Приложение МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для методических служб по сопровождению учителей в процессе реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования Составители – авторский коллектив ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»: И.И. Тараданова, А.А. Бучек, С.Ю. Иванова, Т.Н. Щербакова Москва, 2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Общие положения 4 2. Основные понятия 8 3. Деятельность методиста по организации сопровождения учителей в процессе реализации обновленных ФГОС начального общего образования и основного общего образования 11 3.1. Организационно-подготовительные мероприятия 12 3.2. Информационное сопровождение 13 3.3. Методическое сопровождение 14 3.4. Аналитическая деятельность 16 3.4.1. Анализ рабочих программ учебных предметов 17 3.4.2. Анализ уроков 23 3.4.3. Анализ классных журналов 24 Приложение 1. Опросный лист по выявлению профессиональных затруднений учителя 36 Приложение 2. Экспертное заключение по результатам проведения анализа качества оценочных материалов рабочей программы 45 Приложение 3. Экспертное заключение по результатам посещения урока (занятия) или анализа технологической карты / плана- конспекта урока (занятия) 47 ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации для методических служб субъектов Российской Федерации по сопровождению учителя в процессе реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования (далее – методические рекомендации) направлены на обеспечение единых организационных и методических условий сопровождения методических служб по внедрению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации для обеспечения функционирования единой федеральной системы научно- методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Положения, представленные в настоящих методических рекомендациях, являются достаточными, но не исчерпывающими. Методические службы субъектов Российской Федерации при реализации мероприятий по сопровождению внедрения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования вправе создавать условия, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями, в целях обеспечения реализации основных направлений деятельности, главным из которых является формирование организационно-методических условий эффективного развития кадрового потенциала системы образования в каждом субъекте Российской Федерации. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ При разработке методических рекомендаций учтены положения следующих нормативных правовых актов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”». 3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 7 ноября 2018 г. № 189, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1513 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 7 ноября 2018 г. № 190, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 12. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров». 13. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 14 января 2021 г. № Р-16 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». Также при разработке методических рекомендаций учтены положения документов, носящих рекомендательный характер: 1. Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, направленное письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 февраля 2022 г. № АЗ-113/03. 2. Критерии для проведения анализа планов (региональных, муниципальных) по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (для проведения самодиагностики), направленные письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 03-2195. 3. Методические рекомендации по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, направленные письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. №АЗ-872/08. 4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22. 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22. 6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з. 7. Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20. 8. Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году, направленные письмом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 августа 2021 г. № СК-228/03. 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные понятия: Дефицит профессиональных компетенций – отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, различные затруднения в реализации трудовых функций1. 1 Дефицитарный характер профессиональных компетенций педагога в своих трудах исследуют такие ученые, как Бабанский Ю.К., Вершловский С.Г., Виноградова А.П., Зимняя И.А., Лебедев О Е., Радионова Н.Ф., Собкин В.С., Хуторской А.В. и другие, но значение термина до сих пор не является однозначным. Предлагается использовать определение, представленное в Методических рекомендациях по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно- методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, направленных письмом Минпросвещения России от 08.11.2021 № АЗ-872/08. 2 П. 17 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3 П. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 4 П. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ2. Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана3. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации4; Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования5. 5 П. 11 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 6 П. 15 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 7 П. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 8 П. 10 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу6. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности7. Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы8. Программно-методическое обеспечение – это система программ (образовательных, деятельности, развития и др.) и прилагаемых к ним методических и дидактических материалов, раскрывающих сущность, содержание, технологический аппарат данных программ9. 9 Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1\22 от 18.03.2022). – С. 1005. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma- nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1. Также существует ряд исследований по теме: Антонова H.A., Бордовский В.А., Захарова Е.В., Муравлев Д.П., Симанева Т.А., Смирнова Е.В., Туева С.С., Угольков В.В. и другие. 10 Раздел I Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденной распоряжением Минпросвещения России от 16.12.2020 № Р-174. 11 П. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Профессиональные компетенции – способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач10. Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образовании11. 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИСТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Высокий уровень требований реализации обновленных ФГОС начального общего образования (далее – НОО), основного общего образования (далее – ООО) к содержанию и кадровому обеспечению образовательных программ приводит к необходимости методического сопровождения деятельности педагогов, испытывающих затруднения и профессиональные дефициты, в региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Методист может выявить профессиональные затруднения педагогов с помощью опросного листа по выявлению профессиональных затруднений педагогического работника общеобразовательной организации (Приложение 1). В деятельности региональных методических активов по сопровождению педагогических работников в процессе реализации ФГОС НОО и ФГО ООО можно выделить следующие направления: – организационно-подготовительные мероприятия; – информационное сопровождение; – методическое сопровождение; – аналитическая деятельность. 3.1. Организационно-подготовительные мероприятия В перечень организационно-подготовительных мероприятий регионального методиста целесообразно включить анализ потребностей в курсовой подготовке и организацию курсовой подготовки педагогов, выходы в образовательные организации или дистанционные консультации, а также проектирование плана мероприятий с педагогами, реализующими обновленные ФГОС. Прежде всего, региональный методист составляет список педагогов, которые с 1 сентября 2022 г. переходят на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО. В этом списке необходимо отметить тех, кто не прошел курсовую подготовку. До 1 сентября необходимо организовать для педагогов курсы повышения квалификации в любом удобном формате. Если в регионе есть учителя, не прошедшие курсовую подготовку, а курсы по обновленным ФГОС не предусмотрены, можно проанализировать программы в Федеральном реестре образовательных программ дополнительного профессионального образования на Едином федеральном портале дополнительного профессионального педагогического образования (https://dppo.apkpro.ru/registry) и записать на обучение по ним учителей или помочь педагогам зарегистрироваться на обучение по реализуемым программам повышения квалификации. Во-вторых, региональный методист определяется с формой планирования и разрабатывает проект плана своих выходов в образовательные организации для научно-методического сопровождения педагогов, которые будут внедрять обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО с 1 сентября. Если нет возможности посетить общеобразовательные организации, необходимо запланировать дистанционные консультации и ознакомить учителей с планом консультаций. И, наконец, региональный методист может подготовить план работы по сопровождению педагогов, реализующих обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО, включив в план мониторинг результатов научно-методического сопровождения. Если в регионе много молодых специалистов, целесообразно подготовить отдельный план работы по сопровождению молодых педагогов, которым предстоит начать работу по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО с 1 сентября, или выделить отдельный раздел в годовом плане работы. 3.2. Информационное сопровождение Необходимо до 1 сентября запланировать мероприятие, на котором региональный методист сможет проинформировать учителей об отличии действующих ФГОС от обновленных. Методист организует информационное сопровождение с учетом методических событий, которые запланированы региональным министерством образования. Если в регионе предусмотрена или уже организована горячая линия, рекомендуем региональному методисту принять активное участие в ее работе. Можно систематизировать вопросы педагогов и подготовить пост с ответами на актуальные вопросы для публикации. По согласованию с управленческой командой ЦНППМ / ИРО, ИПК региональный методист может проводить систематическую подготовку и публикацию постов на официальном сайте ЦНППМ / ИРО, ИПК, в социальных сетях и Telegram-канале с ответами на вопросы, интересующие учителей. Если горячая линия не предусмотрена, можно собрать вопросы на встречах с педагогами: семинарах, консультациях, также систематизировать их и опубликовать ответы. Если в регионе определены данные организации-оператора для обеспечения координации деятельности по внедрению обновленных ФГОС, известны контактные данные сотрудника или сотрудников, ответственных за методическое сопровождение учителей, внедряющих обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО, о региональных методистах, которые могут оказать методическую помощь учителям-предметникам, необходимо также донести эту информацию до учителей. Региональному методисту необходимо до 1 сентября запланировать постоянно действующие семинары (в том числе в дистанционном режиме) по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО и проинформировать учителей о графике проведения этих семинаров. Также в график можно включить региональные научно-практические конференции, педагогические чтения, вебинары по проблемам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО и расписание индивидуальных консультаций методистов соответствующей предметной области или учебного предмета, а также график выездов в образовательные организации или график дистанционных консультаций. Вся актуальная информация с графиками мероприятий, выездов и консультаций, а также с контактными данными региональных методистов должна быть постоянно доступна педагогам на официальном сайте ЦНППМ / ИРО, ИПК, в социальных сетях и Telegram-канале. 3.3. Методическое сопровождение Региональный методист, проектируя мероприятия по методическому сопровождению деятельности педагогов, которые будут внедрять обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО с 1 сентября, может запланировать 2 экстренных мероприятия. Первое – организация вебинаров, практических групповых занятий, индивидуальных консультаций и др. по работе с порталом Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/) с целью поддержки педагогов, которые испытывают затруднения по освоению конструктора рабочих программ. Второе – организация мероприятий с региональными предметными ассоциациями и региональным учебно-методическим объединением по обновлению учебно-методической документации. Указанные выше мероприятия необходимо завершить до 1 сентября. Остальные методические мероприятия можно планировать на учебный год. Региональному методисту для повышения качества методического сопровождения рекомендуется принять активное участие в педагогических советах, методических, предметных и метапредметных неделях образовательных организаций своего региона, а также в работе муниципальных и школьных методических объединений для обсуждения проблем педагогов и оказания квалифицированной адресной научно- методической поддержки педагогам. Для обсуждения в ходе групповой работы, на заседаниях методических объединений, целесообразно включить в план работы следующие темы: «Изменение оценочной деятельности в образовательной организации в связи с внедрением обновленных ФГОС НОО и ФНОС ООО. Развитие внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)»; «Изменение требований к предметным результатам в рамках реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО»; «Использование электронных средств обучения и дистанционных технологий для повышения качества образовательной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО»; «Методический инструментарий учителя-предметника: подборка методических материалов, электронных ресурсов и нормативных документов для организации образовательной деятельности по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО»; «Новые требования ФГОС НОО и ФГОС СОО к психолого- педагогическому сопровождению образовательной деятельности»; «Новые формы занятий внеурочной деятельностью, которые учитель может реализовать в рамках внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО» и др. Региональный методист может включить в годовой план работы посещение и анализ уроков учителей, работающих по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО, с целью определения профессиональных затруднений и оказания методической поддержки. Методист окажет педагогам реальную практическую помощь, организовав взаимопосещение уроков учителями, работающими по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО, в рамках одного методического направления и между различными методическими направлениями с последующим анализом профессиональных дефицитов и поиском способов их преодоления. Особенно актуально посещение и взаимопосещение уроков для молодых специалистов. С целью поддержки молодых специалистов, начавших с 1 сентября 2022 г. реализацию обновленных ФГОС, запланируйте развитие системы наставничества, оказания помощи и профессионального роста молодых педагогов. Для оказания помощи учителям в преодолении профессиональных дефицитов региональный методист может сопровождать деятельность образовательных организаций по разработке методических материалов для дальнейшего совершенствования методов и приемов достижения образовательных результатов и оценочной деятельности в рамках обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО. 3.4. Аналитическая деятельность Аналитическая деятельность регионального методиста включает 3 компонента. 1. Выявление уровня готовности учителей к началу внедрения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО и проведение мониторинга подготовки рабочих программ, оценочных материалов и др. Выявление профессиональных затруднений (дефицитов) лучше сделать до 1 сентября 2022 г., чтобы успеть оказать помощь педагогам. 2. Оценка качества образовательной деятельности в контексте внедрения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в течение учебного года , особенно качества подготовки и проведения уроков. 3. Планирование деятельности по корректировке направлений и форм методического сопровождения учителей на основе результатов мониторинга в течение учебного года. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет ряд компетенций образовательной организации в установленной сфере деятельности, среди которых разработка и принятие внутренних локальных нормативных актов. До начала организации научно-методического сопровождения педагогических работников, внедряющих обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО, необходимо проанализировать сайты образовательных организаций и ознакомиться с содержанием следующих локальных нормативных актов: 1. Положение о рабочей программе. 2. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 3. Положение о паспорте учебного кабинета. В помощь педагогам, проектирующим рабочие программы по обновленным ФГОС, разработан портал Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/). На нем регулярно публикуется информация о новых просветительских мероприятиях и методических материалах (раздел «Новости»), размещены видеоуроки (раздел «Видеоуроки»), примерные программы по учебным предметам (раздел «Рабочие программы»), действует конструктор для подготовки рабочей программы (раздел «Конструктор рабочих программ»). В начале методических мероприятий каждый методист проводит обзор новых материалов портала, а также представляет ответы на вопросы о подготовке рабочих программ в еженедельный план до 1 сентября 2022 года. До начала работы по анализу рабочих программ педагогов методисту необходимо изучить конструктор рабочих программ. На портале Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/) размещена видеоинструкция по работе с конструктором (https://www.youtube.com/watch?v=O8YmtcFEOYM). 3.4.1. Анализ рабочих программ учебных предметов Анализ рабочих программ может осуществляться методистом как при непосредственном посещении образовательной организации, так и дистанционно через официальный сайт образовательной организации или дистанционные индивидуальные консультации с учителями. Методист организует сопровождение педагога таким образом, чтобы были учтены следующие позиции: соответствует ли оформление и порядок утверждения рабочих программ локальным нормативным актам образовательной организации, а количество часов в рабочей программе – количеству часов в учебном плане, в классном журнале и расписании уроков. Детально регулирует оформление рабочей программы локальный акт, например, Положение о рабочей программе. В нем зафиксированы требования к рабочим программам: примерный объем, структура, правила оформления, порядок рассмотрения и утверждения рабочих программ. Во время анализа документации педагогов методисту необходимо обратить внимание на то, чтобы рабочие программы были созданы на портале Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/) в конструкторе рабочих программ. У программы, созданной на портале, на титульном листе будет уникальный ID-номер (например, ID-787842). Создание программы в конструкторе рабочих программ на портале Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/) гарантирует соблюдение требований обновленных ФГОС к содержанию и структуре рабочей программы, т.к. конструктор рабочих программ генерирует текст пояснительной записки, содержание учебного предмета и образовательные результаты в соответствии с примерной рабочей программой. Эти разделы автоматически размещаются в тексте конструктором рабочих программ и не редактируются учителем во время подготовки рабочей программы. Также методисту необходимо обратить внимание на то, что тематическое планирование в рабочих программах, созданных учителями на портале Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/), автоматически содержит следующие графы:  номер по порядку;  наименование разделов тем и программ;  количество часов (всего, контрольные работы, практические работы);  дата изучения;  виды деятельности;  виды, формы контроля;  электронные (цифровые) образовательные ресурсы. Наименование разделов и тем, количество часов на их изучение (графа «Всего») отображается в конструкторе рабочих программ автоматически и соответствует примерной рабочей программе по каждому предмету. Учитель может перераспределить количество часов на изучение каких-либо тем, поменять порядок изучения тем в разделе или порядок изучения разделов. Если количество часов на раздел будет ошибочным (больше или меньше необходимого), то конструктор рабочих программ выделит его красным. Сумма часов по программе также контролируется в конструкторе рабочих программ. Методисту можно обратить внимание на показатель «Общее количество часов по программе». Этот показатель строго соответствует примерной рабочей программе и не редактируется в конструкторе рабочих программ. Методисту необходимо провести анализ контрольных работ по учебным предметам. Контрольные работы педагоги включают в рабочие программы, исходя из учебно-методических комплектов (УМК), которые рекомендует Министерство просвещения Российской Федерации. Если в УМК нет контрольных работ, учитель планирует их в соответствии с локальным актом, который закрепляет нормы контрольных работ в образовательной организации (это может быть Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся). Итоговая комплексная работа на межпредметной основе планируется в каждом классе в конце учебного года (в апреле–мае). В журнале необходимо проверить, чтобы учитель обязательно оценил результаты каждого обучающегося на итоговой работе. Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором ограничили объем оценочных процедур: можно проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели, при этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году (Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году направлены письмом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06 августа 2021 г. № СК-228/03). Рекомендации к объему оценочных процедур учтены в конструкторе рабочих программ. Если учитель во время проектирования рабочей программы в конструкторе рабочих программ превышает количество часов на контрольные работы, то ячейка в таблице тематического планирования будет красной. Учитель не сможет выгрузить программу в формате .doc или .pdf, если в ней будут ошибки в количестве часов на изучение темы, разделов и в проведении контрольных работ. Далее в течение учебного года методист анализирует совпадение числа запланированных контрольных работ с проведенными. В случае несовпадения оказывает помощь учителю в корректировке программы, организации изучения тем и выполнения контрольных работ. Корректировка рабочих программ предусмотрена в конструкторе рабочих программ на портале Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/). Анализ лабораторных, практических работ осуществляется по таким учебным предметам, как обществознание, география, информатика, физика, химия, биология. Содержание предметов география, химия, физика предусматривает обязательное количество практических работ, за которые отметки выставляются всем обучающимся. Методист проверяет содержание граф «Виды деятельности», «Виды, формы контроля», «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы» в тематическом планировании. В этих разделах учителя могут размещать информацию по своему усмотрению. В содержании рабочей программы необходимо проанализировать использование системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию при реализации программы: организовал ли педагог проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся; способствовал ли их духовно-нравственному развитию. Дополнительно к тематическому планированию учитель в рабочей программе оформляет поурочное планирование в виде таблицы, которая автоматически включает следующие разделы:  номер по порядку;  тема урока;  количество часов (всего, контрольные и практические работы);  дата изучения;  виды, формы контроля. Для заполнения поурочного планирования педагог использует тематический классификатор (https://tc.edsoo.ru/), размещенный на портале Единое содержание общего образования. Определение количества часов в поурочном планировании аналогично определению количества часов в тематическом планировании. В разделе рабочей программы «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» педагог может выбрать из списка обязательные учебные материалы для обучающегося и добавить перечни «Методические материалы для учителя» и «Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет». В своей работе педагоги широко используют различные дополнительные ресурсы. Методист может провести анализ программно- методического сопровождения, используемого педагогом с точки зрения функциональности таких ресурсов:  методической литературы;  интернет-ресурсов;  методических материалов официальных сайтов издательств;  информации, размещаемой в профессиональных группах в социальных сетях. Аналогично педагог заполняет раздел «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса». Он вводит информацию в подразделы «Учебное оборудование», которое содержит перечень учебников, и «Оборудование для проведения лабораторных, практических работ, демонстраций». Учитель выбирает учебник из автоматического актуального перечня учебников, уже заложенного в конструктор рабочих программ на портале Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/). Уточнить учебники из федерального перечня методист и учитель могут на сайте Федеральный перечень учебников (https://fpu.edu.ru/) Минпросвещения России. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса учителя заполняют в соответствии с оснащением образовательной организации и с учетом информации, содержащейся в паспорте учебного кабинета (паспорт может быть регламентирован Положением о паспорте учебного кабинета в образовательной организации). Кроме рабочей программы методисту необходимо проанализировать, подготовил ли педагог систему оценки результатов обучающихся и оценочные материалы. Каждый планируемый результат должен быть зафиксирован. Для этого учитель может предусмотреть контрольную работу, диктант, изложение, тест, заполнение анкеты или опросника и др. Учителя составляют оценочные материалы по всем учебным предметам, которые входят в учебный план, и в них должны быть критерии оценивания работ обучающихся. Например, для оценки результатов текущей успеваемости на уроках технологии педагог может использовать проект как форму оценочного материала. На уроках физической культуры учитель может проводить тестирование физических навыков обучающихся. Качество оценочных материалов можно проанализировать с помощью экспертного заключения по результатам проведения анализа качества оценочных материалов рабочей программы (Приложение 2). Методист может заполнить форму экспертного заключения и сделать выводы. 3.4.2. Анализ планов-конспектов (технологических карт) уроков (внеурочных занятий) Методист может осуществлять анализ планов-конспектов (технологических карт) уроков (внеурочных занятий) для качественного осуществления контроля за образовательной деятельностью учителя при посещении учебных занятий. Необходимость педагогу иметь планы-конспекты (технологические карты) уроков и (или) занятий внеурочной деятельности может быть установлена на уровне образовательной организации. При этом локальные нормативные акты, соблюдение которых является для педагогического работника обязательным, не должны идти вразрез с правами и обязанностями педагогических работников, закрепленными в трудовых договорах и должностных инструкциях (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В п. 5 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ по соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях. В должностной инструкции педагогического работника можно зафиксировать обязанность разрабатывать на каждое учебное занятие (урочное и (или) внеурочное) планы-конспекты (поурочные планы, технологические карты и т. п.). План-конспект/технологическая карта урока (занятия) оформляется в произвольной форме либо в форме, утвержденной образовательной организацией. Методист может оценить план-конспект/технологическую карту урока (занятия) по основным четырем направлениям: целеполагание, организация деятельности обучающихся, оценка и рефлексия, информационное и техническое обеспечение, обеспечение условий охраны здоровья обучающихся. После анализа плана-конспекта/технологической карты урока методист может воспользоваться формой экспертного заключения (Приложение 3). Основная задача анализа урока – понять, реализует ли учитель системно- деятельностный подход к обучению в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ФГОС ООО или ориентирован на пассивное восприятие обучающимися учебной информации с последующим воспроизведением, реализует ли педагог все виды деятельности, виды, формы контроля, использует ли электронные (цифровые) образовательные ресурсы, заявленные в поурочном планировании рабочей программы. 3.4.3. Анализ классных журналов Заполнение журнала успеваемости учителем относится к «другой педагогической работе», предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями педагогического работника (подп. «г» п. 1.2 приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536). Журналы успеваемости могут быть на бумажном носителе и в электронном виде. Независимо от формы журнала успеваемости в нем фиксируют:  списочный состав класса;  название предмета (как указано в учебном плане);  даты проведения и темы уроков;  домашнее задание;  отметки, которые получили обучающиеся в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации;  итоговые отметки;  вид работы (например, словарный диктант, контрольная работа). При анализе журнала методист видит, как учителя записывают темы. Темы в журналах и в рабочей программе по учебному предмету должны совпадать. Методист может обратить внимание на то, как учитель реализует практическую часть и записывает в журнал темы лабораторных, практических и проектных работ. По географии, биологии, физике, химии, информатике программа включает обязательные практические работы. Необходимо уточнить, проводил ли их учитель на уроках. Методист анализирует результаты текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации. Конкретное обязательное количество отметок за период учебного года на федеральном уровне не установлено, но контролировать их количество в журнале нужно. Текущих отметок должно быть достаточно для того, чтобы:  провести промежуточную аттестацию в форме учета текущих оценок;  осуществлять индивидуальный учет успеваемости обучающихся;  информировать родителей о состоянии успеваемости обучающихся;  анализировать работу обучающихся на уроках и сравнивать ее с результатами контрольных работ. Методист может констатировать, все ли отметки за контрольные работы учителя выставили в сроки, указанные в локальном акте (Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся) и записали ли тему работы. Систематичность и регулярность в выставлении текущих отметок – показатель того, что обучающиеся активны на уроках, а педагог использует разнообразные формы оценивания. Отметки по результатам промежуточной аттестации выставляют в конечном столбце записей журнала за аттестуемый период после даты последнего проведенного в этот период урока. Результаты промежуточной аттестации педагоги фиксируют так, как устанавливает локальный акт образовательной организации (Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся). Обычно используется пятибалльная оценочная шкала, так как она позволяет единообразно фиксировать и обрабатывать результаты промежуточной аттестации, сводить их и включать в отчет о самообследовании. Пятибалльная система позволяет сохранить единообразие в фиксации результатов обучения на всей территории России. Оценочные шкалы, отличные от пятибалльной, могут применяться, когда оцениваются:  работа обучающегося над индивидуальным проектом;  результаты освоения программ внеурочной деятельности;  результаты освоения курсов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Если применяются другие оценочные шкалы, то это должно быть закреплено в локальном нормативном акте образовательной организации (Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся). В 2020 году Рособнадзор рекомендовал образовательной организации самостоятельно определить, как использовать результаты всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) (Методические рекомендации, направленные письмом Рособрнадзора от 10 февраля 2020 г. № 13-35). Если образовательная организация сочтет нужным учитывать результаты ВПР и национальных исследований качества образования (НИКО) в рамках текущего контроля успеваемости, то это должно быть закреплено в локальном акте, например, в Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Если учитель будет засчитывать результаты как отметки за контрольные, то он должен выставить их в классный журнал. Таким образом, региональный методист, входящий в состав регионального методического актива, и занимающийся сопровождением педагогических работников в процессе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО, должен системно планировать деятельность по организации сопровождения учителей в процессе реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО, учитывая все направления, названные выше, по чек-листу. Чек-лист для планирования деятельности методиста по организации сопровождения учителей в процессе реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО № Результат научно-методического сопровождения педагогов в процессе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО Сроки Отметка о полноте достижения результата Полностью Частично Слабо Не достигнут* Организационно-подготовительные мероприятия 1 Подготовка к научно-методическому сопровождению педагогов – прохождение курсов ПК (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» и / или в рамках лицензионного соглашения с региональной организацией дополнительного профессионального образования) До 1 сентября 2022 г. № Результат научно-методического сопровождения педагогов в процессе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО Сроки Отметка о полноте достижения результата Полностью Частично Слабо Не достигнут* 2 Формирование списка педагогических работников по учебному предмету / предметной области, перешедших на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО До 1 сентября 2022 г. 3 Выявление педагогических работников, не прошедших курсы ПК по внедрению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО и организация курсовой подготовки в ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» и / или в рамках лицензионного соглашения с региональной организацией дополнительного профессионального образования До 1 сентября 2022 г. 4 Проектирование выходов методистов в образовательные организации для научно-методического сопровождения (дистанционных консультаций) педагогов, которые будут внедрять обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 До 1 сентября 2022 г. № Результат научно-методического сопровождения педагогов в процессе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО Сроки Отметка о полноте достижения результата Полностью Частично Слабо Не достигнут* 5 Планирование цикла мероприятий (вебинаров, практических групповых занятий, индивидуальных консультаций и др.) по работе с порталом Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/) для информирования педагогов о нормативных документах и освоении конструктора рабочих программ с целью подготовки рабочих программ До 1 сентября 2022 г. 6 Подготовка плана работы по сопровождению педагогов, реализующих обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО, планирование системы мониторинга результатов научно-методического сопровождения До 1 сентября 2022 г. 7 Подготовка плана работы по сопровождению молодых педагогов, которым предстоит начать работу по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 До 1 сентября 2022 г. Информационное сопровождение № Результат научно-методического сопровождения педагогов в процессе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО Сроки Отметка о полноте достижения результата Полностью Частично Слабо Не достигнут* 7 Информирование учителей об изменениях нормативных документов До 1 сентября 2022 г. 8 Информирование учителей об организации внедрения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в субъекте Российской Федерации: – данные организации-оператора, определенной для обеспечения координации деятельности по внедрению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО (далее – организация- оператор); – о сотруднике (его контактных данных) организации-оператора, ответственном за методическое сопровождение учителей, внедряющих обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО; – о региональных методистах, обеспечивающих взаимодействие с учителями, по соответствующей предметной области; До 1 сентября 2022 г. № Результат научно-методического сопровождения педагогов в процессе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО Сроки Отметка о полноте достижения результата Полностью Частично Слабо Не достигнут* – о проведении постоянно действующих семинаров (в том числе в дистанционном режиме) по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО; – о проведении региональных научно- практических конференций, педагогических чтений, вебинаров по проблемам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО; – о расписании индивидуальных консультаций методистов, о методистах, обеспечивающих взаимодействие с учителями по соответствующей предметной области, о графике выездов в образовательные организации или графике дистанционных консультаций Методическое сопровождение 9 Организация мероприятий (вебинары, практические групповые занятия, индивидуальные консультации и др.) по работе с порталом Единое содержание общего образования До 1 сентября 2022 г. № Результат научно-методического сопровождения педагогов в процессе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО Сроки Отметка о полноте достижения результата Полностью Частично Слабо Не достигнут* (https://edsoo.ru/) с целью поддержки педагогов, которые испытывают затруднения по освоению конструктора рабочих программ 10 Организация мероприятий с региональными предметными ассоциациями и региональным учебно- методическим объединением по обновлению учебно-методической документации До 1 сентября 2022 г. 11 Посещение и анализ уроков учителей, работающих по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО с целью оказания научно-методической поддержки и определения профессиональных затруднений В течение учебного года 12 Организация взаимопосещения уроков учителями, работающими по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО, в рамках одного методического направления и между различными методическими направлениями В течение учебного года № Результат научно-методического сопровождения педагогов в процессе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО Сроки Отметка о полноте достижения результата Полностью Частично Слабо Не достигнут* 13 Консультирование и выходы в образовательные организации: изучение системы работы педагогов по организации достижения образовательных результатов обучающихся, планов развития учебных кабинетов, развития современная информационно -образовательной среды и др. В течение учебного года 14 Сопровождение деятельности образовательных организаций по разработке методических материалов с целью совершенствования методов и приемов достижения образовательных результатов и оценочной деятельности в рамках обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО В течение учебного года 15 Участие в педагогических советах с целью анализа достигнутых промежуточных результатов реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО и выявления затруднений педагогов для дальнейшей Не менее 2 раз в учебном году № Результат научно-методического сопровождения педагогов в процессе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО Сроки Отметка о полноте достижения результата Полностью Частично Слабо Не достигнут* корректировки научно-методического сопровождения учителей 16 Участие в работе горячей линии субъекта Российской Федерации по вопросам внедрения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО В течение учебного года 17 Участие в формировании и развитии системы наставничества для оказания помощи и профессионального роста молодых педагогов, работающих по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО В течение учебного года Аналитическая деятельность 18 Мониторинг готовности учителей к началу внедрения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО: подготовка рабочих программ, оценочных материалов и др. Выявление профессиональных затруднений (дефицитов) До 1 сентября 2022 г. 19 Мониторинг образовательной деятельности в контексте внедрения обновленных ФГОС НОО и ФГОС В течение учебного года № Результат научно-методического сопровождения педагогов в процессе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО Сроки Отметка о полноте достижения результата Полностью Частично Слабо Не достигнут* ООО. Выявление профессиональных затруднений (дефицитов) в подготовке и проведении уроков 20 Корректировка направлений и форм научно-методического сопровождения учителей на основе результатов мониторинга В течение учебного года *Если результат маркируется отметкой «не достигнут», необходимо сформулировать комментарий к пункту и пути достижения. Комментарий к пунктам с отметкой результата «не достигнут»:________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________ Приложение 1 к Методическим рекомендациям для методических служб по сопровождению учителей в процессе реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования Опросный лист по выявлению профессиональных затруднений педагогического работника общеобразовательной организации _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Показатели Затруднения Нет. Могу поделиться опытом Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да. Хотелось бы получить помощь Общепедагогические затруднения 1. Знание и применение нормативно-правовых документов: Показатели Затруднения Нет. Могу поделиться опытом Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да. Хотелось бы получить помощь - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - ФГОС (НОО, ООО, СОО) - обновленные ФГОС НОО, ООО - федеральный перечень учебников - порядок проведении ГИА по образовательным программам ООО и СОО - стратегии и концепции (по направлению деятельности) 2. Ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов 3. Использование здоровьесберегающих технологий 4. Измерение образовательных результатов внеурочной деятельности Показатели Затруднения Нет. Могу поделиться опытом Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да. Хотелось бы получить помощь 5. Планирование своего рабочего времени для достижения результата 6. Проведение рефлексии своей профессиональной деятельности, корректировка по результатам самооценки и внешней оценки Методические затруднения 1. Разработка рабочих программ 2. Выбор учебников и учебно- методической литературы в соответствии с требованиями ФГОС, в т.ч. обновленных ФГОС НОО и ООО 3. Составление и корректировка поурочного планирования 4. Формирование индивидуального учебного плана 5. Знание типологии уроков по ФГОС Показатели Затруднения Нет. Могу поделиться опытом Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да. Хотелось бы получить помощь 6. Структура урока в соответствии с типологией 7. Применение современных образовательных технологий при реализации ФГОС 8. Использование разнообразных форм организации работы на уроке 9. Составление плана, технологической карты урока 10. Создание условий для достижения всеми обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы 11. Методы и приемы мотивации обучающихся 12. Формирование универсальных учебных действий 13. Формирование навыков самооценки и рефлексии у Показатели Затруднения Нет. Могу поделиться опытом Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да. Хотелось бы получить помощь обучающихся 14. Обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся (знание СанПиН) 15. Применение специальных педагогических подходов и методов обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ 16. Разработка и реализация адаптированных образовательных программ (АОП) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС ОВЗ) 17. Организация и сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (в том числе выполнение индивидуального проекта) 18. Проведение диагностики уровня достижения планируемых Показатели Затруднения Нет. Могу поделиться опытом Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да. Хотелось бы получить помощь результатов освоения ООП 19. Оценка уровня достижения обучающимися предметных, метапредметных, личностных результатов освоения ООП 20. Оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся 21. Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов 22. Банк оценочных процедур 23. Внутренняя и внешняя оценка качества образования 24. Организация индивидуальной работы с одаренными обучающимися и обучающимися, имеющими трудности в обучении Психолого-педагогические затруднения 1. Знание и учет возрастных особенностей обучающихся при Показатели Затруднения Нет. Могу поделиться опытом Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да. Хотелось бы получить помощь отборе содержания, форм и методов обучения 2. Знание и применение диагностических методов оценки развития различных сторон психики личности школьника 3. Организация сотрудничества с педагогом-психологом и социальным педагогом Информационные затруднения 1. Использование возможностей информационно- коммуникационных технологий при осуществлении самостоятельного поиска и анализа информации, проведении уроков: - работа с конструктором рабочих программ на портале Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/constructor/) Показатели Затруднения Нет. Могу поделиться опытом Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да. Хотелось бы получить помощь - работа с текстовыми редакторами - электронными таблицами - электронной почтой - браузерами 2. Работа с электронными учебниками 3. Создание презентаций 4. Применение дистанционных образовательных технологий (для проведения уроков, внеурочной деятельности, коррекционной работы, работы с одаренными детьми и др.) Коммуникативные затруднения 1. Обобщение, описание и представление своего педагогического опыта 2. Способность разрешать конфликтные ситуации, оказывать поддержку партнерам по общению Показатели Затруднения Нет. Могу поделиться опытом Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да. Хотелось бы получить помощь в проблемных и кризисных ситуациях 3. Участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, подготовка публичного выступления 4. Представление опыта работы через участие в конкурсах профессионального мастерства 5. Взаимодействие с коллегами с целью: - обмена опытом - организации совместной деятельности - наставничества 6. Взаимодействие с родителями обучающихся (в том числе индивидуальное консультирование родителей) 7. Владение основами профессиональной речевой Показатели Затруднения Нет. Могу поделиться опытом Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да. Хотелось бы получить помощь культуры Выводы: __________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Приложение 2 к Методическим рекомендациям для методических служб по сопровождению учителей в процессе реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования Экспертное заключение по результатам проведения анализа качества оценочных материалов рабочей программы Экспертиза проводилась в отношении рабочей программы ________________ __________________________________________________________________ (название программы с указанием предмета/курса, класса) Автор-составитель / разработчик оценочных материалов:_________________ Результаты экспертизы Предмет экспертизы Фактический показатель Да Нет Оценочные материалы разработаны по каждому разделу тематического планирования рабочей программы Оценочные материалы содержат пояснительную записку, КИМ и систему выставления отметок Спецификация КИМ имеется Кодификатор оцениваемых результатов имеется КИМ соответствуют содержанию раздела тематического планирования рабочей программы Предмет экспертизы Фактический показатель Да Нет КИМ включают задания на проверку только предметных образовательных результатов КИМ включают задания на проверку предметных и метапредметных образовательных результатов Система выставления отметок изложена доступным языком В системе выставления отметок предусмотрен перевод одной оценочной шкалы в другую Система выставления отметок не противоречит действующим локальным нормам Экспертное заключение (выбрать необходимое): 1. Оценочные материалы разработаны в соответствии с реализуемым ФГОС / не соответствуют реализуемому ФГОС. 2. Оценочные материалы могут использоваться для реализации рабочей программы без доработки / при условии доработки / не пригодны к использованию для реализации рабочей программы. ________________ _________________________ _______________ Дата проведения экспертизы Должность, фамилия, инициалы эксперта Подпись, расшифровка Приложение 3 к Методическим рекомендациям для методических служб по сопровождению учителей в процессе реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования Экспертное заключение по результатам посещения урока (занятия) или анализа технологической карты/плана-конспекта урока (занятия) № Критерии Количество баллов (min/max) Фактически выставленные баллы I. Целеполагание 1. Цель урока (занятия) сформулирована совместно с обучающимися (использован проблемный метод, смысловая догадка, метод ассоциаций, иное) 0–1 2. Цель урока (занятия) диагностируема, достижима 0–2 3. Цель урока (занятия) сформулирована четко и доступна для понимания обучающимся 0–1 4. Поставленные задачи соответствуют достижению цели, являются необходимыми и достаточными 0–2 Итого по разделу: 0–6 № Критерии Количество баллов (min/max) Фактически выставленные баллы II. Организация деятельности обучающихся на уроке (занятии) 1. Используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности обучающихся, диалоговые технологии 0–2 2. Имеются блоки самостоятельного получения знаний обучающимися 0–1 3. Организована проектная/учебно- исследовательская деятельность обучающихся 0–2 4. Задания предусматривают учет индивидуальных особенностей и интересов обучающихся, дифференциацию и индивидуализацию обучения, в том числе возможность выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности (вывод делается на основании плана- конспекта/технологической карты урока (занятия) (занятия) и приложений к нему) 0–3 5. Содержатся задания на формирование/развитие/ 0–3 № Критерии Количество баллов (min/max) Фактически выставленные баллы совершенствование универсальных учебных действий 6. Имеются задания, направленные на формирование положительной учебной мотивации, в том числе учебно- познавательных мотивов 0–1 7. Предусмотрено использование разнообразных способов и средств обратной связи 0–1 8. Предусмотренные задания являются необходимыми и достаточными для достижения цели урока (занятия) 0–1 8. Выбор используемых методов и приемов оправдан 0–1 9. Выбранный тип урока (занятия) соответствует поставленной цели, структура урока (занятия) логична, этапы взаимосвязаны 0–2 Итого по разделу: 0–17 III. Оценка и рефлексия 1. Используется формирующее (критериальное) оценивание 0–1 2. Предусмотрена разработка/обсуждение критериев оценки деятельности с обучающимися 0–1 3. Организована взаимооценка/самооценка 0–2 № Критерии Количество баллов (min/max) Фактически выставленные баллы 4. Даются комментарии выставленных отметок 0–1 5. Организована рефлексия с учетом возрастных особенностей обучающихся (оценка новизны, сложности, полезности выполненных заданий, уровня достижения цели урока (занятия), степени выполнения поставленных задач, полученного результата и деятельности, взаимодействия, иное) 0–2 6. Практическая значимость знаний и способов деятельности 0–1 7. Соответствие содержания урока (занятия) планируемым результатам 0–2 Итого по разделу: 0–10 IV. Информационное и техническое обеспечение 1. Предусмотрено использование условно-изобразительной наглядности (знаково-символические средства, модели и др.), использование наглядности целесообразно 0–2 2. Предусмотрено использование ИКТ- технологий, применение технологий целесообразно 0–2 № Критерии Количество баллов (min/max) Фактически выставленные баллы 3. Используемая наглядность функциональна, (используется для решения определенной учебной задачи). Средства обучения используются целесообразно с учетом специфики программы, возраста обучающихся 0–2 4. Предусмотрено использование разнообразных справочных материалов (словарей, энциклопедий, справочников) 0–2 5. Предусмотрено использование электронных учебных материалов и ресурсов Интернета 0–1 6. Предусмотрено использование материалов разных форматов (текстов, таблиц, схем, графиков, видео, аудио) 0–2 7. Обучающимися используется технологическая карта урока (занятия) 0–1 Итого по разделу: 0–12 V. Обеспечение условий охраны здоровья обучающихся 1. Предусмотрено чередование различных видов деятельности 0–1 2. Предусмотрены динамические паузы (физкультминутки) и (или) проведение комплекса упражнений для профилактики сколиоза, утомления глаз 0–2 № Критерии Количество баллов (min/max) Фактически выставленные баллы Итого по разделу: 0–3 ВСЕГО БАЛЛОВ Max. 48 Обработка результатов Результат посещения урока (занятия) (занятия): 0–24 балла – на уроке не реализован системно-деятельностный подход (низкий уровень соответствия урока (занятия) требованиям ФГОС). 25–36 баллов – на уроке не в полном объеме реализован системно- деятельностный подход (средний уровень соответствия урока (занятия) требованиям ФГОС). 37–48 баллов – на уроке полностью реализован системно- деятельностный подход (высокий уровень соответствия урока (занятия) требованиям ФГОС). Результат экспертизы технологической карты/плана-конспекта урока (занятия) (занятия): 0–24 балла – не соответствует требованиям ФГОС, необходимо вернуться к технологической карте и поработать над ней еще раз. 25–36 баллов – частично соответствует требованиям ФГОС, необходимо вернуться к технологической карте урока (занятия) и усовершенствовать её. 37–48 баллов – соответствует требованиям ФГОС, не требует корректировки. ________________ _________________________ _______________ Дата проведения экспертизы Должность , фамилия, инициалы эксперта Подпись, расшифровка