3.
Объяснение нового материала.
|
Ввести понятие давления, единицы измерения давления.
Показать зависимость давления от силы давления и площади опоры.
Выяснить способы увеличения и уменьшения давления.
|
Вопрос классу:
Прежде чем говорить о давлении, давайте вспомним, от чего зависит результат действия силы на тело?
Давайте посмотрим, от чего еще может зависеть результат действия силы.
Демонстрация:
«Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры».
Рассказ учителя:
До сегодняшнего урока мы изучали случаи, когда сила, действовавшая на тело, была приложена к телу лишь в одной точке. Мы так и говорили: «Точка приложения силы». Теперь мы приступаем к изучению ситуаций, когда сила, действующая на тело, приложена к телу во множестве точек, то есть действует на некоторую площадь поверхности этого тела.
Силу, прикладываемую перпендикулярно поверхности, называют силой давления. По своей природе сила давления может быть любой, кроме силы трения, которая направлена параллельно поверхности.
Необходимо добавить, что твердые тела передают силу давления, сохраняя ее направление. Благодаря этому свойству твердых тел, мы можем воздействовать твердым инструментом на обрабатываемое тело в нужном направлении: копать землю лопатой, резать ножом различные материалы, и т.д.
Величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади, на которую она действует, называется давлением.
Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.
Обозначают давление прописной латинской буквой .
Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.
За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 перпендикулярно этой поверхности. Эта единица имеет и собственное название и обозначение: . Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля.
Посмотрите таблицу, в которой приведены примеры давлений, встречающихся в природе, быту и технике.
Величина давления имеет большое значение не только в жизни человека, но и в жизни животных. Например, заяц, оказывающий давление в 1,2 кПа может сравнительно легко убежать от волка, который оказывает давление 12 кПа, по рыхлому снегу, но не спасется от него на твердой почве.
Человеку тоже тяжело передвигаться по снегу, поэтому он использует лыжи.
Вернемся к формуле, по которой можно определить давление: . Величина, стоящая в знаменателе – площадь поверхности. Не исключено, что при решении задач нам потребуется вычислить площадь поверхности какой-нибудь геометрической фигуры.
Посмотрите внимательно на формулу давления .
Между силой давления и давлением существует прямо пропорциональная зависимость, то есть чем больше сила, тем больше давление и наоборот, чем меньше сила, тем меньше давление.
Зарисуйте в тетрадь график зависимости давления от силы давления при постоянной площади опоры.
Если говорить о зависимости давления от площади опоры, то здесь наблюдается обратно пропорциональная зависимость, то есть чем больше площадь опоры, тем меньше давление и наоборот, чем меньше площадь соприкосновения тел, тем давление больше.
Зарисуйте в тетрадь график зависимости давления от площади опоры при постоянной силе давления.
Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..
Чтобы уменьшить давление следует…..
На следующих слайдах вы можете видеть примеры увеличения и уменьшения давления.
Вопрос классу:
Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить. |
Слайд № 3 (правильный ответ появляется позже по щелчку мыши)
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
(учитель соединяет стрелочками величины и их буквенные обозначения)
Слайд № 7
(позже по щелчку мыши появляется фотография Блеза Паскаля)
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайды №
14-19 |
Предлагают варианты ответа:
- От модуля силы,
- От направления действия силы,
- От точки приложения.
Предлагают вариант ответа: от площади опоры.
Записывают определение в тетрадь.
Записывают определение и формулу в тетрадь.
Записывают определение в тетрадь
Обучающийся делает доклад
Зарисовывают график в тетрадь.
Зарисовывают график в тетрадь.
Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить силу давления или уменьшить площадь опоры.
Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления.
Приводят примеры.
|
4.
Решение задач по теме «Давление» |
Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации |
Переходим к решению задач. У вас на столах лежат листочки с задачами двух уровней (Приложение № 2) задачи уровня «α» будут решены на доске; кто хочет, может решать задачи уровня «β» самостоятельно в своих тетрадях .
Задача № 1:
Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса среднего слона 3,5 тонны, площадь подошвы 700 .
Задача № 2:
С какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала , а производимое им давление составляет Па? |
Слайды
№ 20, 21
Слайды
№ 22, 23 |
Один из обучающихся решает задачу у доски, остальные в тетради.
Один из обучающихся решает задачу у доски |