Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
SharePoint

Skip Navigation LinksМетодическая разработка урока

Методическая разработка урока по теме  «Простые вещества - металлы».

 

Технологическая карта урока.

Цель:

 Изучение особенность металлов как простых веществ.

Задачи:

      Образовательные:

- познакомить учащихся с понятиями «простое» и «сложное» вещество;

научить учащихся находить металлы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

- познакомить учащихся с важнейшими простыми веществами металлами: железом, алюминием, кальцием, магнием, натрием, калием;

- научить учащихся характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов;

- изучить  общие физические свойства металлов;

- продолжать формировать умения учащихся характеризовать химические элементы по их положению в ПСХЭ и выявлять закономерности изменения физических свойств от строения атомов металлов;

- установление межпредметных связей;

     - научить учащихся объяснять связь между составом, строением и свойствами   веществ.
      Воспитательные:

    - воспитывать настойчивость в достижении учебной цели, умение отстаивать свои взгляды;
    - повысить интерес учащихся к предмету;
   - воспитать внимательности, аккуратность во время ведения записей в тетради;
   - способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, стремлению соблюдать технику безопасности.
Развивающие: 
- развивить  мышление (учить мыслить комплексно, анализировать)
- формировать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь строения атомов металлов и их физические свойства, применение.
- развивать интерес к химии, к знаниям, к самостоятельному добыванию знаний.

 

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: коллекции металлов
Рабочее место учителя : ПК

Этапы урока

Дидактическая цель, задачи. Содержание

Методы,
приемы
 обучения

Формы
 учебной
 работы

Планируемые результаты

I. Организационный этап

Подготовить учащихся к работе.

Организация класса (использование системы голосования для определения присутствующих в классе)

Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка подготовки к уроку. Организация внимания. (использование интерактивной доски для показа презентации)

1 минута

Фронтальная

Полная готовность учащихся к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания учащихся

II. Этап проверки домашнего задания

Выявить выполнение домашнего задания, уровень знаний учащихся, определение недостатков, их причин.

На предыдущих занятиях мы начали изучение строение атомов. Выяснили, что основную информацию о строении атомов можно получить из положения химического элемента в ПСХЭ.

Организация проверки д/з
На столе у учащихся индивидуальные тесты
(использование системы голосования для выполнения тестовых заданий)

Примечание: осуществляется двойная проверка 

 

 



 

 

 

Рефлексия:
Выполняя д/з с какими трудностями вы столкнулись?

5-6 минут.

 

 

 

Проверка рабочих тетрадей учителем (наличие выполненных д/з)

Работа с ДМ (план характеристики химического элемента, особенности распределение электронов по энергетическим уровням)

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 


Групповая самостоятельная работа

 

 

 

Учащиеся озвучивают домашнее задание, самостоятельно проверяют правильность его выполнения (мультимедийно с использованием интерактивной доски как экрана)

 



 

 

Учащиеся называют те пункты плана характеристики химического элемента, которые они не усвоили.

Выявить уровень знаний по ранее изученной теме «ПСХЭ», Устранить пробелы в знаниях по пройденной теме. 

 

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Актуализация опорных знаний, подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урок, формирование познавательных мотивов.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

 

В природе существует множество неорганических веществ, которые можно разделить на две группы: простые и сложные. Полистайте учебник и попробуйте сами определить, какие вещества можно отнести к простым веществам, а какие к сложным.

Почему вы так решили?

Простые вещества – это вещества, состоящие из атомов одного вида элементов (Na,  O2,  N2)
Сложные вещества - это вещества, состоящие из атомов разных видов элементов (Na2О, H2S O4,  NH3)

Приложение №1

Сегодня нам предстоит познакомиться  с металлами, представителями простых веществ.

(использование интерактивной доски для показа презентации)

5-6 минут



Словесный. Приемы: Беседа.

 

 



Постановка вопросов на определения исходного уровня знаний.

 

 

 

 

 

Фронтальная

Актуализация опорных знаний.




Активная познавательная деятельность учащихся на последующих этапах урока.
Учащиеся, обращая внимание на химические формулы, предполагают какое вещество простое, какое сложное.

Варианты ответов учащихся, записываются ими в тетрадь в виде определений.

 

 

 

IV Этап усвоения новых знаний

Дать  представление о металлах как простых веществах. Выявить закономерности изменения физических свойств металлов от строения их атомов.

Сообщение темы изучение нового материала, цели, задач урока и мотивации учебной деятельности

Тема урока: Простые вещества – металлы

 


План:
1. Изучить историю металлов.
2.  Характеризовать металл как простое вещество.
3. Изучить физические свойства металлов, исходя из строения их атомов.                            

С металлами мы встречаемся повсеместно. Приведите примеры металлических предметов.

А как вы определили, что они состоят из металла?

А вы никогда не задумывались, почему металлы разного цвета? Почему они проводят электрический ток? Почему одну металлическую проволоку легко порвать, а другую нет?.....  На эти, и многие другие вопросы мы и постараемся сегодня ответить.

 

 

 (использование интерактивной доски для показа презентации и видеоролика)

Презентация с встроенным видеороликом
История изучения и использования металлов; нахождение металлов в природе;

Задание: На слайде №5 найдите ошибку и объясните ее.

Где же расположены элементы металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?

Если провести диагональ от Be к At , то элементы, расположенные в нижнем левом углу таблици  и d- и f-элементы  являются металлами, элементы расположенные вблизи диагонали Be, Al, Ti, Ge, Nb, Sb  и др, обладают двойственными свойствами.

Приложение №2

 

По положению элемента металла в ПСХЭ можно судить о строении его атома.

Задание:
 Дайте характеристику атома натрия , калия, кальция по плану
:
1. Название металла
2. Порядковый номер его элемента в ПСХЭ
3. Заряд ядра
4. Количество электронов, протонов и нейтронов
5. Номер периода, количество энергетических уровней.
6. Распределение электронов по энергетическим уровням
7. Электронная формула

 

Таким образом,  атомы металлов на последнем энергетическом уровне имеют 1 – 3 ē

Исключения:
Ge, Sn, Pb
- 4ē
Sb, Bi
- 5ē
Po - 6ē

8. У атомов металлов большие размеры атомных радиусов. Поэтому металлы легко отдают внешние электроны, проявляя себя восстановителями.

 

9. Связь:  металлическая.
(Наличие в кристаллической решетке металла электронного газа определяет его свойства проводить тепло и электрический ток.)

10. Физические свойства:
-
 
Твёрдость (эдинственный жидкий металл ртуть)
-    Плотность
-    Плавкость
-    Электро- и теплопроводность
-    Металлический блеск
-    Пластичность

 (использование интерактивной доски для показа презентации и видеоролика)

Подведем итог:
Как давно человеку известны металлы?
Где расположены металлы в ПСХЭ?
Каковы особенности строения их атомов?

Задание:
Объясните, с точки зрения строения атома алюминия, его свойства

 

14 - 15 минут



 

 

 

 

 

 

Словесный. Приемы: Беседа.

Постановка вопросов на определения исходного уровня знаний.

Проблемный вопрос направлен на создание мотивации учащихся и подготовки к изучению нового материала.



Слайд 1-8

 

 

Слайд №9-10
Работа с учебником

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

Слайд №11

 

 

 

 




 


Рассказ учителя

Слайд №12

 



Слайд №13 – 14

 



Слайд №15 – 21    Работа с учебником


Демонстрация физических свойств натрия и калия (ТБ при работе с щелочными металлами, способы из хранения – информация для общего развития)

 


Задание на доске

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Индивидуальная,  по вариантам
( взаимопроверкой, с последующим объяснением правильности выполнения задания)

Учащиеся устно называют предметы из металлов.
Учащиеся устно называют предположительные свойства.

 

Понимание учащимися


практической значимости
изучаемого
материала.















 

 

 

 

 

В тетрадях учащиеся записывают: Если провести диагональ от Be к At , то элементы, расположенные в нижнем левом углу таблици  и d- и f-элементы являются металлами, элементы расположенные вблизи диагонали Be, Al, Ti, Ge, Nb, Sb  и др., обладают двойственными свойствами.





Учащиеся, используя ДМ, выполняют задание в тетради

 

 



Учащиеся записывают содержание слайда в тетрадь (металлы являются восстановителями, уравнение полуреакции)

Учащиеся пролоджают под запись характеризовать натрий, калия, кальций как простое вещество.



Учащиеся находят и выписывают понятия в тетрадь и физические свойства натрия.

 

 

 



Учащиеся, имея перед собой ПСХЭ и алюминиевую проволоку, записывают в тетрадь полную характеристику алюминия как простого вещества.

 

V. Проверка понимания и закрепление нового материала учащимися.

Задание у доски:

Характеризуйте медь как простое вещество. Объясните ее физические свойства с точки зрения строения ее атома.

10 мин
Демонстрация образцов меди, работа с учебником и ДМ

Групповая работа

Один учащийся работает у доски, остальные ему помогают по необходимости.

Рефлексия:
На какие же ваши практические вопросы сегодняшний урок дал вам ответы?

Д/З: §13,  упр.1,3,4 (дать характеристику атому железа)

                                                                                       

5 мин

беседа

Фронтальная

Ответы учащихся.