| ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА Портфолио педагога - это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения. Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования. Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами. Рекомендации по работе с портфолио - В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Педагог может выбирать из предложенного ниже перечня те или иные пункты самостоятельно.
- Каждый отдельный материал должен датироваться
- Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке, в которой следует указать, какие материалы включены в портфолио, и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого.
Советы воспитателям по созданию портфолио 1. Предназначение портфолио. Портфолио предназначается для: - самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ;
- оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.).
Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются: - Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);
- Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
- Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).
Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются: - Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);
- Принцип диагностико - прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
- Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
- Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);
- Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).
2. Особенности Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации. Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает совокупность его индивидуальных достижений; это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя, включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности; это комплект документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада, актуализирующий рефлексию его собственной деятельности. Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа. 3. Система оценки индивидуальных достижений воспитателей ДОУ. В Портфолио представляется и оценивается совокупность показателей профессионально-педагогической деятельности воспитателя: квалификации и профессионализма, продуктивности (результативности). Основными требованиями к оценке Портфолио являются: - единые процедура и технология оценивания;
- наличие динамики профессионального роста и результатов деятельности воспитателя;
- достоверность используемых данных;
- соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации, критериев их оценки, которые находят отражение в формализованных подтверждающих и иных документах (экспертный лист).
4. Структура Портфолио - Введение
- Портрет
- Папка профессиональных достижений
- Папка достижений воспитанников
- Папка подтверждающих документов
- Папка экспертных оценок, отзывов, рекомендаций
5. Содержание разделов - В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.
- В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия».
В эссе «Я и моя профессия» воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д. - «Папка профессиональных достижений» включает в себя следующие материалы: планы воспитательно-образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.
- «Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности.
- «Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально - педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста, а также уровень его притязаний, официальный статус.
- «Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту.
Разделы | Рубрики | Содержание | Портрет | Общие сведения о педагоге | Фамилия, имя, отчество, год рождения | Презентации | Автобиография; Резюме; Эссе «Моя педагогическая философия» | Профессиональный путь (раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога) | 1. Образование: ВУЗ (копии документов) 2. Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ (место работы, период, должность) 3. Повышение квалификации - учреждение, дата, название курса, объём курсовой программы (копии документов, подтверждающих повышение квалификации) - Наличие учёных и почётных званий и степеней.
| Аттестация | Квалификационная категория/разряд, дата и номер приказа о присвоении категории, сертификат | Коллектор | | Материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым: - образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; - используемых образовательных технологий; - средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; - тематические подборки литературы; Списки прочитанных за год книг с аннотациями. | Рабочие материалы | Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога | Видеокассеты с записями занятий или их фрагментов; Конспекту (планы) занятий, праздников, развлечений и др. мероприятия. | Участие в методической работе ДОУ (организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.) | Сценарии открытых мероприятий, фотографии и видеокассеты с их записью (занятия, выставки, экскурсии, КВНы и т. п.); Аудиовидеокассеты с записями выступления педагога на конференциях, семинарах и пр. | | Опыт работы (подготовка творческого отчёта, реферата, доклада, статьи) | Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов; Тексты, тезисы докладов, статей, программы кружков, секций. | Работа в методическом объединении, сотрудничество с ГМЦ, вузами и другими учреждениями | Тематика, степень участия аттестуемого, результаты сотрудничества | Участие в конференциях и семинарах | Тематика мероприятий, название проводившей её организации, форма участия; Отзывы об участии в практических семинарах, конференциях и пр. | Проведение научных исследований, опытно-экспериментальной работы, разработка авторских программ | Тематика и описание творческих, проектных, экспериментальных работ. Название авторских пособий, дидактических игр и т. п. Изготовленные наглядные пособия, дидактические материалы и пр. Другие документы. | Достижения (динамика результатов педагогической деятельности аттестуемого педагога за определённый период) | | Копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма, печатные материалы. | Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, участие в методических неделях | Копии дипломов различных конкурсов | | Подготовка воспитанников к участию в конкурсах | Победители конкурсов, соревнований и др. Копии дипломов, грамот, полученных детьми. | Отзывы | Отзывы детей, коллег, родителей и др. | Диагностика | Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года | Вариативная часть | Документы по усмотрению аттестуемого |
Еще один вариант портфолио педагога:
1. Титульный лист( Ф.И.О. педагога, портрет) 2. Содержание портфолио ( Сюда входят такие разделы: 1общие сведения о педагоге, официальные документы; 2 результаты педагогической деятельности; 3 научно(учебно)методическая деятельность; 4 творческая деятельность; 5 учебно-материальная база; 6 коллектор) 3. РАЗДЕЛ I - Общие сведения (место работы, должность, образование, пед.стаж работы, аттестация,полученные грамоты, знаки отличия,основные направления работы. Копии всех документов прилагаются к портфолио) 4. РАЗДЕЛ I I - Результаты педагогической деятельности ( Материалы по результатам освоения детьми Госстандарта дошкольного образования – Базового компонента дошкольного образования в Украине и Базовой программы развития ребёнка дошкольного возраста «Я у Світі».) 5. РАЗДЕЛ I I I - Научно(учебно) методическая деятельность.( 1. Использование инновационных технологий в образовательном процессе; 2.Работа в методических объединениях, сотрудничество с городским центром, ВУЗами и другими учреждениями; 3. Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, выставках; 4. Участие в проведении научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.; 5. Проведение педагогических исследований; 6 Разработка авторских программ, методических рекомендаций, публикаций в научно-методических изданиях;7 Основные направления в работе с родителями.) 6. РАЗДЕЛ IV - Творческая деятельность ( Сведения о мире собственных интересов; участие в творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках, тренингах, клубах и др.. Копии документов, достижений, грамот, дипломов прилагаются.) 7. РАЗДЕЛ V - учебно-материальная база 8 КОллектор.
Методические рекомендации по составлению портфолио Воспитатель 2020 портфолио.pdf
|