Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
SharePoint

Skip Navigation Linksурок географии

Оборудование урока:

Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером , таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки

Ход урока:

1. Организационный момент: Наше путешествие мы начинаем стихами Киплинга (в переводе Маршака).

На далёкой Амазонке
Не бывал я никогда.
Только “Дон” и “Магдалина” –
Быстроходные суда –
Только “Дон” и “Магдалина”
Ходят по морю туда
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию
И я хочу в Бразилию, к далёким берегам!
Никогда вы не найдёте
В наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей!
Увижу ли Бразилию, Бразилию, Бразилию
Увижу ли Бразилию до старости моей?

 

Учитель:  Дорогие, ребята!  Сегодня у нас будет урок- путешествие. Я – ваш экскурсовод. Вы –  юные путешественники. Но наша экскурсия не совсем обычная. Для начала необходимо проверить как вы готовы к экскурсии, проверить домашнее задание.

2. Проверка  домашнего задания.

Работа с климатограммами. Фронтальный опрос по теме: «Климат» .

 

ü  Какой Ю.Америка – материк, с точки зрения климата.?

ü  Какой новый климатический пояс появляется в Ю.Америке по сравнению с Африкой  и Австралией?

ü   Какое влияние оказывает   рельеф на климат Южной Америки?

ü  Почему вдоль западного склона  Анд выпадает мало осадков, несмотря на близость океана?

ü  В каких климатических  поясах находится Южная Америка? Учащиеся по цепочке отвечают на вопросы учителя.

 

3. Изучение нового материала:

Итак, мы начинаем наше путешествие.  Все смотрим на слайд. Материк напоминает нам гроздь винограда.

. Учащиеся: Это -  Южная Америка.

На экране открывается слайд № 1-Внутренние воды Южной Америки.

Учитель:  И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам.

Учитель: Сделайте первые заметки, запишите тему урока. Слайд №2- задачи нашего урока.

цель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами и водопадами  Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их.

Слайд № 3– Очертания материка с крупными речными системами и озёрами.

Учитель: А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.

  • Что вы можете сказать о речной системе материка?

Учащиеся: На материке много рек.

  • А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?

Учащиеся: Климат и рельеф.
Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами.

Слайд № 4 – заголовок –Внутренние воды  Южной Америки(которые имеются на материке):подземные воды, озера, реки и т.д.

Учитель:     Запишите  подзаголовок в тетрадь.

«Реки Южной Америки».

Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:

  • К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?

Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов.
Учитель:    

  • Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных  систем (объяснение причинно-следственных связей).

.учитель: Назовите крупные речные системы Южной Америки. Слайд№5

Учитель:  Внесите эти сведения к себе в тетради. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия.

Учитель:  Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему?

Учащиеся:  Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.

Учитель:   А теперь обратимся к изучению вопроса о самой крупной реке в мире- Амазонке. А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта. Это река Амазонка

 Слайд №7-11  – на данных слайдах содержится информация о природе Амазонки и рассказ о ней.

  • Как называется самый высокий водопад?

Учащиеся:  Водопад Анхель.

  • Как называется самый низкий водопад?

Учащиеся:  Водопад Игуасу.
Учитель: Об этих водопадах вы сегодня узнаем много интересного.

.

Это река Амазонка.

Учитель: . Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.

Укаяли.

В верховьях реки Укаяли - притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.

барранко.

Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду.

Учитель: вам необходимо выполнить следующее задание на данной остановке нашего необычного путешествия. Составить характеристику Амазонки по плану(приложение). У каждого учащегося листок с планом. После выполнения этого задания учащиеся озвучивают ответы.

Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – бот

Учитель: обратите внимание на обитателей  Амазонки . слайд№12-13.

Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки –  пираньи.

Слайд № 12– пираньи. Небольшой рассказ о них.
Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.

Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.

  • Кто такие кайманы?

Учащиеся:  Это вид крокодилов.
Слайд № 13 – кайман, 
В этих же водах обитает самая большая змея в мире.

  • Как она называется?

Учащиеся:  Это удав анаконда.
Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше.

А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река Парана.
Слайд № 14 – река Парана.

Парана.  

В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Наше путешествие по рекам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов.

  • С какими реками Южной Америки вы познакомились?
  • Какой тип питания у этих рек преобладает?
  • Почему на некоторых реках Южной Америки встречаются пороги и водопады?

(Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.) За каждый правильный ответ получают баллы.

Учитель:  Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего  не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в наши атласы. Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся:  Озёр на материке мало.

Учитель:  Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны, 
настолько они малы.  Давайте их
рассмотрим.

У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на         
самое большое по площади озеро.
Учащиеся:  озеро Маракайбо.
Учитель:  Верно, это озеро Маракайбо.

Маракайбо. Слайд №21-22-23.

Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах.                   
Оно находится на севере Южной Америки.
А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет           
важное значение для жизни людей этого материка.
Следующая наша остановка – озеро Титикака.


Учитель:  А теперь мы можем посмотреть, как выглядит это озеро.

 Слайд  № 17-18-19-20 – озеро Титикака (1).

Название озера в переводе с индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного
нагорья. По берегам озера живёт племя – уру.

Уру.

по мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора.

тотора.

Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь.

Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа.

У побережий озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут образовываться айсберги, когда вдруг с гор начинают сползать ледники. Таким примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины.

. Учитель: Наша экскурсия по озёрам Южной Америки заканчивается. Перейдем к последней и самой красивой и загадочной  остановке нашего путешествия- водопады Южной Америки. Слайд № 24– водопад Анхель.

Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.
Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так  был открыт  знаменитый водопад.

Слайд № 25 – водопад Игуасу.

Глоссарий – Игуасу.    (находим его на картах)

В переводе с индейского Игуасу – «большая вода».

Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275. У вас на партах информация с фотографиями этого водопада(см. приложение)

4. Проверка усвоения материала:

Учитель: я хочу вас поблагодарить за участие в нашем путешествии. Нам необходимо закрыть окно в наше путешествие для этого нужно выполнить ряд заданий.  1.

- Игра «Светофор» - «Я утверждаю, что …» (зеленый – согласны, красный – нет).Учащиеся поднимают зеленую карточку, если согласны, красный –нет. За это получают баллы на основании которых выставляются оценки.

+1.Распределение речной сети зависит от рельефа и климата.
+2.Ю.Америка – самый обводненный, т.е. богатый внутренними водами материк.
-3.Большинство рек Ю.Америки относится к бассейну Тихого океана.
+4.В Ю.Америке протекает самая полноводная река мира – Амазонка.
-5.Водопад Анхель был открыт английским путешественником Д.Ливингстоном.
-6.Водопад Игуасу – самый высокий водопад мира.
-7.Питание рек Ю.Америки – преимущественно снеговое.
+8.Озеро Титикака – самое большое высокогорное озеро мира.

 Следующее творческое задание выполняет группа №1- составление туристического маршрута по водопаду Игуасу.(материалы на партах). Группа №2-оформляет мини-стенгазету(информация на партах.(см. приложение). Группа №3 выполняют следующее задание: загадка.

На восток материка
С гор спускается река.
Нет нигде ее полней.
Двенадцать Енисеев в ней (Амазонка)
С плоскогорья - … (Парана)
Что на юг бежит она.
А на север одиноко
Течет речка… (Ориноко)
На притоке есть каскад
Знаменитый водопад … (Анхель)
Второй же не чета ему
На реке … (Игуасу)
А озер всего лишь два
(Очень трудные слова) (Титикака, Маракайбо)

5.Выводы урока (на слайде №27):

         Ю.Америка – самый обводненный материк Земли.

         Здесь протекают самые полноводные реки Земли.

         Большинство крупных рек Ю.Америки относятся к бассейну Атлантического океана.

         Питание рек преимущественно дождевое.

         Анды - главный водораздел рек Ю.Америки.

         В Ю.Америке мало крупных  озер

         В Ю.Америке находятся знаменитые водопады.

6.Домашнее задание:
с.152-153, отметить на контурной карте реки, озера и водопады, творческое задание