экскурсионный комплекс «Этапы Великой
Отечественной войны», «Костромичи в
годы Великой Отечественной войны», «Мои
родные и близкие в годы войны»- предметным
составом, которого являются: подлинные
документы времён В.О.войны, фотографии,
воспоминания, результаты поисковой
деятельности.
2. «Выпускники
школы-
участники локальных войн» -
в данной
экспозиции разработан тематико-экскурсионный
комплекс «Время выбрало нас», «Его имя
носит наша школа», «Локальные конфликты
ХХ века».
3. В экспозицию
«История школы» вошёл тематико-экскурсионный
комплекс -
«Учителя школы - ветераны педагогического
труда», «История пионерской и комсомольской
организации школы». В основе данных
композиций лежат воспоминания учителей,
работающих в школе с момента её основания,
выпускников школы, пришедших работать
после окончания учёбы, родителей,
учителей-ветеранов, всех тех, кто стоял
у истоков работы школы.
4.С 2022 года созданы
новые экспозиции, посвящённые событиям
специальной военной операции.
5.Кроме этого
экспозиционной группой разработаны
передвижные выставки, посвящённые Дням
воинской славы, юбилейным и мемориальным
датам календаря.
Учет и условия
сохранности материалов музея.
Весь собранный
материал хранится в фондах музея Боевой
и трудовой Славы. Все предметы составляют
основной и вспомогательный фонды музея,
зарегистрированы в инвентарной книге
и хранятся в музее Боевой и трудовой
Славы, расположенной на 1 этаже школы
общей площадью 40 кв. м. Общее количество
экспонатов более 180.
В основном фонде
музея имеются подлинные документы, их
101, которые помогают восстановить
подлинную картину событий Великой
Отечественной войны, участия в них наших
земляков, факты о войне в Афганистане,
Чечне. К таким документам можно отнести
Полевую книгу, Дисциплинарный Устав
Красной Армии, Записная книжка Чумикова
Дмитрия Фёдоровича, вещевая книга
командира, карта «От Сталинграда до
Берлина», фотографии, удостоверения,
перьевые ручки.
Все подлинные
предметы можно разделить на:
Вещественные:
перьевые ручки, предметы одежды (шинель,
очки)
Письменные:
к таким предметам можно отнести Полевую
книгу, Дисциплинарный Устав Красной
Армии, Записная книжка Чумикова Дмитрия
Фёдоровича, вещевая книга командира,
удостоверения, партбилеты, вырезки из
газет и др.
Изобразительные:
фотографии, карта «От Сталинграда до
Берлина».
Вспомогательный
фонд пополняется за счет фотоматериалов,
творческих работ школьников и методических
материалов, созданных усилиями учащихся
школы и музейного актива. Как основной,
так и вспомогательный фонды широко
используются при экскурсионной работе,
при подготовке детьми рефератов,
написании научно-исследовательских
работ.
Использование
музея, в образовательном процессе,
экскурсионная и просветительская
работа.
Образовательный
процесс в рамках школьного музея
становится наглядным, конкретным, в
контексте исторических событий и
социально-экономических условий.
Пространство школьного музея увеличивает
спектр направлений образовательной
деятельности ребенка. Именно в музее
мы выходим за пространство привычной
школы и расширяем возможности выбора
веера социальных ситуаций.
Краеведческий
материал, который находится в фонде
музея, даёт возможность использовать
его на уроках истории как фактический
местный материал, что вызывает у
детей естественный интерес к прошлому
родного города и людям, живущим рядом с
ними. Практическая значимость краеведения
– участие в решении задач образовательного
процесса школы. Краеведение помогает
обучающимся приобщиться к исследованию
родного края в разных формах – от
простейших описаний до серьёзных
исследовательских работ, имеющих
общественное значение и практическую
ценность, принять участие в созидательной
деятельности, развивать свои творческие
способности.
Материалы
из музейного фонда используют учителя
истории, литературы, начальных классов
на своих уроках, они применяют разные
приемы работы: рассказ учителя,
самостоятельное ознакомление с
экспонатами, комментирование документов
и текстов, сравнительный анализ, беседа,
обмен мнениями, прослушивание ученических
сообщений и сочинений, экскурсии и т.д.
Музейные уроки.
Эта организационная форма дополнительного
образования достаточно эффективна,
поскольку чаще интегрируется с изучаемыми
предметами обязательного учебного
компонента, позволяет дополнить и
расширить знания учащихся. Кроме того,
в подготовке и проведении таких уроков
участвуют сами дети, приобретая умения
и навыки поиска, исследования,
систематизации и предъявления материала.
Это важно начинать с 5 класса, чтобы к
старшей школе дети могли самостоятельно
справляться с написанием разного рода
исследовательских работ. Учителями
среднего и старшего звена разработаны
следующие уроки в рамках учебной
программы:
- «Они учились в
нашей школе» - урок посвящен воинам
Афганцам погибшим в Афганистане, Чечне
которые учились в нашей школе. Интеграция
с классным часом.
- «День юного героя
– антифашиста» - урок посвящен детям
войны, участвующих в борьбе с фашизмом,
интеграция с классным часом в 5 классе.
- «Блокадный
Ленинград» - урок посвящён Дню снятия
блокады Ленинграда и традиционно
проводится учителями.
- «Основные этапы
Великой Отечественной войны»- урок
рассматривает основные события каждого
этапа войны.
Материалы,
отражающие работу музея в средствах
массовой информации, научно-популярных
изданиях.
Вся работа,
проводимая на базе школьного музея
Боевой и трудовой славы отражается в
новостной ленте на интернет-представительстве
ОО.
В 2018 году на
телеканале ГТРК был показ сюжет о
мероприятии, проведённом на базе музея
«Бессмертный полк».
6.Наличие сайта
музея или страничка на сайте школы.
Вся информация по
работе школьного музея Боевой и трудовой
славы размещена на интернет -
представительстве образовательного
учреждения
Адрес сайта:
http://www.koipkro.kostroma.ru/Kostroma_EDU/Kos-Sch-1/default.aspx
Методическая
работа, проводимая на базе музея.
Методическая
работа предполагает:
1. Обучение актива
музея школы
2. Выступление
руководителя музея на заседаниях МО,
педагогических советах, на городских
конференциях и семинарах
3. Подготовка и
участие в школьных праздниках и конкурсном
движении.
4. Взаимодействие
с педагогами-исследователями, педагогами
дополнительного образования.
Работа Совета
музея.
Координационным
центром, ядром работы всего коллектива
школьного музея является совет
музея.
В состав избираются
инициативные ребята, члены совета
старшеклассников, учителя. Совет музея
избирает председателя Совета музея.
Для
осуществления постоянной связи учащихся
школы с музеем в его состав могут
избираться один-два представителя от
класса или параллели классов. Также в
состав входят ветераны войны и труда,
представители общественности. Выборы
проводятся на общем собрании актива.
Совет
музея: -
способствует установлению связей с
научными учреждениями, государственными
музеями и архивами, со школьными музеями
города - рассматривает и утверждает
перспективные и календарные планы;
- организует сбор,
классификацию музейных предметов,
формирует музейные экспозиции и
экспозиции временных выставок;
- проводит
музейные мероприятия: экскурсии, беседы,
праздники.
Заседание
Совета музея проводится один раз в
четверть. На них планируется новая и
обсуждается проделанная работа.
Одно
из условий успешной организации и
деятельности школьного музея
- преемственность
в работе его Совета.
Она обеспечивается тем, что в его состав
включаются учащиеся различных возрастных
групп. Ученики сообща, совместно участвуют
в выполнении различных заданий по поиску
и сбору музейных материалов, их учету
и хранению, оформлению выставок,
экспозиций, подготовке и проведению
экскурсий. После того как старшие ребята
заканчивают школу, им на смену приходит
их младшая смена - к этому времени они
уже имеют достаточную подготовку,
обладают необходимой информацией,
опытом.
Преемственность,
естественно, должна пронизывать,
затрагивать и среду различных связей
и взаимодействий Совета школьного музея
с другими ученическими организациями
школы, учреждениями и организациями.
Каждый учащийся,
причастный к организации работы школьного
музея, должен систематически расширять
свои знания по основам наук, связанным
с профилем музея, углубленно изучать
вопросы и проблемы, над которыми он
непосредственно работает в музее,
овладевать навыками исследовательской
и музейной работы.
Участие
школьного музея, актива музея в районных,
городских мероприятиях туристско-краеведческой,
музейной работы, а также во Всероссийских
мероприятиях (конкурсы,
викторины, конференции, круглые столы
и т.д.).
№
|
Название
|
Год
| Результат
| Наши достижения:

  |
Международный,
Всероссийский уровень |
1
-
|
Международная
викторина (телемост Россия-Казахстан)
проект библиотечной системы
«Кострома-Уральск-читающие города»
|
2022
|
1 место
|
2
-
|
Всероссийский
проект «Без срока давности»
|
2023
|
3 место
|
3
-
|
Всероссийский
конкурс творческих работ «Памяти
героев верны!»
|
Декабрь, 2023
|
участие
|
4
-
|
Всероссийский
проект «Музейный час»
|
Февраль, 2024
|
победители
проекта
|
Региональный
уровень
|
1
|
Региональный
этап Всероссийской игры «Наследники
Победы»
|
2022
|
1 место
|
2
|
XVI
региональный конкурс исследовательских
краеведческих работ «Без истока нет
реки»
|
2023
|
2 место
|
Муниципальный
уровень
|
1
-
|
Городской открытый
конкурс видео-поздравлений «Я горжусь
тобой!»
|
2021 |
3 место
|
2
-
|
Онлайн-фотоконкурс
«Наследники Великой Победы»
|
2021
|
1 место
|
3
-
|
Муниципальный
медиа – конкурс «Они сражались за
Родину»
|
2022
|
3 место
|
4
-
|
Городская
викторина, посвящённая Конституции
РФ
|
2022
|
2 место
|
5
-
|
Городской
конкурс патриотической песни «Пока
горит свеча»
|
2022
|
3 место
|
6
-
|
Городской
конкурс исторического эссе
|
2022
|
3 место
|
7
-
|
Муниципальная
Интеллектуальная онлайн викторина
«Нам нужна великая Россия. П.А.Столыпин»
|
2022
|
1 место
|
8
-
|
Городской
конкурс моделей военной и авиакосмической
техники «Арсенал»
|
2023
2024
|
1 место
2
первых места
|
9
-
|
Муниципальный
этап регионального
конкурса исследовательско-краеведческих
работ «Без истока – нет реки»
|
2023
|
3 место
|
Поисково-исследовательская
работа на базе музея.
В системе
воспитательной работы сформировалось
поисково-исследовательское направление,
как культурный диалог с прошлым, связанный
с изучением истории знаковых событий
нашего государства в целом и Костромского
края в частности, историю нашей школы
и конкретно взятой семьи и её судьбы в
событиях страны.
Поисково-исследовательское
деятельность - это ученический поиск,
активная, творческая и познавательная
работа учащихся. Результат данной работы
– систематическое пополнение фонда
музея Боевой и трудовой славы.
В классных
коллективах с 1 по 11 класс созданы Книги
памяти, под названием «Нет в России
семьи такой», рассказывающей о родных
и близких в годы войны.
В 2016 году был собран
и оформлен материал на интернет-представительстве
ОУ для создания городского информационного
банка «Панорама войны», посвященный 70летию героической обороны города
Севастополя.
Кроме этого, большую
роль в поисково-исследовательской
деятельности играет участие в областной
историко-патриотической акции "Ищу
героя". Ежегодно учащиеся школы
являются победителями данной акции. На
сегодняшний день собран материал о 21
участнике Великой отечественной войны,
15 материалов о тружениках тыла.
В школы стали
традиционными такие акции, как «Ветеран
живёт рядом», «Орден в моём доме», «След
войны в моей семье».
Благодаря поисковой
работе наших учеников в деятельности
школы появилось новое направление
"Работа вокруг имени героя", этим
героем стал выпускник школы, участник "афганских" событий - Сергей Фролов.
В ходе
изучения его боевого пути, деятельности
после Афганистана была направлена
инициатива в Костромское региональное
отделение воинов войны в Афганистане
о присвоении школе имени её выпускника
Сергея Фролова. В 2004 году школе было
присвоено имя воина-интернационалиста
выпускника школы - Сергея Фролова.
В честь
Сергея Фролова ежегодно проводятся следующие
мероприятия: в ноябре проходит линейка,
посвященная Дню памяти С. Фролова; в
день вывода советских войск из Афганистана
проходит круглый стол «Память жива»,
возлагаются цветы к мемориальной доске.
В данном направлении совет ДВО тесно
сотрудничает с РООИВ
и ВК «Российская общественная организация
инвалидов войн и военных конфликтов»
Организуются
встречи с участниками локальных войн,
в школьном музее работает постоянная
экспозиция "Время выбрало нас".
Партнеры музея
образовательной организации
Историческая
библиотека Дома Романовых
|
Областной Центр
научного и технического творчества
учащейся молодежи "Истоки"
|
Благотворительный
фонд «Гордимся тобой»
|
Общественная
организация «Тыл44»
|
Филиал Фонда
«Защитники Отечества» по Костромской
области
|
Учреждения
системы дополнительного образования:
ДДТ
«Жемчужина», ДЮЦ «АРС», ЦДТ «Ипатьевская
слобода», ДЮЦ «Ровесник», «Центр
внешкольной работы «Беркут имени
Героя Советского Союза О.А. Юрасова»,ЦТР
«Академия»
|
Костромская
региональная общественная организация
«Офицеры России»
|
Ветеранские
организации города
|
Экскурсионно-массовая
работа музея, другие виды массовой
работы музея:
встречи,
вечера, передвижные выставки, краеведческие
чтения
Важным элементом
в работе школьного музея Боевой и
трудовой славы является организация
мероприятий, встреч, акций среди учащихся
школы, родителей (законных представителей)
и общественности. В течение учебного
года проводятся экскурсии и лекций:
-
Обзорная экскурсия
по музею
-
Битва под Москвой
-
День Бородинского
сражения
-
На поле Куликовом
-
Учителя-участники
Великой Отечественной войны
-
Цена хлеба (к дню
снятия блокадного кольца)
-
Основные битвы
Великой Отечественной войны
-
Героями не рождаются
-
Время выбрало нас
( локальные войны)
-
Дети войны
-
Хатынская боль
-
Блокада Ленинграда
-
Брестская крепость
-
Костромичи-участники
Великой Отечественной войны.
-
К 70-летию
обороны города Севастополя
-
Курская дуга
-
«Выпускники
школы-участники СВО»,
-
«331-1 гвардейский
парашютно-десантный ударный Костромской
полк»
Кроме лекций и
экскурсий в музее Боевой и трудовой
славы проводятся традиционные встречи
с ветеранами войн, тружениками тыла,
жителями блокадного Ленинграда, бывшими
малолетними узниками фашистских
концлагерей; интеллектуальные игры,
уроки Мужества, литературно-музыкальные
композиции, открытые внеклассные
мероприятия, конкурсы чтецов.
Количество
посетителей в год, количество проводимых
экскурсий.
Количество
посетителей за 3 года.
Количество
посетителей от 750 до 1100 человек в течение
учебного года.
Количество экскурсий
в течение учебного года от 30 до 50.