Сегодня многое делается для того, чтобы сделать дополнительное образование современным по содержанию, отвечающим современным запросам общества. Идет активный поиск моделей развития детских талантов. Славные традиции прошлых поколений педагогов сегодня не только бережно хранятся, но и наполняются новым содержанием, созвучным национальным приоритетам в области образования, запросам общества и потребностям ребенка. Становление обновленной открытой системы дополнительного образования строится не только на указаниях свыше. В каждом учреждении наблюдаются активные попытки вмешаться в события, влиять, изменять, выстраивать новые отношения. Обновление происходит на заинтересованном познании, понимании происходящего, на способности активно взаимодействовать. А еще - на способности делать уроки и выводы из прошлого, из уникальной истории внешкольной работы. Система внешкольного воспитания в России действительно является педагогическим феноменом, позволившим воспитать целую когорту счастливых и полезных обществу людей. Динамика изменений внешкольной работы в сравнении с другими социальными институтами объясняется и тем, что данная система свободна от стереотипов, регламентации, в большей степени открыта для творческого поиска и эксперимента. С чего же все начиналось? Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят еще к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок. Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I. После Октябрьской революции внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 года был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительной работы. Первым государственным внешкольным детским учреждением считается «Станция юных любителей природы», открытая в Москве в 1918 году (именно этот год и это учреждение считаются первыми в истории системы внешкольного образования детей). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В начале 20 века по всей стране активно создавались детские площадки, целая сеть детских клубов и народных домов, что было продиктовано задачей борьбы с беспризорностью, с безграмотностью. И с самого начала клубы ориентировали детей на развитие творчества, инициативы, самодеятельности, на удовлетворение разносторонних интересов, на развитие комсомола и пионерии. Уже в тот период на базе клубов стали организовываться и кружки ребячьих лидеров. В Костроме в 1924 году открывается Пионерский клуб Фабричного района, который в тридцатые годы был переименован в городской Дом пионеров и располагался на улице Ленина д. З. Позднее – в 1946 году – учреждение приобрело статус областного Дома пионеров и школьников, теперь это областной «Дворец творчества».
В трудных условиях военного времени в стране продолжали действовать около тысячи внешкольных детских учреждений, которые перестроились применительно к условиям военного времени: дети вместе со взрослыми вязали носки, вышивали кисеты и отправляли на фронт,писали письма солдатам. Появились кружки, которые вели сами ребята, так как взрослые уходили на фронт. В оборонно-спортивных кружках занимались практически все подростки - юноши и девушки. Многие Дома пионеров стали центрами тимуровской работы. Широкий размах в послевоенные годы получила краеведческая и туристическая работа. Кроме этого, дети принимали активное участие по восстановлению народного хозяйства, занимались общественно-полезным трудом на благо своей деревни, поселка, города. Ярко выраженная патриотическая направленность внешкольной работы в 40-е годы сменилась в 50-е чрезмерной парадностью, преобладанием массовых форм, снижением роли клубной, кружковой и индивидуальной работы по интересам. Появилась практика записи в кружки только по рекомендации из школ от классного руководителя или Совета пионерской дружины. Существенным недостатком внешкольной работы в 50-е годы была ее обособленность от школы, пионерской организации. В 60-е годы наблюдается активизация всех форм внешкольной работы. В эти годы по всей стране создаются специализированные внешкольные учреждения - Клубы юных моряков, Клубы летчиков и Космонавтов, Станции юных натуралистов, Станции юных техников и др. В Костроме в 1962 году открывается Клуб юных моряков, ныне – «Детский морской центр», который в прошлом году отметил свой 55-летний юбилей. В 1969 году начинает свою работу Центр юных летчиков, космонавтов и десантников, основным ориентиром деятельности которого на тот момент была работа с трудными подростками. Теперь это «Центр внешкольной работы «Беркут», который носит имя Героя Советского Союза Олега Александровича Юрасова и готовит юношей к военно-профессиональной деятельности. В 1966 году был открыт Димитровский Дом пионеров и школьников (ныне ДЮЦ «Заволжье»). Это учреждение вело активную просветительскую деятельность, организовывало работу с подрастающим поколением по месту жительства, и интересно оно тем, что, например, пионеры-акивисты собирали металлолом для так называемого «Пионерского экскаватора» - совместное большое дело с заводом «Рабочий металлист». А ребята открытого в 1973 году Ленинского районного Дома пионеров также отличились в сборе металлолома, но уже для «Пионерского катера». Каждое костромское учреждение дополнительного образования бережет свою славную историю. Например, Ленинский Дом пионеровмногие годы был лучшим штабом пионерских дел. В его стенах был открыт единственный в городе Музей трудовой славы, одним из главных направлений которого была профориентационная работа со школьниками. Теперь это учреждение именуется «Домом детского творчества «Жемчужина». В 2018 году оно также празднует свой юбилей – 45 лет со дня создания. Надо сказать, что все наши учреждения напрямую были связаны с деятельностью пионерской организации. В самой основе педагогической концепции их работы было обучение пионерских активистов конкретным умениям и навыкам. В эти годы появились интересные формы работы «Встречи активистов города и села», «Визиты дружбы», «Смотры работы в Зоне пионерского действия», «Пионерские слеты». В Домах пионеров были созданы неизвестные до тех пор формы работы по подготовке кадров: школа для производственного обучения вожатской специальности, лагерные сборы старших вожатых, клубы общения старших вожатых и вожатых-производственников. Организовывались встречи, семинары, конференции работников внешкольных учреждений. Работники Домов пионеров приняли активное участие по созданию сводных пионерских дружин, а также в работе научно-практических конференций, проводимых в городе Костроме (1959,1963. 1966гг.). В 1975 году в Костроме появилась Городская станция юных техников, теперь это «Центр творческого развития «Академия». А в 1978 году создан Дом пионеров Свердловского района города, который решал задачи по организации и проведению интересного, содержательного, общественно-значимого свободного отдыха детей; координировал и направлял деятельность пионерских дружин района; осуществлял методическое обеспечение проводимых дел. Теперь после процессов переименования и реорганизации это профильное учреждение – «Центр естественнонаучного развития «ЭКОсфера». Начало 90-х годов - это особый период в истории внешкольной работы. Наблюдается активный поиск новых форм школьной работы, направленных на организацию свободного времени школьников. Создаются такие учреждения как ДЮЦ «АРС», ДЮКФП «Ровесник», ДДТ «Ипатьевская слобода». С принятием закона РФ «Об образовании» статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от идеологизированной системы - к системе вариативной, гуманистической, демократической. Функция самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализация коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления. В качестве основного предназначения рассматривается реализация образовательных программ. Произошли изменения в методических функциях. Основное внимание стало уделяться повышению профессиональной квалификации кадров. Больше проводится конкурсов творческих работ детей, городских акций и программ.
|