Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ.
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, даёт возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно-развивающей работы, сопровождения и т.д.).
Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
- Познавательная сфера;
- Регуляторно-волевая сфера;
- Эмоционально-личностная сфера;
- Коммуникативная сфера;
Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется путём ежедневного наблюдения за детьми в течение 2-3 месяцев. На каждого ребёнка заполняется Индивидуальная карта развития ребёнка, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и с медсестрой. Наблюдаемыми параметрами являются: эмоциональное состояние ребёнка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.
В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:
- Психологическое обследование детей 3-4 лет (2-я младшая группа)проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросам педагогов и родителей.
- Психологическое обследование детей 4-5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности ЗПР. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.
Диагностика в подготовительной к школе группе в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углублённую индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).
В конце учебного года проводится скрининг – проверка готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты игровой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.
Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углублённую диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении.