РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ В ВОПРОСАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Выбор профессии – задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более сложной она является для старшеклассников, поэтому, помощь родителей в ее решении велика. Родители способствуют формированию интересов, привычек, лучше чувствуют, знают особенности характера, способности своего ребенка и готовы первыми прийти на помощь». По результатам проведенного службой занятости анкетирования свыше 60% старшеклассников выразили желание обсудить свои планы по выбору профессии именно с родителями». В «Памятке для родителей» представлена информация по ключевым этапам профессионального выбора и даны рекомендации родителям, желающим оказать своему ребенку посильную помощь в решении вопроса: «Кем стать?».
1 этап Принятие решения о выборе профессии Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На данном этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему приобрести уверенность в себе и снизить уровень тревожности. При оказании помощи подростку в выборе профессии, необходимо помочь ему избежать типичных ошибок. Таким образом, знание ошибок поможет оградить молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую профессию».
Типичные ошибки при выборе профессии: Выбор
профессии «за компанию». Часто молодой человек или девушка, не имея представления о своих возможностях и способностях, не желая
расставаться с друзьями, поступает в учебное
заведение «за компанию». Выбор «престижной» профессии. Многие родители ориентируют своих детей на «престижные профессии», не учитывая при этом - является ли она востребованной на рынке труда. В данный момент востребованными являются рабочие профессии, но многие родители считают, что такие профессии не для их ребенка и глубоко ошибаются. Не могут же все быть руководителями, бизнесменами, юристами и экономистами, возможно, рабочая профессия
может стать первой ступенью к руководящей должности
в будущем.
Отождествление учебного
предмета с профессией. Например, ученица хорошо пишет сочинения
и решает, что её призвание – журналистика. Однако,
профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей,
а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком. К примеру, младший
брат восхищается старшим
- летчиком по профессии.
Из любви к брату он тоже решает, что данная профессия его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности. Несоответствие состояния
здоровья и условий
труда по избранной
профессии. Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условий, в которых придется работать,
иначе его может ожидать ухудшение состояния здоровья
и разочарование. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к состоянию здоровья,
например, хорошее зрение,
хороший уровень координации необходимы повару, водителю, машинисту тепловоза и т.д. Для некоторых видов профессиональной деятельности существует ряд строгих
медицинских противопоказаний, например,
при наличии аллергии
на лекарства, пух, шерсть, пыльцу растений – противопоказано работать
ветеринаром, садовником, врачом. Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии. Незнание динамики развития
профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии
скрыт совершенно новый темп и
характер труда. Всегда нужно стремиться узнать
именно о современном облике профессии. Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах. Помощь в самопознании может оказать
психолог, специалисты по профориентации, учителя,
родители, специальная
литература. 
Выбор профессии под «давлением» родителей. Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка: - нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, так через ребенка они пытаются реализовать свою мечту; - часто родительские советы можно объединить под рубрикой -«полезно для семейной жизни»: «Будь врачом - будешь лечить нас и себя», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.; - еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся способности, склонности и реальная оценка ситуации. Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае - высший, может быть достигнут и по ступеням: начальное профессиональное образование – техникум, колледж – высшее учебное заведение; как один из вариантов - работа и заочная форма обучения. Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не настаивать, не заставлять. -
Стратегия выбора профессии Проанализируйте три основных фактора, влияющих на реализацию профессионального плана. Первый фактор «Хочу» Необходимо помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день. Второй фактор «Могу» Познакомьте ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помогите ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их при овладении выбранной профессии. Третий фактор «Надо» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда. Где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
- Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
- Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
- Исследуйте шансы его успешности в каждом профессиональном выборе и просчитайте последствия каждого варианта.
- Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

2 этап Выбор учебного заведения Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, района, определение уровня получаемого в них образования, правилами сдачи вступительных экзаменов. Для получения информации, необходимо использовать информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений, профориентационные мероприятия, «Дни профориентации», мини-ярмарки, проводимые специалистами центров занятости населения, «Дни открытых дверей», ежегодно организуемые учебными заведениями.

| Полезная информация
Анкета для родителей Моя роль в подготовке ребенка к выбору профессии.pdf
Анкета для родителей профпланирование.pdf.
Памятка для родителей Как помочь ребенку в выборе профессии.pdf
Рекомендации психолога родителям по профориентации.pdf
|