Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
SharePoint

Skip Navigation Linksконспект урока в 6 классе по информатике

Тема урока: Разветвляющиеся алгоритмы.

3-ий урок по теме АЛГОРИТМЫ.

Класс – 6

Учебник: Л. Л. Босовой.

Цели урока: - создать условия для:

·          формирования представления о разветвляющихся алгоритмах;

·         освоения приёмов разработки разветвляющихся алгоритмов.

Задачи урока:

·        Воспитательная: способствовать воспитанию ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера.

·        Учебная: способствовать повторению основ и определений, контроль за уровнем усвоения материала, формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.

·        Развивающая: способствовать развитию алгоритмического мышления.

Программное обеспечение: Smart Board.

План урока:

1.      Целепологание;

2.      Актуализация знаний;

3.      Изучение нового материала;

4.      Самостоятельная работа учащихся в группах;

5.      Самоконтроль учащихся;

6.      Обобщение знаний;

7.      Контроль;

8.      Рефлексия;

9.      Выставление оценок;

10.  Домашнее задание.

 Подгруппа (12 человек) перед началом урока разделена на 3 группы, определён «капитан»  каждой группы.


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

 

1. Целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  условие

Действия 1

Действия 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4. Самостоятельная работа учащихся в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Самоконтроль учащихся.

 

 

6. Обобщение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Контроль

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание.

 

  1. Приветствие.
  2. Тема урока.

- Ребята! Кто скажет, изучением какой темы мы занимаемся уже несколько уроков?

- Перед вами на доске записаны различные понятия. Определите каждый для себя, что из перечисленного вы уже знаете и умеете, а что ещё нет. То, что известно, передвинем в верхнюю часть слайда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Исходя из этого, сформулируйте цель нашего урока, чему должны научиться.

 

 

- На прошлом уроке мы говорили о том, что такое алгоритм, о формах их записи и о линейных алгоритмах.

1) Соотнесите на слайде:

- понятия и их определения,

- изображения блока схемы, и какой шаг он обозначает в алгоритме.

Устная работа в группах – 2 мин.

Учитель на интерактивной доске соотносит пары (понятие – определение) в соответствии с ответами учащихся.

2) Посмотри мультфильм и расставь команды в БЛОК-СХЕМУ в нужном порядке:

Завари чай (1гр)

Сделай бутерброд (2гр)

Слепи снеговика (3 гр.)

На выполнение задания 2 мин.

Учитель на интерактивной доске расставляет команды в соответствии с ответами учащихся.

Составить  словесный алгоритм передачи сообщения по телефону

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, как вы думаете, а как из данных команд построить блок-схему?

 

 

 

 

 

 

Ситуации, когда заранее известна последовательность требуемых действий, встречается крайне редко. В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившихся обстоятельств. Что демонстрируется в нашей задаче.

Логику принятия решения можно записать так  ЕСЛИ <условие> ТО <действия 1> ИНАЧЕ <действия 2>

А блок схемы выглядит так

 

 Да                                                     Нет

 

 

 

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается одна, либо другая последовательность действий, называется разветвляющимся алгоритмом.

А что такое условие?

 

 

 

 

 

 

А теперь давайте напишем логику принятия решения для задачи про телефон и расставим оставшиеся команды в блок-схему задачи.

На слайде делаем записи со слов учащихся, а затем расставляем команды.

 

- Ребята! У каждой группы на столе есть конверт, где находятся различные задания. Работая в группе, выполните одно из предложенных заданий (или более по желанию). Время на работу – 10 минут. Каждый участник группы выполняет одно и то же задание, затем обязательно сверяется результат с членами группы.

Через отведённое время представитель каждой группы показывает результат работы на интерактивной доске.

 

 

- Как вы считаете, ребята, справились ли вы с заданием? Все ли ребята одинаково хорошо работали в группе?

 

- Ребята, а сейчас вернёмся к самому началу вашей работы с карточками. С чего вы начали свою работу после того, как определились с выбором задания?

- Что делали затем?

Делаются записи на интерактивной доске по ходу ответов учащихся.

 

 

 

 

 

- Таким образом,  вы сейчас составили алгоритм построения блок-схемы разветвляющегося алгоритма. Запишем этот алгоритм в тетрадь. Он пригодится вам ещё неоднократно при работе с алгоритмами.

 

- А сейчас давайте вернёмся к началу нашего урока. Посмотрите внимательно на этот слайд. Кто помнит, какое было задание по этому слайду?

 

- Сейчас, в своей группе, обсудите можно ли теперь что-то ещё изменить на этом слайде. На обсуждение – 30 сек.

 

- Почему?

- Итак, ребята, что на уроке вы сегодня освоили?

- Какие знания вам потребовались для этого?

 

А теперь, вернемся к поставленным нами целям урока и каждый для себя ответит, добился ли он этих целей.

Ответим на вопросы

- Что называется алгоритмом с ветвлением? Условием?

- Как строить блок-схемы алгоритмов с ветвлением для решения задач.

- Молодцы, все поработали хорошо, со всеми заданиями справились.

 

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Что больше всего?

- Где были трудности, почему?

- Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. У вас на столах лежат листы с лесенками из трех ступенек. На какую ступеньку вы бы себя поставили в каждом случае? (Отметьте кружком).

 

Исходя из ваших и моей оценки я поставлю общую оценку за урок.

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

-Алгоритмы.

 

 

Учащиеся называют уже известные им понятия, которые учитель передвигает в верхнюю часть слайда, в нижней части останутся неизученные понятия.

 

В результате деятельности учащихся (их ответов) в нижней части останется:

- Условие;

- Разветвляющиеся алгоритмы;

- Построение блок-схем разветвляющихся алгоритмов.

 

 

 

 

 

 

- Узнать что такое разветвляющийся алгоритм и условие;

- учиться строить блок-схемы разветвляющихся для решения задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

Представители групп по очереди отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представители групп по очереди отвечают.

 

Ответы учащихся. Выбирается один ответ, например что-нибудь такое 

Сними трубку

Дождись гудка

Набери номер

Гудок длинный? (если гудок длинный)

да – дождись ответа, передай сообщение 

нет - положи трубку 

 

Сними трубку

   Дождись гудка

    Набери номер

Варианты ответов учащихся.

 

 

 

 

 

 

Далее возникли трудности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся. Выбирается один ответ, например что-нибудь такое 

Условие – это  высказывание, которое может быть либо истинным, либо ложным (Условие – это предложение, которое начинается со слова ЕСЛИ.)

 

Ответы учащихся.

- если гудки длинные

      То дождись ответа

       Передай сообщение

       Положи трубку

       Иначе положи трубку

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в группах.

 

 

Один из участников каждой группы, представляет решение задачи на интерактивной доске. (Используются заготовки на интерактивной доске)

 

Ответы учащихся. Ответы «капитанов».

 

 

 

- Определили, какой это алгоритм линейный или разветвляющийся.

- Определили условие.

-Определили, какие действия нужно выполнить до условия.

- Определили, какие действия выполняются, если условие выполняется.

- Определили, какие действия выполняются, если условие не выполняется.

- Составили блок схему.

 

 

Учащиеся записывают алгоритм в тетрадь.

 

- Передвинуть в верхнюю часть то, что уже нам известно, что умеем делать.

 

бота в группах, обсуждение.

Отвечают «капитаны» каждой из групп по очереди.

- Оставшиеся записи теперь можно передвинуть вверх тоже.

- Ответы учащихся.

 

 Работают с раздаточным материалом

  

 

 

 

 

Слайд 1. Тема Алгоритмы

 

 

Слайд 2:

Алгоритм

Исполнители

Дискретность

Массовость

Детерминированность

Конечность

Понятность

Блок-схема

Условие

Линейный алгоритм

Разветвляющийся алгоритм;

Построение блок-схем линейных алгоритмов

Построение блок-схем разветвляющихся алгоритмов.

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

Слайд 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7.

Записаны логика принятия решения и блок схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8. для возврата к слайду с задачей нажимаем кнопку перехода на слайде

 

Задания на карточках (Примечание 1):

Сходи в кино

Погуляй с другом

Полей цветок

Соберись в школу (1, 2, 3)

Слайды 9-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13. Заголовок –«Алгоритм построения блок-схемы разветвляющего алгоритма для решения задачи»

Всё остальное вписывается по ходу ответов учащихся.

Кнопка на Слайде 13 (переход на

Слайд 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

Слайд 14. Домашнее задание:

Составьте блок-схему к песне

 

 


Приложение 1. Карточки с заданиями.

1 группа.

Карточка 1

1) Расставь команды алгоритма «Сходи в кино».


  1. Начало
  2. Если ………………………..
  3.        То………………………
  4.         Иначе………………….
  5. ……………………………..
  6. ……………………………..
  7. ……………………………..
  8. Конец

Сядь в автобус

Дойди до кинотеатра

Дойди до остановки

Выйди из автобуса

Дождись автобуса

Есть время до начала сеанса

 

 


2) Расставь команды на схеме алгоритма «Сходи в кино». Вместо знаков ? впиши ДА или НЕТ

     начало

           конец

?

?

Сядь в автобус

Дойди до кинотеатра

Дойди до остановки

Выйди из автобуса

Дождись автобуса

Есть время до начала сеанса

 

 

 

Карточка 2.

На фрагменте алгоритма «Соберись в школу»  выдели команды, которые будут выполнены, если в расписании уроков есть ХИМИЯ и ФИЗИКА.

Возьми учебник физики

Возьми учебник химии

Возьми форму

Есть урок физики ?

Есть урок химии?

Есть урок физ-ры?

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Да


                                                           

   Конец


 

2) Расставь команды на схеме алгоритма «Полей цветок». Вместо знаков ? впиши ДА или НЕТ

?

?

?

?

Начало

Конец

 

Поставь лейку на место

Возьми лейку

Земля сухая

В лейке нет воды

Полей землю