Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
SharePoint

Skip Navigation LinksУрок физики

Урок физики с применением интерактивной доски

 

Тема: «Давление твердых тел".

Класс: 7.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Цель урока:Сформировать четкие представления о давлении твердых тел.

 

Задачи урока:

Познавательные:

Ввести понятия «давление», «единицы измерения давления».

Показать зависимость давления от силы давления и площади опоры.

Выяснить способы увеличения и уменьшения давления.

Развивающие:

Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации.

Используя интегрированный подход, показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе, быту и технике.

Способствовать формированию рефлексивных умений обучающихся

Воспитывающие:

Формировать научное мировоззрение, целостную картину мира.

Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы деятельности.

Воспитывать аккуратность при оформлении работ, культуру речи при ответах у доски, уважение ко всем участникам образовательного процесса.

 

Оснащенность: Интерактивная доска, ПК, мультимедийный проектор; презентация к уроку карточки с задачами , аквариум с песком, дощечка с гвоздями, груз.

 

Демонстрация: зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

 

Домашнее задание:

прочитать §28, ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы;

определить давление, которое вы производите на пол при ходьбе и стоя на месте;

 найти информацию о площади острия шипов растений, когтей, зубов, клыков животных и о площади соприкосновения животных с землей;

 

Ход урока

 

 

Этап урока

 

 

Задачи этапа урока

 

Деятельность учителя

Слайд презентации

 

Деятельность обучающихся

1.  Вступительное слово учителя.

Настроить учащихся на работу.

Вступительное слово

Как-то раз спросили розу: «Отчего, чаруя око, Ты колючими шипамиНас царапаешь жестоко?»

Ребята, сегодня на уроке вы сможете узнать ответ на этот вопрос. Вы познакомитесь с новой физической величиной, которая поможет объяснить некоторые природные факты и понять устройство и принцип действия некоторых инструментов и механизмов, используемых в быту и технике.

Слайд  № 1

 

 

 

2.

Целе-полагание.

Сформулировать  цель урока.

Объявление цели  урока:

Тема сегодняшнего урока “Давление”.

Цель – познакомиться с понятием  “давление”, единицами измерения давления,  примерами давления в живой природе, в быту и технике.

Слайд № 2

Записывают тему урока в тетрадь.

 

3.

Объяснение нового материала.

 

Ввести понятие давления, единицы измерения давления.

Показать зависимость давления от силы давления и площади опоры.

Выяснить способы увеличения и уменьшения давления.

 

Вопрос классу:

Прежде чем говорить о давлении, давайте вспомним, от чего зависит результат действия силы на тело?

 

Давайте посмотрим, от чего еще может зависеть результат действия силы.

Демонстрация:

«Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры».

 

Рассказ учителя:

До сегодняшнего урока мы изучали случаи, когда сила, действовавшая на тело, была приложена к телу лишь в одной точке. Мы так и говорили: «Точка приложения силы». Теперь мы приступаем к изучению ситуаций, когда сила, действующая на тело, приложена к телу во множестве точек, то есть действует на некоторую площадь поверхности этого тела.

 

Силу, прикладываемую перпендикулярно поверхности, называют силой давления. По своей природе сила давления может быть любой, кроме силы трения, которая направлена параллельно поверхности.

Необходимо добавить, что твердые тела передают силу давления, сохраняя ее направление. Благодаря этому свойству твердых тел, мы можем воздействовать твердым инструментом на обрабатываемое тело в нужном направлении: копать землю лопатой, резать ножом различные материалы, и т.д.

 

Величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади, на которую она действует, называется давлением.

 

Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.

 

Обозначают давление прописной латинской буквой .

 

Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.

 

За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1  перпендикулярно этой поверхности. Эта единица имеет и собственное название и обозначение: .  Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля.

 

Посмотрите таблицу, в которой приведены примеры давлений, встречающихся в природе, быту и технике.

 

Величина давления имеет большое значение не только в жизни человека, но и в жизни животных. Например, заяц, оказывающий давление в 1,2 кПа может сравнительно легко убежать от волка, который оказывает давление 12 кПа, по рыхлому снегу, но не спасется от него на твердой почве.

 

Человеку тоже тяжело передвигаться по снегу, поэтому он использует лыжи.

 

Вернемся к формуле, по которой можно определить давление: Величина, стоящая в знаменателе – площадь поверхности. Не исключено, что при решении задач нам потребуется вычислить площадь поверхности какой-нибудь геометрической фигуры.

 

Посмотрите внимательно на формулу давления .

Между силой давления и давлением существует прямо пропорциональная зависимость, то есть чем больше сила, тем больше давление и наоборот, чем меньше сила, тем меньше давление.

Зарисуйте в тетрадь график зависимости давления от силы давления при постоянной площади опоры.

 

Если говорить о зависимости давления от площади опоры, то здесь наблюдается обратно пропорциональная зависимость, то есть чем больше площадь опоры, тем меньше давление и наоборот, чем меньше площадь соприкосновения тел, тем  давление больше.

 

Зарисуйте в тетрадь график зависимости давления от площади опоры при постоянной силе давления. 

 

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..

 Чтобы уменьшить давление следует…..

 На следующих слайдах  вы можете видеть примеры увеличения и уменьшения давления.

Вопрос классу:

Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить.

Слайд № 3 (правильный ответ появляется позже по щелчку мыши)

 

 

 

 

Слайд № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 6

(учитель соединяет стрелочками величины и их буквенные обозначения)

 

 

 

 

 

Слайд № 7

(позже по щелчку мыши появляется фотография Блеза Паскаля)

 

 

Слайд № 8

 

 

 

Слайд № 9

 

 

 

 

 

 

Слайд № 10

 

 

 

 

 

Слайд № 11

 

 

 

 

 

Слайд № 12

 

 

 

 

 

Слайд № 13

 

 

 

 

 

 

Слайды №

       14-19

Предлагают варианты ответа:

  • От модуля силы,
  • От направления действия силы,
  • От точки приложения.

Предлагают вариант ответа: от площади опоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение и формулу  в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающийся  делает доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарисовывают график в тетрадь.

 

 

 

Зарисовывают график в тетрадь.

 

Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить силу давления или уменьшить площадь опоры.

Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления.

 

Приводят примеры.

 

4.

Решение задач по теме «Давление»

Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации

Переходим к решению задач. У вас на столах лежат листочки с задачами двух уровней (Приложение № 2) задачи уровня «α» будут решены на доске; кто хочет, может решать задачи уровня «β» самостоятельно в своих тетрадях .

Задача № 1:

Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса среднего слона 3,5 тонны, площадь подошвы 700 .

Задача № 2:

С какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала , а производимое им давление составляет Па?

 

 

 

 

Слайды

№ 20, 21

 

 

Слайды

№ 22, 23

 

 

 

 

 

Один из обучающихся решает задачу у доски, остальные в тетради.

Один из обучающихся решает задачу у доски

5.

Закрепление изученного материала.

Проверить усвоение материала, выявить пробелы в понимании материала.

Задача № 3:

На рисунке изображен один и тот же кубик, который сначала положили на горизонтальную поверхность (случай I), а затем на наклонную плоскость (случай II). Площадь одной грани кубика равна S, а его вес равен Р. Можно ли определять давление кубика на поверхность по формуле  в первом и втором случае? Задача № 4:

Выразите в паскалях и килопаскалях следующие значения давления.

 Задача № 5:

Кто может объяснить с точки зрения физики, почему же шипы розы колючие?

Слайд № 24

 

.

 

 

 

 

Слайд № 25

 

Слайд № 26

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Один из обучающихся выполняет перевод величин маркером на доске.

Отвечают на вопрос.

6.

 Рефлексия.

Подвести итоги урока.

Беседа по вопросам:

·  Какая цель стояла перед нами на этом уроке?

·  Достигнута ли наша цель?

· Что нового Вы узнали на уроке?

· Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?

·Отметьте положительные моменты урока.

· Что можно было сделать еще лучше?

В заключении  учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке  и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Слайд № 27

Обучающиеся рефлексируют  и анализируют  деятельность на уроке.

7.

Объявление домашнего задания.

Объявить домашнее задание.

Прочитать §28, ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы;

определить давление, которое вы производите на пол при ходьбе и стоя на месте;

 Найти информацию о площади острия шипов растений, когтей, зубов, клыков животных и о площади соприкосновения животных с землей.

Слайд № 28

 

Записывают домашнее задание в дневник.