Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Skip Navigation LinksПрезентация пед. опыта

Пояснительная  записка  педагогического опыта  работы  

Земской Натальи Николаевны,

   воспитателя МДОУ детского сада №2 п. Сусанино к  творческой  презентации.

 

Актуальность и перспективность опыта.

Экологическое воспитание и образование детей - самая актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того  катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Я уверена в том, что для того чтобы раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее, педагог должен быть в гармонии с природой и увлекать детей своим примером. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода к экологическому воспитанию является создание среды, в которой взрослые личным примеров демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

 

Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы:

- наблюдение в природе;

- работа в уголке природы, включая огород на окне;

- опытно-экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;

- работа в огороде, на клумбе;

- прогулки по экологической тропе;

- занятия;

- дидактические игры;

- ознакомление с художественной литературой;

- участие в конкурсах;

- работа с родителями;

- методическая деятельность.

 

Концептуальность

Новизной и отличительной особенностью является формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.

Новизна опыта

- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

- в определении целей и результатов;

- в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;

- в обогащении жизненного опыта;

- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;

- в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

-Программа, рекомендованная Министерством образования РФ «Юный эколог» автор С. Н. Николаева, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.(покороче)

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что если педагогом созданы оптимальные условия для физического, психического и познавательного развития ребёнка, системы мер, не допускающих превышения нагрузки на ребёнка при организации образовательного процесса, то дети осваивают элементарные экологические знания о природе, у них формируется правильное отношение к своему здоровью и чувство ответственности за него.  У детей наблюдается снижение уровня заболеваемости.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.

Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок – результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

Теоретическая значимость работы

Состоит в анализе и обобщении исследований педагогов и психологов по проблеме экологического воспитания дошкольников условиях организации .

Практическая значимость работы

Особую значимость практической работы по экологическому воспитанию дошкольников я вижу, как способ положительного влияния на ребенка, где открывается возможность формирования его собственного жизненного опыта. Это метод организованного освоения ребенком окружающей среды.

-Экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут, быть развиты только когда ребёнок каждый день будет открывать для себя, при активном участии взрослого, что-то новое. Овладение детьми знаний о природе, о здоровом образе жизни, использование здоровье сберегающих технологий, привело к снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.

Особое внимание отводится теме экологического просвещения родителей. Сотрудничество происходит через родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации.

 

Результативность опыта

Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отражённой в результатах контрольного обследования. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением опытно-экспериментальной деятельности, дала определённые положительные результаты. Опыт отслеживался с сентября 2011г. Практика работы показала следующие результаты, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников. Диагностика, проведённая в сентябре 2011 года, показала следующие результаты уровни развития .(табличку)

Низкий уровень-9 детей

Средний уровень-4 детей

Высокий уровень-0 детей

После проведения планомерной постоянной работы на основе разработанных методов, в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальные результаты улучшились. Диагностика, проведённая в мае 2014года, показала следующие результаты.

Низкий уровень-1 ребёнок.

Средний уровень-8 детей

Высокий уровень-15 детей

Это средне-старшей группе.

 У  воспитанников есть положительные результаты.

-у них сформировано начало экологической культуры.

-сформировано, осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

- дети учатся практически действовать по охране природы.

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы

- у детей появилось желание обращаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности.

Презентация педагогического опыта .pdf

​ ​