Назад
Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности,
трудности и помехи своей жизни.
Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина,
не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность,
вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь.
Януш Корчак
(выдающийся польский педагог, писатель).
В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.
В основании классификаций лежит тот или иной
ведущий признак:
1. По субъекту и объект-субъекту: личность-личность; коллектив – коллектив.
2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.
3. По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной, трудовой, спортивной и другой деятельности.
4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.
5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое.
6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.
7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека.
8. Продуктивное взаимодействие приносит удовлетворённость, приводит к откровенности, искренности, открытости.
9. Эффективное взаимодействие – совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста.
Модели взаимодействия участников
образовательного процесса:
1) Ребёнок – ребёнок:
- свободно общается со сверстниками;
- приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;
- развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;
- само выражается через совместную творческую деятельность;
- учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;
- учится договариваться, разрешать конфликтные ситуации.
2) Родитель – ребёнок:
- признание прав и свобод ребёнка,
- сотрудничество, сопереживание и поддержка,
- обсуждение ситуации через диалог,
- гибкое введение ограничений.
3) Педагог - ребёнок:
- признание ценности личности ребёнка;
- признание уникальности – индивидуальности личности ребёнка: выявление и развитие способностей ребёнка;
- выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
- приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития;
- ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
- диалоговое взаимодействие с ребёнком;
- актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
- активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
- создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
- ориентация педагогического взаимодействия на самореал-ию ребёнка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.
4) Педагог - родитель:
- добровольность в сотрудничестве.
- искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
- уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
- признание безусловного права родителей воспитывать в ребёнке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
- уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).
- конфиденциальность индивидуального общения с педагогом.
5) Педагог – педагог - администрация:
- развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
- толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
- эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
- демократичность в общении;
- сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных партнёров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;
- учёт личностных и профессиональных качеств участников;
- проявление участниками гибкости в конфликтных ситуациях.
Эффективное взаимодействие участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:
1. 1. Интенсифицировать работу с семьёй на основе партнёрского взаимодействия;
- Создать творческую атмосферу между участниками деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития.
В том числе,
- для детей: приобретение социального опыта повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции и школьно-значимых навыков;
- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессио-нальные возможности и достижения, постоянно совершенствовать своё мастерство; сформировать партнёрские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий,используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;
- для руководителей поможет создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; инновационное дошкольное учреждение; повысить эффективность образовательных проектов и программ за счёт общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;
- для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнёрами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребёнка; пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.