Выявить выполнение домашнего задания, уровень знаний учащихся, определение недостатков, их причин.
На предыдущих занятиях мы начали изучение строение атомов. Выяснили, что основную информацию о строении атомов можно получить из положения химического элемента в ПСХЭ.
Организация проверки д/з На столе у учащихся индивидуальные тесты (использование системы голосования для выполнения тестовых заданий)
Примечание: осуществляется двойная проверка
Рефлексия: Выполняя д/з с какими трудностями вы столкнулись? |
5-6 минут.
Проверка рабочих тетрадей учителем (наличие выполненных д/з)
Работа с ДМ (план характеристики химического элемента, особенности распределение электронов по энергетическим уровням)
|
Индивидуальная
Групповая самостоятельная работа
|
Учащиеся озвучивают домашнее задание, самостоятельно проверяют правильность его выполнения (мультимедийно с использованием интерактивной доски как экрана)
Учащиеся называют те пункты плана характеристики химического элемента, которые они не усвоили.
Выявить уровень знаний по ранее изученной теме «ПСХЭ», Устранить пробелы в знаниях по пройденной теме.
|
Актуализация опорных знаний, подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урок, формирование познавательных мотивов.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
В природе существует множество неорганических веществ, которые можно разделить на две группы: простые и сложные. Полистайте учебник и попробуйте сами определить, какие вещества можно отнести к простым веществам, а какие к сложным.
Почему вы так решили?
Простые вещества – это вещества, состоящие из атомов одного вида элементов (Na, O2, N2) Сложные вещества - это вещества, состоящие из атомов разных видов элементов (Na2О, H2S O4, NH3)
Приложение №1
Сегодня нам предстоит познакомиться с металлами, представителями простых веществ.
(использование интерактивной доски для показа презентации) |
5-6 минут
Словесный. Приемы: Беседа.
Постановка вопросов на определения исходного уровня знаний.
|
Фронтальная |
Актуализация опорных знаний.
Активная познавательная деятельность учащихся на последующих этапах урока. Учащиеся, обращая внимание на химические формулы, предполагают какое вещество простое, какое сложное.
Варианты ответов учащихся, записываются ими в тетрадь в виде определений.
|
Дать представление о металлах как простых веществах. Выявить закономерности изменения физических свойств металлов от строения их атомов.
Сообщение темы изучение нового материала, цели, задач урока и мотивации учебной деятельности
Тема урока: Простые вещества – металлы
План: 1. Изучить историю металлов. 2. Характеризовать металл как простое вещество. 3. Изучить физические свойства металлов, исходя из строения их атомов.
С металлами мы встречаемся повсеместно. Приведите примеры металлических предметов.
А как вы определили, что они состоят из металла?
А вы никогда не задумывались, почему металлы разного цвета? Почему они проводят электрический ток? Почему одну металлическую проволоку легко порвать, а другую нет?..... На эти, и многие другие вопросы мы и постараемся сегодня ответить.
(использование интерактивной доски для показа презентации и видеоролика)
Презентация с встроенным видеороликом История изучения и использования металлов; нахождение металлов в природе;
Задание: На слайде №5 найдите ошибку и объясните ее.
Где же расположены элементы металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?
Если провести диагональ от Be к At , то элементы, расположенные в нижнем левом углу таблици и d- и f-элементы являются металлами, элементы расположенные вблизи диагонали Be, Al, Ti, Ge, Nb, Sb и др, обладают двойственными свойствами.
Приложение №2
По положению элемента металла в ПСХЭ можно судить о строении его атома.
Задание: Дайте характеристику атома натрия , калия, кальция по плану: 1. Название металла 2. Порядковый номер его элемента в ПСХЭ 3. Заряд ядра 4. Количество электронов, протонов и нейтронов 5. Номер периода, количество энергетических уровней. 6. Распределение электронов по энергетическим уровням 7. Электронная формула
Таким образом, атомы металлов на последнем энергетическом уровне имеют 1 – 3 ē
Исключения: Ge, Sn, Pb - 4ē Sb, Bi - 5ē Po - 6ē
8. У атомов металлов большие размеры атомных радиусов. Поэтому металлы легко отдают внешние электроны, проявляя себя восстановителями.
9. Связь: металлическая. (Наличие в кристаллической решетке металла электронного газа определяет его свойства проводить тепло и электрический ток.)
10. Физические свойства: - Твёрдость (эдинственный жидкий металл ртуть) - Плотность - Плавкость - Электро- и теплопроводность - Металлический блеск - Пластичность
(использование интерактивной доски для показа презентации и видеоролика)
Подведем итог: Как давно человеку известны металлы? Где расположены металлы в ПСХЭ? Каковы особенности строения их атомов?
Задание: Объясните, с точки зрения строения атома алюминия, его свойства
|
14 - 15 минут
Словесный. Приемы: Беседа.
Постановка вопросов на определения исходного уровня знаний.
Проблемный вопрос направлен на создание мотивации учащихся и подготовки к изучению нового материала.
Слайд 1-8
Слайд №9-10 Работа с учебником
Рассказ учителя
Слайд №11
Рассказ учителя
Слайд №12
Слайд №13 – 14
Слайд №15 – 21 Работа с учебником
Демонстрация физических свойств натрия и калия (ТБ при работе с щелочными металлами, способы из хранения – информация для общего развития)
Задание на доске
|
Фронтальная
Индивидуальная, по вариантам ( взаимопроверкой, с последующим объяснением правильности выполнения задания) |
Учащиеся устно называют предметы из металлов. Учащиеся устно называют предположительные свойства.
Понимание учащимися
практической значимости изучаемого материала.
В тетрадях учащиеся записывают: Если провести диагональ от Be к At , то элементы, расположенные в нижнем левом углу таблици и d- и f-элементы являются металлами, элементы расположенные вблизи диагонали Be, Al, Ti, Ge, Nb, Sb и др., обладают двойственными свойствами.
Учащиеся, используя ДМ, выполняют задание в тетради
Учащиеся записывают содержание слайда в тетрадь (металлы являются восстановителями, уравнение полуреакции)
Учащиеся пролоджают под запись характеризовать натрий, калия, кальций как простое вещество.
Учащиеся находят и выписывают понятия в тетрадь и физические свойства натрия.
Учащиеся, имея перед собой ПСХЭ и алюминиевую проволоку, записывают в тетрадь полную характеристику алюминия как простого вещества.
|