- Приветствие.
- Тема урока.
- Ребята! Кто скажет, изучением какой темы мы занимаемся уже несколько уроков?
- Перед вами на доске записаны различные понятия. Определите каждый для себя, что из перечисленного вы уже знаете и умеете, а что ещё нет. То, что известно, передвинем в верхнюю часть слайда.
- Исходя из этого, сформулируйте цель нашего урока, чему должны научиться.
- На прошлом уроке мы говорили о том, что такое алгоритм, о формах их записи и о линейных алгоритмах.
1) Соотнесите на слайде:
- понятия и их определения,
- изображения блока схемы, и какой шаг он обозначает в алгоритме.
Устная работа в группах – 2 мин.
Учитель на интерактивной доске соотносит пары (понятие – определение) в соответствии с ответами учащихся.
2) Посмотри мультфильм и расставь команды в БЛОК-СХЕМУ в нужном порядке:
Завари чай (1гр)
Сделай бутерброд (2гр)
Слепи снеговика (3 гр.)
На выполнение задания 2 мин.
Учитель на интерактивной доске расставляет команды в соответствии с ответами учащихся.
Составить словесный алгоритм передачи сообщения по телефону
- Ребята, как вы думаете, а как из данных команд построить блок-схему?
Ситуации, когда заранее известна последовательность требуемых действий, встречается крайне редко. В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившихся обстоятельств. Что демонстрируется в нашей задаче.
Логику принятия решения можно записать так ЕСЛИ <условие> ТО <действия 1> ИНАЧЕ <действия 2>
А блок схемы выглядит так
Да Нет
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается одна, либо другая последовательность действий, называется разветвляющимся алгоритмом.
А что такое условие?
А теперь давайте напишем логику принятия решения для задачи про телефон и расставим оставшиеся команды в блок-схему задачи.
На слайде делаем записи со слов учащихся, а затем расставляем команды.
- Ребята! У каждой группы на столе есть конверт, где находятся различные задания. Работая в группе, выполните одно из предложенных заданий (или более по желанию). Время на работу – 10 минут. Каждый участник группы выполняет одно и то же задание, затем обязательно сверяется результат с членами группы.
Через отведённое время представитель каждой группы показывает результат работы на интерактивной доске.
- Как вы считаете, ребята, справились ли вы с заданием? Все ли ребята одинаково хорошо работали в группе?
- Ребята, а сейчас вернёмся к самому началу вашей работы с карточками. С чего вы начали свою работу после того, как определились с выбором задания?
- Что делали затем?
Делаются записи на интерактивной доске по ходу ответов учащихся.
- Таким образом, вы сейчас составили алгоритм построения блок-схемы разветвляющегося алгоритма. Запишем этот алгоритм в тетрадь. Он пригодится вам ещё неоднократно при работе с алгоритмами.
- А сейчас давайте вернёмся к началу нашего урока. Посмотрите внимательно на этот слайд. Кто помнит, какое было задание по этому слайду?
- Сейчас, в своей группе, обсудите можно ли теперь что-то ещё изменить на этом слайде. На обсуждение – 30 сек.
- Почему?
- Итак, ребята, что на уроке вы сегодня освоили?
- Какие знания вам потребовались для этого?
А теперь, вернемся к поставленным нами целям урока и каждый для себя ответит, добился ли он этих целей.
Ответим на вопросы
- Что называется алгоритмом с ветвлением? Условием?
- Как строить блок-схемы алгоритмов с ветвлением для решения задач.
- Молодцы, все поработали хорошо, со всеми заданиями справились.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что больше всего?
- Где были трудности, почему?
- Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. У вас на столах лежат листы с лесенками из трех ступенек. На какую ступеньку вы бы себя поставили в каждом случае? (Отметьте кружком).
Исходя из ваших и моей оценки я поставлю общую оценку за урок.
Домашнее задание.