Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
​ ​

Ценностно-ориентированная модель
духовно-нравственного образования и воспитания
в условиях общеобразовательного лицея
в Лицее № 17 города Костромы
Модель строится на основании потребностей ​

Потребности личности

Стремление к обретению внутренней системы ценностей, осмысление собственного бытия, формирование нравственной мотивации, потребность в самоутверждении и самовыражении личности, потребность быть лицеистом, повышенная мотивация к изучению предметов естественно-научного цикла.
Потребности семьиСовременная российская семья как социальный институт испытывает потребность в идеале семейной жизни и ее ценностных основаниях, в достижении душевного единения, взаимоуважения, в восстановлении нравственной связи родителей и детей, помощь в поддержке одаренного ребенка.
Потребности обществаОсознание необходимости приобретения гражданственной позиции, понимание своей роли, своего вклада в будущее развитие и процветание государства.
Таким образом, духовно-нравстенное развитие и воспитание в лицее является важным компонентом социального заказа для лицея, является личностно-ориентированным, ценностно-ориентированным, системным, комплексным. ​
Нормативно-правовая базаЗакон об Образовании, ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и образования, Национальная инициатива «Наша новая школа», Целевая программа «Одаренные дети», Программа развития МОУ лицея № 17 города Костромы, Программа духовно-нравственного образования в лицее
Особенности моделиТаким образом, выстраивается многослойная модель социо-гуманитарной ценностно-ориентированной образовательной среды, в которую входят: урочная деятельность, внеурочная деятельность, дополнительное образование, воспитательная работа, с одной стороны, и ступени обучения – с другой. Все эти структуры являются открытыми.
Урочная деятельность
Естественно-научное направление
Доминирующее направление в лицее в соответствии с типом образовательного учреждения, содержание определяется ценностным смыслом естественно-научного образования в условиях лицея. Опирается на ценностные смыслы естественно-научного образования в лицее, и выходит на матапредметный результат путем обеспечения деятельностного характера интегрированного содержания образования (естественно-научного и духовно-нравственного)
Социо-гуманитарное направлениеДуховно-нравственное образование лицеистов на уроках социо-гуманитарного цикла, реализуется через особые подходы к моделированию и методике уроков предметов духовно-нравственного цикла, через использование современных педагогических технологий
Воспитательная работаДеятельность лицея как образовательно-воспитательной системы ориентирована на духовно-нравственные, патриотические, общечеловеческие ценности, развитие творчества уча​щихся, их инициативы, самостоятельности, способствует формированию концептуального мышления, исследовательских навыков, направлена на поддержку самоопределения личности в современном динамично меняющемся и информационно насыщенном социуме. Носит системный и комплексный характер; представлена внеурочной деятельностью, дополнительным образованием, традициями и праздниками лицея.
Внеурочная деятельностьДуховно-нравственное развитие и воспитание во внеурочной деятельности определяет целевая программа лицея «Одаренные дети», которая носит системный характер и объединяет урочную и внеурочную деятельность как в содержательном плане, так и в технологическом (через использование современных образовательных и информационных технологий как средства для реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания). Учитывается также региональное содержание образования через деятельностный подход в развитии личностных компетенций. Используется субъектный опыт учащихся при формировании нравственных личностных ориентаций во внеклассной деятельности. Представлена широким спектром предметных кружков.
Дополнительное образованиеШирокие возможности дополнительного образования, как органической составляющей учебного процесса, позволяют создать условия для индивидуализации образования, помогают поддерживать более тесные контакты с родителями, создать позитивную организацию досуга детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых. В программе дополнительного образования максимально учтены запросы социума, семьи, личности. Активно используются условия и ресурсы лицея в целях обеспечения комплексного подхода в области решения задач духовно-нравственного образования: органически сочетаются основное и дополнительное образование на уровне междеятельностной интеграции. Представлено секциями, клубами, студиями разной направленности, действующими на базе лицея, Социально-досуговой площадкой «Давыдовский», разветвленной системой партнерских отношений с дополнительными учреждениями города и области.
Основные условия и ресурсы для создания и реализации образовательного процессаВ лицее имеются все необходимые условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания. Лицей – инновационное образовательное учреждение, неоднократный победитель конкурсных мероприятий в сфере образования. Материально-технические ресурсы в лицее призваны сформировать адекватную задачам достижения планируемых результатов в освоении программы духовно-нравственного развития и воспитания образовательную среду. Образовательная среда лицея представляет собой совокупность факторов, которые влияют на уклад жизнедеятельности школы: размещение школы, ее архитектурно-планировочное решение, оснащение и оборудование, организация учебного процесса, питания детей, медицинское обеспечение, психологический климат.
Планируемые образовательные эффекты модели

Лицеист — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.