Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Тема: "Перелетные птицы"​
Родителям рекомендуется:

1. Побеседовать о птицах:
- закрепить с ребёнком названия перелётных птиц (грач, скворец, утка, гусь, аист, ласточка) и уточнить их отличительные признаки;
- повторить основные признаки по которым птицы объединяются в понятие «ПТИЦЫ» (покрыты перьями, имеют крылья и умеют летать, вылупляются из яиц);
- уточните, почему птицы называются «ПЕРЕЛЁТНЫМИ» (грач, скворец, утка, гусь, аист, ласточка – это перелётные птицы, потому что улетают на зиму в тёплые края из-за отсутствия корма и холода в наших краях);
- объясните ребёнку, что прилёт птиц из тёплых краёв является одной из примет весны.

2. Понаблюдайте за прилетевшими птицами на прогулке, послушайте их пение. Обратите внимание ребенка на грачиные гнезда и скворечники, около которых суетятся скворцы.

3. Рассмотрите перелетных птиц на картинках.
Покажите и назовите вместе части тела птиц и укажите их назначение: туловище, голова, крылья, хвост, лапки, когти, глаза, клюв; клювом птица клюёт пищу, крылья нужны птице для полёта

4. Объяснить значение слов:
стая (группа птиц, «семья»), гнездо («дом», который птицы сами вьют-строят из веточек, а потом откладывают и высиживают яйца), скворечник («дом» для птиц, который построили люди из досок), птичьи трели (звонкое птичье пение), вить (строить), высиживать (сидеть на яйцах, согревая их теплом своего тела, чтобы вылупились птенцы).

5. Упражнение «У кого сколько?»
(закрепляем употребление существительного в родительном падеже и согласование с числительным):
Скажи, сколько у ласточки крыльев? У ласточки два крыла.
( лапок, хвостов, голов, клювов, перьев, глаз, когтей)
6. Упражнение «Исправь ошибку»
(развитие пространственного восприятия).
У ласточки впереди хвост. Нет, у ласточки впереди голова.
У грача сзади клюв.
У утки вверху лапы.
У гуся внизу крылья.
У аиста сбоку хвост.

7. Дидактическая игра «Четвертый лишний». 
Ворона, воробей, стриж, голубь. 
Скворец, грач, голубь, стриж.

8. Дидактическая игра «Улетает - не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она- перелетная или зимующая.)

9. Дидактическая игра «Назови ласково» (слоообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): 
соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка ... .

10. Дидактическая игра «У кого - кто» (упражнение в словообразовании).
У грача - грачата, у скворца - .... 
У грача - грачонок, у журавля -  ... .

11. Составить описательные рассказы о перелетных птицах.
Грач - это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

12. Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
Грач вылетел ... гнезда. Грач прилетел ... гнездо. Грач подлетел ... гнезду. Грач кружит ... гнездом. Грач сел ... ветку. Грач ходит ... пашне.

13. Пересказать рассказ от первого лица.
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.
Объяснить ребенку значение слова "скворечник".

14. Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Объяснить ребенку значения словосочетаний: «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».

Вопросы. 
Какие птицы прилетают весной первыми? 
Что сразу начинают делать грачи? 
Где они вьют гнезда? 
Когда они выводят птенцов?

15. Дидактическая игра «Закончи предложение».
На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда). 
На ветке сук, а на ветках ... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... 
На дворе дерево, а в лесу - ....

16. Дидактическая игра: «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»Чей клюв? 
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный. 
У утки -... . 
У кукушки -... . 
У грача -... . 

17. Дидактическая игра: «Один – много»
Кукушка – кукушки. 
Журавль - журавли. 
Скворец - скворцы. 
Соловей - соловьи. 
Жаворонок – жаворонки. 
Лебедь - лебеди. 
Грач - грачи. 
Утка - утки. 
Ласточка – ласточки. 
Грачонок – грачата.
Аист – аисты. 
Гусенок – гусята.

18. Дидактическая игра: «Кто как голос подаёт»
Кукушка – кукует. 
Ласточка – щебечет. 
Скворец – поет. 
Журавль – курлыкает. 
Утка – крякает. 
Гусь – гогочет.

19. Используйте в беседах с ребенком загадки:
-Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)

-Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг (грач)

-На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец! (скворец)

-Верст не считали.
По дорогам не езжали,
А за морем бывали...(Перелетные птицы)

-Детки домик смастерили, И на дерево
прибили. Поселился в нем певец...
Как зовут его? ...(Скворец)

-Он прилетает каждый год Туда, где
птичий домик ждет...(Скворец)

-Весной прилетает птица. Поле
вспашут – там любит кормиться. (Грач)

-Перелётная крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.(Утка)

-Гости приходят весной,
А уходят осенью...(Перелетные птицы)

-Отступили снега и метели,
Птицы с юга домой
прилетели. Кружат, трели
разводят певцы. Кто весну
прославляет?(Скворцы)

-Сам оранжев, как закат,
Клюв короткий – сильный
хват. Плывет по небу, как
кораблик, Называют его ... .(Зяблик)

-Эту птицу всякий знает: На
шесте её дворец! Червяков
птенцам таскает, Да трещит
весь день...(Скворец)

-Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь! Кто
по пашне скачет? (Грач)

-Перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.(Грач)

-Брюшко в крапинках как-
будто. Он поет, бывает,
утром. У птицы невысокий
рост, Называют ее ... .(Дрозд)

-Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном 
Из травы и глины.(Ласточка)

-На лету хватает мошек,
Хвостик – тонкие косицы,
Предсказать погоду может, –
Вам знакома эта птица.(Ласточка)

-Мчится по небу стрелой,
Быстро, резво, словно рой.
Ей никогда не бывает узко,
Ее имя – ...(Трясогузка)

-Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет...(Жаворонок)

-В чужие гнёзда эта птица,
Подбросить яйца мастерица.
Ку-ку кричит подружка...
А как зовут? ...
(Кукушка)

-В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали...
Кто скажите? ...(Журавли)

-Длинноногий,
длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.(Аист)

  20. Произведения художественной литературы для чтения
И. Соколов-Микитов: «Найдёнов луг» (Рассказы ): «Соловьи»; «Журавли»; «Лебеди»;
«Ласточки и стрижи»; «Над болотом»; «Цапля»;
В. Бианки: «Подкидыш»; «Кукушонок»;
В. Жуковский: «Жаворонок»;
К. Ушинский: «Ласточка»;
А. Плещеев: «Сельская песенка»;
В. Чаплина: «Прилетели грачи»; «Птицы в нашем лесу»;
О. Высотская: «Журавли»;
М. Пришвин: «Говорящий грач»;
А. Майков: «Ласточка примчалась»;
Н. Сладков: «Ласточка»; «Про птиц»; «Грачи прилетели»;
Г. Скребицкий: «Скворушка»;
Г. Снегирев: «Ласточка»;
В. Пермяк: «Птичьи домики»;
Д. Мамин-Сибиряк: «Серая Шейка»;
А. Прокофьев: «Весенняя телеграмма», «Грачи».​