Потребитель прав, если…

Основной задачей экономики является удовлетворение потребностей общества при достаточно ограниченных ресурсах. То, что удовлетворяет наши потребности, является благом: это разнообразные товары и услуги. Таким образом, каждый человек является потребителем производимых благ. Сегодня общество предъявляет большие требования к качеству производимых товаров и оказываемых услуг. Ввиду того, что не все предлагаемые на рынке товары и услуги  соответствуют стандартам качества, потребители нуждаются в защите своих прав со стороны государства. В связи с этим в 1985году при поддержке ООН   появилось законодательство, защищающее права потребителей во всём мире. И в России был издан закон о правах потребителя 8 февраля 1992 года , который постоянно дополняется новыми поправками. 

Есть распространённая фраза: «потребитель всегда прав». Думается, не всегда, но в большинстве случаев потребители нуждаются в защите своих прав. Так когда же потребитель прав?

Тогда, когда требует, чтобы товар был безопасным в использовании,  информация о товаре была достоверной, а цена соответствовала качеству. Потребитель также имеет право на свободный выбор товара и материальную  компенсацию за некачественный товар. Например, при приобретении покупателем  на распродаже  какой-либо вещи   - допустим, платья – после первой же носки было обнаружено, что платье оставляет на теле следы краски. Так как распродажа была сезонной, а не связанной с имеющимися недостатками, а платье имеет недостаток, то   покупатель вправе требовать  обмена товара ненадлежащего качества или расторжения договора купли-продажи.

Таким образом, потребитель, как непрофессионал в вопросах рыночных отношений, стандартах производства и качества продукции должен быть защищен законом.  Любой пострадавший потребитель  имеет право на возмещение материального ущерба, причиненного некачественным товаром или несоблюдением обязательств продавцом, а также на возмещение морального вреда.  Но будут ли продавцы соблюдать наши права как потребителей, зависит от нас, от нашей потребительской грамотности, внимательности  и разумного поведения.