Технологическая карта урока
ФИО учителя |
Потапова Алла Александровна |
Школа |
МОУ СОШ №7 |
Предмет, класс |
Информатика, 10 класс |
Тема урока, |
«Построение таблиц истинности» |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Цель урока |
Сформировать навыки построения таблиц истинности |
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
обеспечить в ходе урока усвоение и первичное закрепление новых понятий
|
1. Развивать логическое мышление
2. Развивать внимание
3. Развивать память
4. Развивать речь учащихся
|
1. Воспитывать умение слушать учителя и одноклассников
2. Воспитывать аккуратность ведения тетради
3. Воспитывать дисциплинированность
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) |
Презентация "Построение таблицы истинности", текстовый документ |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
- ПК;
- Мультимедейный проектор;
- Принтер. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
ЭТАП 1 |
Организационный |
Цель |
Актуализация внимания учащихся на урок |
Длительность этапа |
2 минуты |
Форма организации деятельности учащихся |
Восприятие цели урока, настрой на урок |
Функции преподавателя на данном этапе |
Настроить учащихся на урок, сконцентрировать внимание учащихся на теме урока. |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Демонстрация презентация (1,2 слайд) |
ЭТАП 2 |
Повторение пройденного материала |
Цель |
Актуализация знаний учащихся |
Длительность этапа |
10 минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Работа по заданиям на карточках.
Проверка осуществляется с помощью демонстрации презентации (3,4,5,6,7) , |
Форма организации деятельности учащихся |
1 задание – работа по вариантам на карточках
2 задание – индивидуальная работа по разноуровневым заданиям на карточках |
Функции преподавателя на данном этапе |
организующая |
Промежуточный контроль |
выборочный |
ЭТАП 3 |
Изучение нового материала |
Цель |
Познакомить учащихся с этапами построения таблицы истинности |
Длительность этапа |
15 минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Демонстрация презентации (7-11 слайд) |
Форма организации деятельности учащихся |
Индивидуальная, |
Функции преподавателя на данном этапе |
Изложение нового материала |
ЭТАП 4 |
Закрепление новых знаний |
Цель |
Проверить степень понимания нового материала |
Длительность этапа |
10 минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Демонстрация презентации (12 - 20 слайд) |
Форма организации деятельности учащихся |
Самостоятельная работа учащихся в тетради |
Функции преподавателя на данном этапе |
Организующая, консультирующая |
Промежуточный контроль |
Самоконтроль |
ЭТАП 5 |
Контроль и самопроверка знаний |
Цель |
Проверить степень усвоения нового материала |
Длительность этапа |
10минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Демонстрация презентации (21,22 слайд),
карточки с заданиями |
Форма организации деятельности учащихся |
Индивидуальная, работа в паре |
Функции преподавателя на данном этапе |
Организующая, консультирующая, направляющая |
Промежуточный контроль |
Самоконтроль |
ЭТАП 6 |
Подведение итогов. Рефлексия |
Цель |
Обобщить знания учащихся полученные на уроке |
Длительность этапа |
5 минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Демонстрация презентации (23 слайд) |
Форма организации деятельности учащихся |
Рефлекторное осмысление |
Функции преподавателя на данном этапе |
организующая |
Итоговый контроль |
Оценивание каждого учащегося |
ЭТАП 7 |
Домашнее задание |
Цель |
Закрепление знаний полученных на уроке |
Длительность этапа |
2 минуты |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Демонстрация презентации (24 слайд) |
Форма организации деятельности учащихся |
индивидуальная |
Функции преподавателя на данном этапе |
консультирующая, направляющая |
Конспект урока.
1 ЭТАП 1 Организационный
Сегодня на уроке мы знакомимся с понятием «таблица истинности», научимся строить таблицы истинности.
В ходе урока нам предстоит:
1. вспомнить изученные вопросы темы «Алгебра логики»
2. изучить новый материал по теме «Построение таблицы истинности»
3. по результатам работы на уроке каждый получает оценку, характеризующую
эффективность усвоения материала
ЭТАП 2 Повторение пройденного материала
1 задание – работа в парах по вариантам
на Карточке 1,2 вставить пропущенные слова (приложение 1)
2 задание – индивидуальная работа на карточках по заданиям: 1 задание для слабых
учащихся, 2,3 - для сильных учащихся (приложение 2)
1) Даны высказывания: А= «3*3=9», В=»3*3=10» определить истинность составных
высказываний
- А Ù
- А Ù В
- В Ú
- А Ú В
2) По мишеням произведено три выстрела. Рассмотрено высказывание: Рк= «мишень
поражена к-ым выстрелом», где к=1,2,3. Что означают следующие высказывания.
- Р1 Ú Р2 Ú Р3
- Р1 Ù Р2 Ù Р3
3) Заполнить таблицу. 2 столбик – заполнить соответствующими составными высказываниями, 3-4 столбик заполнить 0 или1 .
Формула |
Высказывание |
Тигр |
Волк |
Бурундук |
Заяц |
A |
Зверь полосатый |
|
|
|
|
B |
Зверь хищный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А Ú В |
|
|
|
|
|
А Ù В |
|
|
|
|
|
Проверка заданий осуществляется устно правильные ответы демонстрируются на слайдах презентации
ЭТАП 3 Изучение нового материала
Таблица истинности – это таблица, показывающая, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний
Алгоритм построения таблицы истинности:
1. подсчитать количество переменных n в логическом выражении;
2. определить число строк в таблице m = 2n;
3. подсчитать количество логических операций в формуле;
4. установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;
5. определить количество столбцов в таблице: число переменных плюс число операций;
6. выписать наборы входных переменных ;
7. провести заполнение таблицы истинности по столбикам, выполняя логические операции в соответствии с установленной в п.4 последовательностью
Наборы входных переменных, во избежание ошибок, рекомендуют перечислять следующим образом:
а) определить количество наборов входных переменных;
б) разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю часть колонки 0, а нижнюю —1;
в) разделить колонку значений второй переменной на четыре части и заполнить каждую четверть чередующимися группами 0 или 1, начиная с группы 0;
г) продолжать деление колонок значений последующих переменных на 8, 16 и т.д. частей и заполнение их группами 0 или 1 до тех пор, пока группы 0 и 1 не будут состоять из одного символа.
Приоритеты операций
- отрицание
- конъюнкция
- дизъюнкция
- импликация
- эквивалентность
Пример Для формулы AÙ (B Ú Ù ) построить таблицу истинности алгебраически
A |
B |
C |
|
|
Ù |
B Ú ( Ù ) |
AÙ (B Ú Ù ) |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Количество логических переменных 3, следовательно, количество строк в таблице истинности должно быть 23 = 8.
Количество логических операций в формуле 5, следовательно количество столбцов в таблице истинности должно быть 3 + 5 = 8.
ЭТАП 4 Закрепление новых знаний
1.Построить таблицы истинности для следующих выражений:
(Задания выведены на слайде. Каждое задание выполняется на доске, задание со «*» повышенной сложности)
а) АÙ (ВÚ );
б)АÙ (ВÙВ→С);
* в)АÚ (ВÚ ) ÙАÚ (В→С);
2.Выбрать составное высказывание, имеющее ту же таблицу истинности, что и ( Ù (В Ù С ) ).
(Задание выведено на слайд. Таблица истинности для выражения в ( Ù (В Ù С ) ).
выполняется на доске, для выражений 1-4 таблицы истинности строятся в тетради)
1) А Ù В Ú С Ù А;
2) А Ù (В Ú С);
3) А Ú ( Ú ).
4) (А Ú В) Ù (А Ú С);
ЭТАП 5 Контроль и самопроверка знаний
Индивидуальная работа по вариантам, после выполнения заданий идет проверка в парах с оцениванием.
Вариант 1
- Составить таблицы истинности
(А Ú В) Ù ( Ú А ÚВ)
- Заполнить пустые ячейки таблицы
А |
В |
|
(А Ú В) |
|
Ù |
А Ú Ù |
|
0 |
|
0 |
|
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
|
0 |
1 |
|
|
1 |
0 |
|
|
|
|
0 |
|
0 |
0 |
1 |
Вариант 2*
- Составить таблицы истинности
((Х Ú Y) Ù (С Ú Z)) Ù (Z ÚY)
- Заполнить пустые ячейки таблицы
А |
В |
С |
С Ú А |
(С Ú А) →В |
0 |
0 |
|
0 |
1 |
0 |
|
0 |
|
|
|
0 |
1 |
|
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
ЭТАП 6 Подведение итогов. Рефлексия
Личностное осмысление каждым учеником результатов урока:
1. Что было наиболее трудным?
2. Что удалось лучше всего?
ЭТАП 7 Домашнее задание
Уровень знания: знать, что такое таблица истинности, уметь строить таблицу истинности
Уровень понимания: составить таблицы истинности и определить истинность формулы
1. ( А→В) Ù (АÙВ)ˇ(АÙВ)
2. Ú Ú B Ù АÙВ