Мониторинг уровня развития инженерного мышления участников проекта "Школа инженерного мышления"
Контроль и оценка достижения планируемых результатов проекта основывается на принципах формирующего оценивания (ссылка). Программа мониторинга ориентирована на оценку у обучающихся следующих качеств инженерного мышления:
- инженерное мышление является политехничным, базируется на комплексе общеобразовательных знаний и умений, в том числе умении ориентироваться в мире профессий, предполагает приобретение обучающимся компетентности в выборе будущей профессии;- инженерное мышление является конструктивным, то есть предполагает способность ставить цель, выбирать адекватные ей методы и средства, планировать последовательность своих действий, определять степень достижения цели, в случае необходимости корректировать свою деятельность, своевременно вносить изменения в реализуемый проект;- инженерное мышление является научным, так как фундаментальные знания, базирующиеся на общих, фундаментальных естественнонаучных основах, всегда остаются актуальными;
- инженерное мышление является преобразующим: даже на стадии создания моделей невозможно обойтись без мыслительного соотнесения этих моделей с реальностью в дальнейшем материальном воплощении;инженерное мышление является творческим, т.е. выходящим за рамки имеющихся алгоритмов, образцов, моделей;- инженерное мышление является социально-позитивным: направлено на созидание, в основе его мотивации лежат идеи гуманизма, решаемые проблемы имеют социальное значение;- инженерное мышление предполагает овладение исследовательскими умениями: организационными, информационными, интеллектуальными, коммуникативными, техническими.Контроль и оценка планируемых результатов реализации проекта «Школа инженерного мышления» Мониторинг и самомониторинг динамики формирования универсальных учебных действий, лежащих в основе качеств инженерного мышления | ПолитехничностьКонструктивностьНаучностьПроектно-исследовательские умения | | Экспертная оценка проектно-исследовательских работ, представленных на научно-практическую конференцию (школьный и муниципальный уровни) | ПолитехничностьКонструктивностьНаучностьПреобразующий характерТворческие способностиСоциальная позитивностьПроектно-исследовательские умения | Школьная НПКУМуниципальная НПКУ 2-4 классыМуниципальная НПКУ 5-11 классы | Мониторинг участия обучающихся во внеурочной деятельности, лабораториях «Школы инженерного мышления» | ПолитехничностьСоциальная позитивность | ПРИЛОЖЕНИЕ 5
| Мониторинг результативности участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях | ПолитехничностьКонструктивностьНаучностьПреобразующий характерТворческие способностиСоциальная позитивностьПроектно-исследовательские умения | ПРИЛОЖЕНИЕ 6 | Мониторинг и самомониторинг динамики личных достижений обучающихся | ПолитехничностьКонструктивностьНаучностьПреобразующий характерТворческие способностиСоциальная позитивностьПроектно-исследовательские умения | ПРИЛОЖЕНИЕ 7Портфолио обучающегося | Оценка защиты индивидуального проекта выпускниками основной и средней школы | ПолитехничностьКонструктивностьНаучностьПреобразующий характерТворческие способностиСоциальная позитивностьПроектно-исследовательские умения | Карта оценки проекта на уровне ОООКарта оценки проекта на уровне СОО | Оценка уровня сформированности проектно-исследовательской компетентности | ПолитехничностьКонструктивностьНаучностьПреобразующий характерТворческие способностиСоциальная позитивностьПроектно-исследовательские умения | Программа мониторинга проектно-исследовательской компетентности |
По каждому из направлений мониторинга проводится самооценка обучающимся успешности выполнения диагностических работ, проектов, динамики личных достижений с определением выявленных затруднений, успехов и задач дальнейшего обучения и самообразования (рефлексия).
Основной формой учета достижения планируемых результатов является портфолио. | Возможные риски реализации инновационной программы «Школа инженерного мышления» и пути их минимизации. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ
| Недостаточная готовность педагогического состава к работе в инновационном режиме | Повышение квалификации работников, выявление и поддержка лидеров, способных к эффективному участию в реализации Проекта. Включение их в разработку и реализацию Проекта, создание доброжелательной атмосферы и поддержание инновационной среды. Привлечение квалифицированных научных и индустриальных кадров к участию в реализации Проекта. | Невысокий престиж рабочих и инженерных профессий в общественном мнении | Проведение классных часов, экскурсий, организация семинаров-практикумов для учащихся и родителей, акции, мастер-классы, воркшопы, встречи с сотрудниками предприятий реального сектора экономики. | Снижение эффективности образовательного процесса, связанное с увеличением нагрузки на учащихся и педагогов | Определение целесообразной организации учебного процесса, согласованной с санитарными нормами. Регулярный мониторинг учебной нагрузки, систематический контроль за состоянием здоровья всех участников образовательного процесса. Поиск сетевого партнерства, приглашение специалистов ВУЗов, СПО. | Низкий уровень мотивации учащихся, родителей при реализации проекта. Неготовность к сотрудничеству.
| Информационно-просветительская работа на классных и общешкольных собраниях, линейках и пр. Освещение в СМИ, на сайте лицея и ИБЦ. Возможное создание временных проблемных групп педагогов, учащихся. Разработка поощрения педагогов, учащихся и родителей. | ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РИСКИ | Рассогласование целей и результатов реализации Проекта
| Определение четких сроков, отслеживание и корректировка основных шагов реализации Проекта. Регулярное рассмотрение промежуточных результатов и их связи с основными целями проекта. Многоуровневая система контроля (внешняя и внутренняя экспертиза) за реализацией Проекта и принятие соответствующих управленческих решений. | Информационная безопасность | Управление информационными потоками | Обеспечение надежности защиты информационных модулей ограниченного доступа, сохранения и архивации информационной базы
| Соблюдение политики безопасности в отношении мобильных носителей информации и использования внешних устройств. | Невыполнение мероприятий проекта | Контроль над реализацией проекта, анализ промежуточных результатов. | ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ
| Недостаток необходимых материально-технических ресурсов
| Рассмотрение вопросов обеспечения материально-техническими ресурсами на стадии планирования работы по Проекту. Перспективное финансовое планирование, привлечение внебюджетных собственных средств МОУ Лицея №3 и дополнительных финансовых средств: спонсорских средств, изыскание средств через реализацию платных образовательных услуг. | Старение материально-технической базы
| Своевременное обновление базы за счет бюджетных и внебюджетных средств. Организация технической помощи. | Некомпетентное использование компьютерной техники и, как следствие, частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании
| Разработка правил безопасной работы в зонах Школы инженерного мышления. Регулярный инструктаж, обучение работы с оборудованием для пользователей Школы.
|
|