Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
    Мы считаем, что данное изречение Богородицы, относится главным образов к кризисным явлениям в Русской Проваславной Церкви (РПЦ) в конце XIX- начале XX  века. Призыв к пробуждению духовной стороны в людях в большей степени был призывом о помощи со стороны служителей церкви, а возвращении их к православию.
    
     Кризис проявился, во-первых, в том, что количество прихожан, проявляющих индифферентность к вере, с каждым годом постоянно увеличивалось. Результатом этого явления стало создание атеистического общества в России конца ХХ века. Что могло привести страну, в идеологии которой православие занимало определяющие позиции, встать на путь сначала конфессионального, а после и религиозного массового безразличия?

     Исследователи определяют факторы, повлиявшие на "отход" крестьян от православия, в зависимости от того, какую сферу отношений в государстве они берут за основу, будь-то экономическое неравенство, политическое положение, социальные связи , правовые отношения в государстве или что-то другое. Мы же обратимся к менее исследованной подоплеке религиозного кризиса первой трети ХХ века - церковно-политической. Внутрицерковная деятельность как в сфере реформирования церкви, так и по преодолению разобщенности в среде духовенства являлись существенными проявлениями кризиса РПЦ.

     Внешние факторы напрямую связаны с деятельностью правительства (в исследуемый период их было три: Царское, Временное и Советское) в отношении РПЦ, с тем положением, которое оно отводит церкви в государстве.

     Внутренние факторы во многом связаны с влиянием на них внешних. Политика власти либо обостряет, либо вновь "оголяет" их существование в обществе. К таким внутренним факторам, влияющим на отношение крестьян к РПЦ, мы отнесли внутрицерковное размежевание.

     В России на начало ХХ века иноверцев насчитывалось более 30% от всего населения страны. Ко всему этому в большом количестве стали поступать прошения о переходе из православия в другое вероисповедание. Так же свыше двухсот лет православие переживало старообрядческий раскол, который, по словам современников, был своего рода болезнью русской церкви. В это же время возникла необходимость реформирования прихода, точнее того консисторского управления приходской жизнью, которое было установлено еще в середине ХIХ века. И конечно же, духовенство желало "освобождения" церкви от опеки государства.

     Итак, все, выше сказанное, к началу ХХ века являлось огромной проблемой всего российского общества, выходом из которой, несомненно, должны были стать реформы определенного характера.