Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Музеи являются хранителями культурного наследия, носителями разнообразной информации о прошлом, являются реальными трансляторами достижений истории и культуры ушедших поколений современникам. Особенность любого музея, как собирателя и хранителя истории, состоит в соединении прошлого и настоящего: накапливая и сохраняя культуру, музей со временем начинает возвращать ее обществу, в том числе, расположенному в конкретном месте.

Школьный музей, в данном ракурсе, – явление уникальное. Он объединяет и сохраняет в памяти историю организации и работы образовательного учреждения, историю обучения в школе учащихся разных поколений, и чем старше школа, тем история объемней, многообразней и интереснее. Школьный музей, пожалуй, одно из немногих школьных мест, где можно получить ответы на вопросы бывших учеников и выпускников, вспомнить о том, как проходило их детство и юность.

История музея старейшей костромской школы №29 представляет чрезвычайный интерес. Созданная в 1873 году школа, за долгий период своего существования (более 140 лет), смогла собрать огромный и неоценимый исторический материал, хранящийся в музее истории школы.

В истории музея школы №29 города Костромы нашли выражение общие закономерности развития российского государства, государственной системы образования. За достаточно продолжительный период своего существования, школьный музей менял структуру, тематическую наполняемость экспозиций, профиль работы. Меняя внутреннюю наполняемость, музей не изменял основному и главному направлению – воспитанию граждан своей страны.

За более чем пятидесятилетнюю историю своего существования музей претерпел большое количество внутренних изменений. В его развитии заметно выделяются три периода.

Первый период (1962-1965 гг.) – время  основания и первых лет работы Ленинского класса-музея, послужившего основой для формирования школьной комнаты боевой и трудовой славы. Музей должен был стать активным помощником и участником социалистической страны, превратиться в школу политического воспитания. На него возлагались обязательства, совместно с руководителями школьных партийных ячеек, быть своеобразным агитатором решений и постановлений власти.

Второй период (1965-1991 гг.) истории школьного музея следует прослеживать с момента создания Комнаты боевой славы в 1965 году. Музей боевой славы формируется как центр собирания, хранения и показа военных коллекций, отражающих жизненный путь советского народа в годы Великой Отечественной войны. Поиск материалов о жизни выпускников школы – участников войны занимает приоритетное место в поисковой работе музея. Музей также продолжает выступать в качестве школьного учреждения «коммунистического воспитания трудящихся». В этот период в наименовании музея появляется приставка – музей боевой и трудовой славы.

​​Третий, современный период, охватывает время с 1991 года до сегодняшнего дня. Это период формирования Музея истории школы. Проводится большая работа по инвентаризации музейного фонда. Составлены инвентарные книги, проведена паспортизация музея. Музей приобретает официальный статус «Музей образовательного учреждения» и получает свидетельство. Этот период связан с отказом от пропаганды рухнувшего в 90-е годы XX века советского государства, переходом к всеобъемлющему освещению более чем столетней истории школы.

Рассматривая целостно историю деятельности музея школы №29, стоит отметить, что его развитие в целом шло параллельно с развитием  образования, музейного дела и самой России. Условия создания школьного музея напрямую проистекали из реальных государственных возможностей, от того что было «исторически дозволено».

Накопленный музейный опыт сохраняется, подвергаясь умеренной, взвешенной и продуманной модернизации. Музей и сегодня продолжает оставаться транслятором истории Великой Отечественной войны, которая была собрана, обработана и оформлена еще в советской школе и грамотными специалистами.

Музей на протяжении всей своей истории вел широкую поисковую деятельность, становился организатором различных встреч, мероприятий и акций. Являясь организатором, музей являлся сам постоянным участником смотров и конкурсов, неоднократно признавался лучшим музеем города.​

Е. А. Смирнов



Историческая справка.

свидетельство музей.jpg

​Музей истории школы №29 создан к 110 годовщине основания Реального Училища. В 1994 году он получил удостоверение «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ».  В связи с капитальным ремонтом школы местонахождение музея изменилось.

7 февраля 2004 года открыта экспозиция школьного музея в день празднования 130-летнего Юбилея школы.


Реальное училище

 Мало кто помнит, что в Костроме есть школы, носящие имя видных деятелей революционного движения: Ф. Энгельса, К. Либкнехта, и Люксембург, М.В. Фрунзе.

Среди них самая старейшая школа № 29, бывшее реальное училище, что на улице Островского – 38.

Ей в 1930 году было присвоено имя М.В. Фрунзе. Дело об открытии в г. Костроме реального училища, в шестиклассном составе, началось в августе 1872 года. На заседании Городской Думы 11-го августа 1872 года принято постановление: «Ввиду развития  в городе Костроме коммерческого дела, фабричной и заводской промышленности, равно крайнего недостатка подготовленных по означенным отраслям, сведущих и опытных людях, ныне иметь в Костроме реальное училище, ходатайствовать перед правительством об открытии шестиклассного реального училища».​

Открытие реального училища в городе Костроме было осуществлено по инициативе костромских фабрикантов, которым нужны были свои специалисты.

16 марта 1873 года на собрании городской думы решили приспособить под училище городской общественный дом, находящийся на Московской улице, ныне улица Островского – 38.

Директором училища был назначен Булгак В.П. В помощь директору был организован попечительский совет, состоящий из крупных купцов-промышленников, с которыми директор советовался даже в таких вопросах, как какой иностранный язык изучать в училище обязательно и все высказались за немецкий, так как по словам Кашина, с Германией более других государств развивается торговля.

Для реалистов была введена светло-серая форма, широкий ремень с медной пряжкой, на которой выгравированы три крупные буквы КРУ и тёмно-зелёная с жёлтым кантом шинель.

Один из директоров училища /с 1911 г./ Слуцкий И.Ф. /3-й по счёту/ университет окончил с золотой медалью по отделению математических наук, очень живой и энергичный, описывает свои впечатления так: «Мои предшественники были деспотичны. Мало уделяли внимания делу воспитания и обучения учащихся». За время своей службы Слуцким проведено в училище ряд крупных мероприятий: 

1.     Организован 2-ой зал на 3-ем этаже.

2.     Поставлена на должную высоту гигиена по его словам, до него в училище был спёртый воздух, помещения  не проветривались, полы мылись 2 раза в год

3.     Он же предпринял ряд нововведений в учебно-воспитательной работе, а именно:

  • Строго определил режим дня школы, круг обязанностей учителей и учеников;
  • Подписал ряд письменных положений к родителям, учащимся и их учителям.

    Программа обучения реального училища была рассчитана на 7-летнее среднее образование. Главными предметами были математика, черчение и рисование. Училище готовило юношей для поступления в технические вузы. С большой теплотой до сих пор вспоминаю учителя рисования Никифора Лаврентьевича Иванова. Он не жалел ни сил, ни времени, стараясь привить любовь к своему предмету. Очень любили уроки математики Ивана Николаевича Свободова, который стремился приучить к здравому, вдумчивому мышлению и пониманию математики. Единственной женщиной среди преподавателей была учительница немецкого языка Александра Алексеевна Петрова /работала в школе № 29 до середины 40-х годов/. Вот что о ней писала в «Северной правде» за 22 апреля 1973 года выпускница 1926 года Ольга Ивановна Ильина: «Александра Алексеевна Петрова была нашим классным руководителем. Мы называли её «нашей мамой». Это потом мы поняли, что она жила только нами, только школой. Когда кончались уроки, мы шли прямо к ней. Она любила нас всех, но каждому казалось, сто его больше, чем других. Сейчас я понимаю, какой терпеливой была эта любовь и какой щедрой – ведь на каждого из нас её хватало. От неё мы узнавали друг о друге. Петя Третьяков возглавил раскопки Городища III – У веков на Волге, под Рыбинском. Теперь наш Петя Третьяков – крупный учёный – археолог, доктор наук. Василий Кутьин – кандидат наук, заместитель министра текстильной промышленности.  Братья Волынские – известные врачи. Лена Скалозубова – заслуженный врач республики, хирург. Она в блокадном Ленинграде сутками не отходила от операционного стола. Да, наше поколение в 28-30 лет встретило войну. Мы рано поседели, многие из нас отдали жизнь за родину».

    С началом 1-ой мировой войны здание училища взяли под госпиталь, а училище перевели во 2-ю мужскую гимназию /ул. Ленина/, потом на углу ул. Симановского и Пятницкой, и только в 1918 году вернули в своё здание на ул. Мшанской /ул. Трудовой школы, ныне ул. Симановского, 38/

C сентября 1918 года Реальное училище преобразовано во 2-ю советскую школу. В первые годы Советской власти до 1924 г. заведующим 2-ой девятигодичной школы /так называлась наша школа с 1922 года/ работал Свободов Иван Николаевич. Училось 785 человек – 22 группы.

Школа испытывала большие трудности: не было учебников, учебных пособий. Введено преподавание новых предметов: политграмоты и обществоведения.

Большое внимание уделялось проведению экскурсий в природу, на производство, чтобы знать лучше окружающую жизнь. Много уделялось внимания на внеклассные формы работы.

Так работали  активно политкружки, драматический, музыкальный, литературный, художественный, физического воспитания, физико-математический, географический, кружки взаимопомощи. Устраивались литературные вечера, спектакли, концерты, выставки, карнавалы, издавались литературные журналы. В младших классах еженедельно проводились клубные дни. 

Учащиеся активно включаются в самоуправление. В группах избираются исполнительные бюро, которые руководят всей жизнью группы.

Участвуют в работе школьного педсовета, устанавливают график дежурств, налаживают самодисциплину, следят за посещаемостью и выявляют причины отсутствия учащихся. Отчитываются на общем собрании.

С осени 1930 года 2-ая девятигодичная школа реорганизована в 5-ю Костромскую ФЗС имени М.В. Фрунзе. 

В семилетней школе занималось 14 групп – 534 человека.

Школа переходит на новые программы и новую структуру занятий в соответствии с Постановлением ЦК ВКПб от 5.09.1931 г. Урок становится основной формой занятий.

В 1935 году школа 5-ФЗС преобразована в 29 среднюю школу им. Фрунзе. Первый выпуск из средней школы был в 1936 – 1937 учебном году.

Характерной особенностью работы школы была творческая активность, самостоятельность, инициатива всех учащихся. Большого развития в школе достигла спортивная работа, художественная самодеятельность. Ставились многочисленные спектакли.


На стене школы установлена памятная доска. В этой школе с 1923 по 1928 годы учился ЛЕБЕДЕВ Алексей Алексеевич (1912г. -1941г.), поэт – маринист, лейтенант Балтийского флота, геройски погибший во время Великой Отечественной войны ​ комиссия по доске.doc